Экономическая безопасность аграрного сектора продовольствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:48, контрольная работа

Описание работы

Продовольственная безопасность страны - неотъемлемая часть ее национальной безопасности. Улучшение обеспечения населения продуктами питания представляет собой важную социально-экономическую задачу, решение которой имеет огромное значение для России. Обеспечение продовольственной безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы анализа продовольственной безопасности…………5
2. Экономические реформы в России…………………………………………..11
3. Аграрно-промышленный комплекс и импортная политика………………14
4. Конкурентноспособность аграрно-промышленного комплекса…………...20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

эконом.безопасность.docx

— 81.06 Кб (Скачать файл)

обеспечение безопасности пищевых  продуктов.

Оценивая продовольственное  обеспечение, необходимо опираться  на количественную и качественную характеристики.

Продовольственная безопасность нашего государства может считаться обеспеченной, если, в случае прекращения поступления на территорию страны пищевых продуктов из-за рубежа, не возникает продовольственный кризис, что достигается за счет высокой доли в потреблении отечественного сельскохозяйственного сырья и продовольствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономические реформы в России.

Обеспечение продовольственной  безопасности является приоритетным направлением государственной политики, так как  охватывает широкий спектр национальных, экономических, социальных, демографических и экологических факторов. В сфере продовольственной безопасности пересекаются узловые проблемы проведения агропромышленной и экономической реформ, объективные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, отечественного рынка, степени его зависимости от мирового рынка продовольствия, социального положения и платежеспособности потребителей в различных регионах России.

Экономические реформы в России, проводившиеся в 1990-е годы в Российской Федерации и включающие либерализацию цен, либерализацию внешней торговли и приватизацию бывших союзных госпредприятий.

Реформы привели к значительному  сокращению объёмов производства в  сельском хозяйстве. За годы реформ произошло  сокращение посевных площадей, сбора  зерна, поголовья скота. Так, за 1990—1999 годы поголовье крупного рогатого скота  сократилось с 45,3 до 17,3 млн, поголовье свиней — с 27,1 до 9,5 млн.

Производство зерна за 1990—1999 годы сократилось со 113,5 до 47,8 млн тонн, молока — с 41,4 до 15,8 млн тонн. Площадь сельскохозяйственных угодий сократилась с 202,4 до 152,7 млн га, посевная площадь — с 112,1 до 73,0 млн га.

В результате либерализации цен  и приватизации предприятий замыкающей стадии агропромышленного производства (хранение, переработка и транспортировка  сельхозпродукции), которые являются региональными монополистами, в  первые же годы c начала реформ розничные  цены на мясо и молоко выросли примерно в 4 раза больше, чем мясокомбинаты, молокозаводы и посредники платили  сельским жителям.

В годы реформ власти проводили раздробление и изменение организационного типа большинства крупных сельскохохяйственных предприятий (колхозов и совхозов).

В животноводстве происходил регресс  в технологии и санитарии. В «Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации  в 1992 году» (М., 1993) отмечалось: «Настораживает расширение ареала синантропного трихинеллеза и увеличивающееся число заражающихся…  Заболеваемость трихинеллезом, имеющая  вспышечный характер, регистрировалась в 40 административных территориях Российской Федерации. Все вспышки трихинеллеза возникли в результате бесконтрольной торговли свининой подворного убоя без  проведения санитарно-ветеринарной экспертизы. Прогноз по заболеваемости населения  гельминтозами неблагоприятный. Отсутствие лечебных средств сводит на нет многолетние  усилия учреждений здравоохранения  и санитарно-эпидемиологической службы по оздоровлению очагов гельминтозов. Развитие и интенсификация индивидуальных хозяйств (частное свиноводство, выращивание  овощей, зелени, ягодных культур  с использованием необезвреженных  нечистот для удобрения) приводит к  загрязнению почвы, овощей, ягод, инвазии  мяса и мясопродуктов».

Одна из важнейших стратегических целей аграрной и экономической  реформы в целом заключалась  в замене административно-распорядительных методов хозяйствования преимущественно  экономическими, основанными на законах  рынка. Эта цель отвечала потребностям развития экономики, являлась неизбежной с точки зрения исторической перспективы. Соответственно это предполагало изменение  роли государства, сокращение масштабов  государственной собственности, формирование системы, при которой заинтересованным и ответственным субъектом экономики  становится непосредственный производитель. Не менее значимой стратегической целью  аграрного реформирования, непосредственно  связанной с рассмотренной, было создание многоукладной экономики, необходимой для развития рыночных отношений в аграрной сфере.

