Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 13:42, лекция
1. Экономическая среда функционирования предприятия: сущность, факторы и субъекты.
2. Сложность экономической среды и показатели, ее определяющие.
3. Влияние внешней среды на стратегию и тактику организации.
4. Маркетинговый подход к формированию стратегии и тактики предприятия.
ТЕМА 14. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ЛЕКЦИЯ 19.
План
Эффективность функционирования предприятия, достижение им поставленных целей определяется не только внутренней организацией: уровнем техники и технологии, квалификацией персонала, организационной и производственной структурой, но и внешней средой, в которой предприятие функционирует.
Экономическая среда функционирования предприятия представляет собой совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на производственно-хозяйственную деятельность предприятий. Если внутренняя организация подконтрольна предприятию и его менеджерам, то внешняя среда представлена неконтролируемой, а поэтому она требует особого изучения и учета при построении адекватной системы управления. К внешним факторам относятся научно-технологический прогресс, международные события, демографические, социокультурные, политические, природные, экономические и другие факторы.
Степень влияния отдельных внешних факторов на экономику предприятия различна. В связи с этим различают внешнюю среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия включает такие внешние факторы, которые непосредственно влияют на экономику предприятия. Эти факторы формируются в результате взаимодействия предприятия с поставщиками ресурсов, деловыми партнерами, потребителями, конкурентами, органами государственного и местного управления, общественными организациями и звеньями рыночной инфраструктуры.
Под средой косвенного воздействия понимают такие внешние факторы, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на экономику предприятия. Однако данные факторы создают необходимые условия, стимулы и предпосылки для предстоящих, в том числе и быстрых, изменений в функционировании предприятия, формировании конкурентных преимуществ. Они включают: уровень стабильности макроэкономических показателей, политической ситуации, динамику и потенциал развития макроэкономики: государственную политику по защите и регулированию конкуренции, поддержки товаропроизводителей, стимулирования спроса; уровень развития рынка капитала, инноваций и интеллектуальной собственности, нормативно-правовые, демографические, географические, природно-климатические, социокультурные факторы.
Несмотря на то, что факторы среды косвенного воздействия не оказывают прямого влияния на экономику хозяйствующего субъекта, их учет в разработке и реализации стратегии и даже тактики предприятия является обязательным.
В зависимости от состава субъектов экономической среды функционирования предприятия различают микро- и макросреду.
Субъектами внешней микросреды, с которыми возникают горизонтальные связи на договорной основе, являются: производители, поставщики, потребители, деловые партнеры, конкуренты, звенья рыночной инфраструктуры. На микроуровне выделяют следующие факторы: рыночная конъюнктура, форма и близость партнерских связей, отношения с поставщиками и потребителями, степень развития рыночной инфраструктуры.
Влияние субъектов микросреды существенно и многогранно. Маркетинговый подход к формированию стратегии и тактики предприятия ставит во главу угла влияние потребителей. В зависимости от экономического назначения продукции различаются предприятия-потребители и конечные потребителей.
Предприятия-потребители приобретают оборудование, сырье, полуфабрикаты и другие товары и услуги для дальнейшего использования в производстве или для перепродажи другим потребителям. Конечные потребители обычно покупают готовые изделия для личного, семейного или домашнего использования.
Все многообразие факторов, влияющих на потребителей, можно разделить на две группы: внешние побудительные факторы и личностные факторы.
Внешние побудительные факторы включают факторы маркетинга и факторы среды. К факторам маркетинга относятся товар, цена, сбыт, коммуникации. Среди факторов среды выделяют экономические, политико-правовые, культурные и социальные. Факторы среды не поддаются непосредственному контролю со стороны предприятия. Однако они оказывают весьма существенное влияние на поведение потребителей, а поэтому их следует учитывать в повседневной деятельности предприятия.
К экономическим факторам относят динамику инфляции, состояние рынка товаров, курсы обмена валют, процентные ставки. Среди политико-правовых факторов наибольшее влияние на потребителей оказывают законы и нормативные акты государства. Культурные факторы формируют в обществе основные ценности, определяют отношение в нем к таким понятиям, как риск, личная свобода, успех, индивидуализм, что прямо отражается в поведении потребителей. Производителю следует учитывать модели потребления, например, в области туризма, охоты, рыбалки, музыкального жанра, модной одежды, модной мебели. К социальным факторам относят социальное положение личности, референтные группы, семью, социальные роли и статусы. Особое влияние на поведение человека оказывают многочисленные референтные группы, которые представляют определенную совокупность людей, влияющих на позицию, занимаемую человеком, и его поступки.
Личностные факторы включают возраст, род деятельности, образование, экономическое положение, тип личности, самомнение (самопредставление), восприятие, установки и убеждения, образ жизни. Все они по своему определяют вкусы, желания, ценности и тип поведения человека как потребителя товаров и услуг.
Под поставщиками в широком смысле этого слова следует понимать не только поставщиков сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов, но и поставщиков научно-технической продукции (проекты, технологии, техника), учреждения и организации, оказывающие различного рода услуги (транспортные, складские, консалтинговые и др.), банки, которые осуществляют кредитование, и т.п. Поставщики оказывают влияние на уровень издержек предприятия через цены на сырье, материалы и оказываемые услуги, во многом определяют качество производимой продукции, которое зависит от уровня прогрессивности предлагаемых проектов, от совершенства технологии и техники, от качества поставляемых сырья и материалов. В меньшей мере влияют поставщики на номенклатуру и ассортимент производимой продукции.
