Экономическая сущность налогов и основы налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

Налоги возникли с зарождением государства. На разных этапах общественного развития формы н/о были различны: от примитивных до относительно совершенных.
Ключевую роль налогов в экономической системе общества А.Смит выразил следующим образом: «Для того, что бы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей».

Содержание работы

1. Сущность налога и его функции.
2. Налоговая система и налоговая политика государства.
3. Элементы налога и методы налогообложения.
4. Налоговый контроль.
5. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Файлы: 1 файл

основы налогобл-я.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Федеральные законы - это главные налоговые документы, которыми руководствуются в первую очередь. Они принимаются Госдумой, одобряются Советом Федерации и подписываются президентом РФ. Налоговый Кодекс РФ- это главный федеральный закон о налогах, все остальные не должны ему противоречить. Он состоит из двух частей: 1часть – устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в РФ, в т.ч. виды налогов и сборов, принципы их установления, дается перечень налоговых правонарушений и устанавливается ответственность за каждое из них и др. 2часть – устанавливает конкретные налоги.

Региональные законы принимают  краевая,  областная, республиканская Дума (Собрание).

Местные законы (положения, решения) принимают городской или районный законодательный орган.

Региональные и местные законы не могут противоречить федеральным законам.

2)подзаконными актами.

На основании законов о налогах (федеральных, региональных и местных) органы власти издают подзаконные акты. Среди них есть те, которые нужно обязательно исполнять (нормативные акты) и те, которым следовать не обязательно (ненормативные акты).

Акты выпускаются правительством РФ, Федеральными министерствами и  ведомствами, а также региональными  и местными органами исполнительной власти.

3) решениями судов.

Суды могут толковать, как правильно применять законы и подзаконные акты и даже отменять их. (Высший арбитражный суд, конституционный суд, суд общей юрисдикции, арбитражные суды). Все суды обладают разными правами.

4)международными договорами о налогах.

Если деятельность организации  связана с иностранными компаниями или гражданами, то ей необходимо руководствоваться  международными договорами во избежание  двойного н/о.

Все неустранимые сомнения российского налогового законодательства трактуются в пользу налогоплательщика.

Налоговая система в полной мере зависит от проводимой в стране налоговой  политики, при этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон  налоговых правоотношений – не только интересов государства, но и интересов н/пл.

Налоговая политика - это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение законов о налогах. Главная цель: обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами в достаточном объеме.

В системе налоговых отношений  страны имеются значительные проблемы – не решены многие принципиальные теоретические и практические вопросы  н/о. К ним относятся: многочисленные проблемы налогового администратирования, исчисления и уплаты конкретных видов налогов, нет единой позиции по вопросу целесообразности снижения налоговой нагрузки, нет конкретных решений по вопросу налогового стимулирования предпринимательской деятельности, по н/о недвижимости и т.д.

Приведенные проблемы налоговой политики страны влияют на ее налоговый климат, нарушают систему доходов бюджета, ухудшают инвестиционную привлекательность, затрудняют инновационное развитие. Таким образом, налоговая политика является важным элементом экономики, и ее разработка включена в перечень основных приоритетов государства.

Основные приоритеты в области  налоговой политики определены в  «Основных направлениях налоговой политики РФ».

Приоритеты правительства в  области налоговой политики, отраженные в документе, остаются такими же, как и ранее – создание эффективной и стабильной налоговой системы и сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.

 

 

3.Элементы налога и методы налогообложения.

Каждый налог можно разделить  на элементы:

1.налогоплательщики (субъекты налогообложения)

2.объект н/о

3.налоговая база

4.ставка налога

5.налоговые и отчетные периоды

6.порядок исчисления

7.порядок и сроки уплаты налога

8.порядок и сроки предоставления  отчетности.

 

1. Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которые в соответствии с налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Одни налоги платят все фирмы и предприятия, другие – только некоторые из них, некоторые – только фирмы.

В правовых документах наряду с понятием «н/пл» фигурирует понятие «налоговый агент» - это лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению и удержанию у н/пл налога и перечислению его в соответствующий бюджет и внебюджетные фонды.

2. Объект н/о – это то, что облагается налогом. У каждого налога свой объект: реализация товаров и услуг, прибыль, стоимость имущества и другие объекты, которые можно измерить.

3. Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта н/о, может быть установлена с учетом вычетов и льгот.

4. Ставка налога - это величина налога на единицу измерения налоговой базы - % от стоимости, рубли с лошадиной силы и т.д.

5. Налоговый и отчетный периоды – это отрезки времени, по окончанию которых рассчитываются и уплачиваются налоги. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи по налогу.

   6.Порядок исчисления налога – показывает, кто и как должен рассчитывать налог. Большинство налогов рассчитывают н/пл, но некоторые рассчитывают налоговые агенты, налоговая инспекция.

7.Порядок и сроки уплаты налога  – устанавливает когда, куда и как надо перечислять налоги.

8.Порядок и сроки предоставления  налоговой отчетности – устанавливает, когда и куда нужно представить налоговые декларации и другие отчеты по налогам.

 

Метод налогообложения – порядок  изменения ставки налога в зависимости  от роста налоговой базы. В зависимости  от изменения величины налоговой  базы различают 4 метода налогообложения:

- равное налогообложение – сумма налога для каждого налогоплательщика одинакова (госпошлина);

- пропорциональное – ставка налога для каждого налогоплательщика равная (НДС, налог на прибыль);

- прогрессивное – с ростом налоговой базы растет ставка налога (транспортный налог);

- регрессивное - с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога.

