Экономическая безопасность региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – проанализировать предмет и содержание экономической безопасности региона.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть общее понятие и составные части экономической безопасности.
2. Выявить особенности экономической безопасности региона.
3. Проанализировать алгоритм обеспечения экономической безопасности региона.

Файлы: 1 файл

безопасность.doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Оглавление

 

 

Введение

 

Развитие экономики  под воздействием рыночных механизмов выделило в качестве самостоятельной функцию государства по защите экономической безопасности. Рыночные механизмы не способны выполнять данную функцию. Как правило, экономические интересы хозяйствующих субъектов не противоречат национальным интересам. Однако такие противоречия могут часто возникать. Например, рыночные механизмы делают выгодным развитие экологически вредных производств, а государство заинтересовано сдерживать их развитие и импортировать соответствующую продукцию. Для разрешения подобных противоречий государство должно осуществлять свою функцию обеспечения экономической безопасности.

Государство может обеспечить лишь защиту от наиболее важных и крупных  угроз. Население же в своей повседневной жизни сталкивается со значительно  большим спектром угроз, многие из которых носят региональный характер. Защитить население от многих подобных местных угроз экономической безопасности наиболее эффективным образом могут органы государственной власти конкретного региона, как органы наиболее приближенные к населению.1

Объект контрольной работы – экономическая безопасность региона.

Предмет контрольной  работы – предмет и содержание экономической безопасности региона.

Цель контрольной работы – проанализировать предмет и  содержание экономической безопасности региона.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Рассмотреть общее  понятие и составные части  экономической безопасности.

2. Выявить особенности  экономической безопасности региона.

3. Проанализировать алгоритм  обеспечения экономической безопасности региона.

Теоретическую основу работы составили труды Архипова А., Блохина С.В., Городецкого А., Прудиус, Е.В., Цуканова В.Х.

 

1. Общие понятия и составные части экономической безопасности

 

Экономическая безопасность является наиболее важной составляющей частью структуры национальной безопасности страны, поскольку без достаточного экономического обеспечения не может идти речи о национальной безопасности вообще. Без ее обеспечения практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане. Экономическая безопасность служит основой жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости и представляет собой сложное, многогранное социально-экономическое явление, отражающее комплекс динамичных условий материального производства.

Однако среди ученых, занимающихся проблемами экономической безопасности, не выработан единый подход к ее пониманию.2

Большинство авторов в понимании  экономической безопасности исходят  из легального определения безопасности, данного в Законе РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», в котором безопасность понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ч. 1 ст. 1 Закона).

Олейников Е.А. понимает экономическую безопасность как «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов».

По мнению В.С. Панькова, под экономической  безопасностью следует понимать «такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу существованию государства».

В.К. Сенчагов трактует понятие экономической  безопасности как состояние экономики  и институтов власти, когда обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов, что, по мнению автора, означает «не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества».

Н.П. Купрещенко определяет экономическую безопасность как «такое состояние национального хозяйства, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую, социально-политическую стабильность, высокую обороноспособность в условиях воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов, эффективное управление, защиту экономических интересов на национальном и международном уровнях».

Такую же позицию занимает Л.Э. Гаджиева. По ее мнению, «на уровне государства экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессах».3

Данный подход к пониманию экономической  безопасности был реализован российским законодателем в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в настоящее время утратил силу). В статье 2 данного Закона экономическая безопасность определялась как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Однако ныне действующий Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» не содержит определение экономической безопасности. Отсутствует содержательное определение безопасности и в Указе Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», где под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

В научной литературе предлагаются и иные трактовки понятия  экономической безопасности.

Экономическая безопасность - состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях. Составная часть национальной безопасности, ее фундамент и материальная основа. Объектом экономической безопасности выступает как экономическая система, взятая в целом, так и ее составляющие элементы: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, людские ресурсы, хозяйственные структуры, семья, личность.

Угрозы экономической  безопасности - явления и процессы, оказывающие негативное воздействие  на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства. Уровни экономической безопасности региона представлены на рисунке 1.

 

Рис. 1. - Уровни экономической  безопасности региона 

 

Показатели экономической  безопасности - это наиболее значимые параметры, дающие общее представление о состоянии экономической системы в целом, ее устойчивости и мобильности: рост ВВП, уровень и качество жизни большинства населения, темпы инфляции, уровень безработицы, структура экономики, имущественное расслоение населения, криминализация экономики, состояние технической базы хозяйства, расходы на НИОКР, конкурентоспособность, импортная зависимость, открытость экономики, внутренний и внешний долг государства.

