Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 00:33, контрольная работа
Цель контрольной работы – определить понятие и особенности реализации экономической функции семьи в условиях рынка.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) определить понятие «экономическая функция семьи»;
2) проанализировать развитие экономической функции семьи на разных этапах формирования человеческого капитала;
Введение …….…………………………………………………………………… 3
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ» .… 5
2. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ СЕМЬИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ………..…. 9
3. СУЩНОСТЬ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА КАК ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ………………………………………………………………………. 13
Заключение…………………………………………………………………..….. 18
Список использованных источников …………………...……………..……… 20
Если выразиться кратко, то человеческий капитал – это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и высокое качество жизни, а основой человеческого капитала является человек, или физический капитал.
Классическим исследованием считается книга Г. Беккера “Человеческий капитал” (1964 г.).
Как утверждают многие экономисты, концепция человеческого капитала базируется на том, что одной из главных форм богатства выступают материализованные в человека знания, его способности к созидательному труду, вложенные средства в здоровье человека, а также накопленные научные знания, материализованные, в новой технологии. Теоретики концепции человеческого капитала рассматривают созидательные способности индивида как капитал, который подобно физическому капиталу приносит будущие доходы.
Человеческий капитал, прежде всего, формируется в семье после соответствующей подготовки, обучения, вложения в него определенных инвестиций. Именно семья вкладывает большие средства на рождение и воспитание детей, образование и квалификацию, здоровье и культуру. В структуру человеческого капитала включаются такие элементы, как врожденные способности и таланты, знания и учения, навыки, приобретенные в процессе воспитания. Человеческий капитал - капитал в виде умственных способностей, приобретенных в процессе обучения и образования или посредством практического опыта.
Согласно современной западной экономической теории дети являются экономическими благами. Обеспечивая своих родителей и родственников значительными выгодами, они выступают результатом постоянно развивающегося процесса производства, включающего расходование ресурсов. С экономической точки зрения дети представляют собой источник потребления и объект инвестиций [2; с. 243].
Родители получают в лице детей хорошую компанию, дающую выгоды, отличные от выгод от других товаров. С детьми можно говорить, гулять, они могут быть партнерами в настольном теннисе и шашках. Их существование дает родителям некоторую надежду не остаться одинокими в старости. Дети могут доставить родителям удовольствие чувствами уважения, необходимости и обожания.
Мотивация супругов иметь детей может включать искреннюю потребность внести вклад в общество, желание открыть неизвестное или проверить гипотезу о том, что они могут лучше других воспитывать детей. Во всех отношениях дети являются потребительскими благами [2; с. 243].
Семья, являясь основным звеном воспроизводства человеческого капитала, накапливает и развивает способности своих членов, которые в дальнейшем проявляются в форме реализации человеческого капитала в экономической системе. Семья занимает весьма важное место в системе экономических отношений также потому, что в конечном итоге именно она является главной силой в производстве, распределении и потреблении товаров и услуг.
Дети когда-то в истории были средством обеспечения родителям своей пенсии в старости. Пока дети росли, родители выплачивали взносы в фонд своей пенсии, кормя и одевая своих детей; в более поздние годы дети заботились о своих родителях, если те были не в состоянии обеспечить самих себя. Такой вид организации домашнего страхования не исчез совершенно.
Дети могут служить важным источником труда, особенно в семьях, живущих на фермах или в местах, где детский труд дешевле механизации. Когда дети становятся достаточно взрослыми, чтобы работать, родители пожинают плоды своих инвестиций. Польза иметь детей и совокупный уровень удовлетворения родителей определяют спрос на детей [2; с. 244].
Все проблемы, связанные с воспроизводством человеческого капитала, можно разделить на четыре группы. Первая группа проблем связана с созданием материальной базы, необходимой для нормального воспроизводства рабочей силы, путем ведения домашнего хозяйства, приумножения семейной собственности. Вторая группа проблем касается вопросов производства человеческого капитала: рождение детей, воспитание, обучение и социализация молодого поколения. Третья группа семейных проблем связана с сохранением и восстановлением рабочей силы и означает степень организации отдыха и досуга. Наконец, четвертая группа – это проблемы реализации человеческого капитала, выражающиеся в индивидуальном участии членов семьи в рыночном хозяйстве и организации семейного бизнеса, что в совокупности позволяет семье получать доходы.
