История рынка государственных ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:21, реферат

Описание работы

Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношение займа, в которых должником выступает государство, орган государственной власти и управления. Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Важнейшим источником развития экономики, нового промышленного подъема должно стать становление рынка ценных бумаг, истинное предназначение которого заключается в покрытии бюджетного дефицита, перераспределении собственности и получении спекулятивной прибыли, но и в стимулировании инвестиций в различные сферы экономики.

Файлы: 1 файл

ценные бумаги.docx

— 49.88 Кб (Скачать файл)

Введение

Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношение займа, в которых должником  выступает государство, орган государственной  власти и управления. Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Важнейшим источником развития экономики, нового промышленного подъема должно стать становление рынка ценных бумаг, истинное предназначение которого заключается в покрытии бюджетного дефицита, перераспределении собственности и получении спекулятивной прибыли, но и в стимулировании инвестиций в различные сферы экономики.  С ростом объемов эмиссии и спектром видов государственных долговых обязательств в соответствии с потребностью устойчивости финансового рынка. Важной задачей стоящей перед министерством финансов России, является использование накопленного опыта по организации рынка государственных ценных бумаг для реализации стратегической линии – увеличения сроков заимствования. Постепенно формировался фондовый рынок, обслуживающий инвестиционные проекты в производстве, жилищном строительстве. Развитие российской экономики требует повышения результативности функционирования рынка государственных ценных бумаг, который оказывает непосредственное воздействие на формирование государственного бюджета, обеспечение эффективности денежно-кредитной политики, поддержание активности работы всех сфер экономики. Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, в связи с чем, его позитивные и негативные характеристики напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора экономики. Рынок государственных ценных бумаг, государственные ценные бумаги, их различная предназначенность и целевые аспекты требуют постоянного изучения и анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.История рынка государственных ценных бумаг в России

Рынок ценных бумаг в России существовал  задолго до октябрьских событий 1917 года. Выделяются три периода  возникновения ценных бумаг в  Царской России: Первый период – с 1769 года до конца 50-х годов XIX века. Этап возникновения и начала становления рынка ценных бумаг как преимущественно государственных ценных бумаг. Второй период – с 60-х гг. XIX в. по 1897 год. Этот период совпал с завершением денежной реформы (введением «золотой валюты»). Важнейший этап интенсивного развития полноценного рынка ценных бумаг. Третий период – с 1897 по 1913 г. На этом этапе происходит становление и развитие зрелого рынка ценных бумаг. Еще при Екатерине II, в 1769 г. впервые появились государственные ценные бумаги в форме облигационного внешнего займа России, который был размещен на голландском рынке. В последующие два с половиной столетия Россией было занято примерно 15 млрд. рублей. При этом большая часть долга была погашена накануне революции. Для ведения всех дел по внешним займам тогда же в России был образован "Комитет, уполномоченный для проведения денежных негоциаций в иностранных землях", который просуществовал до 1810 года. Он состоял из канцлера или вице-канцлера, генерал-прокурора и государственного казначея.

Обязанности этого Комитета состояли в следующем:

  • ведение переговоров по открытию внешнего займа с банкирами с утверждением всех условий по займам;
  • получение и распространение государственных облигаций;
  • контроль за платежом, срокам по займам и процентами.

