Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 14:47, курсовая работа
Цель курсовой работы - описать экономическое обоснование эффекта дохода и эффекта замещения.
Предметом исследования является рассмотрение взаимодополняемости и взаимозаменяемости товаров и услуг на примере китайского аналога компании «Apple»
Задачи:
-описать эффект дохода и эффект замещения;
-описать характеристику типам благ;
-описать характеристику понятию согласно Джону Хиксу
Введение………………………………………………………………….5
Глава I. Теоретическая часть
Эффект дохода и эффект замещения …………………. …...6
Некачественные блага. Парадокс Роберата Гиффена …. ………………………………………………………………… 7
Эффект дохода и эффект замещения по Е. Слуцкому……………………………………………………10
Взаимодополняемость и взаимозаменяемость
товаров и услуг………………………………………………………11
Глава II. Практическая часть
2.1 История компании «Apple» …………………………… ……….14
2.2 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров на примере
китайского аналога компании «Apple»……………………………... 15
Заключение………………………………………………………………..16
Глоссарий …………………………………………………………………19
Список используемой литературы ……………………………………..21
Минобрнауки России
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет)»
УГС (код, наименование) 080000 Экономика и управление
Направление подготовки (код, наименование) 080400.62 Управление персоналом
Профиль (наименование) Управление социальным развитием персонала
Факультет Экономики и менеджмента
Кафедра Управления персоналом и рекламы
Учебная дисциплина Микроэкономика
Курс 3 Группа 629 зсу
Студент
(подпись, дата)
Руководитель,
_______________
(должность)
(подпись, дата) (инициалы, фамилия)
Оценка за курсовую работу
(курсовой проект)
Санкт-Петербург
2015
Минобрнауки России
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет)»
Факультет Экономики и менеджмента
Кафедра Управления персоналом и рекламы
Учебная дисциплина «Микроэкономика»
Курс 3 Группа 629 зсу
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Тема : «Эффект дохода. Эффект замещения»
Цель работы: Дать экономическое обоснование эффекта дохода. Эффекта замещения.
Перечень решаемых задач:
-описать эффект дохода и эффект замещения;
-описать характеристику типам благ;
-описать характеристику понятию товар Гиффена;
-рассмотреть взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров и услуг на примере конкретной фирмы.
Рекомендуемая литература:
1. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2001.- 416 с.
2. Микроэкономика: практический подход(Managerial Economics): учебник-2-е изд., испр./под ред.А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова.- М.:КНОРУС,2005.-672 с.
3. Микроэкономика. 2-е изд./А.С.Селищев.- СПб.:Питер,2008.- 448 с.
4. Микроэкономика.
Теория и российская практика:
Учебное пособие/ Под.ред. А.Г.Грязновой,
А.Ю.Юдонова. – 4-е изд. исправл. И
доп. – М.: КНОРУС.- 2004. – 592 с. (Финансовая
академия при Правительстве РФ)
5. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.- 2-е изд., изм. – М.: Норма, 2005.- 576 с
6.Макконнелл К. Р. И Брю С. Л, Экономикс. М.: ИНФРА-М, 16-е изд., 2008.
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА, 2008.
7.Экономическая теория (политическая экономия): Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. М. ИНФРА-М, 2005.
8.Экономическая теория. Микроэкономика -1, 2. М. Дашков и Кº, 2007
Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. М.: Вильямс, 18-е изд., 2008.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Информационно-справочные правовые системы: «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс» для работы с нормативными правовыми актами.
Дата выдачи задания 14.10.2014г
Срок представления к защите 01.02.2015г
Руководитель
_______________
Студент 01.02.2015 Т.И.Крылова
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретическая часть
товаров и услуг………………………………………………………11
Глава II. Практическая часть
2.1 История компании «Apple» …………………………… ……….14
2.2 Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров на примере
китайского аналога компании «Apple»……………………………... 15
Заключение……………………………………………………
Глоссарий …………………………………………………………………19
Список используемой литературы ……………………………………..21
Изменение цены на продукты затрагивает материальное благополучие покупателя: когда стоимость на товар, который мы получаем, увеличивается – благосостояние потребителя снижается, и напротив. Исследователи потребительского спроса по материалам развитых государств по традиции к благам низшего порядка относят картофель, хлеб, искусственные жиры, одежду и пр. Благами высшего порядка являются качественные одежда и обувь, предметы длительного использования, сделанные авторитетными продуктами, сортовые, марочные и экологически чистые продовольственные товары.
Цель курсовой работы - описать экономическое обоснование эффекта дохода и эффекта замещения.
Предметом исследования является рассмотрение взаимодополняемости и взаимозаменяемости товаров и услуг на примере китайского аналога компании «Apple»
Задачи:
-описать эффект дохода и эффект замещения;
-описать характеристику типам благ;
-описать характеристику понятию согласно Джону Хиксу
- описать характеристику понятию по Е. Слуцкому
-описать характеристику понятию товара Гиффена;
-рассмотреть взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров и услуг на примере конкретной фирмы.
Такое решение поставленных вопросов и определило дальнейшее направление работы, так как только после разработки основных понятий возможно определение темы данной курсовой работы.
