Издержки государства на производство общественных благ и способы их оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 13:23, реферат

Описание работы

В ХХ веке появилась и росла смешанная экономика. Данное определение предполагает, что это и есть комбинация различных инструментов размещения редких ресурсов между конкурирующими между собой альтернативными целями. С одной стороны, имеется такой общественный инструмент как рынок, который через «невидимую» движущую силу конкуренции использует цены для размещения земли, труда, капитала и фирм в производстве конечных потребительских товаров. С другой стороны, наряду с рыночными силами существуют и другие механизмы размещения ресурсов, которые в целом можно охарактеризовать как нерыночные. Важнейшим среди них является деятельность общественного сектора, представленного государством.

Файлы: 1 файл

реферат иэ.docx

— 95.44 Кб (Скачать файл)

Особенно актуально на данный период рассмотрение вопроса о будущем высшего образования России. Ученые высказывают свое мнение о возможном введении "образовательных ваучеров" или государственных именных финансовых обязательств (ГИФО) в систему высшего образования. В целом звучит обоснованное, с нашей точки зрения, отрицательное мнение относительно данного нововведения. Основные аргументы: отрицательный опыт в США, Великобритании.

3) Перспективны, с нашей точки зрения, разработка и осуществление проектов по созданию новых образовательных учреждений, медицинских организаций, и учреждений культуры, соучредителями которых выступают органы государственной власти, местного самоуправления и негосударственные организации, и отработка механизмов их финансирования и управления их деятельностью.

На территории нашего региона был успешно внедрен такой проект на базе преобразования ФК "Спартак". Его соучредителями стати администрация Костромской области и ведущие предприятия города Костромы. Внедрение таких проектов должно сопровождаться реформированием налоговой системы. Коммерческие предприятия должны иметь гарантии по снижению налогового бремени пропорционально своим вкладам в развитие производства общественных благ.

Эти проекты эффективны тем, что снимают часть налогового бремени с местных и региональных бюджетов; финансирование осуществляется без посредничества административного аппарата; добровольное финансирование коммерческими предприятиями - это акт прямого выражения интересов граждан.

4) При производстве общественных благ необходимо использовать разумные варианты сотрудничества общественного сектора с частным на основе контрактных отношений, конкурентного выбора

5)  Дальнейшее совершенствование правового обеспечения уже внедренных квазирыночньгх отношений. В частности, больницы должны быть реально включены в конкурирующую среду - в сфере заключения контрактов с клиентами больниц. Успешная конкуренция возможна, если отсутствует "прикрепление" пациента к одной больнице. Перечень бесплатных медицинских услуг, получаемых по страховому медицинскому полису обязательного страхования граждан, в оговоренных полисом медицинских учреждениях не должен зависеть от прописки гражданина.

6) В производстве общественных благ возникают противоречия в отношениях между обществом и государством. Развитие влияния общества на государство связано с формированием институтов гражданского общества. "Без развитых институтов гражданского общества система экономических отношений неизбежно деформируется в сторону самовоспроизводящейся олигархизации, криминализации, бюрократических извращений". Об этом же еще в самом начале реформ в России предупреждал Р. Патнэм: "Без норм взаимопомощи, без сетей ассоциативности и гражданской ответственности аморальная семейственность, клиентализм, беззаконие, неэффективная власть и экономический застой окажутся более вероятным исходом, чем действительная демократия и развитие экономики". Гражданское общество образуется социальными институтами и социальными сетями, нормами. Развитие производства общественных благ, как национальных, так и локальных (региональных, муниципальных) зависит от развитая гражданского общества, повышения степени ответственности чиновников разного ранга перед гражданами.

Региональный аспект решения данных противоречий рассмотрим на примере Костромской области. В Костромской области за счет бюджетных (общественных) средств финансируются следующие отрасли: автомобильный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, культура, искусство и кинематография, социальная политика, молодежная политика, физическая культура и спорт, здравоохранение, социальная защита, летний отдых, особо выделяются расходы на содержание органов управления. Распоряжение финансовыми средствами общества осуществляется на конечном этапе производства общественных благ комитетами областного и муниципального уровней, некоторыми муниципальными предприятиями (среди которых АТП и ЖКХ).

Об эффективности распоряжения менеджерами (госслужащими) общественными средствами житель Костромской области может судить, получая информацию (часто неофициальную) из соседних областей: тарифы на проезд в общественном транспорте, на оплату жилья, доплаты из местных бюджетов учителям и т.д., которые в большинстве случаев не в пользу Костромской области. Анализ эффективности производства общественных благ должен проводиться и на официальном уровне. Практика таких исследований существует в развитых демократических странах. В целом нельзя однозначно заявить (согласно этим исследованиям), что частный сектор во всех случаях эффективнее государственного. Однако, во многих случаях расточительность государственного сектора огромна.

Неэффективный менеджер (часто и коррумпированный), который имеет право распоряжаться огромными общественными средствами, - это менеджер, приспособившийся к современным институциональным условиям и опирающийся на норму неподотчетности избирателю. Финансовая информация о деятельности муниципальных предприятий и комитетов, публикуемая в СМИ: рост кредиторской задолженности, рост доли административных расходов и др., могла бы стать одним из инструментов воздействия на неэффективных менеджеров.

7) Несмотря на то, что государство в основном должно решать проблему производства общественных благ, во многих странах, а также в современной России развивается некоммерческий сектор, чтобы дополнить данное производство. Эффективность некоммерческого сектора во многом задана его функциями, которые имеют существенные отличия от функций государства в предоставлении общественных благ. Так, если государство:

- обеспечивает конституционно  провозглашенные социальные гарантии, то некоммерческий сектор экономики  осуществляет производство благ  и услуг сверх этих гарантий;

- пытается обеспечить  всеобщий охват населения производимыми  общественными благами, то некоммерческий  сектор экономики обеспечивает  удовлетворение потребностей, находящихся  за рамками массового однородного  спроса путем обеспечения их  адресности;

- предоставляет общественные  блага и услуги на равнодоступной  основе, то некоммерческий сектор - на основе дифференцированно доступа к ним;

- осуществляет и наращивает  производство общественных благ  в условиях постоянного дефицита  государственных средств и нагрузки  на бюджет и налогоплательщика, то некоммерческий сектор экономики  имеет в основе этих процессов  множественность финансовых источников, относительно минимальные затраты, лишенные ориентации на прибыль.

Структурные преобразования предполагают перераспределение ресурсов на основе выбора приоритетов. Приоритеты должны быть ориентированы на интересы отдельного человека, а также отражать иерархию интересов. Ресурсное перераспределение включает в себя эффективную аллокацию материальных, финансовых и трудовых ресурсов как внутри отрасли, так и между отраслями.

В выборе приоритетов имеется всегда внутренний и внешний аспекты. Внутренний аспект должен определять стратегию обеспечения общественными благами человека, региона, страны. Внешний аспект связан с конкурирующими интересами на каждом уровне обеспечения общественными благами. При этом динамика приоритетов должна быть представлена как равнодействующая разнообразных интересов и ценностных ориентации. Особо актуальной проблемой для России по-прежнему остается отражение индивидуальных целей и интересов, формирующихся в новой системе ценностей, приобретающих такие значения как экономическое благополучие, экономическая безопасность, социальная справедливость, самореализация личности. (Одновременно приходится учитывать и несовершенства представительной демократии, государства, которые существенно ограничивают эффективное распределение и использование общественных ресурсов). В целом «основная структурная пропорция, подлежащая оптимизации в системе социально ориентированной рыночной экономики, - это распределение производства благ между частным и государственными секторами, за частный или государственный счет, а производная от нее - пропорция распределения средств государственного бюджета между отраслями госсектора, производящими различные виды общественных (коллективных благ».

1) Межотраслевые структурные преобразования. Приоритетность науки, образования, здравоохранения, как основных факторов развития человеческого капитала, должна быть на государственном уровне не только провозглашено, но и подтверждена перераспределением финансовых ресурсов бюджета в пользу этих отраслей. Стратегически нормативы расходов государства в ВВП на эти цели должны быть приближены к уровню расходов ведущих стран мира (см. табл.

2)  Внутриотраслевые структурные преобразования. Экономика отраслей, обеспечивающих производство общественных благ -это, прежде всего, экономика, но с отраслевыми особенностями. Следует заметить, что замыкание в узковедомственном кругу имеет для данных отраслей весьма существенные негативные последствия. Пришло время понять, что реформировать эти отрасли и эффективно управлять ими можно только с привлечением внешних сил - специалистов из других отраслей; экономистов-стратегов, успешных менеджеров. Они вместе с отраслевыми специалистами должны определить приоритеты внутри отрасли, оптимальный баланс между рынком и государством.

3)  Эффективность отраслей, обеспечивающих производство общественных благ, зависит главным образом не от "натуральных" количественных показателей, а от высокого профессионализма кадрового состава, передовых технологий, применяемых в данной отрасли.

 

 

 

 

 

Заключение

Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.

Основными направлениями оптимизации производства и распределения, общественных благ являются финансовые, институциональные и структурные преобразования. Необходимый инструментарий, с помощью которого реализуются пути повышения эффективности исследуемого производства: нормы права, бюджетно-налоговые рычаги, кредитно-денежные инструменты, управленческо-административные инструменты, мониторинг, прогнозирование и планирование, неформальные инструменты. Развитие экономических отношений по производству общественных благ определяется общемировой тенденцией спецификации прав собственности, которые закрепляют права и обязанности, структурируют интересы всех сторон: граждан, государства, предпринимателей-собственников. В таких условиях происходит снижение издержек, обусловленных институциональной недостаточностью. Особая роль в этом процессе принадлежит формированию гражданского общества, определяющего и отстаивающего интересы граждан как первичных интересов в производстве и распределении общественных благ.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: учебник/Л.И.Якобсон.-М.,2006.
  1. Аткинсон Э.Б. Лекции по экономической теории государственного сектора / Э.Б. Аткинсон, Д.Э. Стиглиц.- М.: Аспект Пресс, 1995.

  1. Ольсевич Ю. О специфике экономических институтов социальной сферы / Ю. Ольсевич, В. Мазарчук // Вопросы экономики. 2005. № 5.

  1. Ельмеев В.Я. Общественные блага и социализация собственности / В.Я. Ельмеев, Е.Е. Тарандо // Социологические исследования. 1999. № 1.

  1. Григорьев Л. Сцилла и Харибда региональной политики / Л. Григорьев, Н. Зубаревич, Ю. Урожаева // Вопросы экономики. 2008. № 2.

  1. Гайдар Е.Т. Современный экономический рост и стратегические проблемы развития России / Сб. Конкурентоспособность и модернизация экономики. - Кн. 1. - М. : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Структура и динамика расходов федерального бюджета на период

с 2009 по 2013 годы, млрд. руб.

Наименование

2009

2010

2011

2012

2013

 

ФЗ № 204

ФЗ № 308

ФЗ № 357

ФЗ № 357

ФЗ № 357

 

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес,%

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес,%

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес,%

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес,%

Сумма, млрд. руб.

Уд. вес,%

ВСЕГО открытых расходов

7 943,0

88,0

8 846,9

85,7

9 352,4

87,7

9 396,1

83,6

9 515,1

78,1

Общегосударственные вопросы

1 143,7

12,7

1 087,4

10,5

777,6

7,3

721,1

6,4

699,1

5,7

Национальная оборона

712,5

7,9

678,4

6,6

793,0

7,4

783,0

7,0

786,0

6,5

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

756,8

8,4

726,8

7,0

819,8

7,7

797,6

7,1

787,9

6,5

Национальная экономика

1 063,3

11,8

1 366,1

13,2

1 702,2

16,0

1 712,2

15,2

1 602,1

13,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

81,0

0,9

103,0

1,0

196,5

1,8

79,2

0,7

62,0

0,5

Охрана окружающей среды

13,8

0,2

12,3

0,1

16,8

0,1

17,4

0,1

16,7

0,1

Образование

410,4

4,5

386,4

3,7

495,8

4,6

498,9

4,4

501,2

4,1

Культура, кинематография

114,0

1,3

107,3

1,0

81,9

0,8

78,7

0,7

75,9

0,6

Здравоохранение и спорт

349,8

3,9

325,1

3,2

453,8

4,3

469,3

4,1

423,4

3,5

Социальная политика

310,2

3,3

328,7

3,2

2 951,8

27,7

3 185,8

28,3

3 437,5

28,2

Физическая культура и спорт

   

-

 

42,4

0,4

28,7

0,3

25,9

0,2

Средства массовой информации

   

-

 

61,1

0,6

62,1

0,6

55,8

0,5

Межбюджетные трансферты

2 987,1

33,1

3 725,4

36,1

569,7

5,3

443,6

3,9

440,9

3,6

Секретные статьи

1 081,0

12,0

1 473,4

14,3

1 306,2

12,3

1 841,8

16,4

2 660,5

21,9

Общий объем расходов

9 024,0

100

10 320,3

100

10 658,6

100

11 237,9

100

12 175,6

100

Информация о работе Издержки государства на производство общественных благ и способы их оптимизации