Экономическая безопасность России: состояние и прогнозы
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа
Описание работы
Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………………3 1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны............................................................................................................................5 1.1. Понятие и сущность экономической безопасности……………………………5 1.2. Концепция национальной безопасности………………………………………..7 2. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики……………………………………………………………………………..13 3. Анализ основных показателей экономической безопасности России…………..29 3.1. Валовой внутренний продукт…………………………………………………….29 3.2. Демографические показатели…………………………………………………….30 3.3. Уровень преступности……………………………………………………………32 3.4. Индикаторы уровня жизни населения…………………………………………...33 3.5. Энергетическая безопасность…………………………………………………….35 3.6. Внешнеэкономическая деятельность…………………………………………….35 Заключение……………………………………………………………………………..37 Список литературы……………………………………………………………………39
В новой редакции Концепции
национальной безопасности, принятой
Указом Президента Российской Федерации
от 10 января 2000 г. № 24, учтены последние
временные изменения, определение национальных
интересов развернуто по их основным направлениям,
более современно и подробно прописаны
угрозы и механизмы защиты национальной
безопасности.
В частности отмечается, что
в сфере экономики угрозы носят комплексный
характер и обусловлены существенным
сокращением внутреннего валового продукта,
снижением инвестиционной, инновационной
активности и научно-технического потенциала,
стагнацией аграрного сектора, разбалансированием
банковской системы, ростом внешнего и
внутреннего государственного долга,
тенденцией к преобладанию в экспортных
поставках топливно-сырьевой и энергетической
составляющих, а в импортных поставках
– продовольствия и предметов потребления,
включая предметы первой необходимости
и медикаменты.
Ослабление научно-технического
и технологического потенциалов страны,
сокращение исследований на стратегически
важных направлениях научно-технического
развития, отток за рубеж специалистов,
ученых и интеллектуальной собственности
угрожают России утратой передовых позиций
в мире, деградацией наукоемких производств,
усилением внешней технологической зависимости
и подрывом обороноспособности.
Негативные процессы в
экономике в значительной степени лежат
в основе сепаратистских устремлений
ряда субъектов Российской Федерации,
что ведет к усилению политической нестабильности,
нарушению единого экономического пространства
и ослаблению его важнейших составляющих
- производственно-технологических и транспортных
связей, финансово-банковской, кредитной
и налоговой систем.
Экономическая дезинтеграция,
социальная дифференциация общества,
девальвация духовных ценностей способствует
усилению напряженности во взаимоотношениях
регионов и федерального центра, представляя
собой угрозу федеративному устройству
и социально-экономическому укладу Российской
Федерации.
Особую остроту приобретает
угроза криминализации общественных отношений.
Росту преступности и коррупции способствуют
серьезные просчеты, допущенные на начальном
этапе проведения реформ в экономической,
военной, правоохранительной и иных областях
государственной деятельности. Последствия
этих просчетов проявляются в ослаблении
правового контроля за ситуацией в стране,
в сращивании отдельных элементов исполнительной
и законодательной ветвей власти с криминальными
структурами, проникновении последних
в сферу управления банковским бизнесом,
крупными производствами, торговыми организациями
и товаропроводящими сетями.
Угрозу национальной безопасности
создают и глубокое расслоение общества
на узкий круг богатых и преобладающую
массу малообеспеченных граждан, увеличение
удельного веса населения, живущего за
чертой бедности, рост безработицы.
Основными задачами в области
обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации в настоящее время
признаны:
- своевременное прогнозирование
и выявление внешних и внутренних угроз
национальной безопасности;
- реализация оперативных
и долгосрочных мер по предупреждению
нейтрализации внутренних и внешних угроз;
- обеспечение суверенитета
и территориальной целостности страны,
безопасности ее приграничного пространства;
- подъем экономики и уровня
жизни населения, проведение независимого
и социально ориентированного экономического
курса;
- преодоление научно-технической
и технологической зависимости страны
от внешних источников;
- обеспечение на всей территории
государства личной безопасности человека
и гражданина, соблюдение его конституционных
прав и свобод;
- совершенствование системы
государственной власти, федеративного
и местного самоуправления, законодательства
всех уровней; формирование гармоничных
межнациональных отношений; укрепление
правопорядка; сохранение социально-политической
стабильности общества;
- неукоснительное соблюдение
законодательства всеми гражданами, должностными
лицами, государственными органами, политическими
партиями, общественными и религиозными
организациями;
- равноправное и взаимовыгодное
сотрудничество со всеми государствами
мира;
- подъем и поддержание
на достаточно высоком уровне оборонного
потенциала государства.
