Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 21:42, контрольная работа
С появлением первых государств перед обществом стоит проблема построения идеальной модели социально-экономического устройства общества. В Древнем мире:
- крупные философы и ряд правителей рабовладельческих государств идеализировали рабовладение и стремились сохранить его и натуральное хозяйство как главные условия «непреходящего порядка», открытого разумом и охраняемого государственными законами;...
5.Экономические идеи Платона.
Экономические
идеи занимали значительное место в сочинениях
древнегреческого философа Платона (427–347
гг. до н.э.). Наиболее известна его работа
«Политика или государство». Социально-экономическая концепция
Платона получила концентрированное выражение
в проекте идеального государства. Платон
рассматривал государство как сообщество
людей, порожденное самой природой, впервые
высказав мысль о неизбежности деления
государства (города) на две части: на богатых
и бедных.
Платон уделял большое внимание проблеме
разделения труда, рассматривая его как
естественное явление. В его концепции
обосновывалось прирожденное неравенство
людей. Деление на свободных и рабов он
толковал как нормальное состояние, данное
самой природой. Рабы рассматривались
в качестве основной производительной
силы, а их эксплуатация - как средство обогащения
рабовладельцев. Свободными гражданами
могли быть только греки. В рабов превращались
варвары, иностранцы.
Главной отраслью хозяйства Платон считал
земледелие, но одобрительно относился
и к ремёслам. Экономическую основу государства
он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся
на эксплуатации рабов. С естественным
разделением труда Платон связывал необходимость
обмена Он допускал мелкую торговлю, которая
призвана была обслуживать разделение
труда. Однако в целом к торговле, особенно
крупной, к торговой прибыли Платон относился
весьма отрицательно. По его мнению, торговлей
должны заниматься в основном иностранцы,
рабы. Для свободного грека занятие торговлей
он считал недостойным и даже постыдным.
В идеальном государстве Платона свободные
люди делились на три сословия: 1) философов,
призванных управлять государством; 2)
воинов; 3) землевладельцев, ремесленников
и мелких торговцев. Рабы не включались
ни в одно из этих сословий. Они приравнивались
к инвентарю, рассматривались как говорящие
орудия производства. Философы и воины
составляли высшую часть общества, о которой
Платон проявлял особую заботу. Он предполагал
обеспечить им обобществленное потребление,
что дало повод толковать это как некий
«аристократический коммунизм».
6.Экономическме взгляды
Аристотеля.
Наибольший вклад в развитие экономической
мысли Древней Греции внес величайший
мыслитель древности Аристотель. Он родился
в 384 г. до н.э. в семье врача (умер в 322 г. до
н.э.). Будучи учеником Платона по Академии,
Аристотель не разделял, однако, платоновского
идеализма. Проявляя колебания между материализмом
и идеализмом, он шел к материализму.
Какие аргументы Аристотель выдвинул против учения Платона об идеях?
Аристотель известен как воспитатель
наследника престола в Македонии знаменитого
Александра Македонского. В дальнейшем
он основал философскую школу Ликей в Афинах,
занимался научной и педагогической деятельностью,
явился автором многочисленных произведений
по естественнонаучной тематике, философии,
логике, экономике, литературе, истории
и т.д. Его политические взгляды изложены
в работе «Политика» и других произведениях.
Он - противник аристократического строя,
олигархической власти, сторонник рабовладельческой
демократии. Аристотель оправдывал деление
людей на рабов и свободных, воспринимая
его как естественное. По его мнению, свобода
была уделом лишь эллинов. Что касается
иностранцев (варваров), то они по своей
природе могли быть только рабами. Граждан
Греции он делил на пять групп (классов):
1) земледельческий класс, 2) класс ремесленников,
3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5)
военные. Рабы составляли отдельную группу,
не включавшуюся в гражданскую общину.
Рабство Аристотель связывал с естественным
разделением труда, считая, что рабы по
своей природе являются таковыми и способны
только к физическому труду. Раб приравнивался
к другим вещам, принадлежавшим свободным,
включался в их имущество. Рабы, по мнению
Аристотеля, должны были обеспечивать
все виды физического труда.
Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии
экономической мысли является его попытка
проникнуть в сущность экономических явлений,
вскрыть их закономерности. В этом Аристотель
существенно отличался от своих предшественников
(Ксенофонта, Платона), положив начало
экономическому анализу, что проявилось
в подходе к определению предмета экономической
науки, в изучении обмена, форм стоимости
и т.д.
Являясь сторонником натурального хозяйства,
основанного на эксплуатации рабов, Аристотель
рассматривал экономические явления с точки
зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало
интересам укрепления хозяйства, принималось
как естественное и справедливое. Напротив,
всё, что расшатывало и разлагало хозяйство,
относилось к разряду явлений противоестественных.
