Экономическая роль профсоюзов: мировой и российский опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 13:52, реферат

Описание работы

В настоящее время работники предприятия и работодатели могут создавать специальные органы, представляющие их интересы, для защиты своих прав и отражения коллективных договоренностей в форме, определенной законодательством. Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Представителями работников чаще всего являются профессиональные союзы. Право на объединение в профсоюзы одно из важнейших в цивилизованном обществе, а его реализация является показателем демократического общества

Файлы: 1 файл

Экономическая роль профсоюзов.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Затем была созвана парижская конференция (сентябрь 1945 года), в работе которой приняли участие 215 делегатов и наблюдателей от 65 национальных профсоюзных организаций.

Но впоследствии, видимо в связи с самым началом «холодной войны», между представителями профсоюзных организаций разных стран начались разногласия. Таким образом, в ноябре 1949 года лидеры Британской и Американской профсоюзных организаций создали так называемую Международную конфедерацию свободных профсоюзов.

Если в Англии и США профсоюзы, как правило, выдвигали чисто экономические требования и подчеркнуто дистанцировались от радикальных (революционных) политических партий, то в других развитых странах профсоюзное движение конца 19 – начала 20 вв. оказалось более политизированным и революционным. В одних странах (Франция, Италия, Испания) профсоюзы попали под сильное влияние анархо-синдикалистов, в других (Германия, Австрия, Швеция) – под влияние социал-демократов. Приверженность «континентальных» профсоюзов левым идеям затянула процесс их легализации. Во Франции право организовывать рабочие союзы было официально признано только в 1930-е. В Германии гитлеровский режим уничтожил профсоюзы, их восстановили лишь после Второй Мировой войны.

Во второй половине 20 в. революционный период развития профсоюзов окончательно завершился, победила идеология социального партнерства. Профсоюзы отказались от нарушений социального мира в обмен на признание профсоюзных прав и государственные социальные гарантии.      

Из-за глубокого кризиса, переживаемого рабочим движением Японии, число организованных рабочих неуклонно снижается. Свой пик рабочее движение прошло четверть века назад. Теперь забастовкам и другим активным формам борьбы профсоюзные лидеры предпочитают компромиссы с администрацией.

В 1958 г. в рабочем движении страны доминировали четыре национальных профцентра, различавшиеся политической ориентацией. Генеральный совет профсоюзов Японии (Сохио), объединявший 4,2 млн. человек, традиционно поддерживал социалистов, охотно откликаясь на призывы и лозунги левого, промарксистского крыла партии. Его наиболее серьезным противником в рабочем движении выступала Всеяпонская конфедерация труда (Домэй), обладавшая вдвое меньшей численностью. Проповедуя теорию свободного демократического тред-юнионизма, Домэй утвердилась на правом фланге профсоюзного движения. Третьим по численности национальным профцентром (1,4 млн. членов) был в то время Bсеяпонский совет связи нейтральных профсоюзов (Тюрицу рорэн). Политические пристрастия Тюрицу рорэн чаще всего совпадали с лозунгами консервативной части Социалистической партии. И наконец, картину завершал Национальный конгресс производственных союзов (Синсамбэцу) - около 75 тысяч человек, постоянно лавировавший между Социалистической партией и ПДС.

Идеологический кризис сторонников социализма в Японии привел к перестройке всей политической карты страны. В конце 1980-х гг. они слились воедино, образовав 8-миллионную Рэнго (Японскую конфедерацию профсоюзов). Единственными конкурентами этого гиганта на профсоюзном поле остались прокоммунистическая Дзэнрорэн (Национальная федерация профсоюзов Японии) и связанный с левым крылом социалистов Дзэнрокио (Национальный совет связи профсоюзов), объединяющие в общей сложности чуть более миллиона человек. Все три руководящих поста в Рэнго - председателя, его заместителя и генерального секретаря - монополизированы представителями промышленных профорганизаций, объединяющих в своих рядах не менее 100 тысяч человек каждая. Сами функционеры Рэнго занимаются исключительно политическими и организационными проблемами. Все экономические вопросы остаются в ведении отраслевых профсоюзов. В результате, если отдельный профсоюз готов конфликтовать с администрацией предприятия, отстаивая права трудящихся всеми способами, включая стачку, то сотрудники центрального аппарата Рэнго заинтересованы скорее не в обострении трудового спора, а в установлении более тесных отношений с правительственными чиновниками и верхушкой делового мира страны.

