Экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:55, реферат

Описание работы

Понятие национальной безопасности шире понятия экономической безопасности страны, оно включает оборонную, экологическую, энергетическую безопасность и т.д.
Ряд общих условий и факторов выдвигает понятие экономической безопасности в ряд понятий, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества и государства:
Различия в национальных интересах, стремление к более полному вычленению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных процессов – требуется разработка соответствующей стратегии.

Файлы: 1 файл

экономическая безопасность страны.docx

— 36.51 Кб (Скачать файл)

Почему по дешёвке? Потому что в России на сегодняшний день практически нулевая капитализация. Государство за годы реформ несколько  раз «опускало» своих сограждан  и собственную промышленность на деньги. В результате компания РАО  «ЕЭС», стоившая на момент своего образования 425 млрд. долларов, во время обвала Гайдаром рубля – 102 млрд., сейчас стоит 4 – 6 млрд. долларов. «ЛУКойл» стоит 10 – 12 млрд. долларов, тогда как схожая по размеру активов  компания «Шеврон» – 70 – 80 млрд. долларов. «Газпром», стоимость которого должна колебаться от 150 до 300 млрд. долларов стоит 8 млрд. И так со всеми российскими  компаниями, точнее со всеми компаниями стран – участниц варшавского  договора. Противник НАТО погиб в  конце 80-х, теперь идёт активное поедание павшего.

Надо честно признать, что  экономический курс был навязан  извне. Ведь как показала практика, практически у всех крупных развивающихся  стран, пользующихся советами и помощью  МВФ и других международных организаций, созданных и выражающих интересы США и их союзников, развиться  до уровня «большой семёрки» не удалось. Более того, внешняя задолженность  таких стран как Мексика, Аргентина  и Бразилия сегодня сопоставима  с российской задолженностью. Хотя они гораздо дольше, чем Россия пытаются вытянуть свою экономику из долгов за счёт экспорта.

Значит, можно надеяться  только на собственные силы. А скрытые  резервы имеются, ведь по разным оценкам  из страны утекло за последние годы только в денежной форме от 150 до 350 млрд. долларов.

Ниже перечислены некоторые  меры, способствующие укреплению экономической  безопасности.

Государство должно взять  управление развитием экономики  на себя, ведь США при проповедовании либерализации в других странах  у себя дома проводит очень жёсткую политику по импортным тарифам, защите собственного рынка, поддержке производителей сельскохозяйственной продукции. И именно государство своим госзаказом и рядом других мер вытянуло экономику США из депрессии 30-х годов и пытается то же самое сделать в настоящий момент.

Ни в коем случае нельзя сейчас вступать в ВТО, более сильные  зарубежные конкуренты просто задавят  российских производителей. Необходимо провести ещё одну реформу таможенных тарифов, с целью защиты собственных  производителей, а не открытия рынка  для проникновения иностранных  компаний. 

Важной задачей является восстановление связей со странами Варшавского  договора и странами СНГ, необходимо вернуть рынки сбыта для российской экономики, желательно создание торговых союзов типа НАФТА.

Необходимы жёсткие меры, препятствующие нелегальному вывозу капитала за границу.

Фондовый рынок, в своей  сегодняшней форме сильно зависит  от спекулятивной игры нерезидентов. Это своего рода казино. Необходимо сделать российский рынок более  конкурентоспособным, его архитектуру  менее искажённой, ввести наконец, налоговые  стимулы для инвестиций в ценные бумаги и начать создание «финансовой  площадки «Россия»». Упор следует делать на развитие рынка корпоративных  облигаций с большим сроком обращения.

В ближайшее время ожидается  спад мировой экономики, поэтому  необходимо развивать внутренний российский рынок, повышать платёжеспособность населения.

Следует повысить эффективность  управления собственностью – и в  частном, и в государственных  секторах. Не приватизировать за копейки  рентабельные государственные предприятия, как это происходит сейчас. А увольнять  тех менеджеров, которые это советуют.

Необходимо провести полное расследование приватизации крупнейших российских предприятий с тем, чтобы  приватизированные с крупными нарушениями  предприятия, неэффективно управляемые  настоящими хозяевами национализировать, а по эффективным предприятиям с  прозрачной финансовой структурой урегулировать  все небольшие нарушения законодательства и закрыть дела. Таким образом, собственники будут твёрдо уверены  в том, что это их собственность  и государство больше не предъявит  претензий за старые правонарушения.

