Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 14:01, контрольная работа
Современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования
Введение ……………………………………………………………. стр. 2
Основы государственного регулирования экономики …... стр. 3
Управление и регулирование в экономических процессах .... стр. 3
Государственно-монополистический капитализм. Роль
государства в современной экономике …………………….……. стр. 5
Формы государственного регулирования экономики …….… стр.8
Изменение роли государства в экономике России ………. стр. 12
Заключение ……………………………………………………….. стр. 13
Список использованной литературы …………………………. стр. 14
С точки зрения монетаристской концепции, финансовая политика государства имеет менее важное значение по сравнению с кредитно-денежной политикой. Ее главная задача - свести к минимуму дефицит бюджета (в основном за счет урезания социальных программ, которые рассматриваются как излишние, поскольку, защищая граждан, снижают их экономическую активность), не допускать избытка денег в обращении. Кейнсианские методы рассматриваются как создающие инфляцию и нестабильность в экономике.
Теория экономики предложения усматривает основную задачу финансовой политики в стимулировании роста совокупного предложения с помощью оптимизации налоговой системы. Кроме снижения общего уровня налогового бремени, изменения объектов и ставок налогообложения, она предлагает сократить до минимума социальные программы и другие расходы бюджета.
В реальной практике используются методы, рекомендуемые разными концепциями. В США, например, до конца 1970-х г. г. преобладал кейнсианский подход, затем - на короткий срок - монетаристский, в 1980-е г. г. - подход теории экономики предложения. Позднее вновь стала повышаться роль кейнсианской теории.
2) Кредитно-денежная политика - регулирование государством объема и структуры денежной массы и кредитных операций. Основными ее видами являются: политика дорогих денег и политика дешевых денег.
Первая направлена на ограничение и сжатие денежной массы. Для этого сокращается государственное кредитование экономики и эмиссия денег, повышается учетная ставка по кредитам Центрального банка (что повышает общую ставку процента), увеличивается норма обязательных резервов для коммерческих банков, продажа ценных бумаг растет по сравнению с их погашением и др.
3) Программирование экономики - разработка и реализация государственных программ, охватывающих решение какой-либо проблемы, ту или иную сферу общественной жизни или экономику в целом.
4) Промышленная политика - целенаправленная деятельность государства, направленная на осуществление структурных сдвигов в экономике, техническое перевооружение производства, повышение конкурентоспособности национального производства. Она осуществляется главным образом с помощью государственных программ.
5) Регулирование монополий. Эта форма государственного регулирования включает в себя контроль за образованием монополий на товарных рынках и ограничение монополистической деятельности. В каждой стране установлены критерии выявления монополий. За основу берется доля предприятий в общем объеме продаж товара на данном рынке. Государство может запретить образование монополии, если это ведет к ухудшению ситуации на рынке, то есть наносит ущерб партнерам монополии. Если же предприятия, образующие монополию, докажут, что она не ведет к отрицательным последствиям, то ее формирование не запрещается (что, как правило, и бывает). В качестве мер по борьбе с монополистической деятельностью используются в основном регулирование цен на продукцию монополистов и контроль за соблюдением ими стандартов качества продукции.
6) Регулирование трудовых отношений, доходов, занятости, социальное регулирование. Во всех развитых странах государство, как уже говорилось, регулирует минимальную заработную плату. Кроме того, оно устанавливает максимальную продолжительность рабочей недели, ограничения на сверхурочные работы, минимальную продолжительность отпусков, требования к технике безопасности и условиям труда, правила приема и увольнения работников и др. вопросы, относящиеся к трудовому законодательству. Как уже говорилось, государство формирует социальные фонды для оказания помощи малоимущим и нетрудоспособным членам общества.
Во всех развитых государствах, как уже говорилось, имеется государственная служба занятости, задачами которой являются: - регистрация безработных, оказание им помощи в трудоустройстве и переподготовке; - сбор информации о вакансиях, стимулирование создания новых рабочих мест, приостановка массовых увольнений; - выплата пособий по безработице.
7)Регулирование цен. Доля регулируемых цен в развитых капиталистических странах составляет 25-40 %. В большинстве стран цены регулируются на топливно-энергетические ресурсы, продукцию металлургии и лесного комплекса, услуги транспорта, коммунальные услуги, сельхозпродукцию, базовую продукцию машиностроения. Круг регулируемых цен может расширяться в зависимости от сложившейся ситуации.
8) Контроль за качеством продукции и охрана окружающей среды. Государство устанавливает стандарты качества многих товаров, прежде всего - продовольственных товаров, алкогольной продукции, других товаров народного потребления; контролирует содержание вредных веществ в них. Государство лицензирует производство и продажу медикаментов, устанавливает предельно допустимые концентрации и предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в промышленных отходах. Нарушители государственных стандартов подвергаются наказанию, вплоть до закрытия предприятия. Разрабатываются и осуществляются различные экологические программы, финансируемые государством.
До рыночной реформы в СССР была плановая социалистическая экономика. В 1940-60-е г. г. она развивалась наиболее высокими темпами в мире. Однако созданный в середине 1960-х г. г. затратный хозяйственный механизм привел к развитию негативных тенденций, которые особенно усилились к началу 1980-х г. г. Стала остро необходимой реформа системы управления экономикой.
Тогда были возможны два альтернативных варианта ее реформирования: 1) замена затратного хозяйственного механизма системой планирования и стимулирования экономии общественного труда (повышения эффективности производства) на основе общественной собственности на средства производства; 2) слом системы государственного управления экономикой и переход к рыночной (капиталистической) экономике.
Соответственно этому изменилась и экономическая роль государства. Путем приватизации был разрушен общественный характер собственности. Государственная собственность в современной России занимает примерно такой же удельный вес в капитале, что и в среднем по развитым капиталистическим странам.
\
Заключение
Государство перестало быть распорядителем общенародной собственности и выполнять функцию управления экономикой. Были упразднены государственное планирование, ценообразование, централизованное распределение ресурсов и продуктов, государственная монополия внешней торговли и валютных операций, монополия государства в кредитной сфере, резко снижена его роль в трудовых отношениях, социальном обеспечении и других сферах деятельности.
Теперь государство выполняет лишь функцию регулирования экономики и, как и в других капиталистических странах, продает и покупает товары на рынке, перераспределяет часть ВНП через систему финансов и т. д.
В основе экономической политики российского государства с 1992 г. лежит монетаристская концепция. Согласно этой концепции, российское правительство главную задачу видит в стабилизации денежной массы в обращении. Это достигается с помощью политики дорогих денег и жесткой финансовой политики. Причем правительство в стремлении сдержать рост денежной массы не останавливается перед невыплатой заработной платы бюджетникам, неоплатой выполненных предприятиями государственных заказов, невыдачей предусмотренных законом дотаций селу и т. д.
Результатом такой политики уже стало сокращение производства наполовину, разрушение социальной сферы и другие кризисные явления. Тем не менее денежная масса растет быстрее, чем хотелось бы правительству, и около 40-50 % ее прироста уходит в теневую экономику. Продолжается инфляция.
Список использованной литературы
Информация о работе Изменение роли государства в экономике России