Издержки воспитания детей включают затраты семьи на рождение, питание, одежду, кров, образование, развлечения, медицинские расходы, страховку, транспорт и так далее. Другими статьями издержек, часто не учитываемыми, являются эмоциональные затраты и время родителей, потраченное на воспитание детей. Оценка издержек на детей – трудная проблема. Действительные издержки воспитания детей будут зависеть от того, сколько родители желают потратить, а все издержки будут варьироваться в связи с экономическим статусом и местом жительства родителей [2; с. 244].
Таким образом, одной из основных составляющих человеческого капитала, оказывающих влияние на процесс его воспроизводства, являются финансовые возможности человека. Из этого фактора складывается возможность или невозможность человека, например, получить желаемое образование.
На основе анализа развития экономической функции семьи на разных этапах формирования человеческого капитала, следует вывод, что в случаях, когда имеют место финансовые ограничения, то наблюдается замедление процесса воспроизводства человеческого капитала, поскольку семьи с малыми доходами не имеют достаточных ресурсов для инвестирования в своих детей. Этот фактор является одним из самых важных моментов воспроизводства человеческого капитала.
3. СУЩНОСТЬ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА КАК ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
Бюджет - важная слагающая благополучия в семейной жизни, показатель социально-экономического положения семьи. Именно он диктует стиль жизни семьи, определяет возможность тех или иных трат. Семейная экономика предусматривает грамотное соотношение доходов и расходов. Отсутствие заработка жены в период отпуска по уходу за ребенком, ставят семью в трудное положение. Сложности возрастают при рождении ребенка в семье безработных, в неполной семье, у одинокой матери, при рождении ребенка-инвалида или у родителей-инвалидов [1; с. 146].
Важнейшими формами инвестиций в человека являются образование, подготовка на производстве, медицинское обслуживание, миграция, поиск информации о ценах и доходах, рождение детей и уход за ними. Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека. Охрана здоровья, сокращая заболеваемость и смертность, продлевает срок службы человека, а также увеличивает интенсивность его использования. Миграция и поиск информации способствуют перемещению рабочей силы в районы и отрасли, где труд лучше оплачивается, т. е. где цена за услуги человеческого капитала выше. Рождение детей и уход за ними представляют собой форму воспроизводства человеческого капитала в следующем поколении [5; с. 28].
Создание нормальных условий для производства человеческого фактора требует формирования и эффективного использования семейного бюджета [2; с. 251].
Доходы семейного бюджета составляют заработная плата, предпринимательский доход и доходы от собственности (рента, процент, дивиденд, арендные платежи), а также государственные трансфертные (не связанные с трудовыми затратами) платежи (пенсии, пособия, стипендии, бесплатные услуги в области здравоохранения и образования), доходы от прочих источников (наследство и так далее). Расходы семьи, в свою очередь, направляются на социальное страхование, уплату налогов, питание и вкусовые товары, приобретение одежды и обуви, квартплату и коммунальные услуги, мебель и бытовые приборы, транспорт, покупку товаров длительного пользования, образование, досуг и развлечения, путешествия, добровольные пожертвования и взносы в общественные организации, прочие расходы и, наконец, сбережения [2; с. 252].
Преобладание в структуре расходов семьи затрат на питание, как правило, свидетельствует о малообеспеченности. В то же время по мере роста благосостояния семьи увеличивается доля расходов на приобретение товаров длительного пользования, досуг, путешествия.
Среди доходов населения наибольший удельный вес в большинстве семей составляет заработная плата и предпринимательский доход, хотя они чрезвычайно различаются по отдельным семьям. Как правило, именно эти статьи доходов определяют благополучие семьи. Но не только. Существенное значение имеют доходы от собственности [2; с. 252].
Все расходы семейного бюджета можно условно разделить на главные и второстепенные. К первоочередным относятся квартплата, плата за коммунальные услуги и телефон, расходы на питание.
Квартплата и плата за коммунальные услуги требуют значительных денежных средств. В том случае, если молодые супруги живут в родительском доме, они могут этого не почувствовать, тем более, что родители всячески стремятся оградить своих детей от материальных проблем. Однако даже незначительный вклад в данную статью расходов позволит молодой семье обрести некоторую уверенность в своей значимости и подготовит к дальнейшей самостоятельной жизни.