Глава I. Теоретическая часть
Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения имеют все шансы существовать объяснены при поддержке 2-ух узнаваемых в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода – это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в его потребительский набор
Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Например, при снижении цены апельсинов в 3 раза (с 200 до 100 руб. за кг) вы на свой постоянный доход в 2 тыс. рублей сможете купить уже не 10 кг, а 20 кг фруктов. Если же вы хотите сохранить свое потребление яблок на прежнем уровне, т.е.10 кг, то на «оставшиеся» деньги можно приобрести дополнительное количество мяса, конфет или других товаров. Понижение цены товара сделало вас действительно богаче и позволило расширить объем спроса, в чем и заключается смысл эффекта дохода.
Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, данных на покупку товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.
Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на мандарины, при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с яблоками, бананами и др. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие мандарины покупкой более дешевых мандарин и купит их не 10, а 15 или 20 кг. [1], [3].
1.2 Некачественные блага. Парадокс Роберта Гиффена
Благо — все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, получать удовольствие.
Блага разрешено систематизировать в зависимости от того, как они нужны покупателям при росте либо снижении цен на эти продукты.
Товар именуется обычным, если при росте цен на него, потребители готовы купить меньшее число этого продукта. Обычная ситуация при росте цены товара, покупатель может выбрать , к примеру, вместо товара -субститут со сходными (или похожими ) свойствами или элементарно откажется от продукта.
Но, бывает, случаются ситуации наоборот: цена на товар растет, а приобретают его потребители почему-то больше. Почему?
Впервые на такую ситуацию направил интерес британский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Изучая ценообразование в Ирландии, он нашел феноминальное явление. Во время большого неурожая картофеля, который был главным продуктом питания ирландских бедняков, цены на него увеличились , а приобретать и употреблять его почему-то стали больше. Причина этого явления объясняется следующим образом. Во время неурожая беднякам довелось отказаться от ряда остальных, более качественных продуктов (более качественные продукты питания по сопоставлению с картофелем – это мясо, масло, молоко и др.), цена на них выросла еще больше, чем на сам картофель. Таким образом, товар низкого качества вытеснил остальные, высококачественные (обычные) товары.[2]
Малоценным или низкокачественным называется добро, которое потребители приобретают и употребляют в большем количестве при росте цены на него, и в наименьшем количестве при снижении.[4]
На поведение потребителя влияет не только изменение цены на товар, но и наличие товаров-субститутов или рост дохода потребителя:
Если при изменении цены некачественного блага результат дохода окажется сильнее эффекта замены , то станет нарушен закон спроса. Это изъятие из предоставленного закона получило название «парадокс Гиффена». Если цена на товар увеличивается с Р1 до Р2, то количество приобретаемого блага обязательно сократиться с Q1 до Q2 (рис.1).
Рис.1. Парадокс Гиффена
Однако в итоге неурожая с ростом цены на картофель спрос на него не упал, а возрос при стоимости Р2 с Q1 до Q3. Это значит сдвиг косой спроса из расположения D1 в положение D2. Если объединить точки N1, N2 и так дальше, то в долговременном плане выйдет, что спрос на картофель (кривая D) меняется в том же направлении, что и цена, т.е. кривая длительного спроса имеет не негативный, а позитивный наклон.
Если есть товар низкого качества , занимающий в бюджете потребителя небольшое место, то положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае понижения цен).
Если товар низкого качества занимает больше места в бюджете потребителя (как это было в Ирландии середины XIX в. с картофелем), то в случае снижения цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения (товар Роберта Гиффена).[4] (рис.2)
Рис.2. Эффект дохода и эффект замещения (субституции) при снижении цены
Эффект дохода и эффект замещения действуют нераздельно , а во взаимодействии друг с другом, и в разных случаях может доминировать наиболее мощное воздействие одного из них. В ситуациях с покупкой обычных продуктов эффект дохода и эффект замещения действуют в схожей направленности, вызывая более значительный размер спроса при понижении цен на продукты. Но есть товары низкого качества, их покупательские свойства низкие (маргарин, низкокачественные папиросы и сигареты, и т. п. ). В случае конфигурации цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направленностях. С одной стороны, понижение цен, к примеру, на папиросы низкого качества будет вести к росту спроса на них (эффект замещения). И вследствие действия эффекта дохода потребитель хоть и ненамного, но стал финансово богаче. А обеспеченный человек уменьшает или исключает из собственного употребления товары низкого качества. Эффект дохода в случае с продуктом Роберта Гиффена перевешивает эффект замещения, и, следственно при снижении цены на этот товар спрос на него уменьшается , а при повышении цены — возрастает.[3]
1.3 Эффект дохода и эффект замещения по Е. Слуцкому
Рис.3
Начальная бюджетная линия (1) гарантирует наибольший уровень полезности U1 в пункту А. Рядом понижении стоимости продукта Х новейшая бюджетная линия (3) даст возможность поместить разумный покупательский подбор в точку С в кривой безразличия U3. Вымышленная экономная грань (2), показывающая значение результатов смены и заработка, уклон которой отвечает новому соответствию стоимости, проведена через точку прошлого разумного подбора. Она определяет прибыль, нужный с целью обеспеченья прежнего благополучия рядом новых тарифах. Рядом постоянном настоящем заработке и новом балансе стоимости допускается добиться наибольшего благополучия U2, приняв комплект В. Таким образом, передвижение с конца А в точку В определяет результат замещения, а с конца В в точку С – демонстрирует результат увеличения настоящего дохода.