Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 06:08, реферат
Экономическая эффективность - результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата; достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.
Эффективность организации определяется по ряду показателей. Оценить эффективность работы фирмы только по ее экономическим достижениям - например, по прибыли, полученной в результате деятельности, – недостаточно. Огромную прибыль можно получить и на основе жесточайшей эксплуатации работников, и на основе современных методов организации производства с использованием социально-психологических факторов
Экономическая эффективность бюджетных организаций (образовательных учреждений системы СПО).
Экономическая эффективность - результативность экономической деятельности, экономических программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, результата к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата; достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости.
Эффективность организации определяется по ряду показателей. Оценить эффективность работы фирмы только по ее экономическим достижениям - например, по прибыли, полученной в результате деятельности, – недостаточно. Огромную прибыль можно получить и на основе жесточайшей эксплуатации работников, и на основе современных методов организации производства с использованием социально-психологических факторов. Для нас важно изучение второго, гуманного пути достижения эффективности
Впервые об оценке эффективности деятельности бюджетных учреждений заговорили в связи с выходом Указов Президента РФ от 28.06.2007 № 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и от 28.04.2008 № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов". Установленные в них показатели (доля выпускников, сдавших единый государственный экзамен, доля выпускников, не получивших аттестат, и т. д.) позволяли не только дать качественную характеристику соответствующего уровня образования, но и определить объем неэффективных расходов – на управление кадровыми ресурсами и в связи с низкой наполняемостью классов (групп). Однако указанными документами утверждались методики оценки только для общего образования, начального и среднего профессионального образования, а ведь вопрос оценки эффективности деятельности и качества услуги актуален и для дошкольного образования, в отношении которого были определены лишь показатели, характеризующие деятельность органов местного самоуправления в данной сфере, но не способ определения неэффективных средств.
Оценка качества образовательной услуги – вопрос спорный, поскольку до сих пор не определены характеристики качественной услуги. Объясняется это тем, что пока не утверждены стандарты для всех уровней образования. В настоящее время существуют различные определения качества: в одних внимание акцентируется на внешней характеристике услуги (условия предоставления и т. д.), в других – на том, отвечает ли она ожиданиям потребителей, в третьих – на некой комбинации этих аспектов. Кто-то качеством признает должное выполнение норм и стандартов, кто-кто утверждает, что стандарты – это необходимый минимум для оказания услуги, а качество – это все, что свыше. Немного проще обстоит дело с оценкой эффективности бюджетных расходов на образование.
В общефилософском смысле анализ является одним из важнейших методов научного познания окружающей действительности. В данном учебном пособии рассматриваются основы теории и методики анализа хозяйственной деятельности бюджетных организаций.
Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и др.
Хотя деятельность бюджетных организаций носит объективный характер и развивается по определенным законам, она нуждается в управлении со стороны государства. Чтобы быть эффективным, такое управление, во-первых, должно основываться на познании и использовании механизмов действия законов экономического развития, проявляемых на уровне отдельных субъектов хозяйствования, и, во-вторых, реализовываться посредством определенного набора функций, к числу которых относится и функция анализа.
Универсальная схема системы управления включает два ключевых подсистемных блока — управляющий и управляемый.
Анализ является неотъемлемой частью процесса принятия решений в системе управления бюджетной организацией. Его место и взаимосвязь с другими управляющими функциями — планированием, учетом и регулированием.
Функция планирования задает определенную программу действий бюджетной организации, а также уровень технических, экономических и финансовых параметров, которые необходимо достичь в результате хозяйственной деятельности.
При помощи функции учета обеспечивается обратная связь двух подсистем процесса управления. Учет призван обеспечить достоверное отражение фактического состояния бюджетной организации.
Анализ на основе плановой и фактической информации дает количественную и качественную оценку изменений, происходящих в бюджетной организации относительно заданной программы. Перерабатывая массивы плановой и учетной информации при помощи специальных приемов и методов, анализ формирует данные, при помощи которых вырабатываются варианты управленческих решений, направленных на устранение причин отрицательных отклонений от запланированных показателей развития бюджетной организации. Посредством аналитической функции выявляются неиспользованные внутрихозяйственные резервы ускорения развития и роста эффективности деятельности организации. Этим определяется сущность анализа как функции управления.
Посредством регулирования обеспечивается приведение управляемой системы к желаемому состоянию.
Содержанием анализа хозяйственной деятельности бюджетных учреждений является, во-первых, раскрытие механизма действия основных факторов, влияющих на экономические показатели; во-вторых, количественное измерение факторных влияний на динамику этих показателей; в-третьих, качественная оценка тенденций развития организаций, финансируемых из бюджета. В процессе анализа исследуются причинно-следственные связи экономических явлений, структурно-логические и математические модели факторных систем параметров хозяйственной деятельности учреждений.