Уменьшить существующий перекос  национальной экономики в пользу экспортно ориентированного сектора  экономики путём размещения масштабных государственных заказов в ВПК, атомную, машиностроительную, авиационную  и авиакосмическую, химическую и  фармацевтическую, электронную промышленность, и ряд других направлений, обеспечивающих создание товаров с высокой добавочной стоимостью. Необходимо обеспечить максимальную прозрачность всего инвестиционного  процесса, для постоянного мониторинга  и контроля.

Создавать налоговые льготы для предприятий, кооперирующихся  в своей деятельности с предприятиями  из других регионов. Причём делать это  умнее, чем созданная льгота для  малого бизнеса в виде отмены НДС  для предприятий с квартальным  оборотом меньше одного миллиона рублей. После этого другие предприятия  просто отказались работать с льготниками, вследствие невозмещения государством НДС.

Пересмотреть план рестуктуризации  РАО «ЕЭС», в настоящем виде ведущий  только к кратному повышению цен  на электроэнергию, разрыву единого  энергетического пространства и  растаскиванию наиболее экономически выгодных электростанций в собственность  менеджмента и крупных зарубежных энергокомпаний.

Всеми мерами увеличивать  благосостояние населения, через повышение  заработной платы бюджетникам, признание  государством долга перед гражданами и предприятиями, амнистия по долгам последних.

Построение государственной  политики в области взаимодействия с национальными ТНК, путём приобретения в них блокирующего пакета за предоставление государством техники, земельных участков и определённой инфраструктуры.    

Об обеспечении  экономической   безопасности россии.

Либерализация внешнеэкономической  деятельности явилась неотъемлемой частью экономических реформ, проводимых в Российской Федерации в 1992 г. В  бывшем СССР внешнеэкономическая деятельность базировалась на государственной собственности  и государственной монополии  внешней торговли, на системе централизованного  планирования и планового ценообразования. В государственных планах определялись производство и распределение продукции, включая экспорт и импорт. Поставки товаров на экспорт производились  по ценам, устанавливаемым государственными органами ценообразования для внутреннего  рынка. Они могли существенно  отличаться от мировых - быть значительно  выше или ниже их. Например, внутренние цены на нефть, газ, многие виды минерального сырья были значительно ниже цен  мирового рынка, и по ним производились  расчеты с производителями. Доход  от реализации экспортной продукции  поступал в бюджет государства. Напротив, цены, например, на электронные часы, транзисторные приемники, изделия  из полимерных материалов и другие товары существенно превышали мировые. Экспорт этих товаров был убыточным, но убытки покрывались также на счет государственного бюджета. 

Экономические методы играли крайне ограниченную роль в регулировании  внешнеэкономической деятельности. Например, применялись надбавки к  оптовым ценам за экспортное исполнение продукции. Но на импортируемую продукцию  при продаже ее на внутреннем рынке  распространялись цены на аналогичную  продукцию отечественного производства. При этом учитывались различия в  показателях качества и потребительских  свойств импортных и отечественных  товаров и применялись надбавки к внутренним ценам, дифференцированные по группам стран-экспортеров.

Таможенные пошлины и  сборы использовались как вспомогательное  средство регулирования внешнеторгового  обмена. Проблема экономического обоснования  их уровня не считалась актуальной. Экономическая эффективность экспорта и импорта определялась по суммарному доходу, получаемому государством от внешней торговли. При этом во внимание принимались не только общий доход  в денежном выражении, но и влияние  внешней торговли на социально-экономическое  развитие страны, значимость экспортируемой и импортируемой продукции.

Сравнительная эффективность  экспорта различных товаров определялась путем сопоставления затрат на приобретение определенного количества экспортных товаров у отечественных производителей по внутренним оптовым ценам к  выручке от продажи этих товаров  на мировом рынке в долларах. Чем  меньше была суммарная стоимость  товаров во внутренних оптовых ценах, которые следовало продать для  получения 1 тыс. или 1 млн. долл., тем выше считалась экономическая эффективность экспорта соответствующего товара. Но и в данном случае этот показатель не являлся единственным и решающим, учитывались прежде всего ресурсы товаров и их дефицитность, стратегическая ценность и т.п. Дефицитные товары, жизненно важные для страны, как правило, не вывозились, или их экспорт жестко лимитировался государственными планами.

В целом применяемое в  тот период плановое регулирование  внешнеторговых связей не может оцениваться  односторонне. Несомненным преимуществом  его являлось доминирование государственных  общественных интересов. При определении  экспорта и импорта учитывалась  в первую очередь народнохозяйственная значимость продукции, важность ее с  точки зрения перспектив развития страны, а не сиюминутная коммерческая выгода того или иного импортера или  экспортера. Так, в структуре импорта  приоритетом пользовались передовая  техника, лекарства, бытовая электроника  и предметы роскоши, которые стали  пользоваться особым вниманием импортеров в настоящее время. Резко ограничивался  импорт товаров, потребности в которых  полностью удовлетворялись за счет внутреннего производства. Экспортировались, как правило, товары, которыми был  насыщен внутренний рынок, а также  в значительных количествах сырье  и энергоносители. Эффективно решалась проблема контроля за качеством импортируемых  товаров. защиты отечественного рынка  от вредных и опасных товаров, борьбы с контрабандой.