 

 

4. Налоговый контроль.

Налогоплательщиков контролируют налоговые органы, государственные внебюджетные фонды, таможенные органы и полиция. Все эти структуры, включая налогоплательщиков и налоговых агентов, выступают участниками налоговых правоотношений.

Налоговые органы состоят из 3 уровней:

I. Федеральная налоговая инспекция РФ (ФНС). Во главе системы налоговых органов.

II. Региональные и межрегиональные налоговые органы.

III. Территориальные налоговые органы.

Государственные внебюджетные фонды  – пенсионный фонд, фонд социального  страхования, федеральный фонд обязательного  медицинского страхования, территориальные  фонды обязательного медицинского страхования. В них поступают  страховые взносы, за счет которых пенсионный фонд выплачивает пенсии, ФСС – пособия, а фонды медицинского страхования финансируют медицинские учреждения.

Фирмы и ИП должны зарегистрироваться в отделении этих фондов и периодически предоставлять туда определенную отчетность. Работники этих фондов регулярно осуществляют проверки достоверности отраженных данных в отчетности.

Таможенные органы РФ во главе с  ФТС контролируют уплату налогов, уплачиваемых на таможне при ввозе и вывозе товаров (НДС, акцизы, пошлины).

Полиция - может возбуждать и расследовать уголовные дела по фактам уклонения от уплаты налогов. Для этой цели создано специальное подразделение – федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.

 

 

Налоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.

Различают: государственный  контроль, проводимый государственными органами, и негосударственный контроль, проводимый аудиторскими фирмами, внутренними службами предприятия.

Формы проведения государственного налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами, таможенные органами, органами внебюджетных фондов:

1.Налоговые проверки.

2.Получение объяснений  от налогоплательщиков и налоговых агентов.

3.Проверка данных учета  и отчетности.

4.Учет налогоплательщиков.

5.Контроль налоговых  поступлений.

6.Контроль движения средств на расчетных счетах н/пл.

7.Осмотр помещений и территорий, используемых для получения дохода.

 

Виды налогового контроля:

1)оперативный -  проверка в пределах отчетного периода по окончании какой-либо контролируемой операции.

2)периодический – проверка  по итогам определенного отчетного  периода.

3)документальный -  проверка  соответствия проверяемого объекта  установленным нормативам на основании документов.

4)фактический – проверка, при которой состояние проверяемого  объекта выявляется на основании  осмотра, обмера, пересчета, контрольной  закупки.

5)внутренний аудит –  первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерской и финансовой служб предприятия.

6)внешний аудит – это  негосударственный налоговый контроль  со стороны специализированных аудиторских фирм или аудиторов.

 

Одним из способов обеспечения  налогового контроля является постановка на учет в налоговом органе физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом н/о.

Порядок и условия постановки на учет определены в ст.83-86 НК РФ.

Каждому н/пл присваивается  ИНН, и во всех  документах  и  отчетах он должен быть указан.

Одной из основных форм проведения налогового контроля являются налоговые проверки.

Субъекты налоговых проверок: государственные  учреждения, коммерческие организации, граждане РФ и др.

Объекты налоговых проверок: регистры бухгалтерского и налогового учета, приказы, договоры, сметы и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Виды налоговых проверок:

-камеральная налоговая проверка  – не предусматривает выход  сотрудников налоговой инспекции  непосредственно на объекты. Проверка осуществляется в налоговом органе на основе налоговых деклараций и документов, представленных н/пл, а также других документов, имеющихся у налоговой службы. Срок проведения ограничен тремя месяцами со дня представления декларации и других документов.

При ее проведении налоговый орган  вправе истребовать у н/пл дополнительные сведения, а также получить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

О результатах камеральной проверки налогоплательщик узнает только в том случае, если в ходе проверки были выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями.

-выездная налоговая проверка  – осуществляется должностными  лицами налоговых органов непосредственно  на предприятиях и в организациях. Основанием для ее проведения является решение руководителя или заместителя налогового органа. Данная проверка в отношении одного н/пл может проводиться по одному или нескольким налогам. Нельзя проводить 2 и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как правило, запрещается в отношении одного н/пл проводить более двух проверок в течение календарного года. Проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором выяснено решение о ее проведении. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. Продолжительность проверки может быть не более 2 месяцев, но может быть продлена до 4, а в некоторых случаях и до 6 месяцев.

Также законодательством допускается  повторная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Она может проводиться:

1)вышестоящим налоговым органом  – в порядке контроля деятельности ранее проверяющего органа;

2)тем же налоговым органом  на основании решения руководителя  – в случае предоставления  н/пл уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

В последний день проведения проверки проверяющий обязан составить справку  и вручить ее н/пл, в случае уклонения  от получения справки, она направляется н/пл заказным письмом.

В результате выездной проверки проверяется правильность отражения в учете различных видов расходов и доходов, исчисление налоговых платежей и пользование льготами, определение н/о прибыли и составление расчета по налогу на прибыль. В ходе проверки может проводиться экспертиза, инвентаризация, осмотр, изъятие документов (необходимо наличие у проверяющих достаточных оснований, в ряде случаях могут привлекаться свидетели, переводчики и другие специалисты).

Информация о работе Экономическая сущность налогов и основы налогообложения