Среди позитивных результатов преобразований в первую очередь следует отметить создание сектора крестьянских хозяйств, расширение землепользования граждан (владельцев личных подсобных хозяйств, садово-огородных участков и т. д.). Воссоздание крестьянского уклада явилось, безусловно, положительным процессом, как и расширение прав крестьян в области землевладения и землепользования. Позитивным было и расширение спектра форм хозяйствования--возникновение в структуре аграрного сектора наряду с крестьянскими хозяйствами товариществ с ограниченной ответственностью, новых типов кооперативов, ассоциаций крестьянских хозяйств и т. д. Развивается сельское предпринимательство.

В сельском хозяйстве проведена  земельная реформа и реорганизация  сельхозпредприятий. Паевой раздел земли  и имущества обеспечил ликвидацию государственной монополии на землю, превращение сельхозпредприятий в  юридически независимые от государства  хозяйствующие субъекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Аграрно-промышленный комплекс и импортная политика.

Существует два основных вида импорта: импорт промышленных и потребительских  товаров, и импорт промежуточной  продукции (сырья) и услуг.

Иностранные компании, импортирующие  товары и услуги на внутренний рынок  страны, стремятся к тому, чтобы  их качество было как можно более  высоким, тогда как цена — более низкой, нежели у продукции отечественных компаний. При этом иностранные производители стремятся ввозить в страну те виды продукции, которые по каким-либо причинам недоступны на местном рынке.

В настоящее время выделяются три  основных типа импортёров: 1) осуществляющие поиск продукции по всему миру в целях её ввоза и продажи  на внутреннем рынке; 2) занятые поиском  внешних поставщиков в целях  получения продукции по наиболее дешёвой цене; 3) использующие иностранных  поставщиков как одно из звеньев  в своей товарной цепочке поставок.

Прямой импорт относится к типу торгового импортирования при участии  ответственного дистрибьютора и  иностранного производителя. Происходит это, как правило, следующим образом: дистрибьютор (компания по розничной  торговле) закупает продукцию, спроектированную местными компаниями, которая может  быть изготовлена за границей. В  соответствие с программой прямого  импорта, дистрибьютор в обход местного поставщика (именуемого в разговорной  речи посредником) приобретает конечный продукт непосредственно от изготовителя, по возможности экономя на дополнительных расходах. Данный тип коммерческой деятельности появился сравнительно недавно  и следует за сложившимися тенденциями  глобальной экономики.

АПК играет всё более активную роль на внешнем рынке. Экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия достиг более 5 млрд. долл.

Проблемы на селе, прежде всего, связаны  с невысокой доходностью сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях сохраняющегося диспаритета цен, низкой производительности и оплаты труда, недостатка финансовых ресурсов для освоения новейших технологий, высокой доли импортной продукции, а также ненадлежащего состояния социальной сферы. Если в 2008 году цены на сельскохозяйственную продукцию выросли на 9,6%, то на промышленную - на 15,7%. Аналогичная ситуация сохранилась и в 2009 году. Так цены на реализованную сельскохозяйственную продукцию по сравнению с 2008 годом увеличились на 10%, а на промышленную - на 21%. Диспаритет цен ещё более углубился. В результате, ежегодно из сельского хозяйства изымается до 80 млрд. руб. Сдерживающим фактором развития отечественного производства является рост объёмов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. По данным таможенной статистики, в 2009 году объём импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства составил21,6 млрд. долл., или вырос по сравнению с 2008 годом на 24%.

Примерно 60% сельскохозяйственной продукции  по импорту поставляется странами ЕС, США и Канадой, где уровень  поддержки сельского хозяйства  в расчёте на гектар пашни от 20 до 40 раз выше, чем в России. По данным Федеральной таможенной службы, за первое полугодие 2007 года в страну импортировано продовольственных  товаров на сумму около 10 млрд. долл. Основными потребителями импортного продовольствия являются крупные города. В тоже время, вместе с растущим расслоением  по доходам, всё более значительной части российского населения  не обеспечен даже весьма скромный уровень потребления продуктов  питания. В сложившейся ситуации значительная часть сельскохозяйственных организаций обанкротилась, следствием чего стали сокращение производства продукции, потеря рабочих мест, уход из села квалифицированной рабочей  силы, резкое ухудшение демографической  ситуации, исчезновение десятков тысяч  деревень.

