Экономическая теория демократии Энтони Даунса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 15:57, реферат

Описание работы

Понятие демократии существует уже две с половиной тысячи лет. В разные века в истории политической мысли этому термину давалось неоднозначное толкование. По мере многовекового изменения и усложнения политической картины и наслоения на нее политических доктрин, апеллирующих к демократии, последняя приобретала самые различные интерпретации.
Модель демократии Энтони Даунса сформировалась в политической науке и активно используется сегодня в сравнительной политологии. Она явилась результатом экспансии экономического метода (теория рационального выбора) на различные отрасли социального исследования в 50-е гг. Э. Даунс вошел в историю политической науки и сравнительной политологии в качестве пользователя теорией рационального выбора при концептуализации демократии.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Энтони Даунс: биография, достижения, разработки, основные работы 5
Глава 2. Экономическая теория демократии 9
2.1 Теория коллективного выбора 9
2.1 Модель Энтони Даунса. 11
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Экономическая теория демократии Э. Даунса.docx

— 46.46 Кб (Скачать файл)

б) процесс выявления предпочтений индивидов чаще всего понимается в терминах рыночного взаимодействия: предполагается, что отношения между  людьми в политической сфере могут  быть описаны в терминах взаимовыгодного  обмена;

в) в ходе исследования ставятся вопросы, аналогичные тем, которые  имеют центральное значение в  неоклассической теории цены, т.е. вопросы  о существовании и стабильности политического равновесия, путях  его достижения и его оценке с  точки зрения принципа эффективности  Парето6.

Идеи, лежащие в основе теории общественного выбора, были впервые сформулированы в конце XIX в. представителями итальянской  школы государственных финансов: М. Панталеони, У. Маццо-ла, А. де Вити де Марко и др. Эти исследователи явились пионерами использования предельного анализа и теории цены для изучения бюджетного процесса, а также для моделирования спроса и предложения на рынке общественных благ. Данный подход нашел дальнейшее развитие в работах представителей шведской школы в экономической науке - К. Викселля и Э. Линдаля, уделявших первостепенное внимание политическим процессам, обеспечивающим определение государственной бюджетной политики.

Разработанные итальянскими и шведскими экономистами аналитические  подходы долгое время оставались практически неизвестными для исследователей, работавших в традициях «основного течения» экономической науки. Вместе с тем в 1940—50-х годах представления  о рациональном характере поведения  индивидов в политической сфере  стали активно проникать в  научные дискуссии, прежде всего  благодаря опубликованным в этот период работам И. Шумпетера, К. Эрроу, Д. Блэка, Э. Даунса. Объединение двух указанных интеллектуальных направлений  и стало основой разработки комплекса  идей, известных ныне как теория общественного выбора. Ключевую роль в этом сыграли представители  так называемой Вирджинской школы  в экономической теории. Признанным лидером этой школы является Дж. Бьюкенен, награжденный в 1986 г. Нобелевской  премией по экономике «за исследование договорных и конституционных основ  теории принятия экономических и  политических решений». Благодаря многочисленным работам Дж. Бьюкенена, а также  таких видных специалистов в области  теории общественного выбора, как  Дж. Бреннан, У. Нисканен, М. Ол-сон, Г. Таллок, Р. Толлисон и другие, за период с  начала 1960-х годов был достигнут  существенный прогресс в разработке как базовых идей теории общественного  выбора, так и «дочерних» теорий, опирающихся на эти идеи7.

 

2.1 Модель Энтони Даунса.

Первая книга Э. Даунса An Economic Theory of Democracy (“Экономическая теория демократии”), как уже говорилось выше, стала новаторским вкладом  в теорию коллективного выбора. В 1950-х гг. вопрос о том, насколько  точно общественные предпочтения должны находить отражение в государственной  политике, занимал умы многих экономистов. До того времени теория коллективного  выбора во многом основывалась на представлении  о том, что должностным лицам  государства можно доверять в  вопросах оценки общественных предпочтений и что обычно они честно осуществляют свою политику в соответствии с желаниями  населения. Э. Даунс, же показал, что  государственные служащие отнюдь не являются беззаветными альтруистами, а преследуют свои утилитарные цели, причем, по мнению исследователя, эти  цели содержат в себе изрядную долю расчетливого эгоизма и значительную роль в их формировании играет желание  добиться переизбрания на следующий  срок и стремление следовать собственным  идеологическим принципам. Поэтому, для  удовлетворения собственных эгоистических  интересов политики вынуждены бороться за голоса избирателей8.

