Экономическая безопасность России: состояние и прогнозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………3
1. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности
страны............................................................................................................................5
1.1. Понятие и сущность экономической безопасности……………………………5
1.2. Концепция национальной безопасности………………………………………..7
2. Критерии и показатели экономической безопасности национальной
экономики……………………………………………………………………………..13
3. Анализ основных показателей экономической безопасности России…………..29
3.1. Валовой внутренний продукт…………………………………………………….29
3.2. Демографические показатели…………………………………………………….30
3.3. Уровень преступности……………………………………………………………32
3.4. Индикаторы уровня жизни населения…………………………………………...33
3.5. Энергетическая безопасность…………………………………………………….35
3.6. Внешнеэкономическая деятельность…………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………………..37
Список литературы……………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

эк безоп рф состояние и прогнозы.docx

— 87.98 Кб (Скачать файл)

Однако  надо  иметь  в  виду, что  экономическое  развитие  не  терпит  монопольного  доминирования. И  объективно  полицентричная  модель  глобализации  в  большей  степени  соответствует  как  реалиям  мировой  экономики, так  и  интересам  государств  и  регионов, не  входящих  в «золотой  миллиард».

России  важно  выработать  собственное  видение  своего  места  в  глобализации, выстроить  соответствующие  геостратегические  концепции  глобализации. Без  концепции  и  активной  внешнеэкономической  и  политической  работы  страна  непременно  выдвинется  на  периферию  современного  мирового  экономического  пространства.

Отдельного  рассмотрения  требует  вопрос  о  субъектной  структуре  глобальной  экономики. Для  этого  необходимо  проанализировать:

- процесс  объединения  национальных  государств  в  интеграционные  союзы;

- транснациональные  капиталы, транснациональные  корпорации (ТНК) и  банки  как  их  организационно-правовые  формы;

- международные  экономические  институты  регулирования  и  координации.

Экономически  развитые  государства  и  их  различные  интеграционные  образования  активно  содействуют  деятельности  транснациональных  корпораций, происхождение  или  базирование  которых  так  или  иначе  связано  с  соответствующими  национальными  интересами  экономического, дипломатического, а  часто  и  военно-политического  характера. Эти  государства, будучи  наиболее  влиятельными  членами  МВФ, ВТО, МБ  и  других  международных  экономических  институтов, оказывают  решающее  воздействие  на  их  деятельность. Международные  экономические  институты  в  свою  очередь, с  одной  стороны, демонстрируют  финансово-экономическую  многостороннюю  поддержку  политики  западных  держав  и  прежде  всего  США; с  другой  стороны, активно  формируют  институциональные  основы  нового  экономического  миропорядка, в  котором  доминируют  транснациональные  капиталы  и  международные  финансовые  рынки.

Вопрос  о  том, на  какой  платформе  возможно  развитие  глобализации  и  как  сочетать  современный  глобализм  с  идеями  многополюсного  мира, интересами  национальных  государств, отдельных  регионов, остается  открытым.

В  условиях  образования  новых  мегасубъектов  мировой  экономики  и  геополитики новых  центров  силы, их  иерархий  и  балансов  складываются  совершенно  особые, ранее  не  проявлявшиеся  реалии  функционирования  национальных  государств. Государство  становится  сильным  и  ответственным  субъектом  сохранения   национальных  интересов  страны  перед  лицом  современных  региональных  союзов  и  интеграции, ТНК, наднациональных  органов  международного  планирования, регулирования, координации. От  понимания  этого  зависит  его  место  в  новых  мировых  иерархиях, способность  защиты  политического  и  экономического  суверенитета, его  воздействие  на  международные  и  внутриполитические  процессы. Для  России  это  вдвойне  актуально  в  силу  ее  совершенно  особого  геополитического  и  геостратегического  положения, своеобразия  исторического  периода, переживаемого  страной.

Национально-государственные   интересы  ведущих  стран  мира, конкурентные  позиции  национальных  экономик  или  их  интеграционных  союзов, корпоративные  интересы  транснациональных  компаний  продолжают  оставаться  важнейшими  приоритетами  и  мотивами  действий  в  международных  отношениях.