Важнейшими задачами во
внешнеэкономической деятельности являются:
- создание благоприятных
условий для международной интеграции
российской экономики;
- расширение рынков сбыта
российской продукции;
В условиях либерализации
внешней торговли и обострения конкуренции
на мировом рынке товаров и услуг необходимо
усилить защиту интересов от отечественных
товаропроизводителей. Важнейшее значение
приобретает проведение сбалансированной
кредитно-финансовой политики, нацеленной
на поэтапное сокращение зависимости
страны от внешних кредитных заимствований
и укрепление ее позиций в международных
финансово-экономических организациях.
В целях усиления роли государства в регулировании
деятельности иностранных банковских,
страховых и инвестиционных компаний
следует ввести определенные и обоснованные
ограничения на передачу в эксплуатацию
зарубежным компаниям месторождений стратегических
природных ресурсов, телекоммуникаций,
транспортных и товаропроводящих сетей.
Эффективные меры должны быть приняты
также в сфере валютного регулирования
и контроля в целях создания условий для
прекращения расчетов в иностранной валюте
на внутреннем рынке и предотвращения
бесконтрольного вывоза капитала.
Основными направлениями
обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации во внутриэкономической
деятельности следует считать:
- правовую поддержку реформ
и создание эффективного механизма контроля
за соблюдением законодательства страны;
- усиление государственного
регулирования в экономике;
- принятие необходимых
мер по преодолению последствий экономического
кризиса, сохранение и развитие научно-технического,
технологического и производственного
потенциалов, переход к экономическому
росту при снижении вероятности техногенных
катастроф, повышение конкурентоспособности
отечественной промышленной продукции,
подъем благосостояния населения.
Переход к высокоэффективной
и социально ориентированной рыночной
экономике должен осуществляться путем
постепенного формирования оптимальных
механизмов организации производства
и распределения товаров и услуг в целях
максимально возможного роста благосостояния
общества и каждого гражданина.
На первый план выдвигаются
задачи, связанные с устранением деформаций
в структуре российской экономики, с обеспечением
опережающего роста производства наукоемкой
продукции и продукции высокой степени
переработки, с поддержкой отраслей, составляющих
основу расширенного воспроизводства,
обеспечением полной занятости населения.
Существенное значение
имеют усиление государственной поддержки
инвестиционной и инновационной активности;
принятие мер по созданию устойчивой банковской
системы, отвечающей интересам реальной
экономики; облегчение доступа предприятий
к долгосрочным кредитам на финансирование
капитальных вложений, реальная помощь
государства, реализация целевых программ
структурной перестройки промышленности.
Как никогда ранее, самыми приоритетными
становятся задачи по опережающему развитию
конкурентоспособных отраслей и производств,
расширению рынка наукоемкой продукции.
В целях их решения должны быть приняты
меры, стимулирующие передачу новых военных
технологий в гражданское производство,
введен механизм выявления и развития
прогрессивных технологий, повышающих
конкурентоспособность российских предприятий
на мировом рынке.
Важное значение имеет
концентрация финансовых и материальных
ресурсов на приоритетных направлениях
науки и техники, оказание поддержки ведущим
научным школам, ускоренное формирование
научно-технического задела и национальной
технологической базы, привлечение для
этих целей частного капитала, в том числе
путем организации фондов и использования
грантов, реализация программ первоочередного
развития территорий, обладающих высоким
научно-техническим потенциалом, защита
государством интеллектуальной собственности
внутри страны и за рубежом, расширение
общедоступной сети научно-технической
и коммерческой информации, создание равных
условий для роста и повышения конкурентоспособности
предприятий независимо от формы собственности,
в том числе поощрение частного предпринимательства
во всех сферах, где это способствует росту
общественного благосостояния, прогрессу
науки и образования, духовному и нравственному
развитию членов общества, защите прав
потребителя.
Таким образом, обеспечение
экономической безопасности является
принципиально важным в целях укрепления
государства, реального обеспечения социальных
гарантий, развития механизмов коллективной
ответственности и демократического,
социального партнерства.
2. Критерии и показатели
экономической безопасности национальной
экономики
Существует тесная взаимосвязь
экономической безопасности с системой
национально-государственных интересов.
