Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 18:26, реферат
Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.
Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
Понятие и структура экономической безопасности государства………………………………………………5
Макроэкономические показатели экономической безопасности национальной экономики. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………….……..7
Механизм обеспечения экономической безопасности страны………………….………………………….12
Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2010-2012 годах ………………………………………………………………………………………………………………………………….………………...17
Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России …………….……….……………………………………………………………………………………………………………………….…….20
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………..…………42
Список литературы………………………………………………………………………………………………….………………...46
Вместе с тем принимаемые
меры не должны противоречить долгосрочным
задачам в сфере таможенно-
Второй этап – 2011 - 2012 годы.
Основные задачи этого этапа состоят в восстановлении равновесия между протекционистской и регулятивной функцией таможенно-тарифной политики, формировании потенциала устойчивого экономического развития и переходе к полномасштабной, последовательной реализации приоритетных направлений.
С 2010 года таможенно-тарифное регулирование будет осуществляться в новых условиях таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Это означает передачу функций применения инструментов регулирования внешней торговли от национальных органов государств-участников органам управления таможенного союза.
Таможенно-тарифная политика в 2010 - 2012 годах будет определяться ситуацией в мировой и российской экономике в этот период, задачами хозяйственного развития, реализацией планов по формированию таможенного союза, статусом России в ВТО, международными обязательствами России во внешнеэкономической сфере.
Реализация намеченных приоритетов таможенно-тарифной политики в среднесрочной перспективе будет содействовать решению стратегических задач социально-экономической политики государства по переходу российской экономики на инновационный путь развития и обеспечит благоприятные условия для укрепления конкурентных позиций российского бизнеса в глобальной экономике.
Пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития России
Стратегической целью
обеспечения экономической
Государственная стратегия
в области обеспечения
Государственная стратегия экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени (ближайшие 15-20 лет) и стать ориентиром при принятии важнейших политических и хозяйственных решений. В связи с этим некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.
Наиболее важными задачами в обеспечении экономической безопасности, должны стать:
1. регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечение ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство;
2. дальнейшее развитие экспортного потенциала, в первую очередь, за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров, проведение политики импортозамещения;
3. поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;
4. проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;
5. обеспечение наиболее благоприятных для России условий погашения внешнего долга и его обслуживания;
6. достижение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;
7. обеспечение бесперебойной работы транспортных магистралей, соединяющих Россию с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач и т. д.).
Главная цель экономической
стратегии состоит в
Приоритетами экономической
политики Правительства Российской
Федерации на среднесрочную перспективу
(2010 - 2012 годы) станет реализация антикризисных
мер, а также мер, ориентированных
на решение долгосрочных задач модернизации
и повышения
К основным приоритетам следует
отнести выполнение социальных обязательств
государства перед гражданами, сохранение
и развитие промышленного и
Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции.
Одновременно будут
Последовательно будет обеспечиваться
развитие рыночных институтов, реализация
мер, направленных на поддержку малого
и среднего предпринимательства, развитие
конкуренции, совершенствование
Экономическое развитие России в предстоящий период будет формироваться под влиянием следующих факторов:
– скорость выхода мировой экономики из кризиса и динамика цен на основные сырьевые ресурсы;
– степень адаптации российских компаний и банков к кризису и повышение их конкурентоспособности, а также динамика инвестиционных программ инфраструктурных компаний;
– эффективность реализации
мер государственной
При сохранении умеренно низкой
динамики цен на нефть в пределах
58-60 долларов США за баррель рост
ВВП в 2010 году прогнозируется на уровне
0,9-1,6 %, в 2011 году – 1,1-3 %, в 2012 году – 3,1-4,3
процента. Достижение верхней границы
соответствует варианту 2а прогноза
и предполагает высокую результативность
мер государственной
В прогнозный период произойдут значительные изменения в факторах, определяющих рост экономики.
Фактор внешнеэкономической конъюнктуры, выражающийся в росте доходов от экспорта и в значительной степени определявший высокие темпы роста российской экономики в 2004 - 2007 годах, будет иметь меньшее значение для восстановления после кризиса.
В 2010 - 2012 годах, с учетом восстановления положительной динамики роста цен на нефть и физических объемов экспорта, данный фактор будет определять лишь 0,7-0,9 процентных пункта прироста ВВП.
Ослабление влияния внешних факторов отражает тенденцию замедления темпов прироста физических объемов экспорта от 1% до 3 % в прогнозный период при относительно стабильных мировых ценах на нефть (в реальном выражении в базовом бюджетном варианте). Таким образом, в отличие от прошлых лет рост экономики будет опережать динамику экспорта за счет увеличения вклада внутренних факторов.
