Экономическая мысль Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 15:28, реферат

Описание работы

Порядок разбора любой исторической экономической теории:
1. Исторические условия возникновения экономической теории. Необходимость данной теории.
2. Основатель теории. Наиболее известные представители. Главные научные труды школы.
3. Интересы какого класса или группы людей представляет теория (классовость теории).
4. Основные положения теории:
1) поиск источника богатства;
2) роль государства в экономике;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 3
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ УЧЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ …………………. 5
«Салическая правда» ………………………………………………... 5
Учения Фомы Аквинского …………………………………………. 6
Утопический социализм Т. Мора и Т. Кампанелла ……………….. 8
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА ……………………………….. 10
Социально-экономические взгляды Ибн-Халдуна ………………... 10
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ В СРЕДНИЕ ВЕКА, В РОССИИ ………… 12
«Русская правда» ……………………………………………………. 12
«Правительница» Ермолая-Еразма ………………………………… 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………

Файлы: 1 файл

Экономическая мысль Средневековья.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

 

 

  1.  СРЕДНЕВЕКОВЫЕ УЧЕНИЯ ВОСТОКА
    1.   Социально-экономические взгляды Ибн-Халдуна

Ибн-Халдун (1332—1406) — величайший мыслитель стран, где проповедуют ислам (арабских стран на севере Африки). По его мнению, человек ведет общественную жизнь лишь для удовлетворения своих естественных потребностей. Именно желание удовлетворить все свои потребности заставляет человека трудиться больше, чтобы суметь исполнить все свои мечты. Именно это развивает общество в целом посредством большего спроса на товары. Благодаря такому развитию рынок товаров и услуг постоянно увеличивается. Уже тогда Ибн-Халдун понимал, что рынок — это двигатель прогресса и перспективного развития общества. Частная собственность толковалась Ибн-Халдуном как дар свыше.

Ибн-Халдун подразделял товары на два вида: «предметы потребления» и «достояние». Достояние — это те предметы, которыми человек обладает благодаря своим способностям и труду, но которые не являются совершенно необходимыми для жизни. Предметы потребления — это те товары, которые служат для удовлетворения естественных нужд человека. Занимаясь этой проблемой, Ибн-Халдун делает следующие выводы.

1. Когда начинает  расти город, тогда начинают  расти потребности человека, как в предметах потребления, так и в предметах роскоши.

2. Если начать  понижать цены на то, что необходимо, и поднимать цены на роскошь,  город в целом начнет процветать.

3. Чем меньше  город, тем дороже необходимые  товары.

4. Город будет  процветать, даже если снизить  налоги и пошлины. Это касается  и общества в целом.

Ибн-Халдун полагал, что стоимость товара зависит от того количества труда, которое на него затратили, и, конечно же, от важности товара для людей.

Ибн-Халдун дал нам понятие стоимости. Он также постарался объяснить, как образуется эта стоимость. По мнению Ибн-Халдуна, в объеме стоимости должно отразиться несколько величин (стоимость сырья, стоимость труда, стоимость средств труда, т.е. предметов, которые понадобились для изготовления нового товара и остались пригодными для повторного использования).

Деньги Ибн-Халдун представлял и как средство для накопления, и как средство обращения для покупки товаров. Также он полагал, что деньги обязательно должны быть из золота и серебра.

Труд Ибн-Халдун разделял на две категории: необходимый и прибавочный. Необходимый удовлетворяет все потребности, а прибавочный, в отличие от необходимого, позволяет покупать предметы роскоши и накапливать богатства.

Ибн-Халдун считал, что можно зарабатывать как при  помощи труда, так и при помощи торговли. Однако он полагал, что ради получения прибыли продавцы готовы искусственно создавать дефицит, т.е. нехватку товара, пряча его до поры до времени и поддерживая ажиотаж, т.е. излишний интерес к какому-то товару, пуская слух, что этот товар необходим абсолютно всем. Возможно, так зародилась реклама.

 

3. Экономические идеи в средние века, в России

3.1. «Русская правда»

Экономическая мысль Русского государства, как  и в других странах, развивалась  вместе с развитием общества. Долгое время она существовала в тесной связи с религиозными воззрениями людей их нравственными понятиями. Поэтому при изучении экономической мысли Древней Руси следует обратить внимание на летописи, договоры грамоты князей, церковную литературу. Важное место среди них занимает "Русская правда" — первый в истории кодекс законов Русского государства. Содержание ее отражало существовавшие в Киевской Руси в XI-XIII вв. производственные отношения.

