Эканомика природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время многие ученые считают, что собственно экологических проблем не существует, а существуют эколого-экономические проблемы.

Только совершенствование экономических отношений, которое может привести к совершенствованию технологий, позволит в будущем вкладывать достаточные средства в охрану окружающей среды (ресурсосбережение, угроза загрязнений и последствия, отходы производств).

Содержание работы

1) Введение. (3стр.)

2) Экономика предпринимательства. (4стр.)

3) Экологические издержки. (10стр.)

4) Экономическая эффективность средозащитных мероприятий. (15стр.)

5) Управление охраной окружающей среды. (19стр.)

6) Права и ответственность за нарушение природоохранного законодательство. (24стр.)

7) Заключение.(27стр.)

8) Список используемой литературы.(30стр.)

9) Приложение: Задача.

Файлы: 1 файл

эк-а природопользования.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому в соответствии с теорией социально-экономической эффективности народнохозяйственных (градостроительных) ре­шений социальные результаты могут получить отражение в виде экономии:

       бюджетных средств в отраслях непроизводственной сферы для обеспечения удовлетворения соответствующих социальных нор­мативов коммунально-бытового и жилищного обслуживания на­селения;

       средств социального страхования на выплату пособий по вре­менной нетрудоспособности при сокращении заболеваемости и травматизма вследствие улучшения качественного состояния ок­ружающей среды;

       средств социального страхования на выплату пенсий при со­кращении инвалидности вследствие предотвращения травматиз­ма, обусловленного загрязнением окружающей среды;

       бюджетных средств на развитие здравоохранения вследствие сокращения заболеваемости и травматизма, обусловленных за­грязнением окружающей среды;

       средств бюджета на обучение и подготовку кадров вследствие сокращения выбытия трудовых ресурсов по инвалидности и необ­ходимости их преждевременной замены;

       личных средств населения на дополнительные коммунально-бытовые услуги и предметы потребления, а также на рекреацион­ные потребности, обусловленные предотвращением загрязнения окружающей среды;

       свободного времени населения вследствие снижения потреб­ностей в дополнительных услугах жилищного, коммунально-бы­тового и рекреационного назначения.

Эти виды социальных эффектов средозащитных мероприятий отражают реальную экономию материальных и финансовых ре­сурсов и общественных фондов потребления, которая может быть направлена обществом на другие общественно необходимые нуж­ды, в том числе и на экологические. Поэтому они должны в пол­ной мере учитываться в расчете эколого-экономического эффекта средозащитных мероприятий.

Управление охраной окружающей среды

Человек — самое могущественное существо в био­сфере, способное изменить нормальное функциони­рование экологических систем.

Человеческое мышление до настоящего времени опиралось, да и опирается, на положительную об­ратную связь, управляя и властвуя над природой, что привело к эффективной индустриализации, автоматизации технологических процессов и нерацио­нальному использованию природных ресурсов, раз­рушению природной среды, что, в свою очередь, ве­дет к снижению качества человеческой жизни. Все это предполагает осуществление охраны окружаю­щей среды. Но мероприятия по охране окружаю­щей среды немыслимы без управления.

Управление - элемент, функция систем различ­ной природы — биологических, технологических, социальных, обеспечивающих сохранение их опре­деленной структуры, поддержание режима деятель­ности, реализацию их программ и целей. Сложив­шаяся на сегодняшний день система управления экологической деятельностью и контроля за приро­допользованием сложна и имеет много звеньев.

Ведущая роль в этой системе принадлежит Ми­нистерству охраны окружающей среды и природных ресурсов. Оно отвечает за формирование и реализа­цию экологической политики, выработку стандар­тов и нормативов качества окружающей среды.

Управление и контроль за отдельными видами природных ресурсов, к которым относятся земель­ные, водные, лесные и пр. ресурсы, осуществляют специализированные ведомства и надзоры. Монито­ринг загрязнений, в том числе радиационных, осуществляет федеральный комитет по гидрометео­рологии и мониторингу окружающей среды.

Содержание управления охраной природы на пред­приятии определено стандартом ГОСТ 24525.4-80 «Управление охраной окружающей среды».

