Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:16, курсовая работа
Совершенная конкуренция как модель рынка – это соревнование между многочисленными фирмами-производителями, которые создают идентичную продукцию примерно одинакового объема. Для такой конкуренции характерно следующее:
Наличие множества продавцов, которые производят одинаковый вид товара.
Не возникает трудностей и с прекращением функционирования на рынке. В соответствии с условиями никто не обязан оставаться на рынке, когда это для него не выгодно. Выражаясь по-другому, отсутствие барьеров предполагает приспособляемость рынка совершенной конкуренции и его безграничную гибкость.
Адаптивность рынка
Все перечисленные условия выражают то, что в условиях совершенной конкуренции субъекты рынка не могут влиять на цены.
Влияние субъектов рыночных
отношений на ситуацию возможно только
тогда, когда они действуют
Фирмам, существующим в условиях совершенной конкуренции, приходится воспринимать рыночный уровень равновесной цены в качестве заданного, на который ни одна из них повлиять не может. Эти фирмы называются прайс-тэйкерами, а фирмы, формирующие цены, - прайс-мэйкерами.
Примерами рынков, близких
к проявлениям совершенной
Несмотря на достаточно длинный перечень достоинств конкуренции, она не лишена и некоторых недостатков:
Для этого типа рынка типичными
являются малые предприятия, которые
зачастую бывают неспособны использовать
максимально эффективную
Стимуляция научно-технического
прогресса не реализуется в условиях
совершенной конкуренции. Как правило,
небольшие фирмы не могут себе
позволить финансирование длительных
и далеко не дешевых научно-
Возможно и то, что рынок в условиях совершенной конкуренции не обеспечит общество достаточным диапазоном выбора для потребителей. Такая рыночная модель приводит к стандартизации товара.
Делая вывод, можно сказать, что несмотря на все свои достоинства рынок совершенной конкуренции не может быть идеализирован. Компании, действующие в рамках совершенной конкуренции, как правило имеют маленькие размеры, что затрудняет их деятельность в современных условиях.
На первый взгляд кажется, монополия совершенно несовместима с конкуренцией. Ведь во время существования монополизированного рынка невозможно существование конкуренции, т.е. монополизация устраняет свободную конкуренцию, а последняя не подразумевает чьего-либо господства на рынке.
Между тем наблюдается сложная и противоречивая взаимосвязь этих двух понятий: монополия и конкуренция. Если хотя бы рассмотреть то, что монополистическая группа предприятий получает большую выгоду от того, что занимается производством и реализацией определенного продукта, то становится понятно, что другие производители тоже хотят иметь выгодное положение на рынке, получая при этом не меньший доход. Этим вызывается острое соперничество предприятий. С другой стороны, сущность рыночного состязания состоит в том, что оно неизбежно ведет к монополии. Говоря другими словами, взаимосвязь монополии и конкуренции состоит в том, что конкуренция порождается монополией, а монополия, в свою очередь, - конкуренцией.
В современных условиях монополия не существует отдельно от конкуренции - они сосуществуют друг с другом. От этого еще более обостряется и углубляется соперничество. Когда говорят о противоречивой связи между монополией и конкуренцией, в голову сразу приходит спортивная борьба, так называемое «перетягивание каната», когда в противостояние вступают группы людей. А также существует значительное число предприятий, не состоящие в монополистических объединениях и ведущие с ними тяжелое соперничество. В каждой стране отечественный монополизированный производитель может столкнуться с другими монополиями в лице иностранных предприятий, которые проникают на внутренний рынок. Можно сделать вывод о том, что даже в условиях монополизации рынка невозможно сосредоточение производства определенного товара в руках единственного предприятия. По меньшей мере, это происходит крайне редко.
В развитых капиталистических и развивающихся странах, которые достигли достаточно высокого индустриального уровня, распространилась внутриотраслевая конкуренция, в первую очередь между монополистическими объединениями, которые производят разнородную продукцию. А также при распределении прибыли конкуренции подвержены все монополии. Соперничество между монополиями и немонополизированными предприятиями является частным, особенным случаем столкновения.
Цены, по которым монополии реализовывают основную часть выпущенной ими продукции, достаточно высоки. Немонополизированные предприятия также пользуются этим для продажи своих товаров на выгодных условиях. В конце концов, происходит так, что противоборство между монополиями, а также конкуренция между ними и немонополизированными предприятиями обуславливают некоторое снижение цен.
В предыдущих главах своей курсовой работы я определила сущность таких экономических понятий, как монополия и конкуренция, определила их роль в рыночной экономике и взаимосвязь между ними. Теперь для полного раскрытия темы вполне логично рассмотреть их действия в реальной жизни, на примере конкретных предприятий.