Добровольный  отказ  России  от  преимуществ  и  выгод  положения  второй  сверхдержавы  мира, одностороннее  уклонение  от  мирового  соперничества  в  геополитических  и  геоэкономических  системах  координат  в  первые  годы  реформирования  не  столько  обеспечило  «возвращение  в  мировое  сообщество», сколько  понизило  статус  страны  до  уровня  региональной  державы  в  мировом  сообществе. Утверждение  России  в  качестве  полноправного  члена  мирового  сообщества, формирование  свободных  от  конфронтации  отношений  с  ведущими  странами  Запада, ее  вхождение  в  международные  экономические  организации  должны  происходить  без  какого-либо  ущемления  ее  национально-государственных  интересов, параллельно  с  восстановлением  ее  статуса  мировой  экономической  державы. Все, что  противодействует  данной  стратегии, чревато  угрозами  и  ущербами  для  экономической  безопасности  страны. Политика  реформ  также  должна  находиться  в  русле  данной  стратегии.

Содержание  экономической  безопасности  раскрывается  через  ее  ключевые  понятия, связанные  категориями  угроз  и  параметров, критериев  и  индикаторов  экономической безопасности.

Методологический  ключ  к  классификации  угроз  экономической  безопасности  содержится  в  Государственной  стратегии  экономической  безопасности (Основные  положения).

1. Увеличение  имущественной  дифференциации  населения  подрывает  социальный  мир и  общественное  согласие. Относительный  баланс  социальных  интересов  может  быть  нарушен  в  результате:

- расслоения  общества  на  узкий  круг  богатых  и  преобладающую  массу  бедных, не  уверенных  в  своем  будущем  людей;

- увеличения  доли  бедных  слоев  населения  в  городе  по  сравнению  с  деревней, что  создает  социальную  и  криминальную  напряженность  и  почву  
для  широкого  распространения  относительно  новых  для  России  негативных  явлений - наркомании, организованной  преступности, проституции  и  т. д.;

- роста  числа  безработных, что  может  привести  к  социальным  конфликтам;

- задержки  выплаты  заработной  платы, пенсий, пособий, остановки  предприятий  и  т. д.

2. Деформированность  структуры  российской  экономики  обусловлена  такими  факторами, как:

- усиление  топливно-сырьевой  направленности  экономики;

- отставание  разведки  запасов  полезных  ископаемых  от  их  добычи;

- низкая  конкурентоспособность  продукции  большинства  отечественных  предприятий;

- свертывание  производства  в  жизненно  важных  отраслях  обрабатывающей  промышленности, прежде  всего  в  машиностроении;

- снижение  результативности, расширение  технологического  единства  научных  исследований  и  разработок, распад  сложившихся  научных  коллективов  и  на  этой  основе  подрыв  научно-технического  потенциала  России;

- завоевание  иностранными  фирмами  внутреннего  рынка  России  по  многим  видам  товаров  народного  потребления  и  медикаментов;

- приобретение  иностранными  фирмами  российских  предприятий  в  целях  вытеснения  отечественной  продукции  как  с  внешнего, так  и  с  внутреннего  рынков;

- рост  внешнего  долга  России  и  связанное  с  этим  увеличение  расходов  бюджета  на  его  погашение.

3. Угрозу  неравномерности  социально-экономического  развития  регионов  обусловливают  такие  важнейшие  факторы, как:

- объективно  существующие  различия  в  уровне  социально-экономического  развития  регионов, наличие  депрессивных, кризисных  и  отсталых  в  социально-экономическом  отношении  районов  на  фоне  структурных  сдвигов  в  промышленном  производстве, сопровождающихся  резким  уменьшением  доли  обрабатывающих  производств;

- нарушение  производственно-технологических  связей  между  предприятиями  отдельных  регионов  России;

- увеличение  разрыва  в  уровне  производства  национального  дохода  на  душу  населения  между  отдельными  субъектами  Российской  Федерации.

4. Причинами  криминализации  общества  и  хозяйственной  деятельности  стали:

- рост  безработицы, поскольку  значительная  часть  преступлений  совершается  лицами, не  имеющими  постоянного  источника  дохода;

- сращивание  части  чиновничества  государственных  органов  с  организованной  преступностью, возможность  доступа  криминальных  структур  к  управлению  определенной  долей  производства  и  их  проникновение  в  различные  властные  образования;

- ослабление  системы  государственного  контроля, что  всегда  приводит  к  расширению  деятельности  криминальных  структур  на  внутреннем  финансовом  рынке, в  сфере  приватизации, экспортно-импортных  операций  и  торговли.