Внутренние факторы, начиная
с 2011 года, все в большей степени
будут определять как уровень, так
и устойчивость темпов экономического
роста. В связи с этим значительно
возрастает роль инвестиционного климата
и государственной
В варианте 1а жесткие
внешнеэкономические условия не
компенсируются соответствующим улучшением
качества экономического роста, требующего
существенного повышения
Умеренно-оптимистичный сценарий (вариант 2а) в отличие от варианта 1а предполагает:
Первое – более активная
реализация компаниями мероприятий
по повышению
Второе – формирование элементов национальной инновационной системы и повышение инвестиций в развитие человеческого капитала.
Третье – проведение более активной социальной политики (в том числе в бюджетном секторе) в 2011 - 2012 годах, что будет сдерживать увеличение дифференциации доходов.
Четвертое – повышение
эффективности использования
В целом, общий рост инвестиций (в том числе в развитие инфраструктуры) обеспечит 0,5 процентных пункта дополнительного прироста ВВП в 2010 году и до 1,1 процентных пункта в 2011 году.
Определенный вклад в повышение спроса окажет и более высокий рост доходов населения, прогнозируемый по варианту 2а. За счет этого и других социальных факторов активизации роста экономики будет обеспечено 0,1-0,2 процентных пункта прироста ВВП в 2011 - 2012 годах.
Основные факторы роста экономики, %
прогноз | |||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. | |
Темп роста ВВП, вариант 1а |
0,9 |
1,1 |
3,1 |
Темп роста ВВП, вариант 2а |
1,6 |
3,0 |
4,3 |
Разница в темпах прироста (вар.2а-1а) |
0,7 |
1,9 |
1,2 |
Вклад дополнительных инвестиций в расширение производства и инфраструктуры |
0,5 |
1,1 |
0,5 |
Вклад прироста эффективности экономики в результате внедрения инноваций и технологий, а также роста инвестиций в инновационный сектор |
0,2 |
0,6 |
0,5 |
Вклад роста доходов населения и других факторов |
0,0 |
0,2 |
0,2 |
Важнейшим условием повышения эффективности функционирования экономики является увеличение вложений в развитие инновационной системы России и в человеческий капитал.
Объем инвестиций в инновационный сектор экономики
в 2002 - 2008 годах увеличился к предшествующему семилетнему периоду (1995 - 2001 годы) в 1,75 раза. Вместе с тем, с 2008 года темп роста инвестиций в инновационный сектор резко замедлился. В результате вклад инновационного сектора в экономический рост, достигший максимума в 2007 - 2008 годах (1-1,1 процентных пункта ВВП), в 2009 году составил только 0,6 процентных пункта валового внутреннего продукта.
Таким образом, за счет повышения
эффективности экономики в
Одним из основных условий реализации варианта 2а является повышение доступности кредитных ресурсов и рост реальных объемов кредитования. В 2010 году прогнозируется увеличение кредитования нефинансовых организаций и населения не менее чем на 13 %, в 2011 году – на 15-17 %, в 2012 году – на 25-27 процентов. Рост банковского кредитования будет зависеть не только от увеличения ресурсной базы банков (депозитов населения, дополнительной капитализации и внешних заимствований), но и от снижения рисков кредитования за счет предоставления государственных гарантий и точечной расчистки «плохих долгов» (особенно в авиакосмическом секторе, оборонном комплексе и автомобилестроении). Расширение активности банковского сектора и снижение процентных ставок является одним из важнейших факторов восстановления инвестиционной активности.
Вариант 1а характеризуется нарастанием дисбаланса между банковским и реальным секторами экономики. Рост банковского кредита в 2010 году в этом варианте оценивается на уровне 9-10 %, что в реальном выражении (с учетом инфляции) является продолжением кредитного сжатия (или стагнацией). В 2011 - 2012 годах кредитование нефинансовых организаций и населения увеличится на 13-14 % и 18-20 % соответственно.
Принимая во внимание возможные различия в темпах восстановления мировой экономики, варианты реализации монетарной политики развитых стран, определяющих привлекательность нефтяных контрактов в качестве инвестиционного актива, и различную динамику спроса на углеводороды на мировом рынке, наряду с основным вариантом, рассмотрен вариант с более высокой ценой на нефть (вариант 2b).
Вариант 2b характеризуется
достаточно благоприятной