Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:48, курсовая работа
Экономическая политика — это поведение государства в экономике, она призвана
обозначить и ясно выразить совокупную волю общества; она находит свое
воплощение в решениях и действиях правительства; может корректировать
экономические процессы.
Ушли в прошлое 90-е годы XX ст. Именно в этот период экономике Республики
Беларусь, ставшей суверенным государством, выпало тяжелейшее испытание на
устойчивость и жизнеспособность.
Разрушительные тенденции, обусловленные и распадом СССР, и крайним
несовершенством и неэффективностью прежнего хозяйственного механизма,
привели к тому, что основные показатели социально-экономического развития
республики до середины 90-х годов постоянно ухудшались.
ВВЕДЕНИЕ3
Глава 1. Теории экономической политики..................5
1.1. Теория экономических порядков..................6
1.2. Типология экономической политики государства...........6
1.3. Концепция Тинбергена.......................10
1.4. Критика Лукаса...........................12
Глава 2. Механизмы реализации экономической политики в Республике
Беларусь...............................16
2.1. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты,
средства...............................16
2.2. Цели и приоритеты социально-экономического развития Республики
Беларусь...............................27
2.3. Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................37
ЛИТЕРАТУРА.............................39
хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации
субъектами государственного регулирования экономики и от установленной
правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов
целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или
препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели внутри дерева целей
могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д. Например, в условиях
кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле
- оживление конъюнктуры. Все остальные цели подчиняются ей.
Средства государственного регулирования подразделяются на
административные и
Административные средства не связаны с созданием дополнительного
материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе
государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и
принуждения.
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на
средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Основные экономические
1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая
центральным банком);
2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые
финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как
эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами
бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план
государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект
бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом -
парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении
финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о
своей деятельности по мобилизации
доходов и осуществлению
соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.
Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий
соотношение сил основных групп
носителей различных социально-
интересов. Расходы государственного бюджета выполняют функции политического,
социального и хозяйственного регулирования.
Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных
расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-
вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования
каждой единицы расходуемых средств.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных
расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия
на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная
роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов
зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и
размеров налоговых льгот.
Налоги в государственном
стороны, это главный источник финансирования государственных расходов,
материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент
регулирования. Задача государственных бюджетных органов - не просто обложить
налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко
настраиваемый механизм воздействия
на хозяйственное поведение
физических лиц. Для этого используются временно или селективно
предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.
Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в
государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном
регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом
воздействия на частное хозяйство.
Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов,
целиком или частично принадлежащих
центральным и местным
органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до
развития капитализма, включая почту, частично транспортную службу,
изготовление оружия и др. По мере
становления системы
регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников
хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой
промышленности, функционирование которых было всегда выгодно и необходимо для
экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала.
В одних странах государственный сектор возник в основном в результате
национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии,
Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало
разоряющиеся хозяйственные
стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во
второй.
Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в
большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия
в сырьевых и энергетических отраслях,
где требуются большие
оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как
правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций
смешанных частно-государственных компаний.
Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики,
имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств
внешнеэкономического регулирования.
Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны
оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение
учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в
основной капитал и др.
Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия на
хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования
экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного
опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций
за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины
во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного
капитала в экономику страны,
изменение условий его
качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и
технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в
страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических
организациях, интеграционных государственных объединениях.
Отдельные инструменты государственной экономической политики могут
употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной
интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того
или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования
экономики в конкретный период.
Высшей формой государственного регулирования экономики является
государственное
экономическое программирование
[6] Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов
государственного
По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства стали
формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять
порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решений,
выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.
