Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:53, контрольная работа
Цель контрольной работы – проанализировать предмет и содержание экономической безопасности региона.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть общее понятие и составные части экономической безопасности.
2. Выявить особенности экономической безопасности региона.
3. Проанализировать алгоритм обеспечения экономической безопасности региона.
К основным критериям, характеризующим интересы муниципального образования в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, относятся:
- расширенное воспроизводство экономической и социальной инфраструктуры, региональной экономики;
- границы критической зависимости региона от ввоза важнейших видов продукции первой необходимости;
- обеспечение необходимого уровня обслуживания потребностей населения с целью формирования условий для нормального жизнеобеспечения населения региона.
Выявление угроз экономической безопасности региона и прогнозирование их последствий осуществляется с помощью мониторинга.
В распоряжении органов государственной власти региона постоянно должен находиться инструментарий анализа потенциальных и реальных угроз экономической безопасности, альтернативный набор решения данных проблем.
Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разработка эффективных мер политики региональных органов власти по предупреждению ущерба, является определение системы пороговых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. Например, уровень и качество жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза выживанию.
Исследование регионов России по семи группам факторов:
- экономический спад,
- межрегиональные экономические связи,
- финансовое положение,
- демографическая ситуация,
- занятость и уровень жизни населения,
- экология и техногенная
показало, что хотя бы по одному фактору все субъекты Федерации находятся в кризисной или предкризисной ситуации. По значительному числу регионов концентрация угроз намного превышает среднероссийскую. Имеется три кризисных зоны: Центральная, Южная и Уральская. Формируется также Юго-Восточный кризисный пояс, включающий регионы Юга Сибири и Дальнего Востока. Сложный узел проблем экономической безопасности сложился во многих районах Крайнего Севера, а также на Северном Кавказе.
Необходима разработка
механизма предотвращения возникающих
угроз экономической
Отсутствие адекватной
требованиям времени
Применение стандартных решений макроэкономической концепции в условиях неадекватной микроэкономической среды сопровождается разрушением значительной части производственного потенциала, в результате экономика отделяется от равновесного состояния.
Игнорирование реальных
экономических процессов на микроуровне,
прежде всего реального экономического
поведения хозяйствующих субъек
Достижимость
Региональная экономика подвержена ряду факторов внешней среды:
- нехватка собственных оборотных средств;
- ограниченность ресурсов денежного рынка;
- депрессивное налоговое
воздействие на экономику
- дисбаланс в
- нестабильность хозяйственных связей.
Закономерно, что вследствие неадекватного экономического поведения субъектов хозяйствования экономическая безопасность регионов находится под угрозой.
Таким образом, обеспечение экономической безопасности регионов требует разработки и осуществления комплекса мер в рамках программ социально-экономической безопасности и устойчивого развития субъектов Федерации. К первоочередным мерам относятся:
- создание децентрализованного
механизма структурной
- обеспечение занятости
населения и государственной
поддержки создания рабочих
- селективная инвестиционная
поддержка экономического
- реальный сбор налоговых платежей;
- переориентация налоговой
системы на активное
- активная поддержка предприятий с преимущественным участием государственного капитала;
- противодействие
Все эти меры практически могут быть осуществлены лишь при значительном усилении властных функций государства, активизации рыночных и административных методов регулирования, при возрастании роли государства как гаранта стабильности социальных и экономических процессов.
3. Алгоритм обеспечения экономической безопасности в регионе
Управление безопасностью – непрерывный процесс обеспечения и защиты экономических интересов региона от внутренних и внешних угроз, обеспечиваемый путем осуществления комплекса мер, направленного на поддержание устойчивости и потенциала развития экономики региона. Основными задачами управления безопасностью являются: оценка и выработка направлений деятельности по обеспечению экономической безопасности; разработка предложений о совершенствовании взаимодействия между участниками системы; планирование и проведение контрольных и профилактических мероприятий по безопасности.
Функционирование системы обеспечения безопасности региона можно представить в виде особого алгоритма.
Последовательное выполнение всех стадий на этапах мониторинга и управления экономической безопасности позволит не только отслеживать все негативные процессы в экономике региона, но и своевременно предотвращать все критические угрозы безопасности.
Результаты функционирования системы проявятся в следующем:
- создание единой
- определение основных угроз и разработка мер по их устранению;
- координация и методическое
руководство деятельностью
- внедрение в практику органов власти принципов профессионального поведения антикризисных управляющих;
- выработка единых
стандартов и методов
- разработка программ
развития проблемных
Основными преимуществами предлагаемой системы являются:
- возможность непрерывно
отслеживать негативные
- малозатратность при
ее создании и
- стимулирование работы региональных органов власти по принципу взаимодействия государства и общества;
- высокая эффективность
функционирования, за счет коллегиального
принятия решений, четкого
В связи с тем, что основным барьером на пути возникновения кризисных ситуаций в социально-экономических отношениях региона должна стать скоординированная деятельность органов власти, возникает необходимость в определении инструмента реализации ими своих функций и полномочий по обеспечению безопасности. Таким инструментом должна стать региональная целевая программа по обеспечению экономической безопасности.
Под региональной целевой программой понимается комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение системных проблем в сфере экономического, экологического, социального и культурного развития региона.6
Использование ПЦМ управления в процессе обеспечения экономической безопасности региона получает конкретное проявление в разработке и реализации целевой комплексной программы обеспечения экономической безопасности, представляющей собой комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. В исследовании выделены этапы разработки программы обеспечения экономической безопасности региона:
1. Выявление наличия
проблемной ситуации (ситуаций) в
анализируемом регионе;
2. Выбор программно решаемой проблемной ситуации.
- определение желаемого
состояния объекта
- выявление и оценка
действующих факторов
- определение и оценка
предполагаемых ущербов от
- оценка угроз экономической безопасности по степени их важности, времени наступления и т.д.;
- выбор проблемной
ситуации для программного
3. Формирование программных
целей и задач (формирование «
4. Предварительная ресурсная проработка разрешения проблемной ситуации (установление ограничений по видам ресурсов).
5. Выработка стратегии
обеспечения экономической
6. Окончательная ресурсная
проработка программы - распределение
ресурсного обеспечения по
7. Подготовка проекта
программы, ее сопряжение с
другими, уже действующими
8. Утверждение программы
и ее доведение до
9. Создание организационного
механизма управления
Вследствие осуществления
постоянного мониторинга
Качество системы управления
экономической безопасностью
1. Развитие регионального рынка товаров и услуг и межрегиональных связей.
2. Обеспечение эффективного
функционирования
3. Проведение эффективной бюджетной политики в регионе.
4. Развитие производственной и социальной инфраструктуры.
5. Использование природных
ресурсов и природоохранная
6. Энергетическое обеспечение региона.
7. Информационное обеспечение управленческой деятельности органов власти и субъектов хозяйствования, прозрачность деятельности органов управления (дебюрократизация).