Экономическая безопасность РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:26, реферат

Описание работы

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.
Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Понятие и структура экономической безопасности государства………………………………………………5
Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………….……..7
Механизм обеспечения экономической безопасности страны………………….………………………….12
Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах ………………………………………………………………………………………………………………………………….………………...17
Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России …………….……….……………………………………………………………………………………………………………………….…….20
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………..…………42
Список литературы………………………………………………………………………………………………….………………...46

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 113.51 Кб (Скачать файл)

- макроэкономическое регулирование, устанавливающее общие правила и параметры хозяйствования для всех типов организаций;

- индикативное планирование, на основе которого осуществляется ориентация инвестиционных процессов на выбранные приоритеты структурной политики, а также другие типы «тонкой настройки» механизма хозяйствования экономическими методами для всех типов организаций;

- более жесткое планирование деятельности государственных пред приятии, госзаказов (прежде всего оборонных), а также разработка и осуществление методов управления государственным имуществом.

Другой важный аспект стратегии экономической безопасности – устойчивость национальной валюты. Можно констатировать, что в рамках монетаристского подхода в России на сегодняшний день удалось обеспечить относительную стабильность валюты. Проблема устойчивости национальной валюты приобретает важнейшее значение во всей системе рыночных индикаторов.

Государственная стратегия  в области обеспечения экономической  безопасности разрабатывается и  реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными  приоритетами которой являются достижение устойчивости экономического положения  личности, социально-экономической  стабильности общества, государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законности и законопослушания всех, включая органы государственной  власти.

В этих целях должна быть создана отлаженная и надежная система  государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими  потерями регулирование важнейших  экономических преобразований, а  также способная взять на себя функции управления и поддержания  экономики страны на безопасном уровне. При этом необходимо четко определить границы и критерии или условия  государственного вмешательства в  экономику, в частности, границы  государственного сектора, а также  обеспечить развитие эффективных методов  государственного регулирования.

Государство должно осуществить  комплекс мер, прежде всего, по обеспечению  экономического роста, что и будет  гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все  сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в  инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение  институциональных преобразований.

При этом социальная политика должна содействовать консолидации общества на условиях устойчивого экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, наблюдавшийся в росте  среднемесячных денежных доходов населения  в течение последнего времени, имел место на фоне значительных задержек денежных выплат, усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических  групп. Однако процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим  фактором, создающим потенциальную  угрозу возникновения социальных конфликтов.

Основным направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных  и иностранных инвестиций для  реконструкции российской экономики. При проведении эффективной инвестиционной политики должны соблюдаться следующие основные принципы:

- последовательная децентрализация инвестиционного процесса;

- повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения);

- значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;

- использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства;

- стимулирование привлечения иностранных инвестиций.

Следует заметить, что важнейшим  элементом механизма обеспечения  экономической безопасности общества является деятельность государства  по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном  социально-политическом положении  России. Основные направления этой деятельности следующие:

- выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации;

- организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности Российской Федерации должен рассматривать концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства;

- экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные правовые акты обязательно должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности Российской Федерации.

Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности в условиях глобализации требует  организации эффективной системы  контроля за исполнением этих мер со стороны Совета Безопасности Российской Федерации.

Для обеспечения экономически безопасной интеграции России в мировую  экономику государству, развивая специальные  институты, необходимо завершить:

- формирование оптимальной структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нем удельного веса и объемов товаров с высокой степенью переработки, высококачественных классных услуг;

- исходя из имеющихся конкурентных преимуществ, выявление и целенаправленное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарных ниш страны на мировом рынке, концентрацию основных усилий и средств для достижения рыночного успеха, а также всемерное развитие производственной кооперации, инжиниринга и лизинга;

- достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами;

- обеспечение доступа российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин, оборудования и технологий, информации и капитала, к транспортным коммуникациям, в том числе на рынках с высокой степенью монополизации или защищенных протекционистскими мерами;

- долгосрочное регулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с государствами-должниками.

Многообразная роль системы  государственного и хозяйственного управления в обеспечении экономической  безопасности страны в условиях глобализации обусловлена выполнением присущих его механизму функций, в том  числе следующих.

Во-первых, обеспечивать инструментарий для обоснования и принятия стратегических и текущих решений, охватывающих как макро-, так и микроэкономическое регулирующее воздействие и параметры функционирования государства;

Во-вторых, обеспечивать с  помощью экономических и административных рычагов практическую реализацию стратегии  и текущих программ экономического развития, анализ и оценку достигаемых  результатов, корректировку осуществляемых мер и действий в зависимости  от складывающихся условий;

В-третьих, обеспечивать необходимую  правовую и политическую защиту экономического суверенитета страны на основе выработки  и последовательного проведения в жизнь законодательных и нормативных актов, предусматривающих охранительные, поощрительные и запретительные режимы в системе взаимоотношений с другими странами;

В-четвертых, формировать  устойчивую и надежную систему распределения  прав, функций и ответственности, взаимодействия органов и должностных  лиц, позволяющую быстро и компетентно  реагировать на все возникающие  явления и проблемные ситуации в  функционировании экономики.

Таким образом, повышение  экономической безопасности России в большой степени зависит  от эффективности инструментов защиты национальных интересов на внутренних и внешних рынках. Однако, создавая такие инструменты, необходимо учитывать  технологическую отсталость активной части основных производственных фондов, более высокую материалоемкость производимой российской продукции, пока еще слабую нормативную правовую базу и экономическую нестабильность.