Государственный Казначей распоряжался заграничными фондами и должен был заблаговременно переводить суммы по платежам по внешним займам. После смерти Екатерины II по докладу государственного казначея барона Васильева 18 января 1798 г. Павлом I была учреждена особая «Контора придворных банкиров» для внешних переводов казенных сумм, платежей и комиссий, осуществлявшихся правительственными чиновниками и учреждениями. Ей были предоставлены функции о снабжении двора всеми необходимыми вещами из-за границы, то есть ведение иностранных торговых операций, а также осуществление всех платежей по внешнему государственному долгу. 25 июня 1811 г. Контора придворных банкиров была упразднена. В это время основным источником бюджетного дефицита являлся выпуск бумажных денег, что приводило к инфляции. И в манифесте от 2 февраля 1810 года по предложению М.М Сперанского Правительство объявило о выпуске внутреннего государственного займа для погашения бумажно-денежного долга. В мае того же года был выпущен 6%-ный, семилетний заем на 100 млн. рублей ассигнациями – первый внутренний заем России. Правда, в результате дефицита долгосрочных свободных капиталов и недоверия имущих слоев населения к новой форме государственного кредита заем был реализован лишь на 3,2 млн. руб. В 1810 году была образована «Комиссия погашения государственного долга». На основе ее устава (1817 г.) была утверждена «Государственная долговая книга». Это явилось важным шагом в документировании государственного долга. Почти все выпущенные в России и за границей государственные займы были занесены в долговую книгу. Деятельность комиссии была направлена на сокращение текущего долга по выпущенным облигациям. Для достижения этой цели были выпущен ряд облигационных займов – бессрочных и долгосрочных, внешних и внутренних. После того как в 1810 году Россия выпустила первый внутренний государственный заем, началась история формирования ее фондового рынка. Это проявилось, прежде всего, в возникновении бирж, на которых обращались ценные бумаги. На протяжении XIX и в начале XX века государственный бюджет России был дефицитным. Русский государственный долг особенно быстро рос во второй половине XIX века, когда шло активное строительство железных дорог и выкуп казной частных. Государственные ценные бумаги железнодорожных займов заняли в истории ценных бумаг России особое место. Так на средства, полученные от пяти внешних облигационных займов с 1851 по 1893 г. была построена линия «Москва-Петербург». А по инициативе Александра II началось применение «системы железнодорожных гарантий», которая заключалась в обеспечении правительством доходности капитала, вложенного в железнодорожные предприятия в виде ценных бумаг. Эта система дала сильный толчок в развитии железнодорожной отрасли и целевых ценных бумаг. Почти все железнодорожные ценные бумаги выпускались и обращались на иностранных фондовых рынках, что демонстрировало высокий экономический потенциал и имело важное значение для формирования национального фондового рынка. В России благодаря использованию ценных бумаг за несколько десятилетий свершилось «железнодорожное чудо» – протяженность рельсовых путей России достигла 70,9 тыс. км. Параллельно с обращением государственных ценных бумаг шло развитие ценных бумаг, связанных с деятельностью хозяйственных субъектов – векселя и акции. В России первый вексельный устав был составлен при Петре I по образцу Лейпцигского вексельного устава, он был многократно переработан, прежде чем в 1902 году вышел новый вексельный устав. Он представлял собой значительное достижение по сравнению с предшествующими вексельными уставами, созданными исключительно по иностранным образцам. По мере развития банковской системы России расширялось кредитование хозяйства под залог векселей и в форме их учета. Пик развития вексельного обращения относится к этапу зрелого капитализма. После отмены крепостного права рынок ценных бумаг продолжал развиваться быстрыми темпами. В это время шел ускоренный процесс создания акционерных обществ, что обусловило рост значения акций на рынке. Государственные ценные бумаги в это время продолжали играть основную роль на российском фондовом рынке, хотя постепенно стали уступать место акциям и облигациям корпораций. Русско-Японская война в начале XX века еще более увеличила государственную задолженность, которая постепенно достигла в 1911 году 9,06 млрд. рублей. Затем началось ее медленное снижение. Условия займа и время определялись по решению правительства. Государственные облигации выпускались двух видов – именные и на предъявителя. Последние по желанию владельца могли быть заменены именными. При этом превращение предъявительских бумаг в именные происходило за казенный счет, а расходы по обратной процедуре нес владелец облигаций. Перечень долговых обязательств был чрезвычайно разнообразен, но если судить по размеру номинального процента, то в составе государственного долга преобладали четырехпроцентные займы (как по числу, так и по сумме долга). Эти твердо-процентные ценные бумаги занимали ведущее место на фондовом рынке, их объем на 1 января 1913 года равен 2820 млн. руб. Второе место после четырехпроцентной государственной ренты занимали пятипроцентные облигации и третье – трехпроцентные бумаги. Все государственные ценные бумаги, размещенные в то время на рынке, в зависимости от срока погашения делились на краткосрочные, долгосрочные и бессрочные. После октябрьских событий декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 23 декабря 1917 г. все операции с ценными бумагами были запрещены. Были аннулированы облигации внутренних и внешних займов. Это, с одной стороны, освободило страну от платежей по государственному долгу, с другой – привело к отказу от исторического опыта использования ценных бумаг, разрушило фундамент международного кредита и торговых отношений между Россией и западными державами. После окончания гражданской войны страна приступила к восстановлению народного хозяйства, проводя новую экономическую политику (НЕП). С целью привлечения свободных средств для восстановления экономики правительство перешло к активному использованию ценных бумаг на новых политических и экономических условия. Так в период с 1922 по 1927 гг. были выпущены самые разнообразные займы с различными сроками, доходностью, формами выплаты дохода, способами размещения и т.д. Первые займы, выпущенные в 1922-1923 гг., носили натуральную форму – исчислялись в хлебной и сахарной единицах. Это было связано с отсутствием нормальной денежной системы, обесцениванием валюты и острой нехваткой жизненных средств в форме хлеба и сахара. Займы были выпущены беспроцентными и на короткий срок. Уже после проведения денежной реформы (1922-1924 гг.) займы стали выпускаться в денежном исчислении. По срокам займы были:

    • краткосрочные (не более 1-го года);
    • среднесрочные (от 2-х лет до 5-ти);
    • долгосрочные (6, 7, 10 лет).