2.2. Цели и приоритеты социально-
В качестве ключевых направлений деятельности по активизации
социально-экономического развития страны в будущем году определены:
• сдерживание инфляции, в первую очередь за счет проведения достаточно
жесткой денежно-кредитной политики; совершенствование валютного регулирования
в направлении перехода к единому обменному курсу, восстановления валютных
резервов страны; реализация принятых в Концепции ценообразования Республики
Беларусь основных принципов и механизмов совершенствования и эффективного
функционирования системы ценообразования во взаимосвязи с денежно-кредитной,
валютной, налогово-бюджетной политикой и политикой доходов населения;
• обеспечение финансового оздоровления экономики, урегулирование на этой
основе неплатежей, пополнение оборотных средств; сокращение бартера и
кредиторско-дебиторской
ресурсосбережения, поэтапное сокращение перекрестного субсидирования;
• формирование условий для развития экономически эффективных производств
и на этой основе повышение
• обеспечение инвестиционной активности в реальном секторе экономики и
преодоление тенденции роста износа активной части основных фондов; развитие
инвестиционной инфраструктуры; увеличение в структуре денежной массы
долгосрочных компонент; формирование предпосылок для возобновления внешнего
финансирования и привлечения прямых иностранных инвестиций; улучшение
отраслевой и технологической структуры капитальных вложений, сокращение
незавершенного строительства;
• стабилизация социальной сферы; осуществление комплекса неотложных мер
по повышению уровня доходов, прежде всего за счет роста заработной платы, а
также всех видов социальных выплат;
• сокращение неэффективных бюджетных расходов; осуществление
государственных закупок и распределение бюджетных средств преимущественно на
основе проведения тендеров и аукционов;
• активное использование программно-целевого принципа в решении
народнохозяйственных задач;
• сокращение дефицита торгового баланса на основе развития механизма
защиты внутреннего рынка и поддержки отечественных
товаропроизводителей посредством реализации программ импортозамещения,
наращивания экспорта продукции из местных ресурсов, национальной программы
развития экспорта;
2.3. Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси
Основной целевой установкой макроэкономической политики на долгосрочную
перспективу является поддержание высоких темпов роста основного
макроэкономического показателя - валового внутреннего продукта (ВВП).
Обеспечение высоких темпов роста ВВП - это экономическая основа обеспечения
главной цели воспроизводства - повышения благосостояния населения Беларуси.
Для эффективного достижения названной цели важно видеть средства и
механизмы, способные обеспечить ее реализацию. Опыт новейшей истории Беларуси
показывает, что механизмы, основанные на экспансионистской накачке денег в
экономику, использовании методов административного принуждения
производителей, а также применении ресурсов по заниженным ценам (рабочая
сила, энергоносители и др.), становятся все более ограниченными по своим
возможностям.
С учетом этого в последнее время идет процесс постепенного уменьшения
эмиссионной поддержки экономики, направленный на финансовую стабилизацию,
снижение темпов девальвации и инфляции, придание нового качества
экономическому росту, основанного на финансовых стимулах производства, в
условиях ужесточения
[7].
Представление о том, что либерализация быстро приведет к созданию нормальных
рыночных отношений, оказалось глубоко ошибочным. В стране отсутствовали
рыночные формальные и неформальные институты. В решении проблем формирования
и функционирования институтов рыночного типа главная роль отводится
государству. Стратегическая цель государства в переходный период -
содействие системному формированию новых экономических отношений, что
предполагает поддержку
преобразования
контроль соблюдения «правил игры» на рынках и многое другое. Фактически
государство должно создавать условия дальнейшей либерализации и
дебюрократизации экономики, уменьшения административных барьеров для
организации и ведения бизнеса.
Иными словами, государство призвано формировать условия для уменьшения
собственного прямого
раскрепощения предпринимательской личности, а не для чрезмерной опеки,
порождающей необоснованные гарантии и иждивенчество. Вместе с тем государство
обязано жестко контролировать и обеспечивать соблюдение субъектами
законодательства, регламентирующего права собственности и поведение на
рынках.
К числу важнейших функций
экономических процессов следует отнести: создание благоприятных
макроэкономических предпосылок и условий для хозяйственной деятельности
(сбалансированность бюджета,