Экономическая безопасность региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – проанализировать предмет и содержание экономической безопасности региона.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть общее понятие и составные части экономической безопасности.
2. Выявить особенности экономической безопасности региона.
3. Проанализировать алгоритм обеспечения экономической безопасности региона.

Файлы: 1 файл

безопасность.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

К основным критериям, характеризующим  интересы муниципального образования  в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, относятся:

- расширенное воспроизводство экономической и социальной инфраструктуры, региональной экономики;

- границы критической зависимости региона от ввоза важнейших видов продукции первой необходимости;

- обеспечение необходимого уровня обслуживания потребностей населения с целью формирования условий для нормального жизнеобеспечения населения региона.

Выявление угроз экономической  безопасности региона и прогнозирование их последствий осуществляется с помощью мониторинга.

В распоряжении органов государственной власти региона постоянно должен находиться инструментарий анализа потенциальных и реальных угроз экономической безопасности, альтернативный набор решения данных проблем.

Важнейшей проблемой, от решения которой  зависит разработка эффективных  мер политики региональных органов власти по предупреждению ущерба, является определение системы пороговых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. Например, уровень и качество жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза выживанию.

Исследование регионов России по семи группам факторов:

- экономический спад,

- межрегиональные экономические  связи, 

- финансовое положение, 

- демографическая ситуация,

- занятость и уровень жизни  населения, 

- экология и техногенная нагрузка  на территорию 

показало, что хотя бы по одному фактору все субъекты Федерации находятся в кризисной или предкризисной ситуации. По значительному числу регионов концентрация угроз намного превышает среднероссийскую. Имеется три кризисных зоны: Центральная, Южная и Уральская. Формируется также Юго-Восточный кризисный пояс, включающий регионы Юга Сибири и Дальнего Востока. Сложный узел проблем экономической безопасности сложился во многих районах Крайнего Севера, а также на Северном Кавказе.

Необходима разработка механизма предотвращения возникающих  угроз экономической безопасности России и регионов. Для этого важно  разработать систему прогнозирования  и оценки возможных последствий для национальной и региональной безопасности решений, принимаемых в экономической сфере, а также рационального государственного управления. Требуются согласованные действия субъектов с учетом баланса их интересов на всех уровнях: микроэкономическом, отраслевом, макроэкономическом. Все это предъявляет новые требования к системе принятия управленческих и хозяйственных решений.

Отсутствие адекватной требованиям времени управленческой концепции и эффективности технологии принятия решений предопределяет реактивный характер практики государственного управления экономическими и социальными процессами. В результате происходит усиление деструктивных процессов в экономике и социальной сфере, что свидетельствует о несостоятельности теории рыночной самоорганизации в переходный период. Более того, можно утверждать, что в сложившейся ситуации проблема экономической безопасности регионов описывается не только и не столько в терминах экономического равновесия, финансовой стабилизации и реструктуризации производства, сколько в терминах некомпетентности и несистемности принятия решений на всех уровнях государственной власти и управления.

Применение стандартных  решений макроэкономической концепции  в условиях неадекватной микроэкономической среды сопровождается разрушением значительной части производственного потенциала, в результате экономика отделяется от равновесного состояния.

Игнорирование реальных экономических процессов на микроуровне, прежде всего реального экономического поведения хозяйствующих субъектов, приводит к провалу макроэкономические программы перехода к рынку. Ошибка проводимого реформирования экономики заключается в постулировании рациональности экономического поведения хозяйствующего субъекта в рыночной конкурентной среде. Практика хозяйствования убедительно подтверждает ограниченную способность хозяйствующих субъектов к принятию оптимальных решений в условиях неопределенности экономической ситуации и рыночной конъюнктуры.

Достижимость макроэкономических целей, если отсутствуют стимулы (активная инвестиционная поддержка региональной экономики) и условия для устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов (например, обеспеченность оборотными средствами) весьма проблематична.

Региональная экономика  подвержена ряду факторов внешней среды:

- нехватка собственных  оборотных средств; 

- ограниченность ресурсов  денежного рынка; 

- депрессивное налоговое  воздействие на экономику товаропроизводителей, особенно малого и среднего  уровня;

- дисбаланс в воспроизводственном  механизме; 

- нестабильность хозяйственных связей.

Закономерно, что вследствие неадекватного экономического поведения  субъектов хозяйствования экономическая  безопасность регионов находится под  угрозой.

Таким образом, обеспечение  экономической безопасности регионов требует разработки и осуществления комплекса мер в рамках программ социально-экономической безопасности и устойчивого развития субъектов Федерации. К первоочередным мерам относятся:

- создание децентрализованного  механизма структурной реорганизации  региональной экономики;

- обеспечение занятости  населения и государственной  поддержки создания рабочих мест  в количестве, достаточном для  снятия угрозы экономической  безопасности регионов;

- селективная инвестиционная  поддержка экономического развития  приоритетных, конкурентоспособных производств;

- реальный сбор налоговых  платежей;

- переориентация налоговой  системы на активное использование  налоговых потенций производительного  капитала в сфере малого предпринимательства; 

- активная поддержка  предприятий с преимущественным участием государственного капитала;

- противодействие организованной  преступности и коррупции в  сфере экономической деятельности.