Управление охраной окружающей среды на пред­приятии включает решение следующих вопросов, направленных на предотвращение социальных по­следствий вредного воздействия предприятия на окружающую среду и здоровье человека:

Планирование мероприятий по охране окру­жающей среды, определение заданий подразделения предприятия по выполнению требований охраны природной среды, использование попутных и побоч­ных продуктов производства, выбросов и сбросов.

Инженерное обеспечение работ по охране при­родной среды, состоящее в экологической экспертизе технической документации на продукцию и техноло­гические процессы, а также приведении их в соответ­ствие с экологическими нормами и требованиями.

Перестройка технологических процессов в соот­ветствии с требованиями охраны природы с целью уменьшения и полной ликвидации вредного воздей­ствия побочных продуктов на природную среду.

Метрологическое обеспечение контроля загряз­нения окружающей среды (обеспечение методов и средств контроля качества среды).

Материально-техническое обеспечение прово­димых мероприятий по охране окружающей среды.

Обеспечение нормального функционирования средств охраны природы (техническое обследование устройств и установок по улавливанию, очистке и обезвреживанию выбросов и отходов).

Повышение квалификации руководящих работ­ников, специалистов и рабочих в области охраны окружающей среды.

Контроль и регулирование выполнения меро­приятий по охране окружающей среды, включая конт­роль уровней выбросов и сбросов веществ, загрязня­ющих окружающую среду, принятие мер по предуп­реждению и ликвидации аварийных ситуаций.

Учет и отчетность по охране окружающей сре­ды, анализ результатов контроля состояния окру­жающей среды и использование их при планирова­нии природоохранной деятельности.

Финансовое обеспечение работ по охране ок­ружающей среды.

Оценка эффективности управления охраной окружающей среды по техническим, экономическим, экологическим и социальным показателям.

Согласно информационной модели системы «ав­томобильный транспорт — воздушная среда» осуще­ствляется управление выбросами отработанных га­зов на автомобильном транспорте:

       оперативное управление подразумевающее осу­ществление мероприятий по улучшению конструк­ций и технологий в целях обеспечения минималь­ных выбросов токсичных веществ;

       тактическое управление, к которому относят­ся мероприятия по использованию потенциальных возможностей транспортных средств и аппаратов, преобразующих химическую энергию топлива в ме­ханическую работу, а также мероприятия, проводи­мые в масштабе региона, градостроительные, организационные, технические. При этом осуществ­ляется мониторинг и накопление банка данных о состоянии атмосферы в регионе;

       стратегическое управление, при котором ме­роприятия осуществляются в масштабе отрасли, го­сударства, на основании региональных банков дан­ных о состоянии воздушной среды в регионах; при этом осуществляется национальный мониторинг. За­грязнение окружающей среды транспортными сред­ствами формируется при движении их в потоке, по­этому на уровне потока и определяется эффектив­ность мероприятий, проводимых в транспортной системе, по охране окружающей среды. Одновре­менно экологические характеристики транспортно­го потока являются исходными для использования их в градостроении.

В управлении охраной окружающей среды на пред­приятии принимают участие ведущие службы и от­делы: главный технолог, главный конструктор, энер­гетик, механик, отделы материально-технического снабжения, капитального строительства, производ­ственно-техническая центральная лаборатория.

Возглавляет управление охраной природной сре­ды на предприятии главный инженер совместно с отделом охраны окружающей среды.

Для решения задач управления антропогенным воздействием человека па природную среду исполь­зуются оптимизационные модели.

Основной принцип охраны природной среды при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог сводится к минимизации общих экологических потерь:

где r — абсолютно невосполнимые потери, связан­ные с изменением биогеоценозов за пределами гра­ниц самовосстановления, когда отдельные биологи­ческие популяции полностью уничтожены;

rj — качественный ущерб, наносимый абиотиче­ским экологическим элементам, то есть нарушение рельефа и ландшафта местности, ухудшение струк­туры почвы, изменение гидрологического режима, микроклимата прилегающей к дороге местности;

rk — обратимые потери биотипа (живой природы) в пределах самовосстановления или восстановления с помощью человека. Абсолютные потери при стро­ительстве дорог являются функцией интенсивности воздействия дороги на природную среду за срок ее эксплуатации. Обратимые потери могут изменяться в режиме естественного природного восстановления (самовосстановления) и в режиме принудительного восстановления человеком.