В отличие от профсоюзов Европы и Америки, исповедующих отраслевой производственный принцип организации, подавляющее большинство японских профсоюзов построено по компаниям, а профсоюзы государственных служащих - по министерствам, ведомствам, корпорациям. В крупных фирмах, владеющих несколькими заводами или филиалами, разбросанными по стране, чаще всего на каждом из них создается свой профсоюз. Это значит, что объединенные в «фирменный» профсоюз рабочие разных специальностей солидарны скорее с менеджерами своей фирмы, чем с коллегами по профессии из других фирм. Сами профсоюзные активисты получают плату от руководства фирмы. Именно этим обусловлены распыленность, раздробленность рабочего движения Японии. Методикой эффективного контроля предпринимателя над профсоюзом пользуются на 96,4 % японских предприятий. Впрочем, наряду с «компанейскими» в Японии есть и отраслевые профсоюзы европейского типа, но более малочисленные.

С крушением социалистических лозунгов профсоюзы все дальше отходят от политической борьбы. Но и в экономической сфере им все труднее сформулировать свои цели. Экономическое процветание Японии сыграло в этом смысле дурную шутку с рабочим движением. Уже сейчас трудящиеся Японии по многим параметрам имеют лучшие условия труда в мире, и поднять профсоюзные массы на ожесточенную борьбу под какими-либо экономическими лозунгами становится все труднее.

Во 2-ой половине 20 в., по мере развертывания индустриализации в развивающихся странах Азии и Африки, профсоюзное движение начало активно развиваться и на периферии мирового хозяйства. Однако даже в наши дни профсоюзы стран «третьего мира» остаются, как правило, малочисленными и маловлиятельными. Подъем профсоюзов наблюдается в основном в новых индустриальных странах (Южная Корея, Бразилия). В Европе, где на трудовые отношения значительное воздействие оказывают идеалы и практика социал-демократии, позиции профсоюзов по-прежнему сильны.

Хотя трудовые конфликты и забастовки за рубежом - достаточно частое явление, можно утверждать, что масштабные, стратегические цели рабочего движения в основном достигнуты: профсоюзы пользуются широкими правами, наемным работникам гарантированы минимальная зарплата, 8-часовой рабочий день, 40-часовая рабочая неделя.

 

Отечественный опыт

Предшественниками профсоюзов в России принято считать стачечные комитеты, которые возникали в 1890-е. Возникновение профессиональных союзов в России было обусловлено всем ходом экономического и политического развития общества, явилось результатом длительного пути, пройденного российским рабочим движением. Профсоюзы в собственном смысле слова появились в нашей стране только во время революции 1905–1907, целью которых была организация систематической борьбы трудящихся за улучшение условий труда и экономического положения рабочих. Именно в этот период сложились профсоюзные комитеты на крупных питерских заводах – Путиловском, Обуховском. 30 апреля 1906 в российской столице состоялось первое общегородское собрание рабочих – металлистов и электриков. Эту дату принято считать точкой отсчета истории профсоюзов нашей страны.

Особенностью трудовых отношений в дореволюционной России было пренебрежение со стороны разного рода работодателей к условиям труда наемных работников, вызывали у рабочих сначала стихийное недовольство, бунты, а потом и стачки, забастовочное движение, радикализируя оппозиционные настроения.

Подобное положение подталкивает царское правительство к принятию правовых актов. Одним из первых правовых актов был Закон о запрещении детского труда, принятый 1 июля 1882 года, а так же фабричная инспекция, деятельность которой была закреплена циркулярами «Инструкции чинам фабричной инспекции» и «Правила для фабрикантов» (26 февраля 1885 г.).

Именно улучшение социально-экономического положения наемных работников, завоевание демократических свобод, в том числе права на свои профессиональные объединения, стали основными требованиями российского пролетариата 19-го века.

Первая русская революция 1905-1907 годов положила начало качественно новому этапу в развитии профессиональных объединений рабочего класса. В центре и на местах стали создаваться новые, более высокие по степени организации заводские бюро и комиссии.

24 сентября - 7 октября 1905 года в Москве состоялась I Всероссийская конференция профессиональных  союзов, образовавшая межсоюзную  организацию профессиональных союзов - Московское центральное бюро профсоюзов, которое было призвано координировать деятельность отдельных отраслевых и цеховых профсоюзов и других представительных организаций рабочих, по существу, положившая начало организационному становлению и развитию профсоюзного движения в России. Новым методом в организации практической деятельности профсоюзов, стала выработка конструктивной программы экономических требований. Помимо которых, в методы включались важнейшие правовые проблемы, в том числе признание властями выборных рабочих депутатов, свобода стачек, собраний, неприкосновенность личности и жилища, бесплатная юридическая помощь. Одной из особенностей в это время становится тенденция к укрупнению союзов и их строительство по производственному принципу.

Важной отличительной чертой советских профсоюзов стала ориентация на проведение в массы трудящихся идеологии правящей партии. Профсоюзы являлись частью государственного аппарата – единой системой с четкой вертикальной иерархией. В результате свободные и самодеятельные по своей сути профсоюзы превратились в СССР в бюрократические организации с разветвленной структурой, приказной системой и отчетностью.

