Экономическая сущность налогов и основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

Налоги возникли с зарождением государства. На разных этапах общественного развития формы н/о были различны: от примитивных до относительно совершенных.
Ключевую роль налогов в экономической системе общества А.Смит выразил следующим образом: «Для того, что бы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей».

Содержание работы

1. Сущность налога и его функции.
2. Налоговая система и налоговая политика государства.
3. Элементы налога и методы налогообложения.
4. Налоговый контроль.
5. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Файлы: 1 файл

основы налогобл-я.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

 

Экономическая сущность налогов  и основы налогообложения.

 

План.

1. Сущность налога и его функции.

2. Налоговая система и налоговая политика государства.

3. Элементы налога и методы налогообложения.

4. Налоговый контроль.

5. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

 

 

1.Сущность налога и его функции.

Налоги возникли с зарождением государства. На разных этапах общественного развития формы н/о были различны: от примитивных до относительно совершенных.

Ключевую роль налогов в экономической системе общества А.Смит выразил следующим образом: «Для того, что бы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей».

Во взглядах других ученых-экономистов прослеживается двойственная природа н/о, так, например, Жан Сисмонди (18-19вв) отмечал: «Налог-это жертва и в то же время благо, если услуги государства, за счет этой жертвы, приносят нам пользу».

В настоящее  время без обобществления определенной доли доходов и ее централизации  в общегосударственном фонде  денежных средств (бюджет), государство не сможет содержать нетрудоспособных, строить мосты, дороги, осваивать новые дорогие технологии, содержать армию и осуществлять другие функции в интересах своего общества.

Другими словами н/о является потребностью общества, важным источником его финансового обеспечения, без которого не может развиваться ни одно цивилизованное государство.

Налог (НК РФ  ч.1) – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налог – это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, относительно регулярный и законодательно установленный государством, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

В налоговую  систему РФ, кроме налогов, входят также приравненные к ним сборы. Главное отличие сборов от налогов  – это их возмездность. (Сбор за пользование какими – либо объектами дает определенные разрешительные права, а взамен налога -ничего не получаем).

Перечень налогов  и сборов включен в НК РФ, соответственно на сборы распространяются все правила и правоотношения, установленные налоговым законодательством РФ.

Налог основывается на следующих принципах:

1.Обязательность уплаты всеми  лицами, которые являются субъектами  н/о, т.е. налогу присущ принудительный  характер.

2.Индивидуальность определения  величины налога в отношении  каждого налогоплательщика.

3.Безвозмездность уплаченных сумм.

4.Отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам.

Экономическая сущность налога проявляется  через его функции:

1) Фискальная функция- это основная функция. Она формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ (оборонных, социальных, природоохранных и других). С помощью этой функции образуется централизованный денежный фонд государства – бюджет.

2) Распределительная функция - выражает сущность налогов как инструмента распределения отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Данную функцию еще называют социальной, поскольку ее  назначение также состоит в перераспределении общественных доходов между разными категориями граждан, что обеспечивает  в конечном итоге гарантию социальной стабильности общества.

3) Регулирующая функция - направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма и выполняет 3 подфункции:

  • Стимулирующая - направлена на развитие социально экономических процессов, реализуется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов и преференций.
  • Дестимулирующая - посредством повышения налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов.
  • Воспроизводственная - аккумулирует средства на восстановление используемых ресурсов.

4) Контрольная – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы, бюджетной и налоговой политики.

 

2.Налоговая система и налоговая политика государства.

Оптимально построенная  налоговая система должна с одной  стороны обеспечивать финансовыми  ресурсами потребности государства, а с другой – повышать стимулы налогоплательщиков к предпринимательской деятельности и обязывать их к постоянному поиску путей увеличения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки (налогового бремени) на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы.

Научно доказано, что  при росте налоговой нагрузки на налогоплательщика (рост количества налогов, повышение ставок, отмена льгот) эффективность налоговой системы сначала растет и достигает максимума, но затем резко снижается. При этом потери бюджета становятся невосполнимыми, так как определенная часть налогоплательщиков находят законные и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих  уплате налогов.

При снижении налогового бремени  в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы. Кроме того, тот налогоплательщик, который нашел реальные пути ухода от н/о, даже при возврате к старому уровню налогового изъятия уже не будет платить налоги в полном объеме.