Все эти меры практически  могут быть осуществлены лишь при  значительном усилении властных функций  государства, активизации рыночных и административных методов регулирования, при возрастании роли государства как гаранта стабильности социальных и экономических процессов.

 

 

3. Алгоритм обеспечения  экономической безопасности в  регионе

 

Управление безопасностью  – непрерывный процесс обеспечения и защиты экономических интересов региона от внутренних и внешних угроз, обеспечиваемый путем осуществления комплекса мер, направленного на поддержание устойчивости и потенциала развития экономики региона. Основными задачами управления безопасностью являются: оценка и выработка направлений деятельности по обеспечению экономической безопасности; разработка предложений о совершенствовании взаимодействия между участниками системы; планирование и проведение контрольных и профилактических мероприятий по безопасности.

Функционирование системы  обеспечения безопасности региона  можно представить в виде особого  алгоритма.

Последовательное выполнение всех стадий на этапах мониторинга  и управления экономической безопасности позволит не только отслеживать все негативные процессы в экономике региона, но и своевременно предотвращать все критические угрозы безопасности.

Результаты функционирования системы проявятся в следующем:

- создание единой информационной  базы данных (системы индикаторов);

- определение основных угроз и разработка мер по их устранению;

- координация и методическое  руководство деятельностью администраций  городов и районов, государственных  предприятий и учреждений региона,  общественных организаций по  вопросам, антикризисного управления;

- внедрение в практику органов власти принципов профессионального поведения антикризисных управляющих;

- выработка единых  стандартов и методов антикризисного  управления;

- разработка программ  развития проблемных территорий  региона.

Основными преимуществами предлагаемой системы являются:

- возможность непрерывно  отслеживать негативные изменения  в социально-экономических отношениях  региона;

- малозатратность при  ее создании и функционировании;

- стимулирование работы  региональных органов власти  по принципу взаимодействия государства и общества;

- высокая эффективность  функционирования, за счет коллегиального  принятия решений, четкого распределения  ответственности за возникновение  кризисных ситуаций и их нейтрализацию  за конкретными ведомствами.

В связи с тем, что основным барьером на пути возникновения кризисных ситуаций в социально-экономических отношениях региона должна стать скоординированная деятельность органов власти, возникает необходимость в определении инструмента реализации ими своих функций и полномочий по обеспечению безопасности. Таким инструментом должна стать региональная целевая программа по обеспечению экономической безопасности.

Под региональной целевой  программой понимается комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение системных проблем в сфере экономического, экологического, социального и культурного развития региона.6

Использование ПЦМ управления в процессе обеспечения экономической безопасности региона получает конкретное проявление в разработке и реализации целевой комплексной программы обеспечения экономической безопасности, представляющей собой комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. В исследовании выделены этапы разработки программы обеспечения экономической безопасности региона:

1. Выявление наличия  проблемной ситуации (ситуаций) в  анализируемом регионе; формулировка  конкретной проблемы (проблем).

2. Выбор программно решаемой проблемной ситуации.

- определение желаемого  состояния объекта экономической  безопасности, т.е. такого состояния,  которое не оценивается как  угрожающее;

- выявление и оценка  действующих факторов дестабилизации, оказывающих влияние на объект  экономической безопасности, выявление совокупности угроз;

- определение и оценка  предполагаемых ущербов от реализации  выявленных угроз;

- оценка угроз экономической  безопасности по степени их  важности, времени наступления и  т.д.;

- выбор проблемной  ситуации для программного решения.

3. Формирование программных  целей и задач (формирование «дерева целей»).

4. Предварительная ресурсная  проработка разрешения проблемной ситуации (установление ограничений по видам ресурсов).

5. Выработка стратегии  обеспечения экономической безопасности  как комплекса мероприятий (нахождение  методов, способов, средств достижения  программных целей, описание действий для решения поставленных задач).

6. Окончательная ресурсная  проработка программы - распределение  ресурсного обеспечения по видам  мероприятий и по времени.

7. Подготовка проекта  программы, ее сопряжение с  другими, уже действующими программами  и подпрограммами.

8. Утверждение программы  и ее доведение до исполнителей.

9. Создание организационного  механизма управления программой.

Вследствие осуществления  постоянного мониторинга состояния  экономической безопасности региона  данная система управления способна гибко реагировать на постоянно изменяющиеся экономические, социальные и политические условия как внешнего, так и внутреннего характера.

Качество системы управления экономической безопасностью региона  обеспечивается эффективностью принятия управленческих решений, учитывающих систему взаимных экономических интересов, как хозяйствующих субъектов, так и региональных органов управления (как федерального, так и регионального уровня). В работе выделены и рассмотрены основные сферы пересечения экономических интересов региональных органов управления и субъектов хозяйствования в процессе обеспечения экономической безопасности региона:

1. Развитие регионального  рынка товаров и услуг и  межрегиональных связей.

2. Обеспечение эффективного  функционирования регионального  рынка труда.

3. Проведение эффективной  бюджетной политики в регионе.

4. Развитие производственной  и социальной инфраструктуры.

5. Использование природных  ресурсов и природоохранная деятельность.

6. Энергетическое обеспечение  региона.

7. Информационное обеспечение управленческой деятельности органов власти и субъектов хозяйствования, прозрачность деятельности органов управления (дебюрократизация).

Информация о работе Экономическая безопасность региона