Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 16:10, реферат
В экономической мысли России второй половины XIX в. господствующим было народничество. В теоретическом отношении народничества — это определенный вид утопического социализма, характерного для стран с низким уровнем экономического развития, преобладанием сельского хозяйства и мелких производителей. Русское народничество, однако, является достаточно сложным и многогранный им явлением, которое менялось вместе со сменой общественно-экономических условий. Оно характеризовалось наличием достаточно разнородных направлений и тенденций.
Введение 2
1. Народничество: его социально-экономические корни и этапы развития 3
2. Экономические идеи революционного народничества 6
3. Экономическая концепция либерального народничества 8
4. Г. В. Плеханов. Эволюция его экономических взглядов 12
Заключение 19
5. Список используемой литературы………………………………………………………….21
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный
Контрольная работа №1
по «Истории экономических учений»
На тему: «Экономические идеи народничества»
Рецензент:
______________/ Разнополова С. В/ Волгоградский филиал МИИТ
(подпись)
«____»_________________2012
г.
Волгоград 2013
Оглавление
В экономической мысли России второй половины XIX в. господствующим было народничество. В теоретическом отношении народничества — это определенный вид утопического социализма, характерного для стран с низким уровнем экономического развития, преобладанием сельского хозяйства и мелких производителей.
Русское народничество, однако, является достаточно сложным и многогранный им явлением, которое менялось вместе со сменой общественно-экономических условий. Оно характеризовалось наличием достаточно разнородных направлений и тенденций.
В народничестве выделяются две тенденции — революционная или либеральная. Соответственно различаются и два этапа развития народничества. Первый — с 60-х до середины 80-х гг., Который связан с воздействием революционного народничества. Второй — с середины 80-х до конца 90-х гг. — Характеризуется господством либерального народничества.
Всем без исключения представителям народничества, к которым бы течений или направлений они не принадлежали, присущи определенные общие черты. Это признание капитализма в России упадком, регрессом, признание самобытности, «неповторимости» российского экономического строя вообще и крестьянина с его общиной, артелью в частности.
Отмена крепостного права в 1861 году породила не только социальные изменения в структуре российского общества, но и множество теоретических экономических доктрин.
В частности, зародившись именно в пореформенную эпоху, оформилось и развивалось народничество – идеология интеллигенции в Российской империи в 1860-х —1910-х годах, ориентированная на «сближение» с народом в поиске своих корней, своего места в мире.
Представители народничества не только рассматривали протекавшие в то время общественные и экономические процессы, но и делали попытку описания самобытного экономического пути развития России.
В первые пореформенные десятилетия развитие экономической мысли в России было связано с народничеством – движением революционеров-разночинцев. Формирование народнических идей началось в дореформенный период. Их основоположником считается создатель концепции русского "крестьянского социализма" А. И. Герцен. Громадное влияние на развертывание народнического движения оказал Н. Г. Чернышевский. Реформа 1861 года, проведенная в интересах крепостников, несмотря на ее ограниченность, ускорила развитие капиталистических отношений, протекавших при сохранении пережитков феодализма. В стране сохранялись полуфеодальные формы эксплуатации ограбленного реформой крестьянства, страдавшего не только от нарождавшегося капитализма, но в большей мере от полуфеодального гнета. Пережитки феодализма задерживали развитие капиталистических отношений, тормозили разложение деревни, чему способствовала сохранившаяся в своей основе первобытная крестьянская община. Все это накладываю отпечаток на самый многочисленный в России класс – крестьянство, несшее на себе основную тяжесть пореформенной эволюции социально-экономического строя страны и с громадными муками втягивавшееся в новые условия существования. Переходный характер социально-экономического строя России, эволюция классовой структуры и расстановка классовых сил в стране определяли развитие экономической мысли. Ее передовые представители отражали нараставший протест пореформенного крестьянства, боровшегося против полуфеодального гнета. Его идеалом было уничтожение помещичьего землевладения, освобождение от полуфеодальной кабалы и утверждение мелкобуржуазного аграрного строя, на основе которого объективно могли развиваться только капиталистические отношения.
Представители народничества выражали чаяния пореформенного крестьянства, боровшегося с остатками крепостничества, требовавшего уничтожения помещичьего землевладения, а также всех форм полуфеодального гнета, возвращения отобранных у крестьян во время реформы земель. Народники представляли новый этап борьбы, соответствующий пореформенной эпохе, когда крепостное право как таковое было уже отменено, а главным фактором хозяйственного развития становился капитализм. В центре борьбы стояли вопросы ликвидации остатков крепостничества, уничтожения основы их сохранения – помещичьей собственности на землю, полуфеодальных форм эксплуатации пореформенного крестьянства.
