Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:48, курсовая работа
Экономическая политика — это поведение государства в экономике, она призвана
обозначить и ясно выразить совокупную волю общества; она находит свое
воплощение в решениях и действиях правительства; может корректировать
экономические процессы.
Ушли в прошлое 90-е годы XX ст. Именно в этот период экономике Республики
Беларусь, ставшей суверенным государством, выпало тяжелейшее испытание на
устойчивость и жизнеспособность.
Разрушительные тенденции, обусловленные и распадом СССР, и крайним
несовершенством и неэффективностью прежнего хозяйственного механизма,
привели к тому, что основные показатели социально-экономического развития
республики до середины 90-х годов постоянно ухудшались.
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. Теории экономической политики..................5
1.1. Теория экономических порядков..................6
1.2. Типология экономической политики государства...........6
1.3. Концепция Тинбергена.......................10
1.4. Критика Лукаса...........................12
Глава 2. Механизмы реализации экономической политики в Республике
Беларусь...............................16
2.1. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты,
средства...............................16
2.2. Цели и приоритеты социально-экономического развития Республики
Беларусь...............................27
2.3. Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................37
ЛИТЕРАТУРА.............................39
Субъектами экономической политики являются носители,
выразители и исполнители
Носители хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся
друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам
деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным
интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные
собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры,
государственные служащие и т. п. У каждой из этих групп есть свои интересы,
обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к
тому или иному региону, виду деятельности.
Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах
массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами,
пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и
социальную политику.
Это первая линия связи хозяйственных интересов с государственным
аппаратом, регулирующим хозяйство.
Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного
хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы
предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров и т. п.
Рекомендации, советы, консультации, меморандумы, различные каналы влияния этих
выразителей хозяйственных интересов на органы государственного экономического
регулирования - это вторая линия связи хозяйственных интересов с
государственной экономической политикой.
Выразителями социально-
экологических, специфических региональных интересов являются политические
партии, которые часто действуют под знаменем общенациональных интересов.
Проводить в жизнь программу государственной экономической политики будут
субъекты государственного экономического регулирования - исполнители
хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации
частных
экономических интересов в
Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного
регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по
иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Заметна
тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов
государственного экономического регулирования, все более независимыми
становятся исполнительные органы.
Другая
группа государственно-частных
это советы по сферам деятельности, например, научно-технический, военно-
промышленный, по региональной политике, по внутренним водным путям сообщений,
по профессиональному образованию. В отличие от отраслевых советов в них
входят наряду с сотрудниками правительственных органов и экспертами
представители самых разных отраслей, банков, различных фондов, объединений
инженеров, профсоюзов, общественных движений. Их рекомендации относятся к
принципиальной ориентации государственной экономической политики, к
направлениям расходования средств из бюджета и различных фондов.
Это четвертая линия связи между носителями экономических интересов и
государственным регулированием экономики: носители (в данном случае
заинтересованные фирмы) - выразители (союзы предпринимателей) - советы при
государственных регулирующих органах. По этой линии происходит корректировка
интересов частного хозяйства с интересами других социальных, профессиональных,
общественных (например, экологических) групп.
Обратная связь между государственным регулированием экономики и
носителями хозяйственных
Во-первых, успех государственного регулирования экономики проявляется в
темпах роста, улучшения структуры хозяйства, росте занятости, здоровом
платежном балансе, снижении темпов инфляции, повышении жизненного уровня.
Во-вторых, успехи государственного регулирования экономики отражаются в
показателях, не всегда поддающихся
точному количественному
уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации, различные
выступления), оценки государственного
регулирования экономики
массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.
В-третьих, носители хозяйственных интересов прямо и через свои объединения
поддерживают или не поддерживают правительство. Потеря доверия избирателей и
объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям - это
главная линия обратной связи между государственной экономической политикой и
носителями хозяйственных
Итак, это была идеальная картина зависимости государственного регулирования
экономики от экономических интересов, механизм этой зависимости и обратной
связи. В реальной жизни наблюдается масса отклонений от модели - идет борьба
между отдельными группами интересов за влияние на органы регулирования,
широкое распространение получил лоббизм, известны факты коррупции в органах
государственной экономической политики в различных странах. Но механизм
государственного
отклонениям, а по правилам.
Объекты государственного регулирования экономики - это
сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия
социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть
трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном
будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для
нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты
· экономический цикл;
· секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
· условия накопления капитала;
· занятость;
· денежное обращение;
· платежный баланс;
· цены
· НИОКР (научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
имеющие целью разработку и реализацию научных идей);
· условия конкуренции;
· социальные отношения, включая отношения между работодателями и
работающими по найму, а также социальное обеспечение;
· подготовка и переподготовка кадров;
· окружающая среда;
· внешнеэкономические связи.
Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер,
они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление
капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и
даже отношения между
профсоюзами и объединениями
регулирующими органами.
Рассмотрим важнейшие из них.
Суть государственной антициклической политики, или регулирования
хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий
стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость.
[4] Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые
льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях
длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные
явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного
баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда
необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача
государственного
капиталовложений и
перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить
глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и
занятости в будущем.
Государственное регулирование экономики в области отраслевой и
территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых
стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают
привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях
поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в
состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых отраслей и
видов производств - носителей научно-технического прогресса, призванных
привести к прогрессивным
отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и
конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию
чрезмерной концентрации производства.
Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является
накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда
служат главной целью
государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь
соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно
государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам
государственного
возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям
и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и
структуру.
Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения
рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы.
Соотношение это должно удовлетворять
потребность экономики в
и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них
достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением
не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно
отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое
снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению
потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и,
самое главное, опасно социальными последствиями.
Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является
денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного
обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для
экономики. Регулирование денежного
обращения опосредованно
другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.
Состояние платежного баланса является объективным показателем
экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством
государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование
платежного баланса путем
повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и
участия в международной экономической интеграции.
Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура
цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на
структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной
валюты, социальную атмосферу.
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты
государственного
фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте
товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются
законы по соблюдению правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей
среды.
Объекты государственного регулирования
экономики различаются в
уровня решаемых ими задач.
Генеральной целью государственного регулирования экономики является
экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри
страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям.
От этой генеральной цели распространяется дерево так
называемых опосредующих конкретных целей, без
осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута.
[5] Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного
регулирования экономики. Цель - выравнивание экономического цикла - направлена
на объект, то есть на экономический цикл; улучшение окружающей среды - на
окружающую среду и т.п.
Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и , во-
вторых находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть
поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно
представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий
накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования
отраслевой структуры
Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может оказаться
временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной