Издержки производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:55, реферат

Описание работы

Формирование затрат производства является наиболее сложным элементом развития производственно-хозяйственного механизма предприятия. Именно от его тщательного изучения и успешного практического применения будет зависеть взаимозависимость видов продукции и их мест в производстве, определение цен на продукцию, исчисление национального дохода в масштабах страны, расчет экономической эффективности от внедрения новой техники, технологии, организационно-технических мероприятий.
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях самостоятельного планирования предприятиями номенклатуры продукции и свободных (рыночных) цен, применения действующей системы налогообложения возрастает значимость анализа затрат и калькулирования себестоимости единицы продукции, вырабатываемой на предприятиях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Сущность издержек производства……………………………………….4
2. Безубыточность производства. Понятие маржинального дохода…..16
Заключение……………………………………………………………………23
Список использованной литературы……………………………………...25

Файлы: 1 файл

издержки производства.docx

— 91.81 Кб (Скачать файл)

- принимать  обоснованные управленческие решения,  нередко противоположные тем  решениям, которые были бы приняты,  если бы в качестве исходной  информации 

По участию  в процессе производства затраты  разделяют на производственные и  коммерческие, связанные с процессом  продаж продукции. Производственные затраты  связаны с изготовлением продукции  и образуют ее производственную себестоимость. Затраты на продажу – это затраты  поставщика, связанные с отгрузкой  и продажей продукции.

Структура издержек производства, т.е. соотношение  удельных весов различных видов  издержек в себестоимости, различна на каждом отдельном предприятии  и определяется следующими факторами6:

- видом  производства;

- масштабом  производства;

- формой  собственности и т.д.

В промышленности преобладающая доля затрат (60%) падает на сырье и основные материалы, а, например, в пищевой промышленности в целом 80%. В этом основная особенность структуры себестоимости продукции отраслей пищевой промышленности. Структура себестоимости продукции, таким образом, прежде всего, зависит от отраслевой специфики.

С введением  в действие главы 25 Налогового кодекса  РФ у бухгалтеров всех предприятий появилась еще одна проблема - определение себестоимости в целях налогообложения прибыли. При расчете налога на прибыль две основные составляющие налогооблагаемой базы - доходы и расходы необходимо определять на основании Налогового кодекса. Правильное отнесение затрат на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу, - первоочередная задача работы любого бухгалтера. От того, правильно ли классифицированы и отнесены на себестоимость расходы организации, зависит правильное исчисление налога на прибыль.

Основным  показателем финансово-хозяйственной  деятельности организации является финансовый результат, который представляет собой прирост (уменьшение) стоимости  собственного капитала организации  за отчетный период. По окончании каждого  месяца определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж. Это  делается так:

Если  разница между выручкой (без налогов) и себестоимостью продаж положительная, организация в отчетном месяце получила прибыль.

Если  разница между выручкой (без налогов) и себестоимостью продаж отрицательная, организация в отчетном месяце получила убыток7.

В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение снижения себестоимости  продукции на предприятии резко  возрастают. Ее снижение приводит к  увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности.

Динамика  себестоимости - изменение затрат на единицу продукции, в том числе  на производство и сбыт с течением времени в результате воздействия  различных внутренних и внешних  факторов.

Многочисленные  факторы, влияющие на уровень и динамику себестоимости продукции, можно  свести к следующим группам факторов:

1.Факторы, улучшающие использование средств труда (основных фондов).

2. Факторы,  улучшающие использование предметов  труда (оборотных фондов и оборотных  средств).

3. Факторы,  улучшающие использование самого  труда. 

4. Факторы, улучшающие организацию производства, труда и управления.

Контроль  над себестоимостью – важнейшее  условие повышения прибыльности компании.

Управление  себестоимостью продукции предприятий - планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции  и себестоимости отдельных изделий.

Процесс управления затратами делится  на следующие основные стадии8:

1) Планирование  затрат. Представляет собой определение целей организации и ее подразделений в форме определения производственных задач и выбора средств для их выполнения. Планы конкретизируются в сметах, включающих показатели в денежном выражении. Например, смета расходов составляется как план ожидаемых затрат. Производственный план и смета затрат на производство продукции показывают планируемые уровни запасов, количество единиц продукции, которую предприятие намеревается произвести, и стоимость различных видов ресурсов, которые будут затрачены на выполнение производственных планов.

2) Контроль  затрат. Этим процессом устанавливаются  исходные стандарты (например, нормативные  затраты и запасы), на основе  которых можно определить показатели  эффективности. Затем выявляются  различия между плановыми и  фактическими показателями, что  позволяет определить неблагоприятные  тенденции. Контроль затрат помогает  установить причины отклонения  от плана и внести соответствующие  коррективы. Например, в бухгалтерском  отчете о производственных затратах, направленном руководителю производственного  подразделения, указывается, что  стоимость производства единицы  продукции оказалась значительно  выше, чем должна быть по нормативным  показателям. В результате обследования  может выясниться, что превышение  произошло из-за неэффективного  использования рабочей силы, сверхнормативного  брака, эксплуатации неисправного  оборудования или нарушения технологии  производства.

3) Управление  стоимостью для принятия решений.  На этой стадии происходят  оценка точных и значимых данных  о затратах и анализ этой  информации для принятия решений.  Процесс принятия решений, который  также можно назвать процессом  разрешения проблем, по большому  счету есть процесс выбора  между альтернативными действиями. Стоит ли приступать к производству  нового изделия? Следует ли  приостановить выпуск продукции  или производство каких-то услуг?  Надо ли принимать заказ по  специальной цене, ниже нормальной  продажной цены? Не лучше ли  закупить комплектующие части,  чем производить их собственными  силами? Надо ли новое оборудование  покупать или брать в аренду? Следует ли увеличивать производственные  мощности? Система управления стоимостью  для того и предназначена, чтобы  содействовать руководству в  принятии оптимальных решений,  касающихся разработки изделия,  назначения цены, маркетинга, ассортимента, и способствовать внесению усовершенствований  на постоянной основе.

В целях  управления издержками рекомендуется  использовать данные финансово - экономического анализа.

Анализ  себестоимости продукции, работ  и услуг позволяет выяснить тенденции  изменения данного показателя, а  также дать оценку работы предприятия  по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Объектами анализа себестоимости продукции  являются:

- полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;

- уровень затрат на рубль выпущенной продукции;

- себестоимость отдельных изделий;

- отдельные статьи затрат.

Следовательно, процесс производства занимает одно из главных мест в деятельности организации  и представляет собой совокупность технологических операций, связанных  с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Основным  показателем финансово-хозяйственной  деятельности организации является финансовый результат, который представляет собой прирост стоимости собственного капитала организации за отчетный период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Безубыточность производства. Понятие маржинального дохода

Задачи  определения финансовых результатов  от текущей деятельности состоят  в анализе и контроле величины прибылей (убытков) от реализации продукции. В результате исследования получаемых данных принимаются решения относительно снабжения, производства и сбыта  продукции. Текущие финансовые результаты определяют, как правило, ежемесячно или за более короткие промежутки времени с целью принятия оперативных  решений. Различают следующие методы определения текущих финансовых результатов: по данным о совокупных издержках производства, по данным о полной себестоимости реализованной  продукции, по данным о величине переменных затрат (расчет маржинального дохода)9.

Первые  два способа являются традиционными  инструментами ретроспективного анализа. Сегодня же наиболее актуален перспективный  анализ. Третий метод как раз и  является инструментом перспективного анализа. В рамках этого метода величину выручки от реализации продукции  сопоставляют только с переменными  издержками по данной продукции. Разность этих величин по каждому виду продукции  выражает долю этого вида продукции  в покрытии постоянных издержек производства. Из суммы долей покрытия постоянных издержек по каждому виду продукции  вычитают общую величину постоянных издержек. Таким образом, величина доли покрытия постоянных издержек по каждому  продукту показывает степень его  участия в возмещении этих издержек, а также в достижении прибыли.

Решая задачу максимизации темпов роста прибыли, можно манипулировать увеличением  или уменьшением не только переменных, но и постоянных затрат, и на основе этого вычислять, на сколько процентов  возрастает прибыль. В практических расчётах для этого используют понятие  “операционный рычаг” или “левередж”. Его также называют производственным или хозяйственным рычагом. Использование левереджа в анализе позволяет прогнозировать изменение прибыли в зависимости от изменения объёма продаж при данном уровне постоянных затрат.

Так как  изменение объёма продаж (выпуска) вызывает в большинстве случаев изменение  лишь переменных затрат, следовательно, чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек, тем меньше выручка от продаж будет  влиять на прибыль и наоборот. В  этом и заключается воздействие  операционного рычага. Чем больше уровень постоянных издержек, тем  больше воздействие операционного  рычага. Поскольку маржинальный доход, исключая переменные расходы, оставляет  в своём составе расходы постоянные, его соотношение с прибылью будет  отражать силу воздействия операционного  рычага.

Руководителю  любого предприятия на практике приходится принимать множество решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры  реализации продукции, в конечном итоге  отражается на финансовых результатах  предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи  и взаимозависимости между этими  категориями является установление точки безубыточности — определение  момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают  его расходы.

Одним из мощных инструментов менеджеров в определении  точки безубыточности является анализ безубыточности производства или анализ соотношения «затраты – объем  – прибыль» (Cost – Volume –Profit; CVP – анализ).

Этот  вид анализа является одним из наиболее эффективных, т.к. помогает руководителям  предприятий выявить оптимальные  пропорции между переменными  и постоянными затратами, ценой  и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее составить рекомендации для улучшения работы предприятия.

Принятая  в настоящее время в Российской Федерации методология представления  финансовых и экономических результатов  деятельности предприятия в виде отчета о прибыли и убытках  не позволяет определить структуру  затрат на производство продукции. В  существующем формате отчета о прибылях и убытках, к сожалению, не предусмотрено  выделение в структуре себестоимости  производимой предприятием продукции  постоянных и переменных затрат. Это  несколько затрудняет детальный  анализ прибыльности предприятия, а  иногда даже искажает результаты проводимого  анализа.

Следует иметь в виду, что постоянные издержки не абсолютны в том смысле, что  в конечном счете в долгосрочном периоде любой элемент затрат становится переменным. Поэтому к  применению идеи безубыточности необходимо подходить с точки зрения гибкости.

Переменные  расходы в структуре себестоимости  изменяются прямо пропорционально  объему реализации продукции предприятия. В первую очередь это прямые затраты  ресурсов, связанные с производством, а также продвижением их потребителю.

В состав переменных затрат анализируемого предприятия  также входят прямые материальные затраты  за вычетом стоимости возвратных отходов, затраты на оплату труда  производственных рабочих, работающих в условиях сдельной формы оплаты труда, и затраты на энергию для  технологических целей.

Разделение  затрат в структуре себестоимости  на переменные и постоянные позволяет  судить об их окупаемости и дает возможность определить так называемый запас финансовой устойчивости предприятия  в случае неблагоприятного воздействия  на финансовую систему факторов внешней  и внутренней среды, в первую очередь  изменения конъюнктуры рынка.

Абсолютная  величина постоянных затрат может изменяться по аналитическим периодам в зависимости  от масштабов и условий деятельности предприятия.

В общем  случае, высокая доля постоянных затрат в себестоимости продукции предприятия  может объясняться действием  следующих основных факторов10:

- низкими  коэффициентами загрузки основных  производственных фондов предприятия;

Информация о работе Издержки производства