Именно через категорию национально-государственных
интересов сплетаются воедино проблемы
экономического потенциала и экономической
мощи государства: состояние генофонда
нации, предпосылки и условия ее физического
здоровья и социально-культурного процветания;
геополитические и геоэкономические позиции
страны в современном мире.
На первых этапах российских
экономических реформ вопрос об их соответствии
национально-государственным интересам
России, к сожалению, не ставился. Рыночные
реформы сами по себе считались приоритетом
номер один, проблемы вариантов их проведения
игнорировались.
Национально-государственные
интересы можно определить как круг жизненно
важных интересов всех этнических и социальных
групп общества, которые: а) в цивилизационно-культурном
смысле исторически самоопределяются
в качестве единой нации; б) в политическом
плане исторически самоорганизуются как
государство.
Экономическая безопасность
означает надежную, обеспеченную всеми
необходимыми средствами и институтами
государства (включая силовые структуры
и спецслужбы) защищенность национально-государственных
интересов в сфере экономики от внутренних
и внешних угроз, экономических ущербов.
Состояние экономической
безопасности оценивается перечнем параметров,
критериев и индикаторов, определяющих
пороговые значения функционирования
экономической системы. Как свидетельствует
опыт многих зарубежных стран, за пределами
этих значений система теряет способность
к динамичному саморазвитию и конкурентоспособность
на внутреннем и внешнем рынках, становится
объектом экспансии национальных и транснациональных
монополий, в ней усиливается коррупция
и криминалитет.
Виды экономической безопасности
определяются в зависимости от сфер и
отраслей экономической деятельности
и соответствующих рынков. В реальном
секторе экономики речь идет в первую
очередь о производственно-технологической,
промышленной безопасности. Однако этими
сферами не исчерпывается вся проблематика
этого вида. Одновременно необходимо рассматривать,
в чьих интересах происходит распределение
и перераспределение национального богатства
страны, проводится приватизация государственной
собственности, деиндустриализация экономики;
как используются экспортный потенциал
и рынки внутри страны под напором дешевого
импорта.
Энергетические проблемы
современной экономики требуют выделения
в самостоятельный вид энергетической
безопасности. Это связано как с ограниченностью
и дороговизной источников энергии, так
и с конкурентной борьбой за контроль
над этими ресурсами между предприятиями-производителями
энергоносителей и энергопроводящими
сетями. Сегодня энергетическая политика
во всех регионах мира глобализуется и
превращается в один из главных объектов
геополитического и геоэкономического
планирования.
Инфляционная безопасность
выражается в росте цен. Но она, как правило,
связана с общей сбалансированностью
финансовых потоков и равновесием в экономике.
Рост цен может отражать конъюнктуру на
финансовых рынках, рынках валюты, состояние
бюджетного, торгового и платежного балансов
страны. Поэтому общий инфляционный потенциал
экономики, складывающийся в результате
всей совокупности факторов, часто говорит
о финансовой безопасности вообще, частными
проявлениями которой и являются инфляционная,
валютная и другие подвиды, связанные
с бюджетом, банками, рынками ценных бумаг.
Самостоятельный вид образует
внешнеэкономическая безопасность, обусловленная
взаимодействием национальной и мировой
экономик, внутренних и внешних рынков.
Она проявляется в конкурентоспособности
отечественных экспортеров, внутренних
производителей, экономики в целом, отражается
в показателях внешней торговли в структуре
ВВП; в результатах годовых платежных
и торговых балансов; в динамике и структуре
внешнеторгового оборота.
Возрастающую роль в современной
экономике играет интеллектуальная безопасность.
Обеспечение безопасности в этой области
должно достигаться с помощью патентной
защиты, таможенного регулирования.
Еще один вид экономической
безопасности – информационная безопасность,
особая роль информации и информационных
технологий в организации современных
рынков, бизнеса.
Мир пока продолжает жить
по законам баланса сил, а не согласования
интересов. В настоящее время колоссальную
роль играют вызовы, идущие от глобализации
мировой экономики. Глобализация - процесс
объективный, о нем сейчас говорится много,
и он оценивается неоднозначно. Без сомнения,
надо развести понятия объективной глобализации
и той парадигмы, по которой она сегодня
вполне регулируемо развивается под патронажем
США и их геополитических партнеров. Процесс
глобализации идет в русле неолиберальной
парадигмы, он носит целенаправленный
характер и отражает интересы ключевых
субъектов глобальной экономики. Это моноцентричная
глобализация, которая в интересах ведущих
западных держав и транснациональных
капиталов стремится ликвидировать национальные
и даже региональные (геополитические)
границы.