Вообще, необходимость теории экономической демократии обосновывалась тем, что при демократии экономическая  власть должна находиться под демократическим  контролем. Однако вполне возможно, что такое логическое обоснование, в конечном счете, немногого стоит: экономическая демократия, в отличие от политической демократии, не производит впечатления чего-то такого, ради чего люди выходят на улицу и вступают в борьбу.

Впрочем, есть еще один аргумент, более прагматичный и практичный, и поэтому, вероятно, более убедительный. Он связан с демократическим качеством общества. Если у нас есть демократия в политической жизни, но ее нет в экономической жизни, и если вес экономической власти растет

пропорционально политической власти, то граждане вправе задаться вопросом: насколько демократично их общество «на самом деле» и «действительно ли» политическая демократия на что-то годится. Получается, ловушка коллективной иррациональности, возникающей из индивидуальной рациональности, которая приводит нас к порочному кругу разочарования в самой идее демократии9. Если считается, что демократия в упадке, то граждане справедливо перестают ценить свою долю в этой демократии и получают основания для апатии и для отхода от демократического процесса; таким образом, их реакция на упадок демократии приводит к еще большему упадку10.

Разработка трезвой экономической  модели Даунсом, должна была помочь улучшить понимание общественного выбора и способов его воплощения в политике государства. Эти теоретические  разработки были направлены также на облегчение понимания коллективного  выбора в качестве альтернативы рыночному  механизму. Они вводили в политический процесс понятие свободы действия, аналогичное понятию свободы  действия фирм в рыночной среде. Такой  подход позволял рассматривать государственные  бюрократии как предлагающие свои товары покупателям бизнес-организации.

Данная модель требует  участия трех основных действующих  лиц: избирателя с его собственной  функцией полезности; эгоистичного политика, стремящегося привлечь голоса населения  и вырабатывающего политические решения; своекорыстного бюрократа, реализующего эти решения на практике. Предполагается, что избиратели имеют предпочтения, которые они периодически выражают с помощью своих голосов, за которые  борются политики; затем политики принимают решения с расчетом на завоевание голосов в будущем. Для политиков эти голоса играют роль, аналогичную той, которую играют деньги для предпринимателя в  теории фирмы. Различие состоит лишь в том, что функция полезности избирателей является комплексной  и что для осуществления той  или иной политики любой политический деятель должен опираться на бюрократов. Следовательно, высказанные предпочтения в ходе их реализации могут подвергаться значительным деформациям. Именно этот процесс искажения и его последствия  ставят основные вопросы перед экономической  теорией демократии11.

Модель двухпартийной  конкуренции, на которую часто ссылаются  при оценке концепций Даунса (сам  ученый отмечал, впрочем, что это  только одна из возможных – и  далеко не самых совершенных –  моделей в духе теории рационального  выбора), требует ряд обязательных условий: демократическая среда  для конкуренции и двухпартийная  система; выборы происходят в одном  избирательном округе; один кандидат выбирается большинством голосов на выборах в один тур; политические альтернативы, предлагаемые кандидатами, могут быть расположены по шкале "правые – левые"; политические позиции кандидатов четко определены; избиратель голосует за ту партию или кандидата, которые будут проводить курс, наиболее близкий позиции избирателя, имеющего в своем распоряжении хотя бы какую ни будь информацию о политической позиции партии или кандидата (избиратель сравнивает предлагаемые кандидатами альтернативы, исходя из ожидаемых для себя выгод от их реализации); партии и кандидаты предлагают свои политические курсы, исходя исключительно из интересов победы на выборах (других рациональных мотивов у них нет); каждый кандидат принадлежит к единой команде своей партии; избиратели идут на выборы, если ожидают, что польза от их участия (т.е. вес конкретно их голосов будет решающим) в голосовании за "своего" кандидата превысит издержки, связанные с получением информации, походом на избирательный участок и т.п. Анализ функционирования модели двухпартийной конкуренции выявил, что политические позиции партий и кандидатов, стремящихся заручится максимальной поддержкой электората, сближаются в центре идеологического спектра для соответствия запросам некоего среднего избирателя, однако объединения партий не происходит. Результат использования этой модели для двухпартийной политической системы состоит в том, что политики начинают сосредотачивать свое внимание на “среднем избирателе” и что при этом возникает два пути возможных искажений высказанных предпочтений: первый, через взаимосвязь избирателя и политика и второй через взаимосвязь политика и бюрократа. Первый путь приводит к финансовому обману. По мнению Э. Даунса (1960) этот обман возникает потому, что средства из бюджета общественных расходов распределяются среди многих людей, а не только тех, кто в них действительно нуждается, в то время как налоговое бремя напрямую сказывается на всех избирателях (Heald, 1983: 110-111).

