Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2015 в 10:32, контрольная работа
Актуальность данной темы обусловлено тем, что в данной работе рассматриваются актуальные вопросы управления доходами бюджета в контексте Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. « О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ»
Введение……………………………………………..3
Глава 1 Необходимость и зарождение бюджета……..4
Глава 2 Экономическое содержание государственного бюджета………6
Глава 3 Роль и особенность бюджета в рыночной экономике…….7
Глава 4. Управление доходами бюджета………………………..10
Глава 5. Нормативно – правовое регулирование исполнения бюджета по доходам……11
Глава 6. Доходы общего покрытия………………………………………13
Заключение…………………………………………….15
Список источников и литературы……………………16
Домашняя работа на тему:
«Экономическая сущность и содержание бюджета»
Содержание
Введение……………………………………………..3
Глава 1 Необходимость и зарождение бюджета……..4
Глава 2 Экономическое содержание государственного бюджета………6
Глава 3 Роль и особенность бюджета в рыночной экономике…….7
Глава 4. Управление доходами бюджета………………………..10
Глава 5. Нормативно – правовое регулирование исполнения бюджета по доходам……11
Глава 6. Доходы общего покрытия………………………………………13
Заключение…………………………………………….15
Список источников и литературы……………………16
Введение
Актуальность данной темы обусловлено тем, что в данной работе рассматриваются актуальные вопросы управления доходами бюджета в контексте Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. « О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком РФ бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ»
Глава 1. Необходимость и зарождение бюджета
Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.
Начальных ступенях развития человеческого общества государство имело возможность значительную часть своих затрат на строительство дорог, каналов, дворцов, общественных зданий и сооружений и т.д. покрывать за счет поступления от государственных хозяйств, имуществ, использование рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны. В это время принудительные сборы со своих граждан осуществлялись лишь в исключительных случаях.
При феодализме потребности правителей вначале удовлетворялись за счет доходов собственных имений, но по мере роста расходов устанавливались обязательные подати со своих поданных. Монархи имели возможность основную часть собранных средств бесконтрольно расходовать в своих интересах.
В России первые сведения об общей смете доходов и расходов государства относятся к 1654 г. Однако разработка такого важного документа, как общая смета доходов и расходов государства, осуществлялась нерегулярно. Лишь при Петре 1, когда проводились крупные реформы по увеличению доходов казны, была создана коллегия для руководства финансовыми делами. Ежегодный бюджет России начал разрабатываться только с 1812 г. после образования Министерства финансов.
На содержание бюджета влияют объективные и субъективные факторы. К объективным относятся прежде характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущность бюджета. К объективным факторам можно также отнести природные, экономические и социальные особенности каждой страны, ее традиции, специфику традиции, специфику развития на данном историческом этапе.
К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в соответствующем периоде, приоритеты развития, внешняя и внутренняя экономическая ситуация и др. Следует отметить, что бюджеты разных стран в одном историческом периоде при едином общественном строе имеют общие черты, похожую структуру доходов и расходов. Их главным назначением является аккумуляция средств в казну для выполнения функций государства. При помощи бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд, содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Раскрытие сущности, содержания и роли государственного бюджета предполагает познание его экономической природы, четкого определения особой сферы товарно-денежных отношений.
Глава 2. Экономическое содержание государственного бюджета
С расширением функций государства значительно увеличивается количество доходных источников, расходов, усложняются структура бюджета, его взаимные связи с другими планами. Вместе с тем прогрессивные методы расчетов, экспериментальная оценка финансовых прогнозов повышают обоснованность важнейшей статей доходной и расходной части бюджета. Разработка бюджетов разных стран, применение ЭВМ для многовариантных проектов позволяет повысить реальность прогнозов поступления и расходов бюджетных ресурсов. Экономическое значение бюджета заключается, прежде всего, в том, что он может активно влиять общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы. Государственный бюджет является главным в системе финансовых планов любой страны, поскольку объединяет их в цельную систему, определяя на текущий год финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями хозяйства и населением. Основной финансовый план, или централизованный фонд финансовых ресурсов государства, - это внешние признаки бюджета: форма и ее материальное воплощение. Глубинную сущность государственного бюджета, его экономическую природу составляет экономические отношения. Всегда в качестве одного из субъектов этих отношений выступает государство, нуждающееся денежных средствах для выполнения своих функций. Формируя доходную часть бюджета, государство вступает в финансовые взаимоотношения с плательщиками налогов и сборов и других видов неналоговых поступлений. Вторым субъектом бюджетного процесса становятся население и предприятия, часть доходов которых идут на общегосударственные нужды. Отношение между государством, населением и предприятиями возникают и при использовании бюджетных ресурсов.