Для правильного выбора мероприятий по охране природной среды при строительстве, содержании и эксплуатации автомобильных дорог необходимо ус­тановление предельных уровней антропогенных на­рушений, которые не должны превышать предель­но допустимые экологические нагрузки. Управле­ние охраной природы для системы «автомобиль -дорога — природная среда» в настоящее время не разработано.

Необходимы срочная разработка методик состав­ления экологических паспортов проведения экспер­тизы проектно-технической документации транспорт­ных и дорожных организаций; методик инвентаризации загрязнений и паспортизации источников выбросов, утилизации отходов; внедрение автома­тизированной системы анализа нормативно-техни­ческой документации по экологической безопасно­сти автомобильного транспорта и дорожного комп­лекса; осуществление подготовки научно-педагоги­ческих кадров - экологов - через аспирантуру; вне­дрение мониторинга.

Права и ответственность за нарушение природоохранного законодательства.

В соответствии с Конституцией Российской Фе­дерации «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями».

Ущерб, наносимый природе, принято подразде­лять на экологический и экономический.

Экологический ущерб - это вред, причиненный не конкретному природопользователю (организации, предприятию), а природной среде, который отража­ется на качественном состоянии природы и на здо­ровье человека. Этот вид ущерба возникает в ре­зультате антропогенного воздействия на природную среду. Вид ущерба состоит из двух частей - потерь в результате выключения из природного процесса отдельных элементов. Потери не поддаются точной экономической (денежной) оценке, и ущерб носит не компенсационный характер, а карательный, то есть это нарушения в области противозаконных дей­ствий или бездействия должностных лиц в выпол­нении природоохранных мероприятий, невыполне­ние запретов, которые установлены с целью охраны природы.

Экономический ущерб - имущественный вред, причиненный природопользователю, - гибель уро­жая, лесов, животных вследствие загрязнения при­родной среды. Ущерб возмещается в виде денежной компенсации. Существует несколько групп природо­охранных нарушений:

       загрязнение атмосферы опасными для здоро­вья людей и внешней среды, вредными для них веществами;

       загрязнение земель отходами, стоками, токсич­ными веществами и неосуществление рекуль­тивации;

       незаконная вырубка леса, повреждение деревь­ев, загрязнение лесных площадей;

       загрязнение среды обитания животных, нару­шение правил охоты и рыболовства.

Единая для всех обязанность — не совершать дей­ствий, наносящих вред природной среде, и обяза­тельная ответственность. Существует три вида от­ветственности за несоблюдение природ о-охранитель­ного законодательства.

Административная ответственность связана с не­исполнением должностным лицом обязанностей при охране природной среды: нарушение правил охра­ны, санитарно-гигиенических норм, причинение ущерба природе лицами, за деятельность которых оно несет ответственность. При этом основной зада­чей является пресечение нарушения природоохран­ных мероприятий, норм и правил. Виды админист­ративной ответственности: дисциплинарное взыска­ние, отстранение от занимаемой должности, приос­тановка работы предприятия (объекта), денежный штраф.

Уголовная ответственность устанавливается тог­да, когда природе причиняется существенный вред (загрязнение рек, озер неочищенными и необезвре­женными сточными водами, отбросами и отходами промышленных и коммунальных предприятий и т. д.). Наказание — исправительные работы на срок до одного года.

К уголовной и административной ответственнос­ти привлекаются исполнители, не только нарушив­шие правила охраны природы, но и отдавшие под­чиненным распоряжения, выполнение которых при­вело к причинению вреда природной среде.

Материальная ответственность — это возмеще­ние ущерба, который взыскивается по специальным таксам, например: за срубленное дерево - в зависи­мости от диаметра пня, за ущерб животному миру — за единицу и т. д. Предупреждение правонаруше­ний в области охраны природной среды достигается совокупностью воспитательных, организационно-плановых, материально-технических, научно-техни­ческих, эксплуатационных и правовых мероприятий.

В осуществлении мероприятий, которые могут нарушить экологическое равновесие в природе, ин­женер должен испытывать самую высокую степень ответственности, стараться предвидеть последствия преобразований. Грандиозно — еще не значит безуп­речно, а потому оно должно быть предварительно подвергнуто всестороннему осмыслению с участием специалистов и общественности.

Информация о работе Эканомика природопользования