Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:45, реферат
Налоги возникли с зарождением государства. На разных этапах общественного развития формы н/о были различны: от примитивных до относительно совершенных.
Ключевую роль налогов в экономической системе общества А.Смит выразил следующим образом: «Для того, что бы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей».
1. Сущность налога и его функции.
2. Налоговая система и налоговая политика государства.
3. Элементы налога и методы налогообложения.
4. Налоговый контроль.
5. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
Федеральные законы - это главные налоговые документы, которыми руководствуются в первую очередь. Они принимаются Госдумой, одобряются Советом Федерации и подписываются президентом РФ. Налоговый Кодекс РФ- это главный федеральный закон о налогах, все остальные не должны ему противоречить. Он состоит из двух частей: 1часть – устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в РФ, в т.ч. виды налогов и сборов, принципы их установления, дается перечень налоговых правонарушений и устанавливается ответственность за каждое из них и др. 2часть – устанавливает конкретные налоги.
Региональные законы принимают краевая, областная, республиканская Дума (Собрание).
Местные законы (положения, решения) принимают городской или районный законодательный орган.
Региональные и местные законы не могут противоречить федеральным законам.
2)подзаконными актами.
На основании законов о налогах (федеральных, региональных и местных) органы власти издают подзаконные акты. Среди них есть те, которые нужно обязательно исполнять (нормативные акты) и те, которым следовать не обязательно (ненормативные акты).
Акты выпускаются
3) решениями судов.
Суды могут толковать, как правильно применять законы и подзаконные акты и даже отменять их. (Высший арбитражный суд, конституционный суд, суд общей юрисдикции, арбитражные суды). Все суды обладают разными правами.
4)международными договорами о налогах.
Если деятельность организации связана с иностранными компаниями или гражданами, то ей необходимо руководствоваться международными договорами во избежание двойного н/о.
Все неустранимые сомнения российского налогового законодательства трактуются в пользу налогоплательщика.
Налоговая система в полной мере зависит от проводимой в стране налоговой политики, при этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон налоговых правоотношений – не только интересов государства, но и интересов н/пл.
Налоговая политика - это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение законов о налогах. Главная цель: обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами в достаточном объеме.
В системе налоговых отношений страны имеются значительные проблемы – не решены многие принципиальные теоретические и практические вопросы н/о. К ним относятся: многочисленные проблемы налогового администратирования, исчисления и уплаты конкретных видов налогов, нет единой позиции по вопросу целесообразности снижения налоговой нагрузки, нет конкретных решений по вопросу налогового стимулирования предпринимательской деятельности, по н/о недвижимости и т.д.
Приведенные проблемы налоговой политики страны влияют на ее налоговый климат, нарушают систему доходов бюджета, ухудшают инвестиционную привлекательность, затрудняют инновационное развитие. Таким образом, налоговая политика является важным элементом экономики, и ее разработка включена в перечень основных приоритетов государства.
Основные приоритеты в области налоговой политики определены в «Основных направлениях налоговой политики РФ».
Приоритеты правительства в области налоговой политики, отраженные в документе, остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы и сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.
3.Элементы налога и методы налогообложения.
Каждый налог можно разделить на элементы:
1.налогоплательщики (субъекты налогообложения)
2.объект н/о
3.налоговая база
4.ставка налога
5.налоговые и отчетные периоды
6.порядок исчисления
7.порядок и сроки уплаты
8.порядок и сроки
1. Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которые в соответствии с налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Одни налоги платят все фирмы и предприятия, другие – только некоторые из них, некоторые – только фирмы.
В правовых документах наряду с понятием «н/пл» фигурирует понятие «налоговый агент» - это лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению и удержанию у н/пл налога и перечислению его в соответствующий бюджет и внебюджетные фонды.
2. Объект н/о – это то, что облагается налогом. У каждого налога свой объект: реализация товаров и услуг, прибыль, стоимость имущества и другие объекты, которые можно измерить.
3. Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта н/о, может быть установлена с учетом вычетов и льгот.
4. Ставка налога - это величина налога на единицу измерения налоговой базы - % от стоимости, рубли с лошадиной силы и т.д.
5. Налоговый и отчетный периоды – это отрезки времени, по окончанию которых рассчитываются и уплачиваются налоги. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи по налогу.