Хотя профсоюзы были неотъемлемой частью любого советского предприятия, они уделяли мало внимания своим классическим функциям – защите и представительству рабочих. В итоге советские профсоюзы превратились в социально-бытовые отделы предприятий.

Крах советской экономики вызвал тяжелейший кризис отечественных профсоюзов. Проявлением отсутствия взаимосвязи между профсоюзами и рабочими стали забастовки конца 1980-х, когда традиционные профсоюзы оказались не на стороне трудящихся, а на стороне представителей государства. Только к середине 1990-х деградация российских профсоюзов затормозилась.

Развитие российских профсоюзов пошло двумя путями. Профсоюзы нового типа (возникшие в последние годы существования СССР альтернативные профсоюзы, имеющие негосударственный характер, независимость от руководителей предприятий) ориентируются на выполнение классических функций, как в индустриальную эпоху на Западе. Традиционные профсоюзы (наследники советских) продолжают, как и ранее, помогать работодателям поддерживать контакты с работниками, приближаясь тем самым к профсоюзам японского типа.

Если на Западе подавляющая часть рабочих партий формировалась на базе профсоюзов, то в России процесс шел прямо наоборот: рабочая партия возникла раньше профсоюзов и затем способствовала их созданию. Это, в конечном счете, и в революционном процессе, и особенно в условиях диктатуры пролетариата, предопределило партийное руководство профсоюзами.

Как ни парадоксально, но в первую очередь даже не материальное положение, а именно бесправие рабочих стало, после поражения России в русско-японской войне и «кровавого воскресенья», основной предпосылкой к первой русской революции и к созданию активно действующих профессиональных организаций трудящихся.

С 2005 года начался новый этап в деятельности профсоюзов, связанный с глобализацией экономики, которая затронула и вопросы охраны труда. Этот период характеризуется активной деятельностью профсоюзов в подготовке нового законодательства о техническом регулировании, которое изменило контур трудовых правоотношений в области охраны труда. Цель, которую поставили перед собой профсоюзы, - добиться того, чтобы не были изменены основополагающие принципы в нормативно-правовом регулировании в области охраны труда и при этом не были снижены права работников.

Важнейшим этапом нормотворческой деятельности в этот период стала работа над Трудовым кодексом - документом, направленным на защиту прав работника. Практика действия Трудового кодекса показывает, что он, позволяет решать многие проблемы в области трудовых отношений.

Современные независимые профсоюзы России живут нелегкими проблемами и задачами своей страны и делают все, от них зависящее, чтобы итогом государственных преобразований и реформ стал рост благосостояния всех членов общества. Профессиональные союзы активно работают над решением проблем, связанных с обеспечением гарантий необходимого жизненного уровня на основе развития экономики страны. Только хорошо организованный труд и его достойная оплата могут обеспечить развитие экономики и общества.

Российские профсоюзы видят свою роль при решении проблем социально-трудовой сферы в поиске социального диалога с исполнительной властью. Еще в 1992 году был подписан Указ Президента России «О создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». С тех пор РТК является механизмом ведения социального диалога с правительственными структурами, а также с объединениями работодателей. Профсоюзы последовательно выступают за укрепление и развитие системы социального партнерства, в которой видят ключ для консолидации усилий всего общества при решении социально-экономических проблем.

По данным статистики профсоюзы помогают снизить текучесть кадров на 30 - 65%. В США зарплата в компаниях, где есть профсоюз, на 10-15%, а то и на 50% выше, чем в тех, где профсоюз отсутствует. В европейских странах эта разница менее заметна.

В апреле 2009 года ВЦИОМ провел масштабный опрос о том, как россияне воспринимают роль профсоюзов в защите прав трудящихся. Было опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Статистическая погрешность не превышала 3,4%. По итогам опроса выяснилось: только 8% полагают, что их профсоюз оказывает существенное влияние на защиту трудовых прав, улучшает положение работников, а 34% не видят в деятельности профсоюза существенного влияния на положение работников.  Определенное исключение составляют госслужащие, работники административных органов, среди которых 17% указали на эффективность профсоюза по месту работы. Относительно довольны работой своих студкомов учащиеся вузов (14%). 79% членов профсоюзов полагают, что профкомы оказывают лишь незначительное влияние на положение работников. И лишь 16% из них считают деятельность профкомов полезной.

В 2009 году вновь создано - 221 первичная профсоюзная организация с численностью более 12 тыс. человек. Профсоюзное объединение СОЦПРОФ насчитывает около 1 миллион 570 тысяч членов и действует в 72 субъектах Российской Федерации.

Информация о работе Экономическая роль профсоюзов: мировой и российский опыт