Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:45, реферат
Налоги возникли с зарождением государства. На разных этапах общественного развития формы н/о были различны: от примитивных до относительно совершенных.
Ключевую роль налогов в экономической системе общества А.Смит выразил следующим образом: «Для того, что бы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей».
1. Сущность налога и его функции.
2. Налоговая система и налоговая политика государства.
3. Элементы налога и методы налогообложения.
4. Налоговый контроль.
5. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
Экономическая сущность налогов и основы налогообложения.
План.
1. Сущность налога и его функции.
2. Налоговая система и налоговая политика государства.
3. Элементы налога и методы налогообложения.
4. Налоговый контроль.
5. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
1.Сущность налога и его
Налоги возникли с зарождением государства. На разных этапах общественного развития формы н/о были различны: от примитивных до относительно совершенных.
Ключевую роль налогов в экономической системе общества А.Смит выразил следующим образом: «Для того, что бы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей».
Во взглядах
других ученых-экономистов
В настоящее время без обобществления определенной доли доходов и ее централизации в общегосударственном фонде денежных средств (бюджет), государство не сможет содержать нетрудоспособных, строить мосты, дороги, осваивать новые дорогие технологии, содержать армию и осуществлять другие функции в интересах своего общества.
Другими словами н/о является потребностью общества, важным источником его финансового обеспечения, без которого не может развиваться ни одно цивилизованное государство.
Налог (НК РФ ч.1) – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Налог – это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, относительно регулярный и законодательно установленный государством, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
В налоговую систему РФ, кроме налогов, входят также приравненные к ним сборы. Главное отличие сборов от налогов – это их возмездность. (Сбор за пользование какими – либо объектами дает определенные разрешительные права, а взамен налога -ничего не получаем).
Перечень налогов и сборов включен в НК РФ, соответственно на сборы распространяются все правила и правоотношения, установленные налоговым законодательством РФ.
Налог основывается на следующих принципах:
1.Обязательность уплаты всеми
лицами, которые являются субъектами
н/о, т.е. налогу присущ
2.Индивидуальность
3.Безвозмездность уплаченных
4.Отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам.
Экономическая сущность налога проявляется через его функции:
1) Фискальная функция- это основная функция. Она формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ (оборонных, социальных, природоохранных и других). С помощью этой функции образуется централизованный денежный фонд государства – бюджет.
2) Распределительная функция - выражает сущность налогов как инструмента распределения отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Данную функцию еще называют социальной, поскольку ее назначение также состоит в перераспределении общественных доходов между разными категориями граждан, что обеспечивает в конечном итоге гарантию социальной стабильности общества.
3) Регулирующая функция - направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма и выполняет 3 подфункции:
4) Контрольная – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы, бюджетной и налоговой политики.
2.Налоговая система и налоговая политика государства.
Оптимально построенная
налоговая система должна с одной
стороны обеспечивать финансовыми
ресурсами потребности
Научно доказано, что при росте налоговой нагрузки на налогоплательщика (рост количества налогов, повышение ставок, отмена льгот) эффективность налоговой системы сначала растет и достигает максимума, но затем резко снижается. При этом потери бюджета становятся невосполнимыми, так как определенная часть налогоплательщиков находят законные и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих уплате налогов.
При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы. Кроме того, тот налогоплательщик, который нашел реальные пути ухода от н/о, даже при возврате к старому уровню налогового изъятия уже не будет платить налоги в полном объеме.
В этой связи проблема оптимальной налоговой нагрузки на налогоплательщиков играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства.
Необходимо учитывать, что общепризнанной в теории налогообложения выступает кривая Лаффера (Laffer currve). Лаффер создал определённую теорию, что рано или поздно увеличение налогообложения достигает своего максимума, тогда многие предприятия терпят кризис и больше не могут заниматься своей деятельностью. Соответственно, государство идёт на снижение налогов, а сам график при этом представляется своеобразной кривой. Он показывает соотношение между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Многие инвесторы доверяют подобной системе и используют её для предсказывания дальнейших колебаний стоимости акций того или иного предприятия или облигаций. Так можно определить, будет ли выгодно сейчас вкладывать свои средства в ценные бумаги, или лучше зарабатывать на государственных облигациях.
Налоговая система – это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Налоговая система включает различные виды налогов и сборов, которые классифицируются по различным признакам.
1. По способу взимания:
-прямые – взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества или доходов.
-косвенные - включаются в цену товаров, работ, услуг. Их окончательный плательщик- потребитель товаров, работ, услуг.
2. По принадлежности к уровню власти:
- Федеральные – установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. Их устанавливает высший представительский орган, но они могут зачисляться в бюджеты разных уровней (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, страховые взносы);
-региональные - установлены НК РФ и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта. Региональные власти могут ввести на своей территории лишь налоги, разрешенные федеральными властями (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог);
-местные - установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительских органов городских округов, обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования (земельный налог, налог на имущество с физических лиц)
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
3. По целевой направленности введения налогов:
-абстрактные (общие) - предназначены для формирования доходов государственного бюджета.
-целевые (специальные) - вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.
4. В зависимости от субъекта налогоплательщика:
-налоги, взимаемые с физических лиц (НДФЛ)
-налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций)
-смежные – как с физических, так и с юридических лиц (транспортный налог, земельный налог)
5. По срокам уплаты:
-срочные - уплачиваются к сроку, установленному в нормативных актах (госпошлина)
-периодично-календарные – уплачиваются ежемесячно, ежеквартально, по году.
6. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:
-закрепленные - непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд (земельный налог)
-регулирующие - поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорциях, определенных законодательством (налог на прибыль =20%, 2%-в федеральный бюджет, 18%- в региональный бюджет).
7. По порядку введения:
-общеобязательные – взимаются на всей территории РФ в независимости от бюджета, в который они поступают.
-факультативные – их введение и взимание находится в компетенции региональных и местных органов власти.
8. По характеру отображения в бухгалтерском учете:
-относимые на расходы по обычным видам деятельности (транспортный налог, земельный налог, страховые взносы)
Дт 20,23,25,26,29,44 Кт 68,69
- относимые на финансовые результаты, т.е.уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество организаций). Можно относить в себестоимость или на счета учета затрат; способ отнесения должен быть отражен в учетной политике.
Дт 91-2 Кт 68 или Дт 20,23,25,26,29,44 Кт 68
-налоги, возмещаемые из прибыли (УСНО, налог на прибыль, ЕНВД)
Дт 99 Кт 68
-налоги, уплачиваемые за счет выручки, т.е. включаемые в цену товаров, работ, услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины)
Дт 90-3, 90-4 Кт 68
-налоги, удерживаемые в качестве налогового агента:
-с доходов физических лиц (НДФЛ)
Дт 70,75,76 Кт 68
При уплате налогов н/пл и налоговые органы руководствуются:
1)федеральными, региональными, местными законами.
Информация о работе Экономическая сущность налогов и основы налогообложения