Экономическая безопасность РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:26, реферат

Описание работы

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.
Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Понятие и структура экономической безопасности государства………………………………………………5
Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………….……..7
Механизм обеспечения экономической безопасности страны………………….………………………….12
Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах ………………………………………………………………………………………………………………………………….………………...17
Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России …………….……….……………………………………………………………………………………………………………………….…….20
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………..…………42
Список литературы………………………………………………………………………………………………….………………...46

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 113.51 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем принимаемые  меры не должны противоречить долгосрочным задачам в сфере таможенно-тарифного регулирования, направленным на содействие диверсификации российской экономики и переходу ее на инновационный путь развития, формирование новой, посткризисной внешнеэкономической специализации, обеспечение доступа отечественных компаний к передовым технологиям и высокотехнологичному оборудованию. Их последовательная реализация будет расширяться по мере завершения активной фазы кризиса и преодоления его негативных последствий.

Второй этап – 2011 - 2012 годы.

Основные задачи этого  этапа состоят в восстановлении равновесия между протекционистской  и регулятивной функцией таможенно-тарифной политики, формировании потенциала устойчивого экономического развития и переходе к полномасштабной, последовательной реализации приоритетных направлений.

С 2010 года таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться в новых условиях таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Это означает передачу функций применения инструментов регулирования внешней торговли от национальных органов государств-участников органам управления таможенного союза.

Таможенно-тарифная политика в 2010 - 2012 годах будет определяться ситуацией в мировой и российской экономике в этот период, задачами хозяйственного развития, реализацией планов по формированию таможенного союза, статусом России в ВТО, международными обязательствами России во внешнеэкономической сфере.

Реализация намеченных приоритетов  таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе будет содействовать решению стратегических задач социально-экономической политики государства по переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике.

 

Пути совершенствования  экономической безопасности и экономического развития России

 

Стратегической целью  обеспечения экономической безопасности является создание приемлемых условий  для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного  противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Государственная стратегия  в области обеспечения экономической  безопасности России должна быть ориентирована, прежде всего, на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни населения до предельных значений, что способно вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и  народностями. Эта стратегия должна осуществляться, прежде всего, через  систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и  иные организации и объединения.

Государственная стратегия  экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени (ближайшие 15-20 лет) и стать ориентиром при принятии важнейших политических и хозяйственных решений. В связи с этим некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.

Наиболее важными задачами в обеспечении экономической  безопасности, должны стать:

1. регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечение ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство;

2. дальнейшее развитие экспортного потенциала, в первую очередь, за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров, проведение политики импортозамещения;

3. поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;

4. проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;

5. обеспечение наиболее благоприятных для России условий погашения внешнего долга и его обслуживания;

6. достижение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;

7. обеспечение бесперебойной работы транспортных магистралей, соединяющих Россию с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач и т. д.).

Главная цель экономической  стратегии состоит в восстановлении в России экономического роста. Разумеется, восстановление должно происходить  на новой основе и с помощью  новых институтов рыночной экономики. Это означает формирование принципиально  иной структуры экономики и образование  промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия  для перелива капитала в новое русло развития экономики.

Приоритетами экономической  политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2010 - 2012 годы) станет реализация антикризисных  мер, а также мер, ориентированных  на решение долгосрочных задач модернизации и повышения конкурентоспособности  экономики страны.

К основным приоритетам следует  отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего  спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться  курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции.

Одновременно будут активизированы действия, обеспечивающие переход экономики  на инновационный тип развития в  соответствии с Концепцией долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и  Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации  на период до 2012 года. К ним относятся  развитие человеческого капитала, модернизация системы образования, здравоохранения  и пенсионной системы, развитие национальной инновационной системы, развитие технологической, транспортной и энергетической инфраструктуры.

Последовательно будет обеспечиваться развитие рыночных институтов, реализация мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, развитие конкуренции, совершенствование корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования  экономической деятельности.

Экономическое развитие России в предстоящий период будет формироваться  под влиянием следующих факторов:

– скорость выхода мировой  экономики из кризиса и динамика цен на основные сырьевые ресурсы;

– степень адаптации российских компаний и банков к кризису и  повышение их конкурентоспособности, а также динамика инвестиционных программ инфраструктурных компаний;

– эффективность реализации мер государственной антикризисной  политики, а также мероприятий  по модернизации экономики.

При сохранении умеренно низкой динамики цен на нефть в пределах 58-60 долларов США за баррель рост ВВП в 2010 году прогнозируется на уровне 0,9-1,6 %, в 2011 году – 1,1-3 %, в 2012 году – 3,1-4,3 процента. Достижение верхней границы  соответствует варианту 2а прогноза и предполагает высокую результативность мер государственной экономической  политики, а также повышение эффективности  функционирования российских компаний.

В прогнозный период произойдут значительные изменения в факторах, определяющих рост экономики.

Фактор внешнеэкономической  конъюнктуры, выражающийся в росте  доходов от экспорта и в значительной степени определявший высокие темпы  роста российской экономики в 2004 - 2007 годах, будет иметь меньшее  значение для восстановления после  кризиса.

В 2010 - 2012 годах, с учетом восстановления положительной динамики роста цен  на нефть и физических объемов  экспорта, данный фактор будет определять лишь 0,7-0,9 процентных пункта прироста ВВП.

Ослабление влияния внешних  факторов отражает тенденцию замедления темпов прироста физических объемов экспорта от 1% до 3 % в прогнозный период при относительно стабильных мировых ценах на нефть (в реальном выражении в базовом бюджетном варианте). Таким образом, в отличие от прошлых лет рост экономики будет опережать динамику экспорта за счет увеличения вклада внутренних факторов.