По своей сути бюджет – это экономическая категория, совокупность экономических отношений по поводу формирования и распределения централизованного фонда финансовых ресурсов государства.
Экономические отношения – главный сущностный признак бюджета, который раскрывает его природу, значимость в воспроизводственных процессах. Именно они и определяют на конкретном этапе исторического развития форму государственного бюджета, его материальное воплощение в централизованном фонде денежных средств государства. Поэтому при определении понятия государственного бюджета любой страны следует отразить три важнейших его стороны: форму, сущность и материально содержание.
Глава 3. Роль и особенность бюджета в рыночной экономике
Переход к рыночным отношениям предполагает существенное изменение всех экономических категорий, в том числе и государственного бюджета. Рыночные отношения приводят к стихийному образованию всех натуральных и стоимостных пропорций, соотношений между участниками воспроизводства, которые не всегда отражают объективные потребности и содействуют прогрессу общества.
Экономическое регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами. Прямые находят выражение в принятии законодательных актов, обязательных для выполнения всеми участника воспроизводства, устанавливающих правила защиты частной собственности и т.п. Наиболее активное воздействие государство может оказывать косвенными экономическими методами, прежде всего финансовую и кредитную политику.
Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя разные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них можно отнести:
Для благоприятного воздействия бюджета на общественные процессы должны быть созданы определенные предпосылки соблюдены основополагающие принципы рационального государственного регулирования. К таким предпосылкам можно отнести:
Мировая практика подтверждает, что результативность государственного регулирования с помощью бюджета может быть достигнута лишь при соблюдение трех основополагающих принципов: эффективности, стабильности и социальной справедливости. Эффективность экономики означает, что государство при формировании бюджета, определении механизма налогообложения, направление бюджетных ресурсов должно всегда руководствоваться экономической целесообразностью и высокой результативностью затраченных средств. При этом следует учитывать долгосрочную выгоду не отдельного субъекта, а всего хозяйства или общества в целом. С данных позиций необходимо подходить к выбору источников доходов, обоснованию их размеров, определению расходов отдельных звеньев и их финансированию. Стабильность экономики возможно лишь в том случае, когда государство контролирует экономический цикл, его взлеты и падения, воздействуют с помощью бюджета и кредита на общеэкономические пропорции в распределении валового продукта, создает резервы для предупреждения диспропорций. Стабильность производства может обеспечить налоговая политика, стимулирующая его рост, расширение, обновление основных производственных мощностей. Не менее важное значение имеет финансовая поддержка развития науки. Сфера действия бюджета в рыночной экономике весьма широкая, она охватывает материальное производство и непроизводственную сферу, отдельные регионы и страну в целом. Государство, руководствуясь основными принципами регулирования, с учетом конкретной ситуации может с помощью бюджета, кредита, инвестиционной политики и других экономических инструментов влиять на развитие экономики и уровень населения в целом.
В таких условиях бюджет определяет формирование важнейших стоимостных пропорций:
Достигается это перераспределением национального дохода с помощью бюджетного механизма. Спецификой бюджетного перераспределения национального дохода является безвозвратность средств, направляемых на предусмотренные мероприятия. Поэтому взаимоотношение государственного бюджета как с предприятиями, организациями всех форм собственности, так и с населением отличаются от других денежных отношений не только свои содержанием, но и своей формой – безвозмездностью. С ростом государственного долга повышается и доля расходов на его обслуживание, увеличиваются затраты на содержание аппарата государственного управления и другие непроизводственные цели. Для финансирования всех прогнозируемых в государственном бюджете расходов необходимо. Чтобы они покрывались. В таком случае возникает дефицит бюджета.
Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами и характеризует его несбалансированность. Он возникает вследствие многих объективных и субъективных причин. Наиболее распространенным явлением становиться ограниченность финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы. Это может быть в результате спада или торможения производства, высокого уровня затрат, низкой производительности труда и других причин, содействующих несбалансированности экономики, снижению эффективности хозяйственности.
Глава 4. Управление доходами бюджета
Для обеспечения точного распределения поступающих средств территориальные органы Федерального казначейства делят поступления в бюджетную систему Российской Федерации на два потока.
К первому потоку относятся выясненные средства, которым соответствует правильно оформленные расчетные документы.
Ко второму потоку относятся средства, классифицируемые как невыясненные поступления, если соответствующие расчетные документы заполнены правильно.
Таким образом, информационный обмен между финансовым органом и администраторами целевых средств должен устанавливаться соответствующими финансовыми органами в случае, если органами Федерального казначейства не представляется информация о кассовых поступлениях целевых средств администратором целевых средств.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г., №63-ФЗ, к средствам от приносящей доход деятельности относятся:
Информация о работе Экономическая сущность и содержание бюджета