Экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:55, реферат

Описание работы

Понятие национальной безопасности шире понятия экономической безопасности страны, оно включает оборонную, экологическую, энергетическую безопасность и т.д.
Ряд общих условий и факторов выдвигает понятие экономической безопасности в ряд понятий, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества и государства:
Различия в национальных интересах, стремление к более полному вычленению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных процессов – требуется разработка соответствующей стратегии.

Файлы: 1 файл

экономическая безопасность страны.docx

— 36.51 Кб (Скачать файл)

В особо тяжелом состоянии  оказалась обрабатывающая промышленность, в первую очередь машиностроение. В большинстве стран мира идущая на экспорт продукция машиностроения освобождается от налога на добавленную  стоимость, но продукция из других стран  облагается налогом на добавленную  стоимость, чем обеспечиваются равные стартовые условия для отечественных  производители и их иностранных  конкурентов. 

Снижение импортных пошлин может лишь усугубить и без  того крайне тяжелое состояние российской обрабатывающей промышленности. Такие  меры должны быть тщательно продуманы  и обоснованы расчетам, в противном  случае они лишь затрудняют выход  российской экономики из кризисного состояния.

Важнейшей предпосылкой либерализации  внешнеэкономической деятельности и снижения импортных пошлин на продукцию  обрабатывающей промышленности и сельского  хозяйства являются стабилизация и  рост экономики, улучшение качественных показателей национальной промышленности - снижение материалоемкости и энергоемкости ее продукции, рост производительности труда, улучшение использования основных фондов. При отсутствии таких предпосылок ставить задачу снижения таможенных импортных пошлин преждевременно.

При оценке последствий снижения импортных пошлин необходимо учитывать  и то влияние, которое может оказать  такая мера на доходы государства. Эта  мера позволяет увеличить импорт и создает определенные возможности  для возрастания и суммы импортных  пошлин, но она не должна сопровождаться сокращением отечественного производства. Иначе бюджет несет убытки от понижения  НДС, налогов на прибыль, акциза по подакцизным  товарам, отчислений на социальные нужды  и прочих поступлений. К снижению импортных пошлин следует подходить  весьма осторожно и взвешенно, оценивая их фискальное значение, учитывая тесную взаимосвязь доходов бюджета  от импорта и от отечественного производства.

Особое место в системе  пошлин занимает экспортный тариф. Он представляет собой форму рентного дохода, присваиваемого государством как собственником недр. Его экономическую  основу составляет разница между  мировой ценой на соответствующие  ресурсы, регулируемой издержками замыкающих поставщиков, и более низкими  национальными ценами.

Исторически в бывшем СССР сложились относительно низкие цены на энергоресурсы, определяемые условиями  добычи энергоресурсов и особенностями  формирования цен на них. И на базе этих цен формировались и развивались  производство и другие сферы деятельности. Либерализация внешнеэкономической  деятельности и цен привела к  взрывному росту издержек и цен  во всем народном хозяйстве. "Шоковый" метод реформ не оставлял производителям времени для приспособления к  новым условиям работы. К тому же они не имели средств для быстрого перевода производства на ресурсосберегающие технологии- В результате произошло  резкое падение конкурентоспособности  российской обрабатывающей промышленности на внутреннем и мировом рынках.

Нетарифные методы регулирования  внешнеэкономической деятельности, упразднение которых предлагается в связи с дальнейшей либерализацией ее, используются всеми странами. В  определенных случаях они более  эффективны, чем тарифные методы. Например, когда срочно необходимо на какое-то время ограничить или прекратить временно вывоз из страны продукции, которая остро необходима для  внутренних нужд, или ограничить ввоз продукции определенными пределами. Вполне уместно и оправданно ограничивать экспорт нефтепродуктов из тех районов  страны, где в данный период производится сев или уборка урожая и нехватка горючего может стать причиной несвоевременного или неполного выполнения таких  работ. В июне 1995 г. были приняты меры по улучшению обеспечения предприятий  легкой и текстильной промышленности сырьем. Хлопок и шерсть, закупаемые за пределами России по межправительственным соглашениям, будут теперь распределяться между предприятиями по их заявкам  Госкомитетом по  промышленной политике и АО "Росконтракт". Столь жесткий порядок распределения вызван участившимися случаями реэкспорта сырья и вряд ли может вызвать обоснованные возражения с любой стороны.

Для ограждения интересов  своих производителей страны ЕС практикуют квотирование ввоза из РФ некоторых  изделий легкой промышленности и  цветных металлов, т.е. продукции, к  экспорту которой особенно чувствительны  их собственные производители.

Подобные меры следует  шире использовать и у нас. Квотирование и лицензирование могут диктоваться  особенностями некоторых товаров, необходимостью строгого соблюдения специфических  требований при их транспортировке  и хранении, при их вывозе и ввозе. Они необходимы также в отношении  товаров, имеющих особо важное стратегическое значение как одна из мер по защите национальных интересов России. Все  это свидетельствует о том, что  нельзя огульно исключать квотирование и лицензирование из числа мер  по регулированию внешнеэкономической  деятельности. Важно определить механизм действия тарифною регулирования, его  природу, цели и задачи и предложить практике методику обоснования внешнеторговых тарифов. Такая методика должна учитывать  комплекс факторов, от которых зависит  внешнеэкономическая деятельность, а именно: соотношение внутренних и мировых цен и их динамика, состояние отечественного производства и его способность обеспечить внутренние потребности страны конкурентоспособность  отечественной продукции на мировом  и внутреннем рынках, технический  уровень импортной и аналогичной  отечественной продукции, народнохозяйственная значимость импортируемой продукции, уровень инфляционного курса  рубля и доллара.

Только совокупность указанных  факторов позволяет определить внешнеторговую политику страны и наметить в соответствии с ней основы внешнеторговой политики государства. Направление этой политики не может диктоваться России МВФ, другими международными организациями  или ее западными партнерами; оно  должно определяться внутренними потребностями  страны, исходя из интересов социально-экономического развития РФ.

При этом, оценивая перспективы  развития отдельных отраслей, производств, нельзя принимать во внимание конкурентоспособность  отечественной продукции только на мировом рынке и обрекать другие отрасли и производства на медленное  вымирание. В различных страна мира, в том числе с высокоразвитой экономикой. в составе экономики  есть отрасли и производства, которые  не могут конкурировать на мировом  рынке, но вполне способны, при правильной протекционистской политике и помощи со стороны государства, конкурировать  с иностранными производителями  на внутреннем рынке. Известно, что  угольная промышленность в странах  Западной Европы пользуется дотациями  государства и защищена от иностранной  конкуренции соответствующими пошлинами, что позволяет ей продолжать свою деятельность в условиях конкуренции  более дешевых углей из США  и ЮАР. Помощью н защитой со стороны государства пользуется в этих странах и аграрный сектор. Этот опыт следовало бы учитывать  и руководству. нашей страны при  проведении внешнеторговой политики. Нельзя оставлять без помощи и  защиты значительный сектор российской экономики, который выдерживает  конкуренции на мировом рынке, но может эффективно работать, выпуская продукцию и услуги, необходимые  для отечественных потребителей.


Информация о работе Экономическая безопасность страны