История рынка государственных ценных бумаг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:21, реферат

Описание работы

Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношение займа, в которых должником выступает государство, орган государственной власти и управления. Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Важнейшим источником развития экономики, нового промышленного подъема должно стать становление рынка ценных бумаг, истинное предназначение которого заключается в покрытии бюджетного дефицита, перераспределении собственности и получении спекулятивной прибыли, но и в стимулировании инвестиций в различные сферы экономики.

Файлы: 1 файл

ценные бумаги.docx

— 49.88 Кб (Скачать файл)

4. Эмитент обязан завершить размещение выпускаемых им ценных бумаг в течение одного года от даты начала эмиссии, если действующим законодательством Российской Федерации не определены иные сроки их размещения; не допускается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее, чем через две недели после обеспечения всем потенциальным инвесторам возможности доступа к информации о выпуске; информация о цене размещения ценных бумаг может быть раскрыта в день начала размещения этих бумаг.

5. При публичном размещении или обращении выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент не вправе предоставлять преимущество для приобретения этих бумаг одним потенциальным владельцам перед другими. 

Однако имеются исключения из этого общего правила:

    • при эмиссии государственных ценных бумаг;
    • при предоставлении акционерам общества преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций в момент принятия решения об эмиссии;
    • при введении эмитентом ограничений на приобретение его ценных бумаг нерезидентами.

Не позднее 30 дней после  окончания размещения ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска ценных бумаг. Он содержит следующие сведения:

    • даты начала и окончания размещения ценных бумаг;
    • фактическая цена размещенных ценных бумаг (по их видам в выпуске);
    • количество размещенных ценных бумаг;
    • общий объем поступлений денежных средств за размещенные ценные бумаги, в том числе общий объем внесенных денежных средств в рублях и иностранной валюте.

Регистрирующий орган  рассматривает отчет эмитента в  двухнедельный срок и при отсутствии претензий регистрирует его. Оценка условий эмиссии ценных бумаг является заключительным этапом изучения их инвестиционной привлекательности. Предметом такого изучения являются следующие аспекты деятельности эмитента:

    • цели эмиссии;
    • условия и периодичность выплаты дивидендов акционерам;
    • степень участия отдельных владельцев в управлении акционерным обществом и другие интересующие инвесторов сведения, содержащиеся в эмиссионном проспекте. Следует иметь в виду, что на практике предлагаемый эмитентом размер дивидендов часто не носит характера не только юридических, но и контрактных обязательств. Поэтому ориентироваться только на величину дивиденда, приходящегося на одну обыкновенную акцию, вряд ли целесообразно. Многое зависит от конъюнктуры фондового рынка, финансового положения эмитента и от других факторов.

