Экономическая нестабильность. Кризисы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях, экологии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….стр.3
Макроэкономическая нестабильность…………………………………………….стр.4
Причины кризисов и цикличности…………………………………………………..стр.9
Экономический цикл ……………………………………………………………………….стр.10
Особенности экономических циклов в современных условиях……стр.16
Виды кризисов: ………………………………………………………………………………..стр.18
-Промежуточный кризис.
-Частичный кризис
-Отраслевой кризис
-Структурный кризис
Типы циклов: ……………………………………………………………………………………стр.19
-Средние/промежуточные/ циклы.
-Длинные циклы /волны/.
-В период повышательных волн
-Понижательные волны
Антикризисное регулирование экономики ……………………………………стр.21
Государственное анти циклическое регулирование…………………………………..стр.22
Особенности экономического кризиса в России ………………………….стр.23
Заключение……………………………………………………………………………………..стр.30
Список использованной литературы……………………………………...стр.32

Файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.Кризисы.docx

— 139.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

  1. Типы циклов

 
В соответствие с продолжительностью экономических кризисов ученые

выделяют следующие типы циклов. 
 
Краткосрочные циклы /циклы Китчина/. Их продолжительность - 3-5 лет. Эти циклы связаны с восстановлением экономического равновесия на потребительском рынке между спросом и предложением. Если на рынке возникает устойчивый дефицит, то появляется необходимость в перепрофилировании производства, в создании новой структуры хозяйства путем перегруппировки сложившихся производительных сил. 
 
^ Средние/промежуточные/ циклы. Они связаны с изменением спроса на оборудование и сырье. Сам спрос, его направление и величина оказываются в зависимости от внедрения новой техники и технологии, внедрение и тиражирование которых происходит, обычно, в течение 8-12 лет. Новый уровень экономического равновесия осуществляется через перелив капиталов. Этот цикл, как отмечалось ранее, подробно проанализирован Марксом. 
 
^ Длинные циклы /волны/. Они охватывают период в 45-60 лет. Именно через этот срок возникает необходимость перехода к новому технологическому способу производства, так как возможности старой технологии в течение этого времени исчерпывается окончательно. Так, технологический способ производства, основанный на паровом двигателе, изжил себя к концу XIX в. и был заменен технологиями, базирующимися на электрических двигателях и двигателях внутреннего сгорания. Длинные волны вбирают в себя, как матрешки, короткие и средние циклы. 
 
Длинные волны впервые были открыты и проанализированы русским экономистом Н.Д.Кондратьевым. Н.Д.Кондратьев предположил, что в развитии экономики можно выделить две фазы /волны/: повышательные и понижательные волны. 
 
^ В период повышательных волн в хозяйственной жизни происходят значительные изменения, связанные с глубокими изменениями в технике и технологии, в изменениях денежного обращения, в усилении роли новых стран в мировой экономике. В этот период происходит намного больше крупных социальных потрясений и переворотов, чем в период понижательных волн. 
 
^ Понижательные волны сопровождаются длительной депрессией сельского хозяйства, а среднесрочные экономические циклы характеризуются длительностью и глубиной депрессии, краткостью и слабостью подъемов. Подобные процессы происходили в период Великой депрессии в США и других западных странах. 
 
Причиной волнообразного развития экономики является научно-технический прогресс. Его развитие и внедрение носят дискретный /прерывистый/характер. Это объясняется тем, что рынки периодически достигают такого состояния насыщения, при котором дальнейшие продажи возможны только при замене выбывших товаров. Тогда и происходит внедрение результатов НТП, принципиально меняющих как характеристики самих товаров, так и технологию их производства. Такое изменение материальной основы производства американский экономист Й. Шумпетер назвал «базовыми нововведениями». Они стимулируют производства, которые сначала охватывают ведущие отрасли, а затем и все народное хозяйство в целом. Осуществляется коренная перестройка экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Антикризисное регулирование экономики

 
Появление крупных корпораций и создание олигополистических рынков обусловили необходимость государственного регулирования экономики. К нему, в частности, относится и антикризисное регулирование. 
 
Главной задачей антикризисного регулирования является предотвращение или смягчение экономических кризисов. 
 
Для этого используются как кредитно-денежные, так и бюджетно-налоговые механизмы. 
 
На фазе подъема, чтобы не допустить "перегрев" экономики, государство в определенный момент начинает препятствовать высоким темпам роста. Для этого повышаются ставки ссудного процента, что уменьшает поток инвестиций в экономику. 
 
В этом же направлении действует и система налогового обложения /налоги на бизнес увеличиваются/, отменяются налоговые льготы на инвестиции и ускоренную амортизацию. 
 