Основная тенденция заключалась  в постепенном увеличении доли среднесрочных  и долгосрочных займов. По способу размещения займы делились на добровольные, добровольно-принудительные и принудительные. Размещение займов в принудительном порядке объяснялось недоверием населения к советским займам и неблагоприятной обстановкой в стране. По выплате дохода облигации займов подразделялись на процентные, беспроцентные, выигрышные и процентно-выигрышные. В целом доходность займов была выгодной для покупателей, к тому же держатели облигаций займов имели ряд дополнительных льгот, что обеспечивало высокую ликвидность государственных ценных бумаг. Выпуск государственных ценных бумаг имел существенное значение для преодоления бюджетного дефицита. К концу восстановительного периода государственный бюджет сводился с положительным сальдо. Значение государственных ценных бумаг не ограничивалось покрытием бюджетного дефицита. Они были использованы при проведении денежной реформы в 1922-1924 гг. Например, в 1923 году был выпущен гарантированный правительством краткосрочный заем Наркомата путей сообщения в форме транспортных сертификатов на сумму 24 млн. рублей золотом сроком на 9 месяцев - один год. Номинал облигаций определялся в 5 рублей золотом. Сертификаты были предназначены для покрытия расходов железных дорог и для оплаты транспортных услуг. Они стали играть заметную роль в денежном обращении, т.к. в то же время параллельно были введены две валюты – советские знаки и твердые червонцы большого достоинства. Мелкий хозяйственный же оборот остро нуждался в твердой денежной единице - купюре меньше червонца. Как раз такой потребности соответствовал 5-руб. сертификат, застрахованный от обесценения. Таким образом, он носил характер казначейских денежных знаков особого рода. К концу 1924 года вместо официальной неизменной цены государственные ценные бумаги стали размещаться по рыночному курсу. Новая экономическая политика открыла дорогу развитию других элементов рынка ценных бумаг. Восстанавливается вексельное обращение и акционирование. Начиная с 1927 г. страна вступила в стадию индустриализации, Правительство изменило курс первого этапа на развитие фондового рынка. Главной формой размещения государственных ценных бумаг стала «подписка в рассрочку», которая после 1930года стала единственной. Она заключалась в добровольно-принудительном характере размещения и оплаты облигаций. Подписка в рассрочку проводилась следующим образом: сберкассы выдавали инструкции о порядке размещения займа, бланки для его учета и оформления и авансовую сумму облигаций предприятиям, учреждениям и сельских Советам. Последние выдавали подписчикам подписной лист, который содержал фамилию подписчика и сумму, на которую приобретались облигации. Затем эти подписные листы передавались в бухгалтерии для удержания взносов из заработной платы рабочих и служащих. Крестьяне первый взнос выплачивали в десятидневный срок после подписки, рабочие и служащие - в течение срока рассрочки - 10 месяцев. Все взносы перечислялись через Госбанк в государственный бюджет. Начиная с 1927 года, государственные предприятия были обязаны помещать все свои запасные и резервные средства в государственные ценные бумаги. Кооперативные и акционерные (паевые) общества в приобретаемые государственные ценные бумаги должны были вкладывать 60% резервных средств. Состав кредитов расширялся до всех юридических лиц. Для содействия распространения государственного кредита были организованы специальные комиссии, которые действовали на всех предприятиях и организациях под общим руководством Центральной комиссии при Президенте ЦИК СССР. В течение 1930-1941гг. правительство проводило реформу в сфере государственного кредита, которая выражалась в унификации облигаций государственных займов путем их конверсии. Был выпущен ряд новых займов (под названием внутреннего займа пятилетки) для обмена облигаций ранее выпущенных займов. Конверсия привела все займы к единому стандарту – двадцатилетнему сроку. Приобретение займов не было привлекательным для населения, поскольку они приносили всего 3-4% дохода к номинальной стоимости, вместо прежних 8-10%. К тому же было принято решение о переносе даты погашения займа на 10-19 лет. Великая отечественная война потребовала огромных финансовых ресурсов. Государственные займы служили одним из существенных источников средств для финансирования военных расходов. В течение 1942-1946 гг. было выпущено четыре "военных займа" на общую сумму 72 млрд. рублей сроком на 20 лет, исходя из 4% годовых. После окончания войны был утвержден четвертый пятилетний план - план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945-1960 гг. Была необходима конверсия всех займов. В 1948 году был выпущен новый конверсионный заем - государственный двухпроцентный заем для обмена облигаций займов, выпущенных до 1947 года (кроме выигрышного займа 1936 года, часть которого обменивалась на наличность, часть - на облигации трехпроцентного внутреннего выигрышного займа 1947 года). Обмен облигаций займов проводился сберегательными кассами на предприятиях, учреждениях и колхозах в пределах определенного периода. После конверсии объем долга сократился в несколько раз, уменьшились платежи по займам. С 1946 по 1957гг. было выпущено пять займов восстановления и развития народного хозяйства СССР и семь займов развития народного хозяйства (выпуска 1961-1967 гг.) сроком на 20 лет. Доход выплачивался только в виде выигрышей. Кроме того, еще два займа были выпущены сроком на 26 лет; внутренний выигрышный заем 1947 года и четырехпроцентный внутренний выигрышный заем 1947 года. Возникла ситуация, когда текущие расходы по обслуживанию госзаймов стали превышать поступления от размещения новых облигаций. Поэтому в 1957 году ЦК КПСС И Совет Министров СССР приняли постановление "О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза", согласно которому, в основном, прекратился дальнейший выпуск новых займов, было отсрочено погашение ранее выпущенных займов на 20 лет и перестали проводиться выигрышные тиражи. Таким образом, после окончания периода НЭПа рынок ценных бумаг России перестал существовать, хотя государство и выпускало под этими названиями принудительно размещаемые займы. С этого практически нулевого состояния начинается современная история возрождения рынка ценных бумаг, начало которой относится к периоду "перестройки". Переход России к рыночной экономике, сокращение государственной собственности в результате приватизации, высокий уровень инфляции и многое другое сделали неизбежным выпуск государством долговых ценных бумаг. Все они в руках государства стали инструментом для получения капитала через фондовый рынок. Выпуску государственных ценных бумаг в России предшествовало создание требуемой нормативной базы, представленной указами Президента, постановлениями Правительства, приказами Министерства Финансов РФ и Центрального банка РФ. Важнейшим событием следует признать подписание 22 апреля 1996 года Президентом РФ Федерального закона “ О рынке ценных бумаг”. принятого 20 марта 1996 года Государственной Думой. Оно означало, что государство окончательно приняло и закрепило важность фондового рынка как средства инвестирования, регулирования инвестиционного процесса и сбережений частных накоплений населения и юридических лиц. Данный Закон регулирует отношения, связанные именно с рынком ценных бумаг: правовые основы деятельности профессиональных участников, их виды, понятие и порядок выпуска эмиссионных ценных бумаг, порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг и ее объем, полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и пр. Законом определено, что Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг становится органом государственного регулирования на рынке. Создаются условия для проведения согласованной государственной политики в этой области. Вводится процедура регулирования рынка, значительное место в которой отведено ФКЦБ России и саморегулируемым организациям профессиональных участников. Рынок государственных ценных бумаг является наиболее объемным и развитым. К началу 1996 года значительных масштабов достигла практика использования государством финансовых инструментов рынка ценных бумаг по следующим направлениям:

1.Выпуск государственных ценных бумаг в целях финансирования дефицита государственного бюджета государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

2.Реструктуризация внутреннего валютного долга - выпуск облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ).

3.Связывание части свободных денежных средств на основе денежной приватизации (инвестиционные торги и конкурсы, залоговая приватизация).

 В августе 1998 года  произошел финансово-банковский кризис. После 17 августа средние дневные обороты рынка упали в несколько раз. В 1999 году  рынок акций снова начал активно расти, быстро развивался и рынок корпоративных облигаций. Российские акции в 1999 г. были самыми быстрорастущими в мире. Одна из причин успеха — внедрение биржами листинга ценных бумаг, что означало наличие определённых гарантий качества финансовых инструментов. В 2000 году началось размещений на ММВБ облигаций ряда крупных российских банков и финансовых компаний (Внешторгбанк, Гута-банк, Кредит Свисс Ферст Бостон Капитал и др.). В 2001 году появилась возможность заключать и исполнять сделки РЕПО с корпоративными ценными бумагами. В 2002 году начались торги по облигациям внешних облигационных займов РФ (еврооблигациям). В 2004 году  общий оборот сделок на фондовой секции ММВБ достиг $142 млрд. Был создан институт биржевых специалистов, призванный развивать ликвидность по акциям «второго эшелона». В 2006 году общий объём торгов на фондовом рынке составил более $500 млрд. В 2007 году общий объём торгов на фондовом рынке составил более $1,1 трлн. В 2008 году суммарный объём торгов на всех рынках группы ММВБ составил $5,8 трлн. Из всего вышесказанного следует сделать вывод- рынок ценных бумаг успешно развивается с каждым годом.