Предотвращение  или  смягчение  последствий  действия  угроз  экономической  безопасности  требует  четкого  определения  и  постоянного  мониторинга  факторов, подрывающих  устойчивость  социально-экономической  системы  государства.

В  теоретическом  плане  проблема  параметров, критериев  и  индикаторов (показателей) экономической  безопасности  во  многом  связана  с  результатами  функционирования  экономики  в  целом. Соответственно  на  первый  план  выдвигаются  макроэкономические  показатели.

Параметрами  макроэкономической  деятельности  принято  называть  те  переменные, которые  характеризуют  тот  или  иной  вариант  макроэкономической  политики  государства (политика  регулирования  спроса  либо  предложения; в  рамках  политики  регулирования  спроса - кредитно-денежная  политика  валютного  курса, бюджетно-налоговая, таможенная  политика).

В  области  кредитно-денежной  политики – это  количество  денег  в  обращении, реальные  деньги (денежная  масса, соотнесенная  с  ростом  цен), динамика  денежной  массы, скорость  денег  в  обращении, процентные  ставки. В  области  бюджетно-налоговой  политики - это  налоговые  ставки, количество  налогов, правительственные  расходы, правительственные  субсидии, величина  бюджетного  дефицита. Эти  параметры  могут  быть  весьма  жесткими  в  критические  периоды  экономического  развития. Жесткость  кредитно-денежной  политики  связана  с  ограничением  денежного  предложения, бюджетно-налоговой - с  ограничением  правительственных  расходов, уровнем  налогообложения.

Обычно  различные  виды  макроэкономической  политики  альтернативны  по  степени  жесткости: к  примеру, мягкая  кредитно-денежная  и  жесткая  бюджетно-налоговая, или  наоборот. Удвоенная  жесткость  политики  приводит  к  тому, что  экономика  испытывает  двойной  шок, и  в  рамках  регулирования  спроса  трудно  уравновесить  его  последствия.

К  сожалению, такое  положение  сложилось  на  старте  рыночных  реформ  в  России. Сверхжесткая  политика  денежного  предложения, с  последствиями  которой  страна  не  может  справиться  до  сих  пор, проводилась  параллельно  со  сверхжесткой  бюджетно-налоговой  политикой, в  ходе  которой  беспрецедентный  взлет  налогового  бремени  сочетался  с  единовременным  сбросом  правительственных  расходов. Игнорирование  в  процессе  подбора  параметров  макроэкономической  политики  соображений  экономической  безопасности  и  привело  к  тому, что  за  10  лет  реформ  страна  не  преодолела  последствия  системного  кризиса.

Наиболее  эффективно  результаты  функционирования  экономики  оцениваются  тремя  общими  экономическими  критериями: инфляцией, экономическим  ростом (спадом), безработицей. На  базе этих критериев рассчитываются показатели темпов инфляции, экономического роста (спада), уровня  безработицы. Это  исходные  параметры, на  основе которых  с  различной  степенью  детализации  и  учета  разнообразных  факторов  макроэкономической  динамики  можно  развернуть  достаточно  представительную  систему  показателей.

Целесообразно  использовать  и  такие  индикаторы, как  процентные  ставки, данные  важнейших  балансов (госбюджета, торгового, платежного), величина  внутреннего  госдолга, внешняя  задолженность.

Следует  подчеркнуть, что  игнорирование  стандартных  зависимостей  параметров  экономической  политики, пороговых  критериев  безопасности, показателей  экономической  динамики, в  конечном  счете, и  привело  к  событиям  августа  1998 г., когда  страна  оказалась  фактически  в  состоянии  финансового  дефолта.