Происходит сокращение государственных расходов, что уменьшает совокупный спрос и снижает деловую активность. 
 
В период кризиса и депрессии государство, наоборот, осуществляет мероприятия, направленные на стимулирование производство. С этой целью государство увеличивает свои расходы, снижает налоги на бизнес и предоставляет фирмам налоговые льготы на инвестиции и ускоренную амортизацию. Государство также принимает меры, направленные на удешевление кредита и на сокращение резервных отчислений. 
 
В некоторых случаях государство прибегает к политике протекционизма /поощрения отечественных предпринимателей и защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции при помощи таможенных пошлин и ограничения импорта/.

 

 

 

  1. Государственное антициклическое регулирование

Необходимость государственного антициклического регулирования  обусловлена тем, что регулярно повторяющиеся циклы  в целом оказывают дестабилизирующее воздействие на экономику. Государство может и должно сглаживать циклические колебания. В выборе методов антициклического регулирования экономики существует два подхода: неокейнсиаский и неоконсервативный. Первый метод базируется на регулировании государством совокупного спроса, второй — совокупного предложения.

Все методы регулирования государством циклических колебаний  сводятся к противодействию этим колебаниям в каждый данный момент. В период кризиса и депрессии при низкой рыночной конъюнктуре государство делает все возможное для того, чтобы активизировать хозяйственную деятельность. В период оживления и подъема оно старается сдержать деловую активность с тем, чтобы избежать «перегрева» экономики.

Безработица, деловая активность регулируются увеличением государственных расходов и снижением налогов в период спада и повышением налогов с понижением этих расходов в период бума. Государство  широко использует также свой бюджет, осуществляя закупки перепроизведенной продукции и т.д.

В результате государственного антициклического регулирования фаза кризиса перестала быть разрушительной, поскольку она уже не носит обвального характера. Экономика теперь не проваливается в кризис, а «вползает» в него, а сам кризис проявляется только в падении темпов роста. Исчезла депрессия — самая продолжительная фаза цикла. Антициклическое регулирование выводит экономику из фазы кризиса, который значительно увеличился во времени, сразу в фазу оживления и т.д.

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности экономических кризисов в современных условиях

 Оценивать экономический кризис в России и пути выхода из него очень трудно, так как российская проблема экономического цикла «не вписывается» в известные теории цикла. Россия никогда не находилась в состоянии циклического кризиса перепроизводства. Кризис в России имеет иную основу. Он сформировался не в результате взрыва диспропорций развитого рынка покупателя, а по причине краха командной системы в условиях рыночной недостаточности. На рубеже 80-90-х гг. действовал рынок продавца, в котором покупатели конкурировали между собой за право приобретения товаров. Такого рода дефицитный рынок не созрел еще для кризиса перепроизводства. Развал тоталитарной системы означал разрушение режима командной координации хозяйственных связей, который не был автоматически заменен координацией рыночного типа. Все это вызвало в стране хаос и как следствие спад производства. Для восстановления хозяйственных связей (теперь уже на рыночной основе) требуется длительный период реформ. Поскольку кризис в России имеет нециклический характер, то рецепты западного образца антициклического регулирования экономики в чистом виде для России непригодны, так как наша страна решает совсем иные проблемы, а именно создание основ рыночного механизма, к которым относятся:

• формирование производителей, частных собственников;

• создание конкурентной среды, в которой даже государственные предприятия должны вести себя как агенты рынка;

• подтягивание инфраструктуры до необходимого уровня, диктуемого требованиями рынка.

Такое реформирование экономики возможно лишь на фоне эффективной антиинфляционной политики, которая способна предотвратить обесценение производственного капитала. Ведь только инвестиции в конечном итоге увеличивают совокупное предложение и вытягивают страну из депрессии.

Во многом подобно тому, как идеальный шторм является следствием схождения в одной точке трёх неблагоприятных атмосферных фронтов, своё усиление и схождение в последние месяцы начали три значимых тренда мировой экономики:

 

  1. Замедление китайской экономики и параллельный с этим рост финансовой нестабильности в её теневой банковской системе;
  2. Обвал валют развивающихся рынков (Индия, Бразилия, Турция, Южная Африка, Индонезия и т.д.) и их экономическое замедление;
  3. Продолжающийся в экономиках еврозоны дрейф в сторону дефляции, во главе которого стоят проблемы в Италии и экономическая стагнация, перекидывающаяся на Францию, вторую по величине экономику еврозоны.

Мало того проблемы в этих трёх критически важных зонах мировой экономики начали питать друг друга.