Другое важное следствие  модели Даунса связано с разработкой  проблем т.н. "экономики информации", иначе говоря, влияния общих издержек, связанных с информацией, на поведение  рациональных акторов. Выяснилось, что  затраты на приобретение, анализ и  оценку информации достаточно велики (требуются материальные ресурсы, навыки, время и т.п.) и являются серьезным  препятствием для большинства граждан  в том, чтобы быть достаточно информированными о политике. Необходимые ресурсы  можно использовать для чего-то еще, и это обстоятельство является рациональным основанием и объяснением малой  осведомленности большинства граждан  в сфере политики. Партии и политики пользуются этим и в целях успеха борьбы за "рационально невежественный" электорат сознательно делают нечеткими  некоторые положения своих программ. Впрочем, для того, чтобы частично сэкономить на информационных издержках избиратель обращается к партийной идеологии как к кратчайшему пути для получения и обобщения, конечно, не самой объективной и полной, но все же информации. Также следует упомянуть вывод о нерациональности голосования с инструментальной точки зрения: конкретному избирателю рационально голосовать только при условии, что именно его голос "решит исход дела" и в конечном итоге (т.е. при избрании "своего" кандидата) покроет издержки от голосования, что более чем маловероятно (вероятность этого близка к нулю). Следует особо отметить, что упомянутые выводы не имеют силы долженствования: речь идет о ситуациях, которые требуют иных, нежели принято, объяснений, поиска и исследования иных переменных и т.п. В книге "Бюрократия изнутри" Даунс применил экономические модели для исследования иерархической структуры – бюрократии, для которой свойственно сочетание проблем "утечки власти" (authority leakage) и "бюрократической негибкости" (bureaucratic rigidity). В силу множества не всегда совпадающих интересов внутри бюрократической организации и далеко не самого совершенного контроля в ней происходит ослабление власти начальства по мере того, как его приказы "спускаются вниз" по иерархической лестнице к тем, на кого они нацелены. Эту утечку власти обычно пытаются компенсировать усилением централизации, внутренней специализацией и принятием всевозможных регулирующих правил, из-за которых увеличивается степень жесткости (косности) бюрократической структуры12.

Таким образом работы Э. Даунса с точки зрения попытки оспорить неоклассические предположения  о роли прибыли в деятельности фирм носят радикальный характер. Хотя подобные теории больше не считаются  чересчур смелыми, однако, как указывает  Д. Хилд в науке сохраняется парадоксальная ситуация в отношении экономических  теорий политики и бюрократии (Heald, 1983: 111). Дело в том, что имея дело с  клиентами или избирателями, должностные  лица и бюрократы, как предполагается, ведут себя как рациональные люди бизнеса и преследуют личную выгоду. Когда же они действуют в другом, внутреннем направлении, и имеют  дело с должностными лицами более  низких уровней, они подвергаются воздействию  искаженной информации и поэтому  не могут вести себя рационально. Этот парадокс, по-видимому, лежит в  основе проблемы, с которой данный тип теоретических рассуждений  сталкивается при попытках понять направление  развития бюрократии. Например, с точки  зрения экономикс демократии, бюрократические искажения ведут к “раздуванию” или сокращению бюджета?

Такие ученые как Дж. Бьюкенен и Дж. Таллок (IEA, 1979) выступали за сокращение государственных расходов в период приватизации некоторых  отраслей английской промышленности, пришедшийся на 1980-е — начало 1990-х гг. Э. Даунс был менее догматичным  и более прагматичным человеком, отстаивавшим необходимость сбалансированных решений в вопросах разграничения  сфер частного и государственного секторов экономики. По-видимому, он оценивал реальные проблемы, которые мог проверить  с научной точки зрения, как  гипотезы, которые пытаются сделать  выбор между политикой, бюрократией  и рынком. Однако, даже если его работам  и не всегда хватает четкости, необходимой  для определяющей теории, все же его Inside Bureacraucy и экономическая теория демократии по-прежнему являются богатым  источником идей, касающихся особенностей управления на границе частного и  государственного секторов.

