Экономическая сущность налогов и их роль в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 19:46, реферат

Описание работы

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая сущность налога. Виды и классификация
2. Экономические основы и принципы построения налоговой системы
3. Признаки и принципы деления налогов
4. Принципы и организация взимания налогов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

экономическая роль налогов в современ обществе.docx

— 47.85 Кб (Скачать файл)

- Компенсационные пошлины  - в случае ввоза товара при  производстве или вывозе которых, прямо или косвенно используются субсидии.

4. Принципы и организация  взимания налогов

На протяжении всей истории  человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт подсказал и главный  принцип налогообложения: "Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца", т. е. как бы велики ни были потребности  в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной  деятельности.

"Качества, с экономической  точки зрения желательные в  любой системе налогообложения, - отмечал Дж. Милль, - сформулированы  Адамом Смитом в форме четырех  положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими  принципов". Они сводятся к  следующему:

"1. Подданные государства  должны участвовать в покрытии  расходов правительства, каждый  по возможности, т. е. соразмерно  доходу, которым он пользуется  под охраной правительства. Соблюдение  этого положения или пренебрежение  им ведет к так называемому  равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан  уплачивать каждый, должен быть  точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ  его уплаты должны быть ясны  и известны как самому плательщику,  так и всякому другому ...

3. Каждый налог должен  взиматься в такое время и  таким способом, какие наиболее  удобны для плательщика ...

4. Каждый налог должен  быть так устроен, чтобы он  извлекал из кармана плательщика  возможно меньше сверх того, что  поступает в кассы государства"  Миль Дж. Основы политической  экономиии. III том, - М., 1981, - С. 445. .

В современном понимании  эти положения воплотились в  принципы налогообложения:

- справедливости - все субъекты  должны ставиться в равные  условия;

- разумное сочетание прямых  и косвенных налогов, использование  разнообразных их видов, позволяющее  учесть как имущественное положение  налогоплательщиков, так и получаемые  ими доходы. В период обострения  кризисной ситуации в экономике  лучше иметь много источников  пополнения бюджета со сравнительно  низкими ставками и широкой  налогооблогаемой базой, чем один - два вида поступлений с высокими ставками изъятия;

- универсализация налогообложения,  обеспечивающая, во-первых, одинаковые  для всех плательщиков требования  к эффективности хозяйственной  деятельности, не зависящие от  видов собственности, организационно - правовых форм хозяйствования  и так далее, а, во-вторых, одинаковый  подход к исчислению величины  налога вне зависимости от  источника полученного дохода, сферы  хозяйственной деятельности, отрасли  экономики;

- однократность обложения,  состоящая в том, что один  и тот же объект может облагаться  налогом одного вида только  один раз за определенный законом  период;

- научный подход к определению  конкретной величины ставки налога, состоящей в обосновании той  доли изъятия, которая позволит  субъекту налога иметь доход,  обеспечивающий ему нормальное  развитие. Научный подход исключает  как механический перенос на  нашу страну ставок налогообложения,  используемых в других странах,  так и сугубо фискальный подход  к их установлению;

- дифференциация ставок  налогообложения в зависимости  от уровня доходов, которая тем не менее не должна превращаться ни в запретительную прогрессию, ни в индивидуализацию ставок, противоречащую основам рыночного хозяйствования;

- стабильность ( устойчивость ) ставок налогообложения, действующих в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа;

- использование системы  налоговых льгот, реально стимулирующих  процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости, в том числе гарантируемый гражданам прожиточный минимум. Льготы не должны устанавливаться для конкретных плательщиков, они едины для всех;

- четкое разделение налогов  по уровням государственного  управления: федеральные ( центральные ), республиканские ( включая налоги краев, областей, автономных образований ) и местные.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным  инструментом воздействия государства  на развитие хозяйства, определения  приоритетов экономического и социального  развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность  сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения  касаются в лучшем случае отдельных  элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых  льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов  на другие). Однако в сегодняшнее  время необходима принципиально  иная налоговая система, соответствующей  нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему  можно развернуть только на серьезной  теоретической основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования  налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку  было бы совершенно неразумно не уделять  первостепенное внимание специфике  экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного  хозяйства.

Подчеркну, что пока не будет  выработано авторитетной целостной  концепции реформирования налогообложения  и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере  останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и  специалистов. В настоящее время  на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный  Правительством РФ, однако, как уже  говорилось он тоже не лишён недостатков а его вторая часть до сих пор находится на рассмотрении.

Проблем в сфере налогообложения  накопилось слишком много, чтобы  их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе  решена в недалеком будущем. Но большая  их часть вновь будет отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия второй части Налогового кодекса. А до этого времени наша налоговая система будет ,практически, не способна выполнять те функции, которые на неё возложены, что, в свою очередь, будет препятствовать экономическому развитию страны. Поэтому очень важно, как можно скорее, доработать и принять вторую часть Налогового кодекса.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акуленок Д. Н. Налоговый  портфель. - М.: Сомитек, 2002.

2. Булатова А. С. Экономика.  Учебник. - М.: Бек, 1995.

3. Еременко И. П. Декларирование  доходов. // Финансы. - 1999. - № 4. С. 30-31.

4. Камаев В. Д., Домненко Б. И. Основы рыночной экономики. Национальная экономика в целом. - М.: 2002.

5. Князев В. Совершенствование  налоговой системы и подготовка  кадров для налоговой службы. // Налоги. - 2001. - № 2. С. 28-33.

6. Макконнелл Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М.: 2000.

7. Пепеляев С. Г. Подоходный  налог с физических лиц. // Налоги. - 1996. - № 1. С. 43-52.

8. Слом В. И. Что есть налоговое законодательство? // Налоги. - 1996. - № 1. С. 3-6.

9. Миль Д. Основы политической  экономии. - М.: 1981.

10. Хритиан В. Ф. О направлениях развития налоговой реформы. // Финансы. - 1997. - № 4. С.29.

11. Черник Д. Г. Налоги. Учебное пособие. - М.: Финансы и  кредит, 2001.

12. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи “Экономика”- М.:, “Дело”,2000г.

13. Линвуд Т. Гайгер “Макроэкономическая теория и переходная экономика” - Москва, “Инфра-М”, 1996г

14. В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо Антология экономической классики - М.:, “Эконов-ключ” 1993г.

15. А. Смит Исследование  о природе и причинах богатства  народов - М.:, “Соцэнгиз” 1935г.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Экономическая сущность налогов и их роль в современном обществе