Таким образом, народничество
сформировалось в тот период социально-экономического
развития России, когда происходила
смена феодально-крепостного
Оформившись к концу 60-х годов ХIX века, народничество по своему характеру и задачам было движением буржуазно-демократическим. Его участники – разночинцы, мелкобуржуазные интеллигенты, выступавшие от имени пореформенного крестьянства, боролись против самодержавия и остатков крепостничества, что определяло прогрессивные черты народничества, его революционно-демократическую направленность. Вместе с тем одновременно одной из своих задач народники считали борьбу с развивавшимся в стране капитализмом, поскольку видели свой идеал в утверждении русского "крестьянского социализма". Это определило утопический, иллюзорный характер их концепции и доктрины, что впоследствии в 90-х годах приобрело очертания консерватизма.
Концепция народников, их
программные требования не были неизменны.
Отражая менявшиеся условия пореформенной
эпохи, они претерпели существенные
сдвиги. Сказывалось различное
Вместе с тем для всех течений народничества были характерны общие черты. В области методологии, теоретических установок они проявлялись в отношении законов общественного прогресса, субъективистском толковании социально-экономических процессов, следствием чего было восприятие пореформенного развития страны, его характера и направления. Народники воспринимали капитализм как случайное явление в экономике России, противоречившее якобы ее самобытному укладу. Видя разорение мелких производителей, они считали капитализм упадком для России, противопоставляя ему крестьянскую общину в деревне и кустарное артельное производство в городе. Идеализируя эти формы, народники представляли их как специфические для России, подтверждавшие самобытность ее экономического строя. Община и артель рассматривались как готовые ячейки социализма.
В своей эволюции народничество прошло два этапа. Первый связан с деятельностью главным образом революционных народников. Оно преобладало и определяло характер движения с конца 60-х до начала 80-х годов. Для последовавшего затем второго этапа, в конце 90-х годов, характерен отход от революционных задач. В этот период определяющую роль стали играть либеральные народники
Революционные народники выступили как продолжатели революционно-демократических традиций Н. Г. Чернышевского и А. И. Герцена, верили в народную революцию и призывали народные массы к борьбе за свое освобождение, Как выразители интересов задавленного полуфеодальным гнетом и усиливавшейся капиталистической эксплуатацией трудящегося крестьянства революционные народники представляли идеологию крестьянского демократизма.
Их программа была
революционна: в ней предусматривалось
уничтожение царизма и
В вопросах философии и экономической теории народники 70-х голов сделали шаг назад по сравнению со своими предшественниками – революционными демократами. Они отошли от материализма к идеализму, приняли на вооружение буржуазные экономические концепции. Сократился реализм, возросла иллюзорность в оценках экономического развития страны.
Методологическую основу
народнической концепции
Видя свой идеал в "крестьянском социализме", приняв эту идею как исходную идею своей доктрины, революционные народники подгоняли под нее процесс пореформенной эволюции экономического строя России, Они беззаветно верили в самобытность экономических отношений российского крестьянства, в крестьянскую общину. Не понимая подлинного характера развития экономики, народники были убеждены в особом пути, по которому шла Россия по сравнению с западноевропейскими странами. Они впервые поставили вопрос о развитии капитализма в России, хотя дать правильное его решение оказались не в состоянии. Капитализм представлялся чужеродным образованием, регрессом Идеологи народничества были уверены а том, что можно избежать его, избавить страну от ужасов капитализма, рассчитывали непосредственно прийти к социализму. Вера в особый уклад, связанный с сохранением крестьянской общины, общинных традиций у основной части населения страны, определяла обоснованные в народнической программе пути движения к главной цеди - "крестьянскому социализму". Это был путь революционного уничтожения самодержавия и полукрепостнической системы хозяйства.
Программа народников ориентировалась на крестьянство. В общине они видели зародыш социализма, а крестьянин представлялся им как врожденный носитель коммунистических отношений. По убеждению народников, крестьянская революция, на которую они рассчитывали, должна была открыть путь к социализму.
Таким образом, в экономической
программе народников 70-х годов
революционно-демократические
В связи с кризисом, охватившим революционное народничество в конце 70 – начале 80-х годов XIX века, многие участники движения отказались от революционной деятельности, от борьбы с самодержавием, эволюционизировали к реформизму Часть революционеров-народников продолжала борьбу и в дальнейшем, однако в 80-90-х годах наибольшее распространение получили идеи либерализма. Преобладающим в этот период становится либеральное народничество, занявшее доминирующие позиции в то время, когда капитализм в России достиг заметного развития.
К 90-м годам либеральное
Либеральные народники заменили программу народников 70-х годов программой реформистского толка, рассчитанной на приспособление к существующему политическому и экономическому строю, на компромисс с правительством. Вместо революционных преобразований общества выдвигались и обосновывались мероприятия, преследовавшие цель улучшить экономическое положение прежде всего "крепкого мужика", олицетворявшего зажиточную часть крестьянства. Либеральные народники взывали к правительству, чтобы оно приняло на себя заботы по урегулированию крестьянского землевладения, улучшению условий аренды земли, обеспечению крестьян дешевым кредитом, улучшению сельскохозяйственных орудий и снабжению ими деревни, регулированию переселенческого движения и т. п.
Экономическую концепцию либерального народничества разработали и обосновали В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниельсон, С. И Кривенко, С. Н. Южаков и др.
Экономисты-народники