Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургский национальный исследовательский
университет
информационных технологий, механики
и оптики» (Университет ИТМО)
Кафедра
Экономической теории и бизнеса
Реферат
по дисциплине Институциональная
экономика
на тему: « Издержки государства
на производство общественных благ и способы
их оптимизации»
Выполнил(а)
студент(ка) гр.4060
ФИО Поташева Т.В.
Проверила
к.ф.-м.н., доц. Гагулина Н.Л.
__________________
санкт-Петербург, 2014
Содержание
Ведение
В ХХ веке появилась и росла
смешанная экономика. Данное определение
предполагает, что это и есть комбинация
различных инструментов размещения редких
ресурсов между конкурирующими между
собой альтернативными целями. С одной
стороны, имеется такой общественный инструмент
как рынок, который через «невидимую»
движущую силу конкуренции использует
цены для размещения земли, труда, капитала
и фирм в производстве конечных потребительских
товаров. С другой стороны, наряду с рыночными
силами существуют и другие механизмы
размещения ресурсов, которые в целом
можно охарактеризовать как нерыночные.
Важнейшим среди них является деятельность
общественного сектора, представленного
государством.
Общественный (государственный)
сектор, представляя собой саморазвивающуюся
систему, характеризуется эволюционной
динамикой, в ходе которой происходит
последовательная адаптация механизмов
ее саморегуляции. Общественный сектор
выступает с одной стороны как институциональная
оболочка функционирования всей социально-экономической
среды, а с другой стороны, как отдельная
сфера хозяйствования, главным субъектом
в которой является государство. Выполняя
целый ряд функций, таких как корректирующая,
перераспределительная и стабилизационная,
общественный сектор представляет собой
важнейший вектор социализации хозяйственной
системы, т.е. ориентации ее на достижение
в первую очередь общественной эффективности
и социальной справедливости.
Целью данной работы является
выявление издержек государства на производство
общественных благ, а так же их способов
оптимизации.
В соответствие с поставленной
целью поставлены задачи:
- Рассмотреть структуру и механизм
организации государственного сектора.
- Рассмотреть основные причины
государственного финансирования производства
общественных благ.
- Ряд институциональных эффектов,
связанный с производством общественных
благ.
- Выявить пути повышения эффективности
производства
общественных благ и способы оптимизации издержек.
При написании работы привлекался
широкий круг источников и исследовательской
литературы.
Структуру данной работы составляют
введение, две главы, заключение и список
используемой литературы.
Глава
1. Государственный сектор экономики, как
производитель общественных благ
1.1 Структура и
механизм организации государственного
сектора экономики
Совокупность ресурсов, находящихся
в непосредственном распоряжении государства,
образует общественный сектор хозяйства.
Поскольку в общественном секторе доминирующее
место занимает деятельность государства,
то часто его называют государственным
сектором экономики. Общественный сектор
экономики – это сфера деятельности, ориентированная
на ликвидацию провалов рынка, создание
общих и социально значимых благ. Общественный
сектор является достаточно сложным образованием
и значительной мере пересекается с государством.
В его состав входят бюджетные учреждения,
государственные внебюджетные фонды и
государственные предприятия, и другие
объекты госсобственности. Однако, не
все предприятия, находящиеся в собственности
государства, ориентированы на производство
общественных благ. Не вполне корректно
относить к общественному сектору государственные
коммерческие предприятия, продукция
которых является рыночным товаром, обладает
свойствами конкурентности и исключаемости.
Помимо названных институтов,
к общественному сектору в широком смысле
слова относятся негосударственные некоммерческие
организации. Сектор некоммерческих организаций,
получивший большое развитие в ведущих
зарубежных странах, является важным элементом
гражданского общества. Эти структуры
осуществляют свою деятельность в сфере
провалов рынка и не ориентированы на
получение прибыли. Цели и задачи их деятельности
закрепляются в уставе. Некоммерческие
организации могут получать прибыль, но
она направляется исключительно на достижение
уставных целей. Важным отличием некоммерческих
организаций от государственных является
то, что они создаются на добровольных
началах и функционируют независимо. Они
отличаются большей открытостью и ответственностью
перед потребителями их услуг. В ряде случаев
некоммерческим организациям может передаваться
часть регулирующих функций, традиционно
выполняемых государством.