На  основе  перечисленных  критериев  формируется  примерный  перечень  параметров  пороговых  значений  экономической  безопасности, по  которым  можно  отслеживать  ее  состояние  и  динамику, оказывать  управляющее  воздействие. В  этот  перечень  целесообразно  включить  показатели, которые  в  наибольшей  степени  отражают  агрегированные  позиции:

 

 - динамику   и  структуру  валового  внутреннего  продукта, объемы  и  темпы  промышленного  производства, отраслевую  и  региональную  структуру  хозяйства  и  динамику  отдельных  отраслей, капитальные  вложения  и  т. д.;

- состояние  природно-ресурсного, производственного  и  научно-технического  потенциалов  страны;

- способность  хозяйственного  механизма  адаптироваться  к  меняющимся  внутренним  и  внешним  факторам (темпы  инфляции, дефицит  государственного  бюджета, воздействие  внешнеэкономических  факторов, стабильность  национальной  валюты, внутренняя  и  внешняя  задолженность  и  т. п.);

- степень  развития  финансово-бюджетной  и  кредитной  систем;

- качество  жизни  населения (валовой  внутренний  продукт  на  душу  населения), уровень  безработицы  и  дифференциации  доходов, обеспеченность  основных  групп  населения  материальными  благами  и  услугами, состояние  окружающей  среды  и  т. п.

Таким  образом, существует  целый  ряд  количественных  и  качественных  индикаторов, позволяющих  объективно  и  комплексно  оценить  уровень  обеспечения  экономической  безопасности  не  только  страны  в  целом, но  и  каждого  региона.

Основные  факторы  определяющие  уровень  экономической  безопасности  России

 
 
 
Для  того  чтобы  понять  и  оценить  текущую  безопасность  российского  государства, необходимо  знать  факторы, которые  определяют  уровень  экономической  безопасности  России. К  числу  таких  факторов  большинство  исследователей  относят: 
 
Геополитическое  и  экономико-географическое  положение  России  и  связанное  с  этим  размещение  производительных  сил  на  территории  страны, доступ  к  отечественным  и  зарубежным  ресурсам; 
 
Экономическая  и  военно-политическая  мощь  России  и  ее  конкурентные  позиции  в  мировой  экономической  системе  по  стратегически  важным  видам  экономической  деятельности; 
 
Ориентация  институциональной  системы  страны  на  поддержание  отраслей  национальной  экономики, от  которых  зависит  уровень  экономической  безопасности; 
 
Приоритеты  экономической  политики  России  в  отношении  социально-экономической  и  экологической  сферы, обеспечивающие  достижение  международных (европейских) стандартов  качества  жизни  населения  страны (включая  уровень  здоровья, образования, социальной  инфраструктуры, культуры, искусства); 
 
Параметры  отраслевой  и  региональной  структур  ВВП, учитывающие  стратегическую  значимость  отраслей  национальной  экономики  и  регионов  страны  для  обеспечения  экономической  безопасности; 
 
Условия, определяющие  принципы  функционирования  национальной  экономики  в  составе  ВТО, и  зависящие  от  этих  условий  структуры  экспорта/импорта  материальных  благ  первого  и  высшего  порядков, а  также  нематериальных  активов, отнесенных  к  категории  стратегической  значимости; 
 
Наличие  резервов  стратегически  важных  материальных  благ  первого  и  высшего  порядков  в  объемах, достаточных  для  обеспечения  экономической  безопасности  в  условиях  форс-мажорных  обстоятельств. Подобные  обстоятельства  могут  возникнуть  в  результате  обострения  межгосударственных  отношений; возникновения  военных  конфликтов  и  террористических  актов; дестабилизации  внутриполитической  ситуации, усиления  социальной  напряженности, резких  изменений  демографической  ситуации; усиления  дискриминационного  влияния  тех  или  иных  доминирующих  экономических  группировок  или  политических  союзов  и  обострения  конкурентной  борьбы  как  вне, так  и  внутри  страны; истощения  жизненно  важных  ресурсов; возникновения  стихийных  бедствий  и  экологических  катастроф  в  стране  и  за  рубежом  и  т.п. 
 
Вышеуказанные  факторы, по  существу, отражают  спектр  внешних  и  внутренних  угроз  экономической  безопасности  России. Каждая  из  этих  угроз  представляет  собой  определенную  степень  опасности  для  страны, что  в  свою  очередь   предопределяет  приоритеты  противодействия  этим  угрозам. 
 
