Экономическая мысль на этапе формирования централизованного Русского государства (13-16 вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 02:39, реферат

Описание работы

Эволюцию экономических идей на каждом этапе развития общества определяют общее состояние общества, его экономики и характер производственных отношений. Именно поэтому, экономические учения каждого периода являлись, как правило, частью учений о государстве и государственном управлении. В рамках настоящего реферата будут проанализированы взгляды видных представителей русской экономической мысли на этапе формирования централизованного Русского государства (13-16 вв.).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Экономическое развитие страны на этапе формирования централизованного русского государства……………………………………….4
2. Направления экономической мысли на этапе формирования централизованного русского государства……………………………………….9
2.1. «Домострой» попа Сильвестра………………………………………………9
2.2. Теория Третьего Рима Филарета и националистическая реакция: зарождение меркантилизма……………………………………………………..12
2.3. Первый теоретик бюрократического монархизма Иван Пересветов, идеолог поместного дворянства………………………………………………..15
3. Специфические особенности русской экономической мысли ……………17

Заключение………………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

Реферат Эк мысль.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Можно назвать ряд российских традиций и особенностей, которые лучше помогут понять специфику русской экономической мысли. Хорошо известно, что в России, в отличие от Центральной и Западной Европы, не получило юридического закрепления римское право собственности, опирающееся на хорошо организованную базу юридических уложений. Именно там многовековая культура частной собственности развила такое качество экономической личности, как хозяйственный индивидуализм и экономический рационализм. В России же на протяжении многих веков хозяйство было основано не на частной собственности, а на своеобразном сочетании общинного пользования землей и власти государства, выступающего в роли высшего собственника. Это оказало существенное влияние на отношение к институту частной собственности, наложив на него соответствующий нравственно-этический отпечаток. Русскому человеку свойственно убеждение, что "человек выше принципа собственности". Не случайно в русском менталитете идею "естественного права", которая является основой западноевропейской цивилизации, заменяли идеалы добродетели, справедливости и правды. Это определяет русскую социальную мораль и экономическое поведение. И потому явление "кающегося дворянства" - особенность чисто русская.

     Еще одна российская традиция - склонность к утопическому мышлению, стремление мыслить не реалиями, а образами желаемого будущего. С этим же связана традиция полагаться на "авось", неприязнь к точным расчетам, строгой деловой организации.

     Характерной чертой русского менталитета является также стремление к соборности (добровольному объединению людей для общих действий независимо от имущественного и сословного неравенства) и солидарности, которые реализуются в коллективных формах труда и владения собственностью.

    Что касается хозяйственных российских традиций, то несмотря на их многообразие, они на протяжении веков складывались вокруг двух осевых линий: традиции огосударствления и традиции общинности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Святловский В.В. История экономических идей в России. Пг. Начатки знаний, 1923. Т.1.

  1.  История экономической мысли. Курс лекций. - М.: Ассоциация    авторов
  2. История Отечеста: люди, идеи, решения.- Очерки истории Советского

          государства.-М., 1991. 

  1. А.Н. Маркова. История экономической мысли в России .М.:      «Юнити» 1996г.  
  2. Рубин И.И. История экономической мысли. М.-Л.,1929.

      

http://books.myweb.ru

 

 


 



Информация о работе Экономическая мысль на этапе формирования централизованного Русского государства (13-16 вв.)