Агропромышленный комплекс России - многоотраслевая система, включающая более 60 отраслей: прежде всего само сельское хозяйство, пищевую и биологическую промышленность, пищевое, сельскохозяйственное и автотракторное машиностроение, производство химических удобрений, средств защиты растений, строительство сельскохозяйственных, промышленных и социально-культурных объектов, связь, ветеринарную и санитарно-эпидемиологическую службы.

Приведенный далеко не полный перечень составляющих АПК показывает его  многоотраслевую структуру с  глубокими различиями в специфике  отдельных элементов, которая требует  выстраивания индивидуальной экономической, технологической и организационной  политики по отношению к каждой отрасли.

АПК - это не только производство, но и среда обитания значительной части  населения. Уровень сельскохозяйственного  производства напрямую влияет на состояние  продовольственной безопасности страны. Стоящее на более низком уровне развития производительных сил, сельское хозяйство  является относительно статичной отраслью, медленнее, чем другие, приспосабливающейся  к меняющимся экономическим и  технологическим условиям. Поэтому  аграрный сектор России традиционно  занимает особое положение среди  других отраслей народного хозяйства.

Возрождение сельского хозяйства  следует осознать как общенациональную задачу. Сегодня важно, чтобы совместными  усилиями власти, науки и практики была разработана стратегия аграрного  развития страны и центральное место  в ней должен занять крестьянин, его образ жизни, экономические  интересы.

Приход в отрасль эффективных  инвесторов и предпринятые меры государственной  поддержки вызвали рост инвестиций в основной капитал предприятий  АПК. С учётом национального проекта  они увеличились в 2008 году до 249 млрд. руб., в 2007 году - 160 млрд. руб. Доля прибыльных организаций возросла с 58 % до 68 %.

Вместе с тем, наряду с имеющимися положительными тенденциями, в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных  проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли:

1. В силу низкой рентабельности в сельском хозяйстве в большей мере, чем в других отраслях произошло сокращение производственно-технического потенциала. Отсутствие необходимых денежных поступлений привело к многократному уменьшению закупок новой техники и оборудования и физической амортизации большей части основных средств сельхозпредприятий. Поэтому даже при расширении спроса на отечественную продовольственную продукцию рост ее производства сдерживается ресурсными ограничениями.

2. Острейшей проблемой является  тяжелое финансовое положение  сельского хозяйства. Основная  часть этих долгов приходится  на пени и штрафы за просроченные  платежи, так как существующая  система налогообложения недостаточно  учитывает сезонный характер  производства и поступления финансовых  ресурсов в сельском хозяйстве. 

В силу этого подавляющая часть  сельхозпредприятий имеет блокированные  банковские счета, что обусловливает  не денежные формы кредитов, рост бартера, перевод сделок в теневой сектор со всеми вытекающими негативными  последствиями.

3. Нерешенной проблемой остается  межотраслевой диспаритет цен  и доходов. В условиях либерализации  экономики сельское хозяйство  оказалось особо незащищенным  перед монополизированными отраслями  промышленности. Ценовой пресс со  стороны массы посредников и  перекупщиков привел к многократному  снижению доли сельскохозяйственных  товаропроизводителей в розничной  цене конечного продукта.

4. Нормальному функционированию  агропромышленного комплекса препятствует  неразвитость аграрных рынков, отсутствие  эффективных систем их регулирования,  наличие межрегиональных торговых  барьеров, искусственное сдерживание  цен администрациями регионов. В  силу неразвитости рыночной инфраструктуры  не обеспечивается нормальная  связь между производителем и  потребителем продовольствия, ограничивается возможность сбыта продуктов отечественными сельхозтоваропроизводителями по приемлемым ценам.

Существенным сдерживающим фактором роста агропромышленного производства является отсутствие эффективных государственных  и негосударственных систем регулирования  продовольственного рынка. Старые административно-распределительные  органы упразднены, а новые механизмы, соответствующие современным условиям функционирования экономики не созданы.

5. Предприятия, поставляющие средства  производства, крайне плохо адаптированы  к потребностям отечественного  сельского хозяйства. Среди них  можно выделить две группы: предприятия,  которые работают исключительно  на внутренний рынок (заводы  сельхозмашиностроения), и предприятия,  имеющие экспортный потенциал  (производители минеральных удобрений).

Перспективная проблема этих отраслей заключается в том, что рост спроса на их продукцию на внутреннем рынке  может быть ограничен нежеланием снижать цены по сравнению с мировым  уровнем, также как и приспосабливаться  к потребностям внутреннего покупателя.

Информация о работе Экономическая безопасность аграрного сектора продовольствия