Несмотря на десятки триллионов долларов, влитых в мировую экономику начиная с 2008 года центральными банками США, Британии, Европы и, совсем недавно, Японии, по всему миру происходит спад инвестиционной активности, направленной на создание реальных рабочих мест. Массированные инъекции ликвидности (денег) центробанками или утекли на спекуляции на мировых финансовых рынках (акции, облигации, деривативы, фьючерсы, опционы, иностранная валюта, фонды и разнообразные финансовые инструменты), осев наличными на балансах банковских и небанковских корпораций, будучи запрятанными в десятках оффшорных налоговых убежищ от Каймановых до Сейшельских островов, или были вложены в развивающиеся рынки вроде Китая, Индии, Бразилии, Индонезии, Турции и других мест.

Главными выгодоприобретателями этой политики по созданию денег центробанками стали очень состоятельные инвесторы мирового масштаба, их финансовые институты и глобальные корпорации в целом.

По данным исследования 2013 года глобальной консалтинговой компании Capgemini, за один только 2012 год очень состоятельные инвесторы увеличили своё пригодное для инвестирования богатство на 4 триллиона долларов, при этом дальнейший прогнозируемый рост стоимости активов в предстоящем десятилетии будет составлять 4 триллиона долларов в год.

С 2008 по 2013 год главные финансовые институты, которые инвестируют в своих интересах – так называемые "теневые банки" (т.е. хедж-фонды, частные инвестиционные фирмы, компании по управлению активами и десятки других нерегулируемых в мировом масштабе финансовых институтов) – как минимум, удвоили свои суммарные активы, и теперь в их руках по всему миру находится свыше 71 триллиона долларов пригодных к инвестированию активов.

Данное массовое накопление богатства глобальными финансовыми капиталистами и их институтами имело место в спекуляциях и инвестициях в возможности, предоставляемые оффшорно-финансовыми и развивающимися рынками. Указанное стало возможным благодаря триллионам долларов, фунтов, евро и иен, предоставленных согласно политике центробанков по небольшой или нулевой стоимости с 2008 года. То есть вплоть до 2014 года.

Эта масса в десятки триллионов долларов, перенаправленная из США, Европы и Японии на так называемые "развивающиеся рынки" и в Китай, теперь начинает оттекать из развивающихся рынков на "запад".

Соответственно, очаг мирового кризиса, который в 2008 году впервые разразился в США, а затем, в промежуток между 2010 и началом 2013 года сместился в Европу, теперь в свою очередь опять смещается – в третий раз. Финансовая и экономическая нестабильность сейчас возникает и усиливается на оффшорных рынках и экономиках – и её вероятность в Китае так же растёт.

Рост финансово-экономической нестабильности в Китае.

До мирового финансового кризиса и рецессии 2008 года экономика Китая росла на 14 процентов в год. Сегодня этот показатель составляет 7,5 процента при высокой вероятности ещё более медленных темпов роста в 2014 году.

В 2008 году Китай поначалу замедлился в экономическом отношении, но быстро восстановился и к 2009 году рос ещё более высокими темпами – в отличие от США и Европы. Быстрое выздоровление Китая объяснялось массированным фискальным стимулированием в районе 15 процентов его ВВП, что в 3 раза больше объёмов сравнимого стимулирования 2009 года в США. Указанное бюджетное стимулирование было сосредоточено на прямых государственных инвестициях в инфраструктуру, в отличие от американского стимулирования в 2009 году, которое большей частью было основано на субсидиях штатам и налоговых льготах бизнесу и инвесторам. Кроме того, в 2007-2008 гг. у Китая ещё не было заслуживающей внимания проблемы глобальных теневых банков. Поэтому политика кредитно-денежной экспансии, которую он ввёл в действие вместе со стимулированием, ещё больше помогла его быстрому восстановлению к 2010 году.

 

Однако, начиная с 2012 года, Китай сталкивается с усиливающейся проблемой глобальных теневых банков, которая дестабилизирует его рынки недвижимости и муниципального долга. При этом, начиная с 2012 года, отчётливые признаки замедления демонстрирует и нефинансовый сектор китайской экономики, в том числе его производственные и экспортные отрасли.

С финансовой стороны, совокупный долг (государственный и частный) в Китае возрос от 130 процентов ВВП в 2008 году до 230 процентов, причём доля теневых банков выросла к 2013 году с 25 процентов в 2008 году до 90 процентов суммарных цифр. Таким образом, доля теневых банков в совокупной задолженности практически учетверилась и представляет почти всё увеличение долга как части ВВП с 2008 года. Следовательно, теневые банки были движущей силой усугубляющейся проблемы муниципального долга и обнаруживающейся финансовой неустойчивости.

Информация о работе Экономическая нестабильность. Кризисы