Под сложностью среды понимается количество, разнообразие и вариантность внешних факторов, влияющих на экономику предприятия.
Факторы, определяющие степень сложности внешнего окружения:
- сложность производимой
- уровень специализации и
- размер предприятия (крупные предприятия сотрудничают с большим количеством поставщиков сырья, материалов, комплектующих; малые предприятия функционируют в менее сложной внешней среде с ограниченным кругом поставщиков и потребителей);
- уровень конкуренции (при монопольном положении на рынке предприятие не имеет конкурентов, что упрощает его внешнюю среду; по мере усиления конкуренции количество конкурентов увеличивается, что усложняет внешнее окружение предприятия).
Система показателей сложности внешней среды включает:
1. Количество поставщиков, в том числе зарубежных. Необходимо отдельно выделять количество и характеристики поставщиков отечественных, из стран СНГ, из стран дальнего зарубежья.
2. Количество потребителей, в том числе за рубежом. Определяя этот показатель, следует выделить потребителей отечественных, в странах СНГ и странах дальнего зарубежья.
3. Количество государств, с которыми сотрудничает предприятие. Анализируя этот показатель, отдельно учитывают государства, предприятия которых являются поставщиками, и государства-потребители.
4. Количество конкурентов, в том числе зарубежных. Определяя этот показатель, целесообразно выявить рыночную структуру, в которой функционирует предприятие: монополия, олигополия, монополистическая или совершенная конкуренция, что предопределяет количество конкурентов.
Сложность внешней среды является важнейшей ее характеристикой, которая во многом определяет организационную структуру предприятия.
Взаимосвязь факторов как характеристика внешней среды означает, что изменения одного фактора вызывают более или менее существенные изменения других. Так, появление новых технологий и их внедрение в производство предполагает привлечение или подготовку специалистов с определенными навыками, что, как правило, сопровождается ростом заработной платы. Наиболее ярко взаимосвязанность факторов проявляется на уровне макросреды. Например, высокая степень инфляции обусловливает необходимость повышения номинальной заработной платы работающих, что при отсутствии технологического развития сопровождается ростом цен на продукцию и услуги всех хозяйствующих субъектов внешней среды и дает толчок новому витку инфляции.
Динамизм внешней среды характеризует скорость происходящих в ней изменений. Сформированная множеством субъектов и факторов внешняя среда подвержена частым изменениям. Это свойственно как макро-, так и микросреде.
Современный этап экономического развития с высокими темпами научно-технологического прогресса обусловливает ускоряющиеся изменения внешней среды практически во всех отраслях экономики. Вместе с тем эта характеристика во многом зависит от особенностей отрасли, в которой функционирует хозяйствующий субъект. Так, скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической, химической и электронной промышленности значительно выше, чем в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям. Быстрые изменения происходят в авиационно-космической промышленности, производстве компьютеров, в области биотехнологий и сфере телекоммуникаций. Менее заметные относительные изменения затрагивают мебельную, швейную, текстильную пищевую промышленность.
Динамизм внешней среды во многом зависит от политической и экономической обстановки в обществе. Так, нестабильность экономического положения обусловливает постоянные изменения в действующем налоговом законодательстве, вызывает периодический рост минимальной заработной платы и т.п., что в конечном счете отражается на эффективности функционирования хозяйствующих субъектов.
Динамизм внешней среды зависит от местонахождения поставщиков и потребителей. Расположение их в разных странах делает внешнюю среду высокоподвижной, что усложняет функционирование предприятия и управление им.
Изменения микросреды во многом обусловлены удовлетворением спроса потребителей, что вынуждает предприятие искать новые рынки сбыта или новые рыночные ниши. Под влиянием конкуренции нередко изменяются состав конкурентов, их стратегия и тактика, что требует от хозяйствующего субъекта адекватных действий. Так, например, открытость рынка для импортных товаров вынуждает отечественных производителей улучшать качество своей продукции, снижать издержки, обеспечивая ее конкурентоспособность.
Неопределенность внешней среды является функцией количества и качества информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в точности имеющейся информации. Если информации недостаточно для принятия управленческих решений или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее надежной.
Исследования внешней среды функционирования предприятия и ее важнейших характеристик показывают, что неопределенность объясняется не только наличием информации, но и непредсказуемостью поведения отдельных субъектов. Будучи хозяйственно обособленным, каждый из них проводит экономическую политику, направленную на достижение своих целей. При этом интересы различных субъектов внешней среды, как правило, не совпадают. Так неплатежеспособность потребителей в настоящее время увеличивает объемы «проданной», но не оплаченной продукции, что усложняет финансовое положение предприятий-производителей. Из-за неплатежеспособности потребители нередко расторгают договоры, отказываясь от заказанной ранее продукции.
Уровень успеха или неудачи предприятия в достижении целей зависит от того, насколько хорошо оно управляет внутренней организацией и насколько полно учитывает воздействие внешней среды. Именно взаимодействие внутрипроизводственных факторов и внешней среды обеспечивает достижение поставленных целей.
Информация о работе Экономическая среда функционирования организации