 

Заключение

Таким образом, обобщая всё  вышеизложенное по модели Даунса можно  говорить о том, что экономическая  модель демократии базируется на идее рациональности политического поведения: как  действующее лицо стремится  максимизировать результат своей  деятельности в экономическом смысле, получить больший результат при  меньших затратах. Две основные ссылки экономической теории демократии в  этой связи являются  важными: 1) «каждое  правительство пытается максимизировать  политическую поддержку», 2) «каждый  гражданин пытается рационально  максимизировать полезность результата своего действия. Эти посылки определяют понимание особенностей демократической  системы, в которой и те, кто  правит, и те, кем правят руководствуются  не идеалами, а реальными собственными интересами. Попытки   любого   правительства максимизировать  поддержку преследуют прагматическую цель: сохранить свое господство или  завоевать господствующие позиции. Идеологии, социальное благосостояние, предпочтения населения не являются непосредственными и основными  мотивами поведения.

Даунс говорит о двух возможных  моделях политического поведения: основанной на определенной и полной информации и основанной на неточной, неполной информации. Избиратель ориентируется  на информацию о возможной индивидуальной полезности и о стратегии других избирателей. Модель поведения меняется в зависимости от  ясности и  полноты информации.

 Итак, демократический  процесс управления предполагает:

1) периодические выборы;

2) соперничество между  двумя или более партиями (электоральными  коалициями);

3) борьбу партии за  голоса избирателей; 

4) что победившая на  выборах партия управляет правительством  без посредства парламента до  следующих выборов;           

5) невмешательство в право  оппозиции выражать себя и  организовывать кампании и запрет  на изменение периодичности выборов.

 Работа Даунса оказала  большое влияние на развитие  сравнительной политологии. Исследователи  находят в ней противоречия, но  никто не отрицает ее пионерский  характер, связанный с применением  теории рационального выбора  в политической науке.

Список литературы

  1. Автономов В.С., Ананьина О.И., Макашева Н.А. История экономических учений: Учебное пособие/ В.С. Автономов - М.: ИНФРА-М, 2001. – 784с.
  2. Ведущий портал о кадровом менеджменте. URL: http://hrm.ru/db/hrm/Downs_Anthony/glossary.html (дата обращения 17.12.2011).
  3. Заостровцев А. П. Экономическая теория бюрократии по Нисканену URL: http://economicus.ru/an_pril/theory1_zaostrovtzev.pdf (дата обращения 17.12.2011).
  4. Мир менеджмента URL: http://www.mir-menegmenta.com/?p=1688 (дата обращения 17.12.2011).
  5. Портал "Экономистъ" URL: http://economuch.com/page/ieu4/ist/ist-8--idz-ax244--nf-42.html (дата обращения 17.12.2011).
  6. Ринген С. Распределительная теория экономической демократии // Логос. 2004. №2. С.114 – 116.
  7. Русский Гуманитарный Интернет-Университет URL: http://i-u.ru/biblio/content.aspx?dictid=46&wordid=193263 (дата обращения 17.12.2011).
  8. Mueller D. Public Choice Theory// Greenaway D., Bleaney M. and Stewart I.M.T. (eds.). Companion to Contemporary Economic Thought. L.: Routhledge, 1991. P. 207.
  9. Susan J. Parr, Robert D. Putnam and Russel J. Dalton, «A Quarter Century of Declining Confidence», Journal of Democracy, Vol. 11, No. 2 (2000), pp. 5–25.

1 Ведущий портал о кадровом менеджменте. URL: http://hrm.ru/db/hrm/Downs_Anthony/glossary.html (дата обращения 17.12.2011).

2 Заостровцев А. П. Экономическая теория бюрократии по Нисканену URL: http://economicus.ru/an_pril/theory1_zaostrovtzev.pdf (дата обращения 17.12.2011).

Информация о работе Экономическая теория демократии Энтони Даунса