     На основе исследования перечисленных выше параметров, характеризующих рыночную активность акционерного общества и перспективы его развития, делается вывод об инвестиционной привлекательности эмитента. Надежным и перспективным объектом инвестирования считается акционерное предприятие с устойчивым финансовым положением, растущим объемом продаж и прибыли, с высокой нормой чистой прибыли на капитал, с низким уровнем финансового риска. Из числа ценных бумаг, отвечающих правилам допуска к торгам, формируется биржевой список, который вместе с другими материалами передается в котировальную комиссию. Котировальная комиссия ведет учет ценных бумаг, принимает их к котировке и рекомендует первоначальную котировочную цену. Уже в процессе торгов котировальная комиссия регистрирует наивысшую цену, предлагаемую покупателем, и наименьшую цену, предлагаемую продавцом. Котировальная комиссия информирует участников торгов о курсах ценных бумаг и объемах сделок. Клиринговая комиссия занимается послеторговыми операциями в форме организации расчетов между участниками фондовых сделок, а также организует доставку товара новым владельцам. Арбитражная комиссия является исполнительным органом фондовой биржи и занимается разрешением возникающих споров между участниками сделок относительно правомерности и законности той или иной операции. Информационно-издательский отдел осуществляет централизованное информационное обеспечение и курсовой контроль, издает биржевой бюллетень, справочники, рекламные проспекты и оказывает другие виды услуг, вытекающие из характера его деятельности. Отдел технического обеспечения выполняет организационно-вспомогательную работу по обеспечению нормального функционирования всех подразделений фондовой биржи. В обязанности отдела входят контроль за работой и профилактика технического оборудования, средств связи и т.д. Кроме вышеназванных, на бирже действуют различные вспомогательные подразделения, которые занимаются решением чисто хозяйственных проблем. Основу внебиржевого рынка составляет разветвленная телефонная и компьютерная связь, посредством которой осуществляется обмен информацией о ценных бумагах. Во внебиржевом обороте работают, как правило, профессиональные посредники. Внебиржевой оборот занимает важное место в структуре фондового рынка, так как его непосредственными участниками являются центральный банк и коммерческие банки. Центральный банк осуществляет на внебиржевом рынке операции с ценными бумагами в целях регулирования денежного обращения и управления государственным долгом. На внебиржевом рынке обращается наибольшее количество ценных бумаг. Регистраторы (реестродержатели) — специализированные участники фондового рынка, которые осуществляют ведение реестров акционеров по договорам с эмитентами. Появление регистраторов связано с процессами приватизации и созданием первых акционерных обществ для ведения реестров акционеров. Под реестром акционеров понимается список владельцев именных ценных бумаг одного выпуска, составленный на определенную дату. С помощью такого списка можно идентифицировать собственников и количество принадлежащих им ценных бумаг. Реестры могут вести банки, инвестиционные институты, специализированные регистраторы. Эмитенты ценных бумаг с числом акционеров более тысячи обязаны передать ведение реестра одному из вышеперечисленных институтов. Депозитарий предназначен для хранения ценных бумаг, а также организации их учета. Хранение ценных бумаг в депозитариях осуществляется в двух видах: наличном и электронном. Наличное хранение подразумевает хранение в специальном помещении бланков ценных бумаг, выпущенных в документарной форме, а также осуществление контроля над всеми операциями депонирования и снятия. Электронное хранение происходит в виде оформления записей по счетам, которые хранятся в компьютерах. Для электронного хранения необходим единый централизованный депозитарий, в котором учитываются все сделки с ценными бумагами, выпущенными в безналичной форме. В таком случае операции по хранению в данном депозитарии включают регистрацию ценных бумаг в компьютерной системе депозитария и сверку с данными центрального депозитария. Клиентам депозитария открывают счета «Депо». Расчетно-торговая система создает условия для организации купли-продажи ценных бумаг и обеспечивает четкую и оперативную организацию расчетов между участниками фондового рынка. Информационные агентства и сети осуществляют информационное обеспечение рынка ценных бумаг, издают биржевые бюллетени, справочники, составляют аналитические обзоры.

 

3. Страхование ценных  бумаг

     Страховой и фондовый рынок в современных условиях - это две теснейшим образом взаимно переплетенные системы. Масштабы денежных потоков среднего страховщика на фондовом рынке часто бывают сопоставимы с объемом его операций с клиентами по прямому страхованию и превышают размеры перестраховочных операций. Статистика говорит о том, что без доходов от участия в операциях с ценными благами при сложившихся ценах и убыточности большинство  страховщиков просто не смогли бы выполнять обязательства перед клиентами.

    Особенность роли страховщиков как покупателей на рынке ценных бумаг в том, что будучи, по сути, универсалами, способными по своему финансовому положению вести абсолютно любые инвестиционные операции - от краткосрочных до долгосрочных, от сверхрискованных до безрисковых и т.п., страховые компании па деле оказываются весьма консервативными инвесторами. И дело здесь не столько в экономических, сколько в юридических и маркетинговых причинах. Пополнить ряды откровенных финансовых спекулянтов страховщикам в любом случае не дают строгие требования государственного надзора. Впрочем, к этому не располагает и преимущественная долгосрочность страховых операций. Тот же страхнадзор, ограничивая направления инвестиций по видам активов, вполне определенно ориентирует их на весьма осторожную инвестиционную политику. Хотя страховщик -покупатель чужого риска, рисковать сам он не имеет права. Погоня за сверхдоходностью обойдется ему не только в финансовые потери, которые, кстати, при умелом подходе и в нормальной экономической обстановке вовсе не обязательны. Кроме того, расплатой за инвестиционную неразборчивость будет потеря самого главного - доверия клиентов, их уверенности в надежности компании, что в конечном итоге гораздо важнее.

