МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РФ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – МСХА имени К.
А. ТИМИРЯЗЕВА
(ФГОУ ВПО РГАУ –
МСХА имени К. А. Тимирязева)
Специализация: «Управление маркетингом»
РЕФЕРАТ
на тему:
«Экономическая мысль на этапе формирования
централизованного Русского государства
(13-16 вв.)»
Выполнила:
аспирантка
экономического факультета
Лубинова О. А.
Проверил: профессор Лебедев
Москва 2008г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Экономическое
развитие страны на этапе формирования
централизованного русского государства……………………………………….4
2. Направления
экономической мысли на этапе
формирования централизованного
русского государства……………………………………….9
2.1. «Домострой»
попа Сильвестра………………………………………………9
2.2. Теория Третьего
Рима Филарета и националистическая
реакция: зарождение меркантилизма……………………………………………………..12
2.3. Первый теоретик бюрократического
монархизма Иван Пересветов, идеолог
поместного дворянства………………………………………………..15
3. Специфические особенности русской
экономической мысли ……………17
Заключение………………………………………………………………………19
Введение
Материальное развитие и состояние
общества, умонастроение и социальное
«самочувствие» населения во всех странах
в большой мере определяют ученые-экономисты,
их система взглядов и, главное, влияние
на реальную экономику. Именно культура,
новаторство и профессионализм экономистов
говорят нам о стране, в конечном счете,
больше, чем текущие цифры. Ведь экономические
показатели и статистические данные могут
измениться (и меняются) в короткое время
— вследствие рационального применения
новаторской экономической теории.
Кроме того, экономический
успех любой страны зависит от отсутствия
противоречий между национальными традициями
страны и ее социальной и хозяйственной
практикой, поскольку национальные традиции
могут либо способствовать экономическому
успеху нации, либо — если они не учитываются
— вести к ее застою.
Русская экономическая
мысль — органическая составляющая часть
всей истории экономической науки, включающая
рассмотрение как общей логики и методологии
подхода к истории становления и развития
отечественной экономической мысли, так
и анализ конкретных исторических этапов
в ее развитии, и трудов наиболее крупных
отечественных ученых.
Становление и
развитие отечественных экономических
идей целесообразно исследовать в тесной
связи с хозяйственно-политическими и
идеологическими проблемами того или
иного исторического этапа.
Эволюцию экономических идей
на каждом этапе развития общества определяют
общее состояние общества, его экономики и характер производственных
отношений. Именно поэтому, экономические
учения каждого периода являлись, как
правило, частью учений о государстве
и государственном управлении. В рамках
настоящего реферата будут проанализированы
взгляды видных представителей русской
экономической мысли на этапе формирования
централизованного Русского государства
(13-16 вв.).
1.
Экономическое развитие страны на этапе
формирования централизованного русского
государства
На развитие русской экономической
мысли влияли в основном два фактора: феодальный
уклад хозяйственной жизни и христианство.
В период разложения первобытной
общины у восточных славян, приходившегося
на 4-6 вв., постепенно все заметнее становится
господство пашенного земледелия и оседлого скотоводства. Большее развитие
приобретают ремесла, товарный обмен.
Переход от старого натурального к новому
денежному порядку, означающий начало
нового этапа социально-экономического
развития государства, в наиболее экономически
развитых странах Западной Европы произошел
еще в 13 веке. Россия же только с середины
16 века вступила в этот процесс, следуя
его общим законам и условиям, ведущим
от ступени к ступени, от одной формы к
другой. Между тем на заре русской истории,
в эпоху 9 и 12 веков древняя Русь знает
особый период развития, носящий наименование
Киевская Русь, являющийся результатом
особых исторических и экономических
условий. Сложившийся под влиянием мировых
торговых путей того времени и в результате
сложных местных исторических условий
и влияний, социально - экономический уклад
Киевской Руси представляет собой особую
форму хозяйственного быта с дуалистическим
характером. Натуральное хозяйство, покоящееся
на земледелии, - в итоге развивающейся
и усиливающейся внешней торговли, проникается
более сложными денежными отношениями.
В Киевской Руси создается тот своеобразный
промежуточный строй, который был характерен
для ряда западноевропейских народов
и который был назван В.В. Святловским
примитивно-торговым государством. Примитивно-торговое
государство, как промежуточная форма,
свойственная в свое время многим государствам
Запада, естественно не укладывается в
рамки натурально-хозяйственного строя,
но оно не соответствует и первоначальным
стадиям денежного хозяйства. Такое государство
имеет особую характерную социально-экономическую
структуру. На основе натурального хозяйства,
не переходящего еще в целом в хозяйство
денежное, развиваются значительные хозяйственные
обороты и складываются у некоторой части
населения торговые капиталы и определенные
торговые интересы. Города, как центры
внешней торговли, приобретают особо важное
значение, хотя вся внегородская масса
живет еще первобытными хозяйственными
интересами и является только резервуаром,
из которого выкачивают сырье.