 

 

 

 

 

 

 

2. Информационное и техническое  обеспечение рынка ценных бумаг.

     Информационное и техническое обеспечение  осуществляется  следующими объектами  рынка ценных бумаг:

      • фондовые биржи;
      • систему внебиржевой торговли;
      • регистраторов (реестродержателей);
      • депозитарии;
      • расчетно-торговые системы;
      • информационные агентства и сети.

     Фондовая биржа — организованный, постоянно функционирующий рынок, на котором совершаются сделки купли-продажи ценных бумаг. Фондовые биржи чаще всего имеют акционерную форму собственности. Срок деятельности биржи не ограничен по времени. Биржи в большинстве случаев являются некоммерческими предприятиями. Доходы биржи формируются за счет комиссионных, взимаемых за оказанные услуги, и обязательных платежей членов биржи, предусмотренных уставом. Существуют и другие источники доходов. Организационная структура фондовой биржи и органы ее управления приблизительно одинаковы во всех странах. Высшим органом управления биржи является Общее собрание акционеров (членов-пайщиков). В перерыве между собраниями функционирует биржевой совет. Исполнительным органом биржи является ее дирекция. На бирже действует несколько комиссий: арбитражная, листинговая, котировальная и клиринговая. Кроме того, имеются информационно-издательский отдел, отдел технического обеспечения и прочие вспомогательные подразделения. Листинговая комиссия осуществляет строжайший отбор ценных бумаг. Главная ее задача — недопущение на биржу ценных бумаг недостаточно надежных эмитентов. Листинговая комиссия разрабатывает правила допуска ценных бумаг к торгам. Листинг играет важную роль в процессе оценки акций. Фондовая биржа обычно предъявляет жесткие требования как к своим членам, так и к другим эмитентам ценных бумаг. Несмотря на это, большинство акционерных предприятий стремится попасть в биржевой котировочный бюллетень, что дает им ряд преимуществ:

      • включение в котировочный бюллетень фондовой биржи делает акции компании более известными и доступны ми, повышает их привлекательность для инвесторов, что способствует увеличению числа сделок с ними;
      • в случае выпуска новых видов ценных бумаг компании, акции которой котируются на фондовой бирже, издержки, связанные с их размещением, оказываются ниже по сравнению с расходами компаний, чьи акции обращаются на внебиржевом рынке ценных бумаг;
      • котировка акций на бирже приносит акционерной компании дополнительную известность, что увеличивает спрос на ее продукцию (услуги) на товарном рынке;
      • компании имеют возможность увеличить число своих акционеров, что позволяет распределять собственность между большим числом лиц и облегчает управление фирмой тем, кто владеет контрольным пакетом акций;
      • допуск к котировке на фондовой бирже способствует формированию реальных цен на акции компании и позволяет точнее определять ее ресурсный потенциал и стоимость активов.

Котировка акций на фондовой бирже выгодна также инвесторам, так как возрастает ликвидность акций эмитента, информированность общественности и обоснованность инвестиционных решений. В Российской Федерации установлены жесткие требования к проспекту эмиссии ценных бумаг, который должен содержать:

    • сведения об эмитенте;
    • данные о финансовом положении эмитента (эти сведения не приводятся в проспекте эмиссии при создании акционерного  общества, за исключением случаев преобразования в общество юридических лиц той или иной организационно-правовой формы собственности);
    • сведения о предстоящем выпуске эмиссионных ценных бумаг.

Условия размещения ценных бумаг:

1. Эмитент имеет право на размещение выпускаемых им ценных бумаг только после регистрации их выпуска.

2. Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг (акций и облигаций) не может превышать их количества, указанно- 
го в учредительных документах о выпуске ценных бумаг.

3. Эмитент вправе разместить меньшее количество ценных бумаг, чем указано в проспекте эмиссии; фактическое количество 
размещенных ценных бумаг указывается в отчете об итогах их выпуска, представляемом на регистрацию; доля неразмещенных 
ценных бумаг из числа, отраженного в проспекте эмиссии, определяется Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (ФКЦБ РФ), которая также устанавливает порядок возврата денежных средств инвесторов при несостоявшейся эмиссии.

Информация о работе История рынка государственных ценных бумаг в России