     Как представители весьма капиталоемкой отрасли, страховщики вынуждены выходить на рынок ценных бумаг и с противоположной стороны - как крупные получатели долевого и долгового привлеченного капитала. Это значит, что они вынуждены становиться эмитентами собственных акций и облигаций. Действуют они в рамках общих требований, и эмиссионная деятельность их мало чем отличается от компаний других отраслей. По масштабу суммарной эмиссионной деятельности и особенно по обращению ценных бумаг на вторичном рынке страховая отрасль является далеко не чемпионом, значительно отставая от банков или крупных финансово-промышленных корпораций. Однако роль отдельных крупных страховых открытых акционерных обществ оценивается как весьма серьезная. Для России это направление вообще не является актуальным. К тому же и здесь в принципе есть место ограничительным действиям органов страхового надзора - могут вводиться специальные пакеты требований к отчетам страховщиков перед своими акционерами, дополнительные разрешительные процедуры при выпуске ценных бумаг. Однако сегодня страховщики не ограничиваются традиционным привлечением капитала через фондовый рынок. Страховщики принимают на страхование риски инвесторов либо инвестируемых ими корпораций (эмитентов). Немаловажным условием привлекательности ценных бумаг является наличие у их эмитента договора страхования с надежным страховщиком. Простое упоминание о том, что, например, риск какого-то малоизвестного эмитента или организатора инвестиционного проекта застрахован, дает основания полагать, что инвестиции являются надежными (поскольку уважающий себя страховщик, прежде чем выдать полис, произведет детальную проверку проекта, которая не под силу рядовому инвестору). В принципе здесь страховщикам отводится роль управления риском в широком смысле этого слова, то есть это не только собственно страхование, но и оценка риска, отказ от страхования объектов с повышенной рискованностью (стимулирующий их владельца устранять риск и проводить снижающие риск мероприятия), превентивная деятельность за счет средств страховых резервов и т.п. Страховые организации наравне с банками и небанковскими кредитными учреждениями могут выступать гарантом, то есть выдавать гарантии по обязательствам клиентов. При этом, поручаясь за клиента, страховая организация берет на себя обязанность в случае его несостоятельности оплатить его долги третьим лицам. Действительно, в ряде случаев страховщику целесообразно не страховать определенный риск (например, невозврат заемных средств), а лишь поручиться за его носителя. Наличие гарантии крупной страховой организации также служит хорошим аргументом при определении надежности инвестиций, поэтому выдача гарантий на зарубежных рынках широко распространена. Для такой деятельности отводится специальный класс (вид) страховых операций, юридически регламентированный на уровне актов органов страхового надзора. В российских "Условиях лицензирования..." такого вида страхования не предусмотрено, однако это не означает, что российские страховщики не могут выдавать гарантии. Напротив, закон позволяет это делать, следовательно, выданная страховщиком гарантия будет признана действительной.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Рынок государственных ценных бумаг является одной из важных составляющих национальной финансовой системы ввиду выполнения государственными ценными бумагами значимых функций, таких как покрытие постоянного дефицита государственного бюджета и обслуживание систематической задолженности государства. Государственные ценные бумаги предоставляют возможность привлечения ресурсов для осуществления крупных проектов, для покрытия целевых расходов Правительства, а также в целях привлечения средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам. Ценные бумаги – это одно из величайших достижений человечества в области экономики. Российские ГЦБ с одной стороны должны отвечать реалиям отечественного рынка, а с другой – отражать общие для многих стран, проверенные временем экономические основы функционирования рынка ГЦЬ вообще и его современные инновации. Одним из основных критериев развития рынка государственных ценных бумаг является их доходность. Базой для определения доходности государственных облигаций служит их цена. Определение доходности государственных ценных бумаг с помощью различных методов, приведенных в параграфе 1.3, позволяет реально оценить ситуацию на рынке государственных облигаций и определить возможность наиболее выгодного вложения денежных средств. Многообразие государственных ценных бумаг предоставляет возможность выбора наиболее подходящего варианта для приобретателя ценных бумаг по критериям доходности, ликвидности и срокам обращения, а также способствует рациональному распределению привлекаемых денежных средств для нужд государства. Рынок государственных ценных бумаг в переходный период российской экономики прошел различные этапы, на протяжении которых наблюдались как положительные, так и отрицательные его особенности, обусловленные спецификой макроэкономического развития, постановкой и решением стратегических задач и текущим управлением рынком федеральных облигаций. В настоящее время разрабатываются различные способы совершенствования рынка государственных ценных бумаг, включая развитие инфраструктуры и внедрение новых технологий, которые в дальнейшем могут быть применены в различных областях российского финансового сектора. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Рынок государственных ценных бумаг Другов А. А., Могильницкая М. М. – 2011г.
  2. Рынок ценных бумаг  В.А. Галанова, А.И. Басова –2012г.
  3. Современный рынок российских ценных бумаг Селкина Н.В., Селкин С.В., Ботвина Е.Н – 2011г
  4. Федеральный закон № 39 – ФЗ от 22.04.1996 г. «О рынке ценных бумаг»
  5. Ценные бумаги В.И. Колесников, В.С. Торкановский-2010г.
  6. Рынок ценных бумаг Е.Ф. Жуков – 2012г.
  7. www .wikipedia.org

 

 

 

 


Информация о работе История рынка государственных ценных бумаг в России