Я решила взять за основу знакомый всем рынок продуктов питания. Для начала можно условно разделить его на составные части, т.е. привести его «иерархическую структуру», опираясь на доходы населения. Люди с низким достатком, т.е. представители низшего класса в основном пользуются услугами обычных продуктовых рынков. Они характеризуются довольно низкими ценами, что является их положительной стороной, в то же время рынки не отличаются хорошими условиями для покупателей, т.е. им приходится обходиться без качественного обслуживания, удобства, удовлетворения от процедуры покупки.
Следующей ступенью является уровень так называемых мини - маркетов. Цены в них, как правило, немного выше, чем цены на рынке. Однако можно сказать, что они также предназначены для людей с невысоким или же средним доходом. Что касается владельцев подобных магазинов, их прибыль обычно является не такой высокой, т.к. эти магазины не могут обеспечить себе большого числа клиентов, качество их продукции зачастую оставляет желать лучшего. Однако как часть рынка мини - маркеты функционируют, потому что спрос на их товар все равно есть, несмотря на то, что они не могут занять большой сегмент рынка.
К наивысшей ступени «
Я решила взять для примера предприятия, функционирующие в нашей республике: компании «Эдельвейс», «Бахетле» и «Перекресток». Все они относятся к последней из ступеней, и поэтому, можно сказать, находятся в равных условиях. Мы наблюдаем между ними конкуренцию, т.к. это предприятия одного уровня, они предоставляют примерно одинаковые услуги, однако между ними есть различия.
Возьмем для начала сеть магазинов «Эдельвейс». Преимущество этой сети в том, что по сравнению с двумя другими она реализует свой товар по чуть сниженным ценам. Это привлекает к ним покупателей. Однако низкие цены – это практически единственное преимущество перед конкурентами. Данная торговая сеть неинтересна для клиентов, в ней нет оригинальности. Она не может нормально конкурировать и по широте выбора. Условия для процесса покупки также не очень удобны: как правило, магазины этой сети не имеют хорошей парковки автомобилей, расположены достаточно далеко от часто посещаемых мест. Ещё только лишь около десяти лет назад эта сеть была самой распространенной в Казани. Она не имела сильных конкурентов, поэтому её, в какой-то мере, даже можно было назвать монополией, потому что покупатели соглашались на те условия, которые диктовал им этот гипермаркет, т. е. они закрывали глаза на перечисленные недостатки. На данный момент ситуация совсем иная.
Следующая торговая сеть – «Бахетле». По сравнению с предыдущей сетью она реализует товар по более высоким ценам, однако число ее постоянных клиентов ничуть не меньше. Она выигрывает на конкурентном рынке за счет оригинальной идеи, реализованной создателями. Т.е. данная компания играет на национальном колорите продукции собственного производства. Их политика направлена на поднятие настроения покупателя, на его желание заполучить интересный высококачественный товар. Эта сеть отличается большими размерами торговых галерей, вследствие этого, и приятным и удобным процессом покупки. Также к этим магазинам, как правило, есть удобный подъезд на автомобиле или услуга вызова такси для покупателей.
Рассмотрим последнюю сеть - «Перекресток». Несмотря на то, что юридически эта сеть не относится к Татарстану, число ее магазинов, по крайней мере, в Казани, достаточно большое. Преимуществом этой сети является очень широкий выбор товаров, однако по ценовым характеристикам она относительно соответствует компаниям-конкурентам. Магазины этой сети имеют хорошее расположение, т. е. как правило, они находятся в крупных торговых центрах, где всегда есть покупатели. Эта сеть также не является «диковинной», т. е. она не оригинальна, не интересна для клиентов. Покупатели идут туда, чтобы запастись продуктами, а не получить приятные впечатления.
Приведенная в пример отрасль товарного рынка является конкурентной, т.к. соответствует перечисленным выше характеристикам, а именно:
Фирма не может влиять на цену на рынке, потому что её размеры относительно небольшие, а объем производства незначителен.
Вследствие того, что эта часть рынка является конкурентной, возникает прямая зависимость монополизации от конкуренции: в одной отрасли рынка при существовании конкуренции не может существовать чистая монополия. Это наглядно видно на приведенном примере. С другой стороны, следует сказать и об обратной зависимости: взаимосвязь монополии и конкуренции также состоит в том, что из конкуренции рождается монополия, а из монополии – конкуренция.
Если предположить, что когда-либо в будущем будет иметь место такая ситуация, когда рынок продуктов питания будет монополизирован, на нем не будет существовать конкуренции. Однако эта монополия как раз выделится в результате конкурентной борьбы между компаниями. Тогда данная монополия будет обладать следующими признаками:
Таким образом, можно сделать следующий вывод: при функционировании монополии существование конкуренции невозможно, и наоборот при функционировании конкуренции невозможно существование монополии; монополия и конкуренция порождают друг друга, т.к. стремление получить наибольшую прибыль из вообще возможной присуще всем. Эти черты никак не отличают российский или татарстанский рынок от других, функционирующих в других обществах потому, что психология и тактика производителей всех стран одинакова, их цель – максимизация прибыли, создание выгодных для себя условий.
Заключение
Информация о работе Экономическая сущность монополии и конкуренции