С этой точки зрения оценивалось богатство
и его источники, средства удовлетворения
потребностей общества. Естественные
явления Аристотель относил к экономике,
которая раскрывала источники «истинного
богатства», состоящего из потребительных
стоимостей. Экономика обеспечивала изучение
путей укрепления натурального хозяйства;
возможности расширения производства
потребительных стоимостей. Это соответствовало
поддержанию умеренных размеров богатства,
сторонником которых был Аристотель, отвергавший
чрезмерное накопление денег, обогащение
за счёт формы обращения, спекулятивной
торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал
меновую торговлю, поскольку она не нарушала
преобладающей роли потребительной стоимости,
и относил её к экономике.
Противоестественные явления Аристотель
связывал с чрезмерным развитием сферы
обращения и включал в хрематистику (хремастика
– это наука о хозяйствовании, о том, как
нажить состояние, обогатиться любыми
способами), которая рассматривалась как
искусство «делать деньги», создавать
богатство, не имеющее границ. Он отвергал
крупную, спекулятивную торговлю, преследующую
цель накопления денежных богатств, осуждал
ростовщичество. Являясь сторонником
ведения хозяйства на основе экономики,
великий мыслитель древности решительно
выступал против того, что относилось
к хрематистике.
Гениальные догадки высказал Аристотель
по поводу обмена, меновой стоимости. Он
понимал, что обмениваемые товары без
тождества их сущностей не могли бы относиться
друг к другу как соизмеримые величины.
По его мнению, обмен не может иметь места
без равенства, а равенство - без соизмеримости.
В обмене приравниваются все ремёсла и искусства,
а участвующие в нём потребительные стоимости
обладают чем-то общим, хотя такое приравнивание
Аристотель не мог объяснить. Гений Аристотеля
проявился в том, что в выражении стоимости
товара он открывает отношение равенства.
Лишь исторические границы общества, в котором
он жил, помешали ему раскрыть, в чём же
состоит «в действительности» это отношение
равенства.
Представляет интерес и то, как Аристотель
рассматривал форму стоимости. Денежная
форма товара принималась как развитие
простой формы стоимости. Хотя он не мог
научно объяснить происхождение и сущность
денег, однако важно то, что он связывал
их с развитием обмена, положил начало
рассмотрению функций денег в качестве
меры стоимости и средства обращения. «В
истории экономических учений древнегреческие
мыслители обнаруживают такую же гениальность
и оригинальность, - отмечал К. Маркс, - как
и во всех других областях. Исторически
их воззрения образуют поэтому теоретические
исходные пункты современной науки». Экономические
проекты Платона.
7. Проблемы римской латифундии в агрономических трактатах Катона, Варрона, Колумеллы.
Экономическая мысль древнего мира получила дальнейшее развитие и завершение в Древнем Риме. Она отразила очередную ступень эволюции рабовладения, новые формы организации рабовладельческих хозяйств, характерную для них более жестокую эксплуатацию рабов, обострение противоречий и усиление борьбы в условиях разлагавшегося рабовладельческого общества. Важнейшей проблемой древнеримской литературы оставалась проблема рабства, его оправдания, организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). По этим вопросам выступали Катон Старший (234-149 гг. до нэ), Варрон (116-27 гг. до н.э.), Колумелла (I в н. э.).
Обоснование
древнеримской формы
Разработку
проблем латифундийского
В своем трактате Варрон высказывает серьезную тревогу о судьбах рабовладельческого хозяйства. Он упрекает рабовладельцев в том, что они отошли от дел, живут в городах, перепоручив латифундии управляющим. Автор ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности и т.д. Его заботы связаны не только с сохранением натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышением их доходности, ростом эффективности производства Варрон уделяет большое внимание обращению с рабами, методам их эксплуатации. Рабов он относил к одному из трех видов сельскохозяйственных орудий: говорящим. Два других вида орудий в его классификации составляли немые (инвентарь) и издающие нечленораздельные звуки (рабочий скот).
Кризис рабовладения отразил в своем сочинении "О сельском хозяйстве" Колумелла. В обширном трактате, состоящем из 12 книг, подробно рассматривается состояние рабовладельческих латифундий. Колумелла писал о крайне низкой производительности рабского труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред, плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обманывают землевладельцев и т.п. Картина, нарисованная Колумеллой, свидетельствует об упадке сельского хозяйства, о том, что экономика рабовладельческого общества находилась уже в состоянии кризиса, который продолжал углубляться. По словам Колумеллы, "латифундии погубили Италию".
В поисках выхода из кризиса римский ученый отдает предпочтение более производительному труду свободных производителей, ставит вопрос об отказе от рабского труда, использовании колонов.
Список используемой литературы:
1.Титова Н.
«История экономических учений»
2.Балынь В.Р. «Экономика и экономическая мысль Древнего мира».