Общественный сектор – это
не только совокупность государственных
предприятий и организаций, находящихся
в собственности государства, но и денежные
средства. В связи с этим ключевую роль
среди компонентов общественного сектора
играют государственные финансы: государственный
бюджет, его доходы и расходы.
Общественный сектор представляет
собой такую область экономики или часть
экономического пространства, где в совокупности
определяются следующие специфические
условия:
- рынок не действует или частично
действует, следовательно, преобладает
нерыночный способ координации экономической
деятельности, нерыночный тип организации
обмена деятельностью;
- производятся, распределяются
и потребляются не частные, а общественные
блага;
- экономическое равновесие между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.
В отличие от рыночного, общественный
сектор имеет дело с общественными благами,
которые в большинстве своем не являются
предметом купли-продажи. В тех случаях,
когда происходит коммерческая сделка
по поводу общественного блага, она не
рассматривается как главный побудительный
мотив деятельности общественных организаций.
В связи с этим организации общественного
сектора называют некоммерческими. Поскольку
в общественном секторе доминирующее
место занимает деятельность государства,
то часто его называют государственным
сектором экономики. Структура общественного
сектора неоднородная и включает три подсектора:
государственный, добровольно-общественный,
смешанный. С одной стороны, смешанный
сектор занимает промежуточное положение
между общественным и рыночным секторами,
с другой – существует смежная зона внутри
общественного сектора между государственным
и добровольно-общественным подсекторами.
Масштабы общественного сектора
характеризуется как размерами государственной
собственности (запас ресурсов), так и
объемом государственных доходов и расходов
(потоки собираемых и расходуемых средств).
Общественный сектор традиционно занимает
прочные позиции в таких сферах деятельности,
как оборона, фундаментальные научные
исследования, образование, здравоохранение,
культура, коммунальное хозяйство. Масштабы
общественного сектора во многом зависят
не только от объективных экономических
возможностей страны, но также от традиций
и особенностей проводимой политики. Согласно
закону Вагнера (сформулированного еще
в конце Х I Х века) доля общественного
сектора в экономике постоянно увеличивается
в исторической перспективе. Немецкий
экономист связывал эту закономерность
с процессом завоевания публичными товарами
частного рынка.
В новых условиях хозяйствования,
когда государство выступает как один
из субъектов рынка, а в общественном секторе
начинают взаимодействовать наряду с
государственными и общественные, некоммерческие,
частные, смешанные организации возникает
необходимость изменения организационно-функциональной
конструкции государственных финансов,
которая позволит, сохраняя регулирующую
роль государства, обеспечить баланс между
объемом общественных потребностей и
возможностями их удовлетворения.
В первом случае речь идет о
спросе на общественные блага, во втором
случае об их предложении. Реальное существование
этих по природе рыночных явлений в нерыночном
общественном секторе обуславливает необходимость
установления равновесия между ними. Другими
словами необходим нерыночный механизм
балансирования, включенного в рыночный
экономический оборот общественного сектора.
В рыночном секторе подобным механизмом
является процесс свободного ценообразования,
в результате которого устанавливается
равновесие между спросом и предложением
на частные блага. Но и в этом случае рыночное
равновесие строится на косвенных институциональных
ограничениях, обозначаемых государством
(налоги, субсидии, лимитирование уровня
цен).
В общественном секторе регулирующий
механизм имеет принципиальную иную конструкцию
и специфику, обусловленную особенностями
спора и предложения общественных благ.