В том случае, если семья живет отдельно в собственной квартире или снимает жилье, расходы на квартплату и коммунальные услуги будут очень серьезными и составят значительную статью семейного бюджета.
Питание - вторая, причем основная, расходная статья семейного бюджета. Как правило, на питание тратится от 35 до 50% общих доходов семьи. Все зависит от гастрономических пристрастий каждой конкретной семьи, а также от степени умелости хозяйки. Одни, например, привыкли есть в больших количествах, другие отдают предпочтение дорогим деликатесам, третьи не могут обходиться без сладкого.
Кулинарные навыки играют большую роль в экономном расходовании общих денежных средств. Пользуясь одинаковым набором продуктов, умелая хозяйка сможет приготовить вкусный, сытный и разнообразный обед, а неумелая лишь зря потратит время и продукты. Однако не только талант в сфере кулинарного искусства необходим рачительной хозяйке, она также должна быть опытным диетологом, учитывающим при составлении меню потребности каждого члена семьи.
В статью «питание» следует включить также денежные суммы, которые оба супруга тратят на обеды на работе. В некоторых фирмах расходы на питание уже вычтены из суммы заработной платы, и человек не рассчитывает на нее при получении денег. Те же, кому приходится самостоятельно приобретать еду на работе, порой удивляются тому, с какой скоростью расходуются заработанные суммы.
Многим людям приходится добираться до места работы или учебы на автобусе, троллейбусе или электричке. В связи с этим необходимо сказать о еще одной важной расходной статье семейного бюджета, требующей значительных денежных сумм, а именно о транспортных расходах. Если регулярно приходится совершать большое количество поездок и есть такая возможность, удобнее и выгоднее приобрести единый проездной билет. Тем же, кому до места работы или учебы недалеко, полезнее будет пройтись пешком - это позволит и средства сэкономить, и здоровье поправить.
Затраты на домашнее хозяйство - это расходы на приобретение необходимых в повседневном обиходе принадлежностей - туалетного и хозяйственного мыла, стирального порошка, а также разнообразных моющих и чистящих средств.
Особую статью расходов составляют предметы ухода за внешностью - шампуни, лосьоны, кремы, дезодоранты, туалетная вода, всевозможные парфюмерные принадлежности, а также услуги в данной сфере. Человек настолько привыкает к этим приятным бытовым мелочам, что становится не в силах отказать себе в их приобретении.
Среди подобных расходов выделяют обязательные, например, расходы на стрижку (обычно ее делают 1 раз в 1,5-2 месяца), приобретение шампуня, смягчающего и увлажняющего кремов для рук и лица; и необязательные, от которых можно на время отказаться. К последним следует отнести покупку, например, лака для ногтей, дорогого иностранного крема (тем более, если имеется сравнительно дешевый отечественный аналог), посещение косметического или массажного салона.
Расходы на культурное проведение досуга предусматривают возможность откладывания средств на посещение театра, кино, музея, а также на покупку книг, аудио- и видеозаписей, компакт-дисков и др.
Еще одну статью расходов семейного бюджета можно озаглавить «разное». Сюда входят затраты на покупку подарков для родных и друзей, лекарственных препаратов, канцелярских товаров, а также на отправку телеграмм, приобретение газет и журналов, конвертов для писем. Сюда же можно включить суммы на мелкие, или, как их еще называют, карманные расходы.
Кроме того, важную статью расходной части семейного бюджета составляют крупные, нечасто совершаемые покупки - приобретение бытовой техники, одежды, а также затраты на проведение отпуска. О таких расходах следует думать заранее и ежемесячно откладывать определенную сумму на приобретение того или иного жизненного блага.
Отдача от вложений в человека в среднем много выше, чем от вложений в физический капитал. Однако в случае человеческого капитала она убывает с ростом объема инвестиций, а в случае иных активов не меняется. Рационально сначала инвестировать в человеческий капитал детей, поскольку отдача от него сравнительно выше, а затем, когда по мере убывания она сравняется с нормой доходности прочих активов, переключаться на инвестирование в них, с тем чтобы впоследствии передать их детям в дар или в наследство. Исходя из этого, Г. Беккер установил важную закономерность: семьи, оставляющие наследство, осуществляют оптимальный размер инвестиций в человеческий капитал детей, тогда как семьи без наследства по большей части недоинвестируют в их образование [5; с. 29].