Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 19:46, реферат
На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность налога. Виды и классификация
2. Экономические основы и принципы построения налоговой системы
3. Признаки и принципы деления налогов
4. Принципы и организация взимания налогов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В результате реформы налоговая
система России строится на сочетании
прямых и косвенных налогов. Прямые
налоги устанавливаются
Прямые налоги в свою очередь разделяются на реальные, уплачиваемые с отдельных видов имущества, и личные, взимаемые с юридических и физических лиц у источника дохода или по декларации; при этом одни из прямых налогов уплачиваются только юридическими лицами, другие - только физическими, а третьи - теми и другими. Косвенные налоги по характеру тоже не однородны; в их составе выделяются акцизы, причем они могут быть индивидуальными (по отдельным видам и группам товаров) и - универсальными, фискальные монополии и таможенные пошлины. Косвенные налоги отличаются простотой взимания; их применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства.
Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяют государству полнее реализовать на практике все функции налогов: под налоговым воздействием оказывается и имущество предприятий, создающее материально - техническую основу их деятельности, и потребляемые в производстве разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.
Основное место в системе
налогообложения физических лиц
занимает подоходный налог. Переход
к рыночной экономике создает
предпосылки для роста личных
доходов граждан. В этих условиях
применяется прогрессивное
Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только, фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающим себя собственником. Налог на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства граждан. Налогом с наследства облагается имущество, переходящее к гражданам в порядке наследования или дарения. Налог уплачивается в случае, когда граждане принимают в порядке наследования и дарения жилые дома, квартиры, дачи, садовые дома, автомобили, мотоциклы, предметы антиквариата, ювелирные изделия и так далее.
Налог с имущества переходящего
в порядке наследования, исчисляется
от стоимости наследственного
Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется цены в документе, указанной сторонами, участвующими в сделке, но не ниже страховой оценки; при отсутствии указанной оценки - со стоимости имущества, определенной по свободной цене.
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.
Налоги выполняют три важнейшие функции.
1). Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
2). Поддержание социального
равновесия путем изменения
3). Государственное регулирование
экономики (регулирующая
Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства.
На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный принцип налогообложения: "Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца", т. е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
"Качества, с экономической
точки зрения желательные в
любой системе налогообложения,
- отмечал Дж. Милль, - сформулированы
Адамом Смитом в форме четырех
положений, четырех
"1). Подданные государства
должны участвовать в покрытии
расходов правительства,
2). Налог, который обязан
уплачивать каждый, должен быть
точно определен, а не
3). Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика ...
4). Каждый налог должен
быть так устроен, чтобы он
извлекал из кармана
В современном понимании эти положения воплотились в принципы налогообложения:
- справедливости - все субъекты должны ставиться в равные условия;
- разумное сочетание прямых
и косвенных налогов,
- универсализация
- однократность обложения,
состоящая в том, что один
и тот же объект может
- научный подход к определению
конкретной величины ставки
- дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования;
- использование системы
налоговых льгот, реально
- четкое разделение налогов
по уровням государственного
управления: федеральные (центральные),
республиканские (включая
2. Экономические основы
и принципы построения
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно
построена система
Являясь самым, пожалуй, мощным регулятором экономики, налоговая система России призвана смягчать серьезнейшие диспропорции экономического развития страны как накопившиеся за долгие предшествующие годы, так и порожденные современной перестройкой второй половины 80-х годов. С помощью налогов можно экономически воздействовать на динамику, структуру и объемы производства, осуществлять протекционистскую или ограничивающую экономическую политику по отношению к отдельным отраслям и регионам, проводить в жизнь антиинфляционные меры, противодействовать монополизму, изымая в бюджет сверхприбыль, возникающую от монопольного роста цен. Одновременно налоговая система выступает регулятором личных доходов граждан.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие.
В законе "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" дается определение и налоговой системы: "Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему". Налоговая система включает следующие элементы:
- субъект налогообложения (плательщик);
- объект налогообложения
прибыль (доход), оборот или имущество
налогоплательщика, которые
- ставка налога - величина налога на единицу объекта налогообложения;
- налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налога;
- правила исчисления и порядок уплаты налога;
- штрафы и другие санкции за неуплату налога.
Налоговая система России
строится на основе единых принципов
для всех предпринимателей и предприятий
независимо от ведомственной подчиненности,
форм собственности и
- равнонапряженность налогового изъятия;
- однократность налогообложения,
- стабильность, гибкость, простота, доступность, определенность;
- заблаговременность
Возглавляет налоговую систему
Государственная налоговая
Главной задачей Государственной налоговой службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
3. Признаки и принципы деления налогов
экономический налог взимание пошлина
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Налоги в России впервые разделены на три вида. Федеральные налоги взимаются на всей территории России. При этом все суммы сборов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.
Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей равными долями зачисляются в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.
Из местных налогов ( а их всего 23 ) общеобязательны только три -налог на имущество физических лиц, земельный налог, а также регистрационные сборы с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Остальные двадцать устанавливаются ( или не устанавливаются ) по решению местных органов управления. По большинству местных налогов предельная ставка ограничена законодательством Российской Федерации.
Налоги бывают двух видов.
Первый вид - налоги на доходы и имущество:
- подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);
- на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);
Информация о работе Экономическая сущность налогов и их роль в современном обществе