Изменение структуры и объема внешней торговли как фактора развития национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:36, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение роли внешней торговли в экономике России.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
· рассмотреть теоретические основы внешней торговли;
· проанализировать объемы и структуру внешней торговли РФ на современном этапе;
· раскрыть вопрос обеспечения экономического роста в России средствами внешнеторговой политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие внешней торговли……………………………………………………4
2. Регулирование внешнеторговых связей………………………………………7
3. Анализ объемов и структуры внешней торговли Российской Федерации.13
4. Обеспечение экономического роста в России средствами внешнеторговой политики ……………………………………………………………………21
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...28
Приложение……………………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Изменение структуры и объема внешней торговли РФ.docx

— 71.95 Кб (Скачать файл)

Кроме того, могут использоваться также другие формы косвенных ограничений - закрытие для иностранцев отдельных портов и железнодорожных станций, предписание об использовании при производстве продукции определенной доли национального сырья, запрет приобретения государственными организациями импортных товаров при наличии национальных аналогов и т. д.

Существенную роль в системе  протекционистских мер играют и  средства государственного стимулирования экспорта. В современных условиях сформировалась и активно действует  система многообразных финансовых льгот, предоставляемых национальным экспортерам для повышения их конкурентоспособности на внешнем  и внутреннем рынке. К ним можно  отнести, во-первых, прямые дотации  экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг  по транспортировке грузов национальных и иностранных переводчиков и  т. д.; во-вторых, выдачу на льготных условиях экспортных кредитов, государственное  страхование и предоставление гарантий при осуществлении внешнеэкономических  операций со странами с нестабильным политическим режимом, налоговых льгот и т. п. Следует также отметить, что государство берет на себя значительную часть расходов по обучению кадров, исследованию конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных экспортеров и импортеров за рубежом, а также обеспечению необходимых политических условий их деятельности на внешнем рынке. [4]

При характеристике направлений  и инструментов внешнеэкономической  политики следует учитывать постоянное изменение их роли в регулировании  международных экономических отношений.

Так, в послевоенный период происходило относительное снижение роли тарифных барьеров. Прежде всего, оно было связано с формированием  рыночных экономических группировок  типа «общий рынок», в рамках которых  происходило устранение или значительное уменьшение внутренних таможенных барьеров, сокращение количественных ограничений  и выработка единой таможенной политики в отношении третьих стран.

Процессы, протекающие в  современной международной торговле, позволяют сделать вывод, что  либерализация становится ее основной тенденцией. На это указывает увеличивающаяся  открытость национальных экономик, снижение уровня таможенных пошлин, отмена многих квот, ограничений, обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. [1]

Глобальный характер либерализации  международной торговли определяется международным характером конкуренции  в современных условиях. Успех  на мировом рынке тесно связан с привлечением иностранных инвестиций. Большинство стран предлагают льготный торгово-инвестиционный режим для  иностранных инвесторов.

Государственное регулирование  внешней торговли предполагает применение широкого арсенала методов, посредством  которых государство осуществляет деятельность, направленную на создание благоприятных условий для реализации определенной концепции развития национального  хозяйства, а также использование  мероприятий, нацеленных на обеспечение  продвижения отечественных товаров на рынки иностранных государств. Классификация инструментов торговой политики представлена в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Классификация инструментов государственного регулирования внешней  торговли

 

Методы

Инструмент торговой политики

Регулируются преимущественно

 

Методы открытого протекционизма

Тарифные

Таможенные пошлины

Импорт

Нетарифные 

Квотирование

Импорт

имитирование

Экспорт

Нетарифные методы скрытого протекционизма

Государственные закупки

   

Требование о содержании местных  компонентов

   

Технические барьеры

   

Налоги и сборы

   

Субсидирование экспорта

Экспорт

 

Экспортное кредитование

   

Валютно-кредитные инструменты

Экспорт-импорт

 

 

Группу нетарифных методов (инструментов) делят на три подгруппы: количественные (квотирование, лицензирование); скрытые (государственные закупки, требование о содержании местных  компонентов, технические барьеры, налоги и сборы); финансовые (субсидирование, кредитование). По нашему мнению, такое  деление группы нетарифных методов  нельзя признать точным, поскольку  методы, представленные в последней  подгруппе, являются не менее скрытыми, чем методы второй подгруппы. Например, прямое субсидирование означает не что  иное, как осуществление в широких  масштабах демпинга товаров за счет государственного бюджета.

