Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:16, курсовая работа
Совершенная конкуренция как модель рынка – это соревнование между многочисленными фирмами-производителями, которые создают идентичную продукцию примерно одинакового объема. Для такой конкуренции характерно следующее:
Наличие множества продавцов, которые производят одинаковый вид товара.
Введение
Выбирая тему курсовой работы, я руководствовалась своими желаниями. Я хотела такую тему, которая максимально была бы мне интересна, а также тему, актуальную на сегодняшний день. Этот фактор имел для меня решающее значение, и поэтому я остановилась на теме, раскрывающей, по моему мнению, важнейшие вопросы экономики нашей страны 21 века. Итак, моя тема называется «Монополия и конкуренция». В своей работе я пытаюсь раскрыть сущность таких понятий, как монополия и конкуренция, понять взаимосвязь между ними и на примере конкретного рынка, а именно, рынка продовольственных товаров, рассмотреть принципы их взаимодействия.
Мне кажется, что для того, чтобы раскрыть сущность данного вопроса сначала нужно кратко рассмотреть четыре основные модели рынка. Я делаю это для лучшего понимания темы, т. к. монополия и конкуренция являются одними из таких моделей.
Характеристика основных типов рыночных структур.
Структура рынков – это понятие, которое имеет множество аспектов. Один из них – степень свободы конкуренции, является ли она совершенной или несовершенной.
Совершенная конкуренция
как модель рынка – это соревнование
между многочисленными фирмами-
Фирма не может влиять на цену на рынке, потому что её размеры относительно небольшие, а объем производства незначителен.
На несовершенную конкуренцию, в отличие от совершенной конкуренции, оказывает влияние государство и монополии. Три модели несовершенной конкуренции:
Монополии присущи следующие черты:
Для монополистической конкуренции характерны:
На практике каждый действующий
в условиях монополистической конкуренции
предприниматель стремится
Признаки олигополии:
Олигополия распространена в тех отраслях, где крупное производство эффективнее и широкие возможности дифференциации товара отсутствуют.
Кратко охарактеризовав каждую модель рынка, я могу перейти к более полному рассмотрению интересующих меня моделей, а именно монополии и конкуренции.
Монополия – это сложное явление, поэтому применяют комплексный подход для его определения. Монополию определяют трояко:
Итак, мы можем определить
монополии как крупные
Фирма может обладать монопольной властью тогда, когда имеется возможность воздействия на цену собственного товара, изменяя его количество, которое она хочет продать. От наличия близких заменителей товара и доли монополиста на данном рынке зависит степень использования монополистом своей власти. И фирме совсем не обязательно быть чистой монополией, для того чтобы ей принадлежала монопольная власть. При этом необходимо, чтобы кривая спроса была не горизонтальной, как у конкурентной фирмы, а была наклоненной вниз, потому что только в этом случае у монополиста будет возможность, изменяя количество предлагаемого товара изменять и уровень цены. Весомым различием между рынками монополистическим и конкурентным является способность монополиста влиять на цену, в то время как такой возможности у конкурентного продавца нет. Монопольная фирма сама устанавливает цену на свой товар, она не должна принимать её как данную, а конкурентного продавца можно назвать ценополучателем.
Рыночная структура может указывать на несколько факторов, а именно: численный показатель покупателей и продавцов на рынке, их доля в общем объеме продаваемого и покупаемого товара, возможность легкого входа и выхода из рынка, степень стандартизации товара. Совершенная конкуренция и чистая монополия – это две крайние формы организации рыночной структуры. Абсолютная монополия и совершенная конкуренция – это выражающие две противоположные рыночные ситуации теоретические абстракции. В реальности рыночные структуры находятся между ними.
В истории известны такие формы монополий:
- конвенции,
- ринги,
- концерны,
- пулы.
В 20 веке сложилось несколько подходов к классификации монополизма. Одной из самых известных является классификация А. Лившица, который выделяет, по крайней мере, 6 их разновидностей:
Известна также классификация монополий по видам:
Мы можем с уверенностью сказать, что роль монополий в экономике довольно противоречива, поэтому выделяют их двойственную роль.
С одной стороны, выпуск продукции с легкостью может быть ограничен монополиями и вследствие этого данные фирмы могут начать устанавливать более высокие цены на товар. Это, в свою очередь, вызывает достаточно нерациональное распределение ресурсов и тем самым приводит к усилению неравенства доходов. Эта модель рынка может в результате своих действий по повышению цен значительно снизить жизненный уровень населения. К сожалению, фирмы-монополисты далеко не всегда используют свои возможности для обеспечения научно-технического прогресса. Это происходит потому, что у монополий нет достаточных стимулов для повышения эффективности за счет результатов научно-технического прогресса.
Но можно отметить аргументы, в том числе и в пользу монополий. Господствующее положение на рынке они смогли завоевать за счет высокого качества производимой ими продукции (однако необходимо сказать, что это не относится к естественным монополиям). Повышение эффективности производства также может быть обусловлено монополизацией: только крупная фирма может владеть средствами для проведения научных исследований. Но не следует преувеличивать влияние монополий на проведение научных исследований. Опыт показывает, что многие крупные открытия осуществлялись небольшими венчурными предприятиями. На этой основе вполне могут возникнуть и довольно крупные фирмы. В пример этому утверждению можно привести всеми известную компанию Microsoft, которая достигла необычайных высот буквально за несколько десятилетий.
Можно отметить и то, что крупномасштабное производство может позволить себе снижать издержки, а также экономить ресурсы. Также не стоит забывать и том, что именно крупные объединения предприятий, а в особенности, межотраслевые, дольше всех держатся в условиях экономического кризиса. Они сдерживают безработицу и спад производства, потому что раньше всех выходят из кризиса. Именно это свойство монополий особенно актуально на сегодняшний день в условиях мирового экономического кризиса, который не обошел стороной и Россию.
Итак, на основе двойственного
характера монополий можно
Фирма-монополист имеет, как правило, более высокую прибыль. Это привлекает других производителей, и у них появляется желание вступить в отрасль. Но препятствия для вступления очень велики в условиях чистой монополии, эти препятствия останавливают проникновение на монополизированный рынок. Вот примеры преград, блокирующих пути конкурентов монополий:
Монополию, которая характеризуется
высокоэффективным
В таких странах, как США, Российская Федерация, a тaкже в некоторых странах Европы фирмaм, занимающимся, к примеру, трaнспортными услугами, связью или газоснабжением, правительство предоставляет «звaние» единственного продавца. Но за прaвительством сохраняется прaво регуляции действий таких монополий, т.к. с их стороны возможно злоупотребление привилегиями, что ущемляет интересы населения и немонополизированных отраслей.
Правительством гарантируется
патентная защита новых продуктов
и производственных технологий. На
некоторое время это
Информация о работе Экономическая сущность монополии и конкуренции