«Русская Правда»  — это сборник русских законов  во времена феодального строя. Этот сборник основан на таких документах, как «Правда» Ярослава Мудрого, «Правда» Ярославичей, Устав Владимира Мономаха, некоторые нормы из «Закона Русского» и т. д. Этот документ отражает развитие экономической жизни в России того времени, раскрывает нам нормы взаимоотношений крестьян относительно получения наследства или использования собственности. Здесь также говорится о возращении долгов и компенсации за их использование. В «Русской Правде» описывается, как и за что могут быть наказаны крестьяне. Особенно страшными могут быть наказания за воровство, вплоть до убийства человека, который решился на кражу. В ней также описывается, как вели торговые дела с другими государствами наши дальние предки. В этом документе говорится, что деньги — это не только золото и серебро, а также меха. Мы можем многое узнать о ценах или о том, какие товары пользовались большим спросом, по тому, как часто их привозили заморские купцы. «Русская Правда» повествует нам о том, что должника могли продать вместе со всем его имуществом, погасив тем самым долг. «Русская Правда» дает нам понятие о том, как относились к взиманию процентов в те далекие времена.

Если бы «Русская Правда» не сохранилась, мы никогда  бы не узнали столько о жизни наших соотечественников, нормах поведения, их обычаях и традициях, передававшихся ранее из уст в уста, об их экономическом развитии и юридическом наследии.

 

2.2.   «Правительница» Ермолая-Еразма

Конец XV — начало XVI в. — один из важных этапов в истории русского народа. В этот период завершается процесс ликвидации раздробленности страны и образования Русского централизованного государства. Это способствовало экономическому прогрессу, развитию товарно-денежных отношений. Наряду с наследственной собственностью бояр начало расширяться поместье, дворянское землевладение как вознаграждение за службу. С образованием централизованного государства роль поместного дворянства значительно возросла.

Экономические интересы поместного дворянства выражал  в XVI в. Ермолай — священник Московской дворцовой церкви. Позднее он постригся в монахи под именем Еразма. Большая часть его произведений посвящена богословской и нравоучительной тематике, но и в них он освещал актуальные социальные вопросы. По своим политическим воззрениям Ермолай-Еразм — противник боярского своевластия.

Значительное  для своего времени произведение Ермолая-Еразма под названием «Благохотящим царем правительница и землемерие», или короче «Правительница» представляет собой первый в России специальный экономико-политический трактат, написанный в 40-х или начале 50-х годов XVI в. В нем изложена система мер, направленная на решение актуальных задач того времени.

Большое место  в "Правительнице" занимает вопрос о положении крестьянских масс. Еразм отводил им первостепенное значение в жизни общества и обращал внимание на их тяжелое, бедственное положение. Стремясь облегчить положение крестьян, он считал необходимым освободить их от денежных уплат землевладельцу и от выполнения ямской повинности, которую предлагал переложить на население городов. Повинности землевладельцам крестьяне, по его мнению, должны выполнять только в форме

натурального  оброка в размере пятой части  добываемого ими продукта.

Размер обеспечения  землей и крестьянами Еразм ставил в зависимость от служебных достоинств и выполнения служебного долга. Нетрудовое богатство вельмож отвергалось им как несправедливое.

В "Правительнице" рассматривался вопрос о создании экономической  основы Русского централизованного государства. Такую основу Еразм видел в поместном землевладении служилых людей. Предложенная им реформа в области землевладения — раздача земли крестьянам и служилым людям — отражала прежде всего интересы новой, прогрессивной для того времени части общества — служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства. В этом смысле она имела прогрессивное значение.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономические воззрения средневековья носит  ярко выраженный богословский характер. Научное наследие духовных идеологов  этой эпохи переполняет схоластика.

Этот период отличает усилением сословного характера  и иерархической структуры общества. Рост концентрации политической власти и экономического могущества у светских и церковных доктрин. 
Известная хозяйственная самостоятельность крестьянина в сравнении с положением раба при рабовладельческом строе вызвала заинтересованность крестьянина, вела повышению производительности его труда, развитию производительных сил общества. В этом состояла историческая прогрессивность феодализма по сравнению с рабовладельческим и первобытнообщинным строем.

Экономические взгляды охватывают широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологии того времени стремились сохранить феодальный строй.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Елисеева Е.Л., Роньшина Н.И.  История экономических учений. Конспект лекций.   М.: Эксмо, 2008.
  2. Канке В.А. Философия экономической науки: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009.
  3. Научитель М.В. История экономических учений. Учебник. М.:Интеграция, 2005.
  4. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
  5. Фролова Т.А. История экономических учений: конспект лекций, Таганрог: ТРТУ, 2004.
  6. История экономических учений/ Под ред. А.Г. Худокормова. - М.: ИнфраМ, 2008.

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономическая мысль Средневековья