Природа общественных благ обуславливает
необходимость равномерного удовлетворения
спроса на них. Предложение же общественных
благ отличается тем, что реализуется
государственными и общественными организациями,
хотя большую часть затрат на получение
этих благ несет на себе потребители, то
есть члены общества в виде налогов, добровольных
платежей. В первом случае речь идет о
принуждении экономических агентов участию
в производстве общественных благ, во
втором случае о добровольном участие
их в этом процессе. На обеспечение равновесия
между спросом и предложением на общественные
блага влияет в большой степени та часть
указанного процесса, которая реализуется
в государственном секторе, так как значительный
объем общественных благ производится
именно здесь. Такого рода механизм балансирования
в отечественной литературе называют
финансово-бюджетным, которое устанавливается
между спросом и предложением на общественные
блага определяют как «бюджетное равновесие».
Концепция бюджетного равновесия раскрывает
природу и сущность механизма создания
и распределения, общественных благ, и
с учетом коллективного характера их потребления,
отражает необходимость использования
принудительных и обязательных инструментов
воздействия на субъектов хозяйствования
для обеспечения возможности формирования
общественных благ[1].
1.2 Основные причины
государственного финансирования производства
общественных благ. Ряд институциональных
эффектов, связанный с производством общественных
благ.
Общественный сектор призван
с помощью корректирующего и перераспределительного
инструментария государства обеспечивать
общество теми благами, которые являются
общественно необходимыми, но производство
которых, силу ряда естественных причин,
рыночный механизм либо не способен обеспечить,
либо обеспечивает, но в количестве, недостаточном
с точки зрения оптимизации общественного
благосостояния и достижения важных социальных
ориентиров.
Основными причинами государственного
финансирования производства таких благ
являются:
Низкая инвестиционная привлекательность для частного сектора;
Высокая экономическая и социальная
значимость;
Технологические особенности
производства этих благ.
Низкая инвестиционная
привлекательность, как правило, обусловлена наличием двух
важнейших характеристик этих благ: неконкурентности
в потреблении и неисключаемости из потребления.
Неконкурентность состоит в том, что использование
блага одним лицом не ведет к снижению
его количества, потребляемого другим
[2]. Неисключаемость из потребления заключается
в том, что взимание платы за использование
конкретного блага с потребителя невозможно
или крайне дорогостояще. Другими словами
невозможно исключить из его использования
тех, кто не платил за него. К таким благам
можно отнести национальную оборону, правовую
систему, национальное телевидение, на
локальном уровне – это мосты, дороги,
парки, городское освещение.
Высокая экономическая
и социальная значимость характеризуют ситуацию, когда определенный
на основе рыночного платежеспособного
спроса общий объем производимых и потребляемых
благ оказывается хронически заниженным
по сравнению объемом, оптимальным для
общества в целом [3]. В первую очередь это
касается технологического и социального
капитала общества, недопроизводство
которого в условиях рынка сдерживает
развитие всей экономической системы.
Такие блага, как правило, являются по
свойствам конкурентными либо перегружаемыми,
как в случае с клубными благами, и исключаемыми
из потребления, и в силу этого производятся
как общественным, так и частным сектором.
Привлечение общественного сектора необходимо,
т.к. «если их предоставлять исключительно
на частной основе, они станут привилегией
немногочисленных социальных групп» [4].
К ним можно отнести образование, здравоохранение,
культуру, спорт, фундаментальную науку.
В отношении технологического капитала
функцией государства должно быть стимулирование,
направление и ускорение структурных
и технологических изменений, необходимых
для долговременного экономического роста
и подъема страны на более высокую ступень
общественного развития .
Технологические
особенности производства общественных благ обусловлены характером
эффектов масштаба производства: как правило,
это блага, обладающие существенной экономией
от масштаба, и в силу этого образующие
естественные монополии. Так, государственные
предприятия и организации обычно доминируют
в сфере предоставления почтовых услуг,
железнодорожных и авиаперевозках, на
локальном уровне – в сфере общественного
транспорта, коммунальных услуг. В Великобритании,
Германии, Нидерландах государственные
предприятия производят основную часть
электроэнергии.