Экономическая мысль Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

Порядок разбора любой исторической экономической теории:
1. Исторические условия возникновения экономической теории. Необходимость данной теории.
2. Основатель теории. Наиболее известные представители. Главные научные труды школы.
3. Интересы какого класса или группы людей представляет теория (классовость теории).
4. Основные положения теории:
1) поиск источника богатства;
2) роль государства в экономике;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ УЧЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ …………………. 5
«Салическая правда» ………………………………………………... 5
Учения Фомы Аквинского …………………………………………. 6
Утопический социализм Т. Мора и Т. Кампанелла ……………….. 8
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА ……………………………….. 10
Социально-экономические взгляды Ибн-Халдуна ………………... 10
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ В СРЕДНИЕ ВЕКА, В РОССИИ ………… 12
«Русская правда» ……………………………………………………. 12
«Правительница» Ермолая-Еразма ………………………………… 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………

Файлы: 1 файл

Экономическая мысль Средневековья.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..   3

  1. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ УЧЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ………………….   5
    1. «Салическая правда» ………………………………………………...   5
    2. Учения Фомы Аквинского ………………………………………….   6
    3. Утопический социализм Т. Мора и Т. Кампанелла ………………..   8
  2. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА ……………………………….. 10
    1. Социально-экономические взгляды Ибн-Халдуна ………………... 10
  3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ В СРЕДНИЕ ВЕКА, В РОССИИ ………… 12
    1. «Русская правда» ……………………………………………………. 12
    2. «Правительница» Ермолая-Еразма ………………………………… 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………................................................... 16

 

ВВЕДЕНИЕ

Предметом истории  экономических учений является исторический процесс возникновения, борьбы и  смены экономических идей, выражающих интересы классов и социальных групп в различных общественно-экономических формациях.

Порядок разбора  любой исторической экономической  теории:

1. Исторические  условия возникновения экономической  теории. Необходимость данной теории.

2. Основатель  теории. Наиболее известные представители. Главные научные труды школы.

3. Интересы какого  класса или группы людей представляет  теория (классовость теории).

4. Основные положения  теории:

1) поиск источника  богатства;

2) роль государства  в экономике;

3) отношение  к собственности (общинная или частная);

4) отношения  между предшествующим строем  и настоящим;

5) противоречия  между натуральным и товарным  производством;

6) отношение  к труду, отношение к рабочей  силе;

7) финансовые  отношения; отношение к банкам; налоговые отношения.

Эпоха средневековья  охватывает большой исторический период в Западной Европе — с V в. до буржуазных революций XVII-XVIII вв., в России — с IX в. до реформы 1861 г. В ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранились и в XX в.

Экономическая мысль западного средневековья развивалась вместе с эволюцией общества.

Современные представления  об особенностях экономической мысли  средневековья (феодального общества) так же, как и времен Древнего мира, базируются в основном на материалах, дошедших до нас литературных источников. Но существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе и в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. По данной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений [2], причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить грядущего утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства.

Изучая экономические  учения средневековья, следует, прежде всего, обратить внимание на экономические идеи, содержащиеся в документах и использовавшиеся для обоснования юридических норм. Сюда относятся записи обычного права и так называемые "Правды" отдельных племен, хозяйственные регламенты феодальных имений, цеховые уставы, экономическое законодательство городов и т.д.

 

  1. Средневековые учения Западной Европы
    1. «Салическая правда»

О средних веках  и развитии экономических учений в то время известно намного больше, чем об экономической мысли в древние века. В качестве примера можно взять «Салическую правду» [1].

Ученые считают, что Европа вошла в средневековую  стадию натурально-хозяйственных отношений в V—XI вв., т.е. значительно позже, чем восточные государства, у которых подобные отношения зародились в III—VIII вв. В средние века экономика еще не существовала как самостоятельная наука, а являлась дополнением к предмету о правильном ведении домашнего (феодального) хозяйства. В связи с тем, что церковь в средние века играла исключительную роль, экономическая мысль в ряде случаев облекалась в религиозную оболочку, принимала богословское оформление. Поскольку при феодальном строе вся земля принадлежала феодалам, крестьяне создавали прибавочный продукт и не могли стать участниками экономических отношений. Тем самым тормозилось развитие экономических отношений и страны вообще.

Существовало  множество документов (таких, как  «Салическая правда»), которые вбирали  в себя крупицы знаний об экономике  и не давали им выделиться в отдельную науку. «Салическая правда» («Салический закон») — сборник экономико-юридического права салических франков. В этом сборнике отражено развитие экономической мысли того времени. Этот документ показывает, как обстояли дела в основном в дофеодальном обществе после начала распада родового строя. «Салическая правда» была разделена на главы, каждая из которых описывала какую-либо сторону жизни крестьян во Франции. Приводя перечень штрафов за всевозможные преступления, она характеризует экономические воззрения франков: общинного крестьянства с одной стороны, и служилых людей или дружинников — с другой. В ее предписаниях сельское хозяйство выступает как естественное занятие франка. Городам и промышленности не уделялось особого внимания. Проблемы торговли полностью отсутствуют.

"Салическая  правда" отстаивала позиции общины, устойчивость общинного землевладения, приоритет общинной собственности над частной. Вместе с тем общинные принципы экономической жизни совмещались в ней с признанием рабства, колоната крупного землевладения и королевской власти как правомерных явлений.

"Салическая  правда" отразила разложение родового  строя, начавшийся процесс феодализации дифференциации франкского общества и интересы служилой аристократии, группировавшейся вокруг короля.