Виды  угроз  экономической  безопасности  России 
 
В  специальной  литературе  отсутствует  единство  мнений  среди  ученых  по  вопросу  о  перечне  угроз  национальной  экономической  безопасности. Разные  исследователи  по  разному  определяют  состав  внутренних  и  внешних  угроз. Отметим, что  нередко  данный  состав  варьируется  без  учета  изменившихся  политических, социально-экономических  и  иных  условий. Иногда  происходит  объединение  внутренних  и  внешних  угроз  экономической  безопасности, текущих  и  стратегических. 
 
Основные  угрозы  экономической  безопасности  России  проявляются  в  тех  секторах, в  которых  осуществляются  экономические  отношения  с  международными  субъектами. Рассмотрим  важнейшие  из  них. 
 
1. Товарный  рынок. 
 
По  прогнозам  специалистов  в  будущем  в  международной  торговле  будет  опережающими  темпами  расти  экспорт  готовых  изделий, сокращаться  доля  рынка  сырья  и  доходы  от  него  вследствие  внедрения  ресурсосберегающих  технологий. 
 
В  этой  сфере  основными  угрозами  для  России  выступают: 
 
· нерациональная  структура  экспорта  и  импорта  и  возможность  ее  консервации, доля  машинотехнических  изделий  в  российском  экспорте – менее  5%, (наукоемких – около  1%), а  в  импорте – более  трети; 
 
· дискриминационные  меры и, прежде  всего  антидемпинговые  санкции  других  стран  и  блоков. В  отношении  России  в  2005г. Действовало  99  анти-демпинговых  и  других  процедур  в  24  странах  мира (в  отношении  черных  металлов, металлопроката, азотных  удобрений, текстиля), которые  ежегодно  приносят  ущерб  в  размере  3,5  млрд.  долл.; 
 
· незаконный  экспорт  природных  ресурсов  из  России; 
 
· незаконный (контрабандный) ввоз  товаров  в  Россию; 
 
· хронические  крупные  неплатежи  за  поставляемые  топливно-энергетические  ресурсы  в  страны  СНГ; 
 
· зависимость  состояния  российской  экономики (размера  ВВП, инфляции, доходы  бюджета, торговый  баланс  и  пр.) от  мировых  цен  на  нефть; 
 
· резкая  либерализация  внешней  торговли, которая  может  привести  к  увеличению  вывоза  невозобновляемых  природных  ресурсов  и  разорению  большинства  отечественных  производителей, увеличить  безработицу. 
 
2. Финансово-кредитная  сфера. 
 
Среди  угроз  можно  отметить  следующие: 
 
- слабость  банковского  сектора (его  суммарный  капитал  составляет  только  4%  ВВП) угрожает  исчезновением  отечественных  и  появлением  зарубежных  субъектов  и  регуляторов (как  частных  компаний, так  и  международных  организаций) этой  сферы  и  экономики  в  целом  в  собственных  интересах. В  2006 г.  капитал  и  активы  российской  банковской  системы  составляли  10  и  80  млрд.  долл., в  то  время  как  эти  показатели  для  любого  западного  банка  равнялись  соответственно  30-40  и  700-800  млрд.  долл.; 
 
- рост  влияния  мировых  финансовых  процессов, колебаний  конъюнктуры, в  том  числе  негативного  характера, на  финансовую  сферу  и  экономику  в  целом, что  продемонстрировал  кризис  2008 г.; 
 
- утечка  капитала, которая  обескровила  экономику, лишив  ее  инвестиций, а  бюджет  при  этом  потерял  100  млрд.  долл. Россия, которая  испытывает  огромную  потребность  в  инвестициях, на  мировом  рынке  капиталов, как  это  ни  парадоксально, является  крупным  экспортером  капитала (особенно  нелегального). 
 
- увеличение  притока  иностранных  инвестиций  имеет  ряд  негативных  последствий. Во-первых, оно  фактически  способствует  закреплению  сырьевой  экспортно-ориентированной  модели  российской  экономики, поскольку  половина  всего  объема  инвестиций  в  промышленность – это  инвестиции  в  топливно-энергетические  и  сырьевые  отрасли. Во-вторых, в  настоящее  время  наблюдается  не  столько  угроза  оттока  капитала  из  России, сколько  угроза  его  существенного  притока  на  рынок, который  в  силу  своей  узости  может  создать  серьезные  проблемы, как  для  устойчивости  самого  рынка, так  и  для  устойчивости  рубля. 
 