Одним их эффективных механизмов является проведение разумной протекционистской  политики, защищающей национальные интересы отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках, которая предусматривает: борьбу с  монополистами; налоговые льготы; льготное кредитование экспорта продукции обрабатывающей промышленности; задействование режима благоприятствования для предпринимателей в различных отраслях производства; особую значимость фактора ресурсосбережения.

 

Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах

 

Последние данные о динамике ВВП крупнейших стран Европы, существенное замедление спада американской экономики  и постепенное формирование тенденции  восстановления промышленности ведущих  стран значительно повысили оптимизм экспертов и международных организаций  по поводу перспектив выхода мировой  экономики из самой глубокой после Второй мировой войны рецессии.

Все заметнее начал проявляться  эффект от стимулирующих фискальных и монетарных мер, направленных на оживление  спроса и поддержку реального  сектора, в том числе за счет поддержки  автомобильной, авиастроительной и  судостроительной промышленности. Масштабная государственная помощь финансовому  сектору, вплоть до национализации крупнейших банков, позволила приостановить  обвальное сокращение кредитования промышленности. На американском рынке  жилья произошел разворот, во многих странах появляются первые признаки восстановления уровня потребления. Фондовые и сырьевые рынки значительно выросли с начала года.

Однако глубина спада  и масштабы диспропорций создают  вероятность реализации сценария второй волны кризиса или существенного  замедления темпов восстановления.

В 2010 году темпы роста  инфляции по-прежнему будут сдерживаться низким уровнем потребительского спроса. Доходы населения в 2010 году в реальном выражении сохранятся на уровне прошлого года, в связи с чем потребительский спрос будет расти очень медленно (табл. 1). Сдерживающее влияние на инфляцию также окажет прогнозируемое снижение мировых цен на зерно урожая 2009 года и ряд других продовольственных товаров. В связи с этим прогнозируется, что в 2010 году рост потребительских цен снизится не менее чем до 9-10 процентов.

 

Таблица 1

 

Прирост цен за период, %

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Продовольственные товары

16,6

8,9-9,2

11,1-11,5

8,4-8,6

6,5-6,6

 из них,

без учета плодоовощной продукции

17,5

8,8-9,1

11,4-11,8

8,5-8,7

6,6-6,8

 Непродовольственные  товары

8

10,6-10,8

7,3-7,6

5,8

5,8

Платные услуги населению

15,7

13,5-13,8

11,4-11,7

10,6

9,8

 услуги организаций  ЖКХ

16,2

20-21

13-14

11-12

9-10

 прочие услуги

15,5

10,5-11

9,5-10

9,5-10

9,5-10


 

К 2012 году ожидается снижение инфляции до 5-7 процентов. В условиях сохранения умеренного роста цен  на сырье на мировых рынках, снижению инфляции будет способствовать значительное замедление роста денежной массы  и потребительских расходов по сравнению  с докризисным ростом. Также ожидается  возобновление тренда на снижение скорости обращения денежной массы по мере повышения доверия к рублю  и склонности населения к сбережению (в том числе в форме банковских депозитов).

Для сдерживания роста  издержек и цен тарифная политика в отношении естественных монополий  в 2010 - 2012 годах будет ужесточена по сравнению с намеченной в докризисный период. Продолжится работа по развитию конкурентной среды и инфраструктуры торговли, особенно на локальных монополизированных рынках, и повышению эффективности производителей товаров и услуг, особенно в сельском хозяйстве, в соответствии с намеченными ранее антиинфляционными мерами.

Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий период предполагают два качественно различных этапа ее реализации.

Первый этап – до конца 2010 года, характеризующийся постепенным  переходом острой фазы кризиса к  стадии смягчения кризисных явлений  и появлением признаков оздоровления экономики.

На этом этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической политики, и инструменты таможенно-тарифного регулирования должны сбалансированно защищать интересы отечественных производителей и потребителей.

В целях поддержки ключевых, системообразующих отраслей российской экономики (металлургия, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, транспорт, аграрный и лесной секторы) предусматривается принятие следующих мер: оперативное применение инструментов таможенно-тарифной политики за счет повышения уровня ставок ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные готовые товары с целью защиты наиболее уязвимых товарных рынков и отечественных производителей; поддержка производства за счет снижения ввозных таможенных пошлин на комплектующие и сырье, не имеющие отечественных аналогов; применение ставок таможенных пошлин с фискальной целью, максимально учитывая при этом интересы производителей и потребителей; гибкое реагирование на потребности производителей и потребителей, ценовую ситуацию на внутренних рынках путем временного снижения или повышения ставок ввозных таможенных пошлин, предоставления тарифных льгот и отсрочек по уплате таможенных платежей; применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; мониторинг внешнеторговой деятельности и проведение оценки принимаемых мер оперативного реагирования на изменения конъюнктуры и цен в целях обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка; использование специальных инструментов для регулирования импорта в аграрном секторе (сезонные пошлины и тарифные квоты); совершенствование мер по комплексной системе поддержки экспорта, в том числе использование таможенно-тарифных инструментов в целях повышения конкурентоспособности отечественного производства как части комплексной поддержки экспорта в увязке с мерами внутренней политики по поддержке отечественных производителей; создание полномасштабной автоматизированной системы внешнеторгового и рыночного мониторинга (мониторинг торговых барьеров, антикризисных мер, применяемых другими государствами, реализация которых может затронуть экономические интересы российских компаний и, возможно, потребует введения ответных мер).

Информация о работе Экономическая безопасность РФ