Пути мировой торговли
в 9, 10 и 11 вв. шли через Киевскую Русь, поэтому
«горячее дыхание» мирового рынка интенсифицировало
все народнохозяйственные процессы Киевской
Руси. Она быстро эволюционирует, развивается.
Появляются первые признаки накопления
капитала, они охраняются и защищаются
государственной власть как ростки первой
экономической силы. Вместе с Киевом в
торговлю втягиваются Новгород, Псков.
Их хозяйство того же уклада, того же типа,
также резко отличается от остальной Руси,
не оживляемой внешней торговлей. Товары
идут по многочисленным торговым путям
Киева, расходившимся во все концы тогдашнего
мира: и в Грецию, и в Норвегию, и в Западную
Европу, и в восточные государства. Сам
Киев являлся большой узловой станцией
«из варяг в греки». Сюда везли главнейшие
предметы тогдашнего экспорта: меха, мед,
рабов и другие ценные товары древней
торговли. Особенно важны были торговля
мехами и торговля людьми - работорговля.
Древнерусская торговля мехами общеизвестна
и понятна. Менее известна торговля рабами.
Рабов промышляли, рабами торговали, рабский
труд был основой благосостояния сильных
богатых. Киевское землевладение покоилось
на рабовладении. Князь, боярин, дружинник,
монастырь - сами не пашут, за них работает
челядь. В больших имениях было по несколько
сот человек «пашенной челяди».
Главным источником
древнерусского рабства был кредит и условия
займа. Кредит же естественно возникал
среди народа, где были и сильные, и слабы
и где слабыми приходилось занимать у
сильных. Неоплатный долг приводил бедняка
к долговому холопству и закупничеству
- институту, пришедшему к нам из Скандинавии.
Закупничество - результат займа - приводило
к состоянию полного и вечного рабства.
Вечный раб становился движимым имущество,
которое можно продавать, закладывать,
уничтожать.
Итак,
торговля и связанная с нею прибыль, эксплуатация
рабов и ростовщичество - все это создавало
первое накопление капитала и вызывало
в итоге государственную охрану капитала,
и защиту высокого процента, что в частности
выразилось в создании такого памятника
как «Русская правда». Киевская Русь представляла
собой ту совершенно особую стадию экономического
развития, в которой натурально-хозяйственный
уклад осложнялся ростом торговли. Сложное
примитивно-торговое государство, сочетающее
земледельческий промысел с нарождающими
зачатками торгового капитализма, составляло
социально-экономическую основу Киевской
Руси. Эта форма имела свое развитие, расцвет
и падение, уступив место новой стадии
развития, представляющей собой возврат
к натурально-хозяйственному укладу. Возвысившаяся
после падения Киевской Руси - Русь Северо-восточная
перенесла центр тяжести хозяйственной
жизни с торговли в земледелие. Не торговые
гости и торговые договоры, а интересы
землевладения и полеводства стояли теперь
на первом плане. Постепенно вырастает
и упрочивается боярское землевладение.
Боярская вотчина, а не торговый двор,
- вот центр внимания всего населения,
ибо это новый центр хозяйственной жизни.
Боярская вотчина - это большое, замкнутое,
в своем роде хозяйство, которое как тип,
как основная хозяйственная ячейка, держится
целые столетия. В экономическом смысле
крестьянский двор любого периода Московской
Руси, боярская вотчина, поместье или дворянское
имение - одна и та же форма, один и тот
же тип владения и хозяйства. Это самоудовлетворяющаяся
замкнутая единица, руководящаяся принципами
домашней экономии.
На высшей ступени
своего развития эта форма осознает свои
особые хозяйственные, почти классовые
интересы и зарождает свою идеологию,
идеологию замкнутого самодовлеющего
хозяйства. В Московской Руси эта хозяйственная
форма получает свою идеологию в знаменитом
«Домострое» попа Сильвестра. Вторым течением,
заслуживающим внимания, является отслоившаяся
группа более мелких, чем вотчинное хозяйство,
хозяйств. Их защитником и идеологом является
автор «Слова о вере» Стефан Вонифатьев,
требующий упорядочения хозяйства и внимания
к интересам работников земли мелкого
калибра. Отражение борьбы боярства и
мелкого дворянства можно найти в сочинениях
А.С. Пересветова, ярого борца за интересы
мелкого дворянского землевладения против
боярства. Он ведет ту же линию, что и центральная
монархическая власть, стремящаяся разрушить
экономическую силу и политическую власть
русских феодалов.