- негибкая  и  нерациональная  долговая  политика. Выплаты  по  внешнему  долгу  России  доходят  до  17  млрд.  долл. ежегодно. Вступление  России  в  Парижский  клуб  стоило  ей  потери  110  млрд.  долл., которые  были  должны  другие  страны  из  общего  долга  в  160  млрд.  долл. Сегодня  эта  цифра – 10  млрд.  долл. Россия  получила  значительные  доходы  от  высоких  цен  на  нефть  на  мировых  рынках  и  увеличила  золотовалютные  резервы. Российское  руководство  же  объявило  о  полной  и  своевременной (и  даже  досрочной) выплате  внешнего  долга, хотя  можно  было  вести  переговоры  о  его  реструктуризации  и  использовать  эти  средства  на  инвестиции. 
 
3. Валютный  рынок. 
 
Основные  угрозы: 
 
- привязка  российского  рубля  к  доллару  США. Россия  фактически  кредитует  США  тем, что  в  России  находится  около  100  млрд.  наличных  долларов. Более  того, Россия  фактически  укрепляет  курс  доллара, поскольку  золотовалютные  резервы  хранятся  в  основном  в  долларах. В  случае  падения  курса  доллара  Россию  ожидает  финансовый  кризис; 
 
- проводится  политика  недооценки  стоимости  рубля  к  доллару  в  несколько  раз, что  обеспечивает  текущие, конъюнктурные  выгоды, но  стратегический  проигрыш. Низкий  курс  рубля  порождает  инфляцию  издержек, чрезмерный  экспорт  сырья  и  отток  капитала. Текущие  доходы  от  экспорта, высокие  в  связи  с  заниженным  курсом  рубля  - приносят  конъюнктурные  выгоды, не  влекущие  роста  инвестиций  в  экономику. Дешевая  национальная  валюта  облегчает  скупку  иностранными  компаниями  российских  активов. 
 
4. Рынок  рабочей  силы. 
 
В  то  время  как  развитые  страны  ограничивают  процесс  иммиграции, Россия  уже  испытывает  настоящую  экспансию  из  Азии, прежде  всего, из  Китая. Причем, незаконная  иммиграция  во  много  раз  превосходит  законную. Эта  угроза  приводит  к  обострению  на  российском  рынке  труда, увеличивая  спрос  на  рабочие  места  и  снижая  цену  труда (заработную  плату). К  тому  же  иммигранты  обходятся  работодателям  дешевле, т.к. не  имеют  никаких  социальных  гарантий. 
 
Взаимоотношения  России  с  международными  субъектами  экономических  отношений  неоднозначны  и  могут, как  открывать  новые  возможности  для  России, так  и  нести  определенные  угрозы  ее  безопасности. Рассмотрим  эти  отношения, во-первых, с  международными  экономическими  организациями  и  странами, и, во-вторых, с  субъектами  международного  бизнеса. 
 
Важное  значение  для  России  имеет  вступление  во  Всемирную  торговую  организацию  (ВТО). Задачи, решение  которых  может  обеспечить  участие  России  в  ВТО: 
 
- ради  самого  присутствия  как  равноправного  члена, 
 
- поддержка  российских  экспортеров, 
 
- стимулирование  развития  новых  секторов, 
 
- ограничение  отечественных  монополий. 
 
Однако  ВТО  требует  резкой  либерализации  российской  экономики, в  том  числе  ее  открытия  для  иностранных  субъектов. В  числе  требований: 
 
- либерализация  доступа  иностранной  рабочей  силы  на  российский  рынок  труда; 
 
- либерализация  доступа  иностранных  фирм (в  первую  очередь, финансовых, торговых, строительных, туристических  и  пр.) на  рынок  услуг; 
 
- снижение  ставок  импортных  пошлин  до  уровня  более  низкого, чем  в  США  и  ЕС; 
 
- полная  либерализация  экспорта  и  отмена  мер  нетарифного  его  регулирования; 
 
- выравнивание  внутренних  и  мировых  цен  на  энергоносители, либерализация  нынешнего  режима  валютного  регулирования; 
 
- предоставление  нерезидентам  национального  налогового  режима; 
 
- отказ  от  субсидий  производителям  на  федеральном  и  региональном  уровнях  и  т.п. 
 