Среди нетарифных методов  следует выделять методы открытого  протекционизма и методы скрытого протекционизма. Методы скрытого протекционизма представляют собой разнообразные барьеры  нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной  государственной и даже региональной власти. В отличие от таможенных пошлин и количественных ограничений, носящих сравнительно открытый характер и подпадающих под действие торговых договоров и соглашений, скрытый протекционизм осуществляется с помощью средств внутренней экономической политики, и создаваемые ими протекционистские барьеры в большинстве случаев оказываются за пределами действия международных договоров. [11]

Современное государство  обладает широкой гаммой инструментов, позволяющих решать структурные  задачи экономического развития, проблемы эффективности и сбалансированности народного хозяйства, направляя  внешнеторговые потоки товаров в  нужное русло. Несмотря на то, что в  условиях рыночной экономики логично  было бы ожидать преобладания среди  регулирующих инструментов средств  экономического характера (таможенные пошлины, налоги и т.п.) и их автоматического  действия, современная тенденция  их применения, наоборот, выдвигает  на первый план административные (целевые, разовые) меры регулирования торговли. Это связано, во-первых, с существенным снижением уровня таможенного обложения  в ходе восьми раундов тарифных переговоров  в рамках ГАТТ/ВТО, что делает таможенные пошлины недостаточным орудием  защиты при современной острой монополистической  конкуренции, во-вторых, с широко развитыми  процессами региональной интеграции, начинающейся обычно с отмены тарифных ограничений во взаимной торговле. Нетарифные барьеры в торговле, наоборот, подверглись либерализации в  гораздо меньшей степени, носят  характер прямых ограничений, непреодолимых  экономическим путем, то есть на конкурентной основе. [8]

В связи с либерализацией мировой торговли значение инструментов открытого протекционизма в регулировании  государством внешней торговли снижается, но одновременно с конца XX в. начинают активно использоваться инструменты  скрытого протекционизма. При этом если первый процесс поддается регулированию  на наднациональном уровне, то второй - нет. В современных условиях инструменты скрытого протекционизма являются более эффективным средством регулирования внешнеторгового оборота. Объемы и методы их применения в значительной мере регулируются национальными правилами, что серьезно затрудняет противодействие указанным инструментам со стороны экспортеров.

В ходе рассмотрения эволюции мировой торговой системы выявляется следующая современная тенденция: международная торговля становится не только более либеральной, но и  более регулируемой (управляемой) как  на межгосударственном (наднациональном), так и на национальном уровне. В  одних случаях это регулирование  ограничивает свободное движение товаров и услуг, в других - способствует ему или определенным образом организует, упорядочивает его. Но регулируемая свободная торговля, как и протекционизм, представляет собой вмешательство в механизм свободного рынка, свободной конкуренции и в этом отношении противостоит свободной торговле в ее классическом понимании. На современном этапе правильнее говорить не о свободной, а о регулируемой (управляемой) свободной торговле, что более соответствует реальным формам международных экономических связей, так как в современном мировом хозяйстве внешняя торговля посредством таможенно-тарифного и в особенности нетарифного регулирования относится к одной из самых регулируемых областей хозяйственной жизни.[10]

3. Анализ объемов и структуры внешней торговли России

Внешнеторговый оборот в  январе-апреле 2011 г. составил 45352,1 млн. долларов США. Увеличение товарооборота на 21,1% по сравнению с январем-апрелем 2010 г. объясняется низким уровнем (базы) объемов экспорта и импорта в январе-апреле прошлого года. Импорт товаров растет большими темпами по сравнению с экспортом. За первые четыре месяца 2011г.  рост импорта в среднем составил 48%, экспорта - 25%. Данные для анализа приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Внешняя торговля Российской Федерации в 2010-2011 гг.