В целом развитие внешней  торговли страны в тот период способствовало наращиванию экономического потенциала, повышению уровня благосостояния всего  населения, укреплению экономической  безопасности государства.

Мощный машиностроительный комплекс гарантировал технологическую  безопасность страны. ее относительную  независимость в части наращивания  и развития производственных возможностей страны от конъюнктуры мирового рынка. Сырьевая и топливно-энергетическая безопасность основывалась не только на колоссальных естественных ресурсах страны, но и на ее способности наращивать их добычу и переработку, используя  преимущественно отечественную  технику, а также машины и оборудование, получаемые из стран СЭВ.

Обеспеченность страны продовольствием  в условиях быстрого увеличения среднедушевого потребления основных продуктов  питания достигалась прежде всего  за счет развития собственного агропромышленного  комплекса. Значительный рост закупок  зерна на Западе был вызван главным  образом растущей потребностью в  фураже в связи с развитием  животноводства. Но доля импорта продуктов  питания из развитых стран Запада была сравнительно невелика, и государство  обеспечивало свою продовольственную  безопасность.

За 1960-1985 гг. сальдо внешней  торговли было положительным на протяжении -1 года и отрицательным только за 4 года (1964, 1972. 1975-1976 гг.), что сохраняло  валютно-финансовую безопасность страны и сравнительно небольшую величину ее внешнего долга - около 16 млрд. долл. Но эта задолженность многократно (до 5 раз) перекрывалась суммой, которую  были должны нашей стране другие страны, при этом лишь часть этих долгов могла быть отнесена к разряду  сомнительных (долги Эфиопии Анголы, Вьетнама и т.п.); основная масса долга  приходилась на вполне надёжных и  кредитоспособных должников - Ирак, Ливию, Египет, Индию и др.  Необходимо иметь виду также крупный золотой запас, которым располагала страна, что спосооствовало укреплению ее экономической безопасности.

Но государственная монополия  внешней торговли и автономность национального ценообразования  ограничивали возможности участия  страны в системе международного разделения труда, а вместе с тем  и те выгоды, которые могла получать страна при более активном участии  в этом процессе. Централизованное планирование препятствовало внешнеторговым организациям быстро реагировать на изменения конъюнктуры мирового рынка и извлекать из этих изменении  определенные преимущества для страны. Жесткая регламентация участников внешнеэкономической деятельности, их статус госбюджетных. организации, отсутствие конкуренции между ними не создавали экономических предпосылок  для повышения эффективности  внешней торговли на уровне конкретных ее участников. Не было должной заинтересованности в развитии наиболее эффективных  внешнеэкономических связей и материальной ответственности субъектов этих связей за их конечные результаты. Назревала  необходимость реформирования всей системы внешнеэкономической деятельности.                                                                                                    

Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. был провозглашен курс на либерализацию внешнеэкономической  деятельности, направленную на ее стимулирование. стабилизацию внутреннего рынка  и привлечение иностранных инвестиций. Указ разрешал всем зарегистрированным на территории страны предприятиям и  объединениям, независимо от форм собственности, осуществлять внешнеэкономическую, в  том числе посредническую, деятельность без специальной регистрации. Отменялись все ограничения на бартерные  операции, отсутствовали лицензирование и квотирование импорта и экспорта определенного перечня товаров  и услуг. Уполномоченным банкам было разрешено открывать валютные счета  юридическим и физическим лицам. Вводился определенный порядок продажи  ЦБ России части валютной выручки  для формирования валютного резерва  страны. Предполагалось, что все  это будет способствовать успешной реализации радикальных экономических  реформ и развитию внешнеэкономической  деятельности, повышению ее эффективности, ускорению интеграции экономики  страны в мировое хозяйство.

Однако радикальные экономические  реформы на практике не оправдали  возлагавшихся на них надежд. Напротив, ускорились негативные социально-экономические  процессы: спад производства и инвестиционной деятельности, инфляция достигла рекордно высокого уровня, сократились объемы внешнеторгового оборота, стал катастрофически  нарастать внешний долг, оказалась  подорванной техническая, технологическая, продовольственная и валютно-финансовая безопасность страны, возросла се зависимость  от экономически развитых стран.

Информация о работе Экономическая безопасность страны