Безоглядное  выполнение  требований  ВТО  может  привести  к  росту  цен  на  энергоносители  в  России (а, значит, и  на  все), неконтролируемому  увеличению  экспорта  сырья  и  уменьшению  доходов  от  него  вследствие  снижения  мировых  цен, резкому  увеличению  импорта  и  разорению  отечественных  производителей большинства  товаров  и  услуг, а, следовательно – росту  безработицы, массовому  притоку  иностранной  рабочей  силы (азиатской), не  избалованной  социальными  гарантиями  и  потому  более  дешевой. Отмена  экспортных  пошлин  приведет  к  росту  цен  на  энергоносители  и  затем  на  все  товары  и  услуги.                                  Российское  законодательство  не  соответствует  правилам  ВТО  в  области  разрешенных  государством  форм  поддержки  экономики. В  случае  вступления  в  ВТО  и  перехода  к  международным  правилам (поскольку  Конституцией  установлен  приоритет  международных  норм), обрабатывающая  промышленность, сфера  услуг  и  сельское  хозяйство  в  России  практически  исчезнут.                                                                     Кроме  того, вступление  в  эту  организацию  само  по  себе  еще  не  гарантирует  экономического  роста. Например, хотя  Кыргызстан, Молдова  и  Грузия  вступили  в  ВТО, но  показатели  ВВП  на  душу  населения  у  них  остались  самыми  низкими  среди  14  стран, принятых  в  последние  5  лет.                                                                        Особую  сферу  представляет  деятельность  крупных  субъектов  международного  бизнеса  в  России, прежде  всего - транснациональных  корпораций (ТНК).                             Международный  бизнес (в  лице  крупных  корпораций) представляет  повышенную  опасность  для  российской  экономики, т.к.: 
 
- отличается  активностью  и  агрессивностью; 
 
- его  деятельность  скрыта  в  отличие  от  государственных  институтов  или  международных  организаций; 
 
- руководствуется  исключительно  соображениями  прибыли; 
 
- осуществляет  промышленный  шпионаж, от  которого  наши  фирмы  не  научились  защищаться. 
 
ТНК  стремятся  подчинить  своим  интересам  отрасли  национальной  экономики, обладающие  конкурентными  преимуществами.                                                                 ТНК  стремятся  закрепить  сырьевую  направленность  российской  экономики, а  в  перспективных  отраслях – обеспечить  свое  лидерство. Им  выгоден  экономический  кризис  в  стране - они  дешевле  скупают  убыточные  предприятия-конкуренты. Несмотря  на  общеизвестную  информацию  всех  международных  рейтинговых  агентств  о  риске  вложений  в  российскую  экономику, доля  иностранных  лиц  в  капиталах  ведущих  российских  компаний  постоянно  растет.                                                   Проникновение  субъектов  международного  бизнеса  в  Россию  идет  через  инвестиции  в  капитал  российских  хозяйствующих  субъектов (компании, банки), кредиты  российским  фирмам, импортируемые  товары, оказание  различных  услуг (банковских, страховых, финансовых) и  пр.                                                                                                  Ряд  крупных  ТНК  уже  действуют  в  реальном  секторе  российской  экономики - «Дженерал  моторз», «Форд», «Фиат», «Рено», «Шелл», «Макдональдс», «Кэнон», «Нестле», «Проктер  энд  Гэмбл», «Кока  Кола», «Сименс», Эриксон» и  др.                     Особый  вид  угроз  связан  с  деятельностью  олигархов  в  России  и  возможной  олигархической  модернизацией  России.                                                                        Следует  учитывать, что  олигархические  группировки  внесли  значительный  вклад  в  интеграцию  нашей  страны  в  мировую  экономику; они  обеспечивают  сегодня  основную  часть  отечественных  инвестиций. Нефтяные  компании  обеспечили  значительное  снижение  себестоимости  добываемой  нефти, снизив  тем  самым  зависимость  экономики  страны  от  мировой  конъюнктуры. Олигархические  группировки  сегодня  во  многом  выступают  инициаторами  дальнейшей  либерализации  отечественной  экономики. 
 