(в млн. долл. США)

Месяц

2010 год

2011 год

Сальдо

Оборот 

Экспорт

Импорт

Оборот 

Экспорт

Импорт

2010

2011

январь

37459

27781,5

9677,5

45352,1

30736,5

14615,6

18104

16120,9

февраль

44684,9

30692,9

13992

59170,1

38678,6

20491,5

16700,9

18187,1

март

51029

33811,2

17217,8

68655,7

43041,7

25614

16593,3

17427,7

апрель

51204,3

33420,1

17784,2

71221,3

45314,9

25906,3

15635,9

19408,6

Месяц

2011г. в % к 2010г.

         

Оборот 

Экспорт

Импорт

         

январь

121,1

110,6

151

         

февраль

132,4

126

146,5

         

март

134,5

127,3

148,8

         

апрель

139,1

135,6

145,7

         

 

В целях полного анализа  внешнеторговой деятельности России рассмотрим экспорт импорт отдельных товаров. Данные для анализа экспорта и импорта России важнейших товаров  за январь-апрель 2011 г. представлены в приложении 1.

По данным таможенной статистики в январе-апреле 2011 года внешнеторговый оборот России составил 245,2 млрд. долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) и по сравнению с январем-апрелем 2010 года возрос на 33,0%, в том числе, со странами дальнего зарубежья - 206,6 млрд. долларов США (рост на 30,5%), со странами СНГ - 38,6 млрд. долларов США (рост на 48,0%).

Сальдо торгового баланса  сложилось положительное в размере 71,5 млрд. долларов США, что на 4,5 млрд. долларов США больше, чем в январе-апреле 2010 года. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 59,6 млрд. долларов США (рост на 0,8 млрд. долларов США), со странами СНГ - 11,9 млрд. долл. США (рост на 3,7 млрд. долларов США).

Экспорт России в январе-апреле 2011 года составил 158,3 млрд. долларов США и по сравнению с январем-апрелем 2010 года увеличился на 26,0%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 133,1 млрд. долларов США (рост на 22,6%), в страны СНГ - 25,2 млрд. долларов США (рост на 47,4%).

Увеличение стоимостного объема экспорта в апреле 2011 года по сравнению с апрелем 2010 года было обусловлено, в основном, ростом средних  цен экспортируемых Россией товаров, тогда как увеличения физических объемов экспортных поставок произошло  в меньшей степени. Индекс средних  цен экспорта в апреле 2011 года составил 131,4%, а индекс его физического  объема - 106,6%.

Основу российского экспорта в январе-апреле 2011 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в  товарной структуре экспорта в эти  страны составил 72,9% (в январе-апреле 2010 года - 72,3%).

В январе-апреле 2011 года по сравнению  с январем-апрелем 2010 года стоимостной  объем топливно-энергетических товаров  увеличился на 23,6%. Среди товаров  топливно-энергетического комплекса  возросли физические объемы экспорта в страны дальнего зарубежья бензина  автомобильного на 8,2%, топлив жидких - на 7,8%, электроэнергии - на 8,9%. При этом сократились объемы экспорта угля каменного на 18,8%, нефти сырой - на 1,5%, газа природного - на 5,4%, нефтепродуктов - на 8,0%, в том числе: дизельного топлива - на 11,1%.

В общем стоимостном объеме экспорта в страны дальнего зарубежья  доля металлов и изделий из них  в январе-апреле 2011 года составила 9,8% и снизилась по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года на 0,5 процентных пункта. Стоимостной  объем экспорта указанных товаров  возрос по сравнению с январем-апрелем 2010 года на 16,9%, а физический снизился на 14,6%. Физические объемы экспорта черных металлов и изделий из них снизились  на 16,1%, в том числе: чугуна - на 4,1%, ферросплавов - на 21,9%, полуфабрикатов из железа и нелегированной стали - на 29,7%, проката плоского из железа и нелегированной стали - на 28,7%. Физические объемы экспорта меди сократились на 63,3%, никеля - на 2,5%, алюминия - остались на уровне аналогичного периода прошлого года.

Информация о работе Изменение структуры и объема внешней торговли как фактора развития национальной экономики