6.Порядок исчисления налога – показывает, кто и как должен рассчитывать налог. Большинство налогов рассчитывают н/пл, но некоторые рассчитывают налоговые агенты, налоговая инспекция.
7.Порядок и сроки уплаты
8.Порядок и сроки
Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. В зависимости от изменения величины налоговой базы различают 4 метода налогообложения:
- равное налогообложение – сумма налога для каждого налогоплательщика одинакова (госпошлина);
- пропорциональное – ставка налога для каждого налогоплательщика равная (НДС, налог на прибыль);
- прогрессивное – с ростом налоговой базы растет ставка налога (транспортный налог);
- регрессивное - с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога.
4. Налоговый контроль.
Налогоплательщиков контролируют налоговые органы, государственные внебюджетные фонды, таможенные органы и полиция. Все эти структуры, включая налогоплательщиков и налоговых агентов, выступают участниками налоговых правоотношений.
Налоговые органы состоят из 3 уровней:
I. Федеральная налоговая инспекция РФ (ФНС). Во главе системы налоговых органов.
II. Региональные и межрегиональные налоговые органы.
III. Территориальные налоговые органы.
Государственные внебюджетные фонды
– пенсионный фонд, фонд социального
страхования, федеральный фонд обязательного
медицинского страхования, территориальные
фонды обязательного
Фирмы и ИП должны зарегистрироваться в отделении этих фондов и периодически предоставлять туда определенную отчетность. Работники этих фондов регулярно осуществляют проверки достоверности отраженных данных в отчетности.
Таможенные органы РФ во главе с ФТС контролируют уплату налогов, уплачиваемых на таможне при ввозе и вывозе товаров (НДС, акцизы, пошлины).
Полиция - может возбуждать и расследовать уголовные дела по фактам уклонения от уплаты налогов. Для этой цели создано специальное подразделение – федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.
Налоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.
Различают: государственный контроль, проводимый государственными органами, и негосударственный контроль, проводимый аудиторскими фирмами, внутренними службами предприятия.
Формы проведения государственного налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами, таможенные органами, органами внебюджетных фондов:
1.Налоговые проверки.
2.Получение объяснений от налогоплательщиков и налоговых агентов.
3.Проверка данных учета и отчетности.
4.Учет налогоплательщиков.
5.Контроль налоговых поступлений.
6.Контроль движения средств на расчетных счетах н/пл.
7.Осмотр помещений и территорий, используемых для получения дохода.
Виды налогового контроля:
1)оперативный - проверка в пределах отчетного периода по окончании какой-либо контролируемой операции.
2)периодический – проверка
по итогам определенного
3)документальный - проверка
соответствия проверяемого
4)фактический – проверка,
при которой состояние
5)внутренний аудит – первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерской и финансовой служб предприятия.
6)внешний аудит – это
негосударственный налоговый
Одним из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет в налоговом органе физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом н/о.
Порядок и условия постановки на учет определены в ст.83-86 НК РФ.
Каждому н/пл присваивается ИНН, и во всех документах и отчетах он должен быть указан.
Одной из основных форм проведения налогового контроля являются налоговые проверки.
Субъекты налоговых проверок: государственные учреждения, коммерческие организации, граждане РФ и др.
Объекты налоговых проверок: регистры бухгалтерского и налогового учета, приказы, договоры, сметы и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Виды налоговых проверок:
-камеральная налоговая
При ее проведении налоговый орган вправе истребовать у н/пл дополнительные сведения, а также получить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
О результатах камеральной
-выездная налоговая проверка
– осуществляется должностными
лицами налоговых органов
Также законодательством допускается повторная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Она может проводиться:
1)вышестоящим налоговым
2)тем же налоговым органом
на основании решения
В последний день проведения проверки проверяющий обязан составить справку и вручить ее н/пл, в случае уклонения от получения справки, она направляется н/пл заказным письмом.
В результате выездной проверки проверяется правильность отражения в учете различных видов расходов и доходов, исчисление налоговых платежей и пользование льготами, определение н/о прибыли и составление расчета по налогу на прибыль. В ходе проверки может проводиться экспертиза, инвентаризация, осмотр, изъятие документов (необходимо наличие у проверяющих достаточных оснований, в ряде случаях могут привлекаться свидетели, переводчики и другие специалисты).
Информация о работе Экономическая сущность налогов и основы налогообложения