Меры обеспечения экономической  безопасности - совокупность способов, осознанных действий, направленных на предотвращение внутренних и внешних угроз безопасности.

1. Содержание и структура  экономической безопасности.

2. Внешние и внутренние  угрозы экономической безопасности.

3. Механизм обеспечения  экономической безопасности.

экономическая национальная безопасность риск

2. Особенности  экономического безопасности региона

 

Объектами экономической  безопасности региона являются территория региона, население и все, относящееся к экономике, расположенное на данной территории (участке земной поверхности, имеющем отдельные границы и пространственный базис деятельности, включающий производственные фонды, инфраструктуру, который рассматривается как среда жизнедеятельности населения, совокупность ресурсов развития).

Объектом исследования экономической безопасности на регинальном уровне является кругооборот расходов и доходов, товаров, услуг и ресурсов на основе различных форм собственности. Основанием для оценки угроз и ущербов от воздействия угроз как приемлемых или неприемлемых являются критерии экономической безопасности, которые могут быть качественными или количественными. Критерии, в свою очередь, выражаются показателями экономической безопасности. Таким образом, сущность экономической безопасности реализуется в системе ее критериев и показателей.4

Учитывая особенности  проблем обеспечения региональной экономической безопасности, необходимо выработать особую систему параметров, ориентированной на небольшую территорию. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы в основном на федеральный уровень. Однако учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей безопасности для региональных образований. Целями применения подобной методики являются:

- оценка кризисных ситуаций и угрозы их возникновения в социально-экономической сфере региона;

- оценка влияния региональных кризисных ситуаций на национальную безопасность Федерации и России в целом;

- разработка и обоснование программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности.

 Основные требования  к системе социально-экономических  показателей анализа региона:

- система социально-экономических показателей региона должна быть взаимоувязана с общей схемой анализа и показателей, использующихся на федеральном, отраслевом уровнях;

- показатели региональной безопасности должны быть совместимы с действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования;

- система социально-экономических показателей должна отвечать перечню основных угроз экономической безопасности региона;

- перечень социально-экономических показателей, используемых для анализа, должен быть минимален, легко доступен и допускать простую интерпретацию;

- результаты анализа должны допускать простую и наглядную проверку на непротиворечивость существующему положению;

- социально-экономические показатели должны относиться к одному временному периоду, описывая своего рода срезы социально-экономической ситуации;

- показатели должны допускать возможность осуществлять регулярный мониторинг и прогнозирование факторов, влияющих на уровень угроз безопасности региона.

Анализ положения в регионе должен опираться на набор индикаторов экономической безопасности, который позволит выявить и оценить грядущие угрозы, а также реализовать необходимый комплекс программно-целевых мер по снижению уровня угроз.

Критерий экономической  безопасности - оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критерий не может приниматься как прямое руководство к действию. Требуется гибкий подход к его корректировке и реализации в соответствии с периодической перестройкой ресурсно-производственного потенциала, созданием новых хозяйственных рычагов, структур управления.

По мнению большинства исследователей, основой формирования этих показателей является тесная взаимосвязь понятия безопасности с категорией риска. Концепция риска в стратегии экономической безопасности включает в себя два важнейших элемента: оценку риска и управление риском. Оценка риска носит, как правило, экспертный, вероятностный характер. Управление риском предполагает предвидение возможных критических социально-экономических ситуаций с тем, чтобы предотвратить, ослабить и смягчить их последствия. Поэтому оценка уровня экономической безопасности предполагает наряду с анализом факторов риска использование категорий потерь (ущерба) фактических, ожидаемых, потенциальных, компенсируемых и некомпенсируемых.5

Критерии экономической  безопасности диктуют выбор определенных показателей экономической безопасности объекта исследования, которые будут описывать и характеризовать его эволюцию, уровень его количественных и качественных параметров в системе мировой статистики. Для экономической безопасности важное значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения, т.е. предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций для региона. Таким образом, показатели, по которым определены пороговые значения, выступают системой показателей экономической безопасности.

Информация о работе Экономическая безопасность региона