Внутренние факторы, начиная  с 2011 года, все в большей степени  будут определять как уровень, так  и устойчивость темпов экономического роста. В связи с этим значительно  возрастает роль инвестиционного климата  и государственной экономической  политики.

В варианте 1а жесткие  внешнеэкономические условия не компенсируются соответствующим улучшением качества экономического роста, требующего существенного повышения эффективности  и конкурентоспособности экономики, а также усиления инвестиционной составляющей.

Умеренно-оптимистичный  сценарий (вариант 2а) в отличие от варианта 1а предполагает:

Первое – более активная реализация компаниями мероприятий  по повышению конкурентоспособности  своей продукции, снижению издержек, внедрению эффективных технологий, завоеванию рынков и участию в  совместных с государством инновационных  и структурных проектах. При этом повышение конкурентоспособности  будет выражаться в более высоких  темпах роста частных инвестиций, более динамичном наращивании экспорта, особенно обрабатывающей продукции, и  относительно более успешном импортозамещении.

Второе – формирование элементов национальной инновационной  системы и повышение инвестиций в развитие человеческого капитала.

Третье – проведение более  активной социальной политики (в том  числе в бюджетном секторе) в 2011 - 2012 годах, что будет сдерживать увеличение дифференциации доходов.

Четвертое – повышение  эффективности использования государственных  инвестиций для развития энергетической и транспортной инфраструктуры, реализации высокоэффективных инновационных  проектов и приоритетных отраслевых стратегий и программ.

В целом, общий рост инвестиций (в том числе в развитие инфраструктуры) обеспечит 0,5 процентных пункта дополнительного  прироста ВВП в 2010 году и до 1,1 процентных пункта в 2011 году.

Определенный вклад в  повышение спроса окажет и более  высокий рост доходов населения, прогнозируемый по варианту 2а. За счет этого и других социальных факторов активизации роста экономики  будет обеспечено 0,1-0,2 процентных пункта прироста ВВП в 2011 - 2012 годах.

 

Основные факторы роста  экономики, %

 

прогноз

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Темп роста ВВП, вариант 1а

0,9

1,1

3,1

Темп роста ВВП, вариант 2а

1,6

3,0

4,3

Разница в темпах прироста (вар.2а-1а)

0,7

1,9

1,2

Вклад дополнительных инвестиций в расширение производства и инфраструктуры

0,5

1,1

0,5

Вклад прироста эффективности  экономики в результате внедрения  инноваций и технологий, а также  роста инвестиций в инновационный  сектор

0,2

0,6

0,5

Вклад роста доходов населения  и других факторов

0,0

0,2

0,2


Важнейшим условием повышения  эффективности функционирования экономики  является увеличение вложений в развитие инновационной системы России и  в человеческий капитал.

Объем инвестиций в инновационный  сектор экономики 

в 2002 - 2008 годах увеличился к предшествующему семилетнему  периоду (1995 - 2001 годы) в 1,75 раза. Вместе с тем, с 2008 года темп роста инвестиций в инновационный сектор резко  замедлился. В результате вклад инновационного сектора в экономический рост, достигший максимума в 2007 - 2008 годах (1-1,1 процентных пункта ВВП), в 2009 году составил только 0,6 процентных пункта валового внутреннего продукта.

Таким образом, за счет повышения  эффективности экономики в результате внедрения инноваций и технологий, а также роста инвестиций в  инновационный сектор может быть дополнительно обеспечено 0,5-0,6 процентных пункта прироста ВВП в 2011 - 2012 годах  по сравнению с 2009 годом.

Одним из основных условий  реализации варианта 2а является повышение  доступности кредитных ресурсов и рост реальных объемов кредитования. В 2010 году прогнозируется увеличение кредитования нефинансовых организаций и населения  не менее чем на 13 %, в 2011 году –  на 15-17 %, в 2012 году – на 25-27 процентов. Рост банковского кредитования будет зависеть не только от увеличения ресурсной базы банков (депозитов населения, дополнительной капитализации и внешних заимствований), но и от снижения рисков кредитования за счет предоставления государственных гарантий и точечной расчистки «плохих долгов» (особенно в авиакосмическом секторе, оборонном комплексе и автомобилестроении). Расширение активности банковского сектора и снижение процентных ставок является одним из важнейших факторов восстановления инвестиционной активности.

Вариант 1а характеризуется  нарастанием дисбаланса между банковским и реальным секторами экономики. Рост банковского кредита в 2010 году в этом варианте оценивается на уровне 9-10 %, что в реальном выражении (с учетом инфляции) является продолжением кредитного сжатия (или стагнацией). В 2011 - 2012 годах кредитование нефинансовых организаций и населения увеличится на 13-14 % и 18-20 % соответственно.

Принимая во внимание возможные  различия в темпах восстановления мировой  экономики, варианты реализации монетарной политики развитых стран, определяющих привлекательность нефтяных контрактов в качестве инвестиционного актива, и различную динамику спроса на углеводороды на мировом рынке, наряду с основным вариантом, рассмотрен вариант с  более высокой ценой на нефть (вариант 2b).

Вариант 2b характеризуется  достаточно благоприятной внешнеэкономической  конъюнктурой – цена на нефть в 2010 году будет на 10 долларов выше базового варианта и составит 68 долларов США  за баррель, в 2011 году цена может быть на 15 долларов выше цены базового варианта и составит 74 долларов США за баррель, в 2012 году цена может подняться до 81 доллара США за баррель, или на 21 доллар выше, чем в варианте 2а.

Информация о работе Экономическая безопасность РФ