Организационно-техническая
и экономическая специфика
Для средних специальных учреждений — прием студентов, отсев
студентов, выпуск специалистов, количество
студентов на начало и конец учебного
года, их среднегодовая численность, объем
учебной нагрузки профессорско-
Нормальное функционирование любого бюджетного учреждения тесно связано с системой его финансирования (средства государственного бюджета, внебюджетные источники).
Система управления организациями, финансируемыми из бюджета, построена по отраслевому признаку. Основными министерствами, имеющими разветвленную сеть подведомственных учреждений, посредством которых обеспечивается непосредственное выполнение социально значимых для общества функций, являются: Министерство здравоохранения, Министерство социальной защиты населения, Министерство образования, Министерство спорта и туризма, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство культуры, Министерство финансов и др. Деятельность этих министерств оказывает существенное влияние на процесс экономического, социального, культурного и духовного развития общества. Они обеспечивают гражданам возможность получать образование, приобретать научные знания, укреплять здоровье, накапливать и развивать интеллектуальный потенциал. Для осуществления этих задач государством выделяются значительные финансовые ресурсы из республиканского и местных бюджетов. Кроме того, в условиях проводимых экономических преобразований многие организации получают возможность более широко привлекать внебюджетные источники финансирования.
Принимая во внимание, с одной стороны, разноплановый характер деятельности министерств и ведомств, а с другой — ограниченные возможности данного учебного пособия, в дальнейшем основное внимание будет уделено рассмотрению методик анализа деятельности организаций здравоохранения, образования, науки, административного управления.
Хозяйственную деятельность
в целом и бюджетных
-натурально-вещественные
-процессы, связанные с созданием стоимости;
-социальные процессы;
-экологические процессы.
К натурально-вещественным процессам деятельности бюджетных организаций относятся те, в результате которых создаются потребительные стоимости (здоровье, знания, образованность, просвещение, воспитание, культурный и духовный уровень членов общества, безопасность, социальная защищенность и т.п.), способные удовлетворять определенные человеческие потребности. Содержание этих процессов соответствует характеру конкретного труда работников бюджетных учреждений. Натурально-вещественные процессы включают в себя конструкторско-технологическую деятельность бюджетных организаций, обеспечение их нормального функционирования необходимыми трудовыми и материальными ресурсами, специфическую технологию, характерную для учреждений образования, здравоохранения, культуры, органов административного управления и других бюджетных организаций.
Процессы, связанные с созданием стоимости (затратами живого и овеществленного труда в денежной форме для создания потребительных стоимостей бюджетной сферы) относятся к экономическим. Они отражают количество абстрактного труда, затраченного на тот или иной вид деятельности бюджетной организации. К данным процессам можно отнести формирование стоимости и себестоимости услуг здравоохранения, образования, воспитания, культурного развития, просвещения и др.
Социальные процессы связаны с улучшением труда, быта и отдыха работников бюджетной сферы, формированием отношения к труду, созданием благоприятного психологического климата в трудовых коллективах.
Экологические процессы отражают взаимоотношение бюджетных учреждений с природной средой. Хозяйственная деятельность бюджетных организаций может изучаться и анализироваться как в целом, так и в разрезе отдельных составляющих ее процессов.
Организациям, финансируемым из бюджета, присущ целый ряд характерных особенностей, которые необходимо принимать во внимание при проведении анализа хозяйственной деятельности.
1. Бюджетные организации
расходуют государственные
Выделяемое финансирование и экономное расходование средств учреждения во многом предопределяются своевременным утверждением сметы и точностью расчетов содержащихся в ней показателей. Важное значение имеет тщательность выполнения поквартального распределения утвержденных по смете ассигнований, а также учет вносимых в смету изменений. Действующим порядком предусмотрена поквартальная корректировка сметы в связи с инфляцией.
2. В 1999 г. претерпел
принципиальные изменения
Переход на казначейскую систему исполнения бюджетов существенным образом изменил направления потоков денежных средств. Традиционная схема финансирования "Министерство финансов → главный распорядитель средств (министерство) → распорядитель средств (бюджетное учреждение) → конечный потребитель бюджетных средств (субъекты хозяйствования, поставляющие товары (услуги) бюджетному сектору)" была преобразована и приняла следующий вид: "Министерство финансов → территориальный орган государственного казначейства → конечный потребитель бюджетных средств".
Информация о работе Экономическая эффективность бюджетных организаций