В этой связи проблема оптимальной налоговой нагрузки на налогоплательщиков играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства.

     Необходимо учитывать, что общепризнанной в теории налогообложения выступает кривая Лаффера (Laffer currve). Лаффер создал определённую теорию, что рано или поздно увеличение налогообложения достигает своего максимума, тогда многие предприятия терпят кризис и больше не могут заниматься своей деятельностью. Соответственно, государство идёт на снижение налогов, а сам график при этом представляется своеобразной кривой. Он показывает соотношение между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Многие инвесторы доверяют подобной системе и используют её для предсказывания дальнейших колебаний стоимости акций того или иного предприятия или облигаций. Так можно определить, будет ли выгодно сейчас вкладывать свои средства в ценные бумаги, или лучше зарабатывать на государственных облигациях.

Налоговая система – это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налоговая система включает различные  виды налогов и сборов, которые классифицируются по различным признакам.

1. По способу взимания:

-прямые – взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества или доходов.

  • Реальные прямые - уплачиваются с учетом недействительного, а предполагаемого среднего дохода н/пл. (ЕНВД)
  • Личные прямые - уплачиваются с реально получаемого дохода и учитывают фактическую платежеспособность н/пл (НДФЛ)

-косвенные - включаются в цену товаров, работ, услуг. Их окончательный плательщик- потребитель товаров, работ, услуг.

  • Индивидуальные – облагаются строго определенные группы товаров (Акцизы).
  • Универсальные – облагаются почти все товары, работы, услуги (НДС).
  • Таможенные пошлины - облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы при экспортно-импортных операциях.

2. По принадлежности к уровню власти:

- Федеральные – установлены  НК РФ и обязательны к уплате  на всей территории страны. Их устанавливает высший представительский орган, но они могут зачисляться в бюджеты разных уровней (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, страховые взносы);

-региональные - установлены НК РФ и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта. Региональные власти могут ввести на своей территории лишь налоги, разрешенные федеральными властями (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог);

-местные - установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительских органов городских округов, обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования (земельный налог, налог на имущество с физических лиц)

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

  • Упрощенная система н/о (УСНО)
  • Система н/о в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. (ЕНВД)
  • Система н/о для с/х товаропроизводителей (ЕСХН)
  • Система н/о при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Патентная система н/о (ПСН).

3. По целевой направленности введения налогов:

-абстрактные (общие) - предназначены для формирования доходов государственного бюджета.

-целевые (специальные) - вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.

4. В зависимости от субъекта налогоплательщика:

-налоги, взимаемые с физических лиц (НДФЛ)

-налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций)

-смежные – как с физических, так и с юридических лиц (транспортный налог, земельный налог)

5. По срокам уплаты:

-срочные - уплачиваются к сроку, установленному в нормативных актах (госпошлина)

-периодично-календарные – уплачиваются ежемесячно, ежеквартально, по году.

6. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

-закрепленные - непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд (земельный налог)

-регулирующие - поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорциях, определенных законодательством (налог на прибыль =20%, 2%-в федеральный бюджет, 18%- в региональный бюджет).

7. По порядку введения:

-общеобязательные – взимаются на всей территории РФ в независимости от бюджета, в который они поступают.

-факультативные – их введение  и взимание находится в  компетенции региональных и местных органов власти.

8. По характеру отображения в бухгалтерском учете:

-относимые на расходы по обычным видам деятельности (транспортный налог, земельный налог, страховые взносы)

Дт 20,23,25,26,29,44 Кт 68,69

- относимые на финансовые результаты, т.е.уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество организаций). Можно относить в себестоимость или на счета учета затрат; способ отнесения должен быть отражен в учетной политике.

Дт 91-2 Кт 68 или Дт 20,23,25,26,29,44 Кт 68

-налоги, возмещаемые из прибыли (УСНО, налог на прибыль, ЕНВД)

Дт 99 Кт 68

-налоги, уплачиваемые за счет выручки, т.е. включаемые в цену товаров, работ, услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины)

Дт 90-3, 90-4 Кт 68

-налоги, удерживаемые в качестве налогового агента:

-с доходов физических лиц (НДФЛ)

Дт 70,75,76 Кт 68

 

 

При уплате налогов н/пл и налоговые органы руководствуются:

1)федеральными, региональными, местными законами.

Информация о работе Экономическая сущность налогов и основы налогообложения