Зарождение монархизма
(самодержавия) в России относится к самому
концу удельного периода, ко времени первых
признаков появления денежного хозяйства,
явившегося на смену старому феодальному
порядку. Последний покоился на натурально-хозяйственной
базе. Ему не нужно был ни движимых материальных
сил, ни сильной центральной власти. Поэтому
с появления нового денежного уклада,
в конце 15 века и первой половине 16 столетий,
складывается тот «зачаточный период
развития самодержавной власти русских
государей» Рожков Н. Происхождение самодержавия
в России. М., 1906., который развернулся только
в конце 17 века. Самодержавие опиралось
на многочисленный дворянский, преимущественно
провинциальный слой, питавшийся соками
центральной власти, и боролось с менее
численным, но богатым аристократическим
боярством, с русскими феодалами, считавшими
себя, по старине, представителями власти
и влияния. Борьба этих двух социальных
групп захватила всю тогдашнюю общественную
жизнь и проникла в религиозные воззрения
и отношения. Так на экономической основе
сложились в России две боровшихся партии
«старины» и «новизны», «заволжских старцев»
и «иосифлян». В итоге вопросы социально-экономической
борьбы в России того времени расширились
и осложнились.
С 15 века под влиянием
Запада, появились первые ереси: в начале
ересь стригольников (14 век), а затем и
ересь жидовствующих. Схема мысли последних
была вполне на руку растущему московскому
самодержавию. Оно боролось против феодализма
вообще и против церковного феодализма
в частности; жидовствующие и самодержавие
являлись естественными союзниками.
В суждении о жидовствующих,
да и вообще в судьбах устройства России
приняли участие две боровшихся партии:
заволжских старцев (Нил Сорский, Вассиан
Патрикеев и др.), стоявшие за феодальные
аристократические порядки, и ортодоксальная
официальная группа иосифлян. Первая группа,
как феодальная, стояла за ограничение
верховной власти и естественно не поддерживала
самодержавия, вторая была ближе московским
идеалам и склонялась в сторону централизма.
Жидовствующие, таким образом, не содействовали
самодержавию так же, как и заволжские
старца. Политическая теория последних
изложена в «Беседе валаамских чудотворцев
Сергия и Германа», составленной в середине
16 века. Здесь ясно и определенно выразилась
тенденция знатного боярства к ограничению
власти государя через посредство Боярской
Думы.
Иосифляне были
первые приверженцы самодержавия, которое
они вместе с духовенством вели от идеи
богоустановленности власти и чистоты
церковных идеалов Византии. Они полагали,
что Константинополь пал вследствие отступления
от православия царя и патриарха во Флорентийской
унии и что истинное древнее благочестие
сохранилось только в московском государстве.
Относительно последнего создался ряд
мистических легенд о судьбах Царьграда.
В числе пророчеств было сказание о победе
«рода русых», - что переделано было нашими
книжниками в «род русских», - над всем
родом Измаила и овладении им «седмихолмным»
градом. В 1492 году Иван Третий был уже назван
«новым царем» Константином, а Москва
(«семихолмная») - «Новым Царьградом».
К этому же времени развивается идея государственности
и теория Третьего Рима, положившая основание
националистической идее (панруссизм)
и мессианству русского народа. «Жидовствующие»
внесли новые элементы в русскую общественность
и относились сочуственно к западным влияниям.
Они были против католического папизма
и усиления церковной власти. Жидовствующие
осуждали, между прочим, церковную иерархию,
с которой тогда начинал бороться и московский
царь. Отсюда тайная симпатия Ивана III
к жидовствующим. Он первый из правителей
России задумывался уже над противоречием
между властью светской и духовной.
2.
Направления экономической мысли на этапе
формирования централизованного русского
государства.
2.1. «Домострой» попа Сильвестра
Положительное отношение
к капиталу со стороны власть имущих и
влиятельных слоев вообще, начавшееся
еще в Киевской Руси, продолжалось и в
Московской Руси. Здесь первоначальное
предрасположение к активности торгового
капитала скоро превращается в апологию
большой домашней экономии, т.е. в апологию
боярского быта, в восхваление боярской
вотчины. Зажиточные классы Московской
Руси откровенно проповедуют постепенное
накопление и обогащение. Оно ярко вылилось
в ряде характерных памятников. Впереди
других - ценный памятник 16 века, знаменитый
«Домострой», сочинение московского протопопа
Сильвестра. В этом характерном произведении,
как в зеркале, вполне отразились мировоззрение
16 века и та типичная классовая идеология
боярства, которая выражала интересы и
стремления важнейшего класса Московской
Руси, класса крупных землевладельцев.
Экономическая
политика «Домостроя» не сложна. Мелочные
подробности, касающиеся домашнего обихода,
затрагивают всю обыденную жизнь богатого
домоводства. Тут и правила «благорассудливого
и подрядливого жития» членов семьи и
прислуги, указания на порядок подавания
кушаний и сохранения посуды и платья,
запасов и проч. Главнейшие
принципы - экономия, запасливость и бережливость.
Расходы должны сообразоваться со средствами,
«всякому человеку, богату и убогу, рассудити
себя и сметити». Без этого - «великое бесчестие»,
«укоризна» и «поношение». Главное заведывание
домом лежит на хозяйке, заботливой и неустанной
руководительнице дома.