Спустя три  столетия экономические вопросы  средневекового поместья получили отражение в "Капитулярии о виллах" (закон о поместьях), изданном при Карле Великом. В нем закреплялась крепостная зависимость крестьян, задача экономической политики сводилась к утверждению крепостничества.

 

    1.  Учения Фомы Аквинского

Своеобразие экономической  мысли средневековья ярко отразилось в экономических учениях католицизма. В средние века католическая церковь усиливает свое могущество. Обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью, церковники оправдывают господство крепостничества и отстаивают его позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви.

Завершителем  взглядов канонистов был итальянский  богослов Фома Аквинский (1225-1275), создавший обширное сочинение "Сумма богословий». Он выделялся как крупный представитель экономической мысли средневековья. Сочинение Аквинского стало своего рода энциклопедией католицизма. И поныне его учение широко используется Ватиканом [4].

Аквинский рассматривал такие экономические проблемы, как собственность, торговля, «справедливая цена»», процент. Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия. Аквинский утверждал, что люди рождаются разными по своей природе и, исходя из естественных различий, делал вывод, что крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности "во имя спасения остальных". Подобно античным мыслителям он ставил интеллектуальный труд выше физического и трактовал последний как рабское занятие.

Много внимания Ф. Аквинский уделял частной собственности. В ней он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд, является естественным и необходимым институтом человеческой жизни.

Важное место  в учении Аквинского занимает теория "справедливой цены". Идею справедливой цены каноническая теория унаследовала от античности. В средние века как крестьянин, так и ремесленник имели более или менее точное представление о затратах труда на производство своих товаров и при обмене определяли их цены в зависимости от труда, затраченного на производство. Закон стоимости действовал задолго до возникновения капиталистического способа производства. Цена, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой.

С одной стороны  Аквинский считает "справедливой ценой" правильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой — доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование.

Следовательно, с точки зрения Аквинского, справедливой считалась не одинаковая, а разная для различных сословий цена на один и тот же товар.

С теорией «справедливой  цены» тесно связаны рассуждения  Аквинского о прибыли и проценте. Безоговорочно оправдывая получение земельной ренты, он по отношению к прибыли и проценту занимал двойственную позицию. Аквинский был сторонником натурализации хозяйственной жизни и подобно своим предшественникам, враждебно относился к крупной торговле, ростовщичеству. Один из вопросов своего основного сочинения он посвятил проблеме греховности взимания процента.

Прибыль, получаемая купцами, не противоречит, по его мнению, христианской добродетели и ее следует рассматривать как плату за труд. Уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества.

Отдавая дань времени, Аквинский делает попытки найти  компромиссное решение вопроса о взимании процента, которое в середине XIII в. было запрещено и осуждалось церковью. Он трактует его как вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставление отсрочки должнику в платеже его долга или как получение от должника бескорыстных подарков, а также в случае использования должником ссуженных денег с целью извлечения прибыли.

    1. Утопический социализм Томаса Мора и Томмазо Кампанелла

В позднее средневековье (XVI-XVII вв.) в экономической мысли  Западной Европы происходят значительные изменения, вызванные глубоким процессом развития мануфактурного производства. Великие географические открытия, ограбление колоний ускорили процесс накопления капитала.

В этот период возникают  социальные утопии. Одним из основоположников утопического социализма был Томас Мор (1478-1532), выдающийся мыслитель-гуманист, политический деятель тюдоровской Англии, казненный за оппозицию абсолютизму (отказался принести присягу королю как главе церкви). Сын богатого судьи и сам юрист по образованию, Мор занимал высокие государственные должности. Но, несмотря на это, он сочувствовал бедствиям народных масс.

В 1516 г. им было опубликовано знаменитое сочинение "Утопия", положившее начало утопическому социализму и давшее ему название.

Мор подверг  резкой критике господствовавшие в  Англии социальные порядки, методы первоначального накопления капитала. Первопричину возникновения нищеты он видел в частной собственности, выступал ее противником.

Мор был первым критиком капитализма. Взгляды Мора не представляли особой научной теории. Это были лишь мечты.

К числу ранних представителей утопического социализма принадлежит итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла (1568-1639), вышедший из среды бедного крестьянства. Он известен как активный участник борьбы за освобождение Южной Италии от гнета испанской монархии. Оказавшись в руках врагов, Кампанелла 27 лет провел в казематах. Там он написал свое знаменитое сочинение "Город Солнца" (1623), в котором подверг резкой критике социальный строй Италии того времени.

В нем Кампанелла выдвинул проект идеального утопического государства — город Солнца, основу которого составляла общность имущества. Отражая традиции экономической мысли средневековья, он ориентировался на хозяйство натурального типа. Общество будущего рисовалось ему как совокупность сельскохозяйственных общин, к работам, в которых привлекаются все граждане. Кампанелла признавал индивидуальность жилья и семьи, всеобщность труда, отвергал тезис о том, что после отмены собственности никто не будет работать. Потребление в городе Солнца, считал он, будет общественным при изобилии материальных благ, исчезнет нищета. Отношения между людьми должны основываться на принципах дружбы, товарищеского сотрудничества и взаимопонимания.

Однако ни Т. Мор, ни Т. Кампанелла не знали реальных путей к новому обществу. Они ограничились описанием утопического государства с необычными порядками, в чем проявилась историческая ограниченность их экономических проектов. Утопические произведения Томаса Нора Томмазо

Кампанеллы  послужили источником для социально-политических учений социалистов-утопистов XIX в. А. Сен-Симона, Ш.Фурье, Р. Оуэна и других

представителей социалистической мысли.

Информация о работе Экономическая мысль Средневековья