В  то  же  время  роль  олигархических  групп, по  мнению  некоторых  авторов, является  антинациональной. Как  субъекты  российской  экономики  олигархи  выступают, в  основном, в  роли  иностранных  инвесторов. Олигархическая  собственность  на  территории  России  оформлена  на  иностранные  юридические  лица, преимущественно  оффшорные  компании. Семьи  большинства  олигархов  постоянно  живут  за  пределами  России  и  большинство  олигархов  не  связывает  личные  и  семейные  стратегические интересы с Россией как геополитической и этнокультурной сущностью, что порождает, в том числе, продолжение масштабного вывоза капитала за пределы России.                    Серьезную  опасность  представляет  высокая  степень  криминализации  экономики. «Теневая»  составляющая  российской  экономики  достигла  критических  величин – если  доля  нелегального  сектора  в  ВВП  западных  стран  официально  оценивается  в  5-10%, то  России - почти  в  25%. 
 
Среди  общих  тенденций  российской  организованной  преступности  можно  выделить  следующие: 
 
- отечественный  криминал  вышел  далеко  за  пределы  российской  территории, устанавливая  контакты, как  с  криминальными  структурами, так  и  вполне  законно  действующими  субъектами  экономики  различных  государств; 
 
- постоянно  увеличивается  масштаб  незаконных  экспортных  операций  с  энергоносителями, особенно  с  нефтью, другим  стратегическим  сырьем  и  материалами, причем  в  действиях, наносящих  ущерб  российским  интересам, замешаны  не  только  отечественные  организации, но  и  их  зарубежные  партнеры; 
 
- по  всей  территории  России  возрастает  активность  и  влияние «этнических» преступных  формирований, имеющих  связи  с  диаспорой  в  ближнем  и  дальнем  зарубежье (сферами  их  деятельности  являются  экспортно-импортные  операции  с  сырьем  и  дефицитными  товарами  повседневного  спроса, фальшивомонетничество, преступления  в  российском  золото – бриллиантовом  комплексе. Используя  «челночный» способ  совершения  преступлений, прикрываясь  языковым  барьером, различиями  в  культуре, они  являются  трудно  уязвимыми  для  правоохранительных  сил  любой  страны); 
 
- последовательно  усиливаются  позиции  преступных  формирований  в  сфере  наркобизнеса, растет  их  организованность  и  взаимодействие  с  аналогичными  структурами  за  рубежом; 
 
- угрожающие  размеры  приобретает  контрабанда  оружия  и  боеприпасов, взрывчатых  веществ  и  устройств, их  утечка  с  воинских  объектов  и  заводов-изготовителей, из  районов  военных  конфликтов (одновременно  современное  оружие  западного  производства  контрабандным  путем  попадает  в  конфликтные  точки  России); 
 
- происходит  дальнейшее  укрепление  материально-технической  и  финансовой  базы  криминальных  структур, рост  профессионализма  их  участников  за  счет  расширения  международных  связей. 
 
Россия  также  все  сильнее  вовлекается  в  процесс  транснационализации  преступности. Одним  из  ярких  примеров  является  скандал, связанный  с  отмыванием  денег  «русской  мафии» и  их  перечислением  через «Bank  of  New  York» фирмам, контролируемым  криминальными  лидерами. Только  с  октября  1998 г. по  март  1999 г. через  этот  банк  прошло  4,2  млрд.  долл. 
 
Следовательно, в  международных  экономических  отношениях  в  условиях  глобализации  Россия  участвует, имея  слабую  экономику  с  неэффективной  структурой, резкое  несоответствие  между  внутренним  и  внешним  рынком  при  агрессивной  политике  сильных  международных  субъектов. 
 
Анализируя  данные  Приложения 1  можно  сделать  вывод, что наибольшую  долю  среди  экономических  угроз  России  занимает  коррупция  в  органах  власти, что представляет  серьезную  опасность. Ведь  все  решения, направленные  на  экономическую  политику, принимаются  высшими органами, и если  они  будут  неверными, это  повлечет  за  собой  серьезные  последствия, в том  числе  и  подрыв  экономической  безопасности  России.

Информация о работе Экономическая безопасность России: состояние и прогнозы