Экономическая теория и экономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Развернувшийся процесс реформирования экономики России объективно требует нового подхода к сущности происходящих явлений и процессов, к выяснению тенденций в их развитии. В результате сформировалось новое представление о закономерностях развития экономики, о мотивации поведения и принятия решений, как отдельного субъекта рыночных отношений, так и государственных институтов. Возникла настоятельная потребность в формировании нового курса в системе подготовки экономистов высшей квалификации, предполагающего изучение основ современной экономической теории.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………... 3
1 Предмет общей экономической теории………………………………………….. 5
1.1 Предмет экономической теории……………………………………………. 5
1.2 Основные методы экономических исследований………………………….. 7
1.3 Функции экономических исследований……………………………………. 12
2 Экономическая политика…………………………………………………………. 13
2.1 Понятие, виды и инструменты экономической политики………………… 13
2.2 Направления и реализация экономической политики РФ………………… 16
2.3 Методы и формы реализации региональной экономической политики….. 18
2.4 Внешняя экономическая политика…………………………………………. 21
Заключение……………………………………………………………………………... 24
Список использованных источников…………………………………………………. 25

Файлы: 1 файл

Курсовая-Экономическая теория и экономическая политика.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Модели бывают логические, графические, экономико-математические. При построении экономических моделей  широко используется метод функционального анализа, отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений. При этом функцией называется переменная величина, зависящая от аргумента - независимой переменной. В экономической теории очень часто определяется функциональная зависимость между двумя переменными величинами, тогда как другие аргументы предполагаются неизменными. Такой прием связан с тем, что одновременный анализ воздействия на функцию всех или большинства аргументов настолько усложнил бы сам анализ, что он стал бы практически невозможным. Например, функция величины спроса определяет его зависимость от уровня цены, в то время как другие аргументы, воздействующие на спрос (уровень доходов, предпочтения потребителей, их ожидания, цены на товары-заменители и др.), остается неизменным.

Функциональные зависимости  очень наглядно проявляются при  отражении их в форме графиков. Использование графиков позволяет  представить функциональные связи, как в статике, так и в динамике, определяемой изменением разных показателей.

Многие функциональные зависимости в экономической  теории исследуются с применением  метода предельного анализа. Предельная величина в экономической теории - это дополнительная величина. Например, предельный доход (предельная выручка) - это дополнительный доход, получаемый предприятием» от производства и продажи дополнительной единицы продукции; предельные издержки - это дополнительные издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции, и т. д. Важнейшим принципом экономической теории является сопоставление предельных выгод и предельных затрат при оценке состояния и перспектив хозяйственной деятельности. Ясно, что предприятию целесообразно увеличивать объем своей деятельности, если предельные выгоды от нее превышают предельные затраты, связанные с нею. Стимулы к наращиванию объема выпуска исчезают, как только предельные затраты начинают превышать предельную выгоду.

В случаях, когда решения  одного участника экономического процесса оказывают влияние на решения  других, экономическая теория для исследования взаимодействия между ними использует теорию игр. Теория игр — это раздел математики, исследующий взаимодействие между элементами с конфликтными интересами. Она применяется для объяснения взаимоотношений между несколькими фирмами на рынке, особенностей экономического поведения потребителей и производителей.

Результатом применения методов экономического исследования является выработка научных гипотез, т. е. предположений о закономерностях  поведения изучаемого объекта. Гипотезы могут быть подтверждены или опровергнуты фактами. Сумма проверенных и подтвержденных фактами гипотез образует теорию, т. е. совокупность объединенных одним общим принципом научных положений, объясняющих экономические явления.

В ходе экономических  исследований, разработки моделей и создания теорий познаются действующие экономические законы — объективно существующие, внутренние, устойчивые причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Например, закон спроса выражает обратную зависимость между уровнем цены товара и величиной спроса. Экономические законы носят объективный характер, они существуют и действуют независимо от воли, сознания или желания отдельных людей или государства. Эти законы могут быть познаны экономической наукой, но они не могут быть ею созданы. На основе познанных экономических законов государство формирует эффективную экономическую политику.

При решении вопроса  о том, полезна ли данная экономическая  теория или от нее следует отказаться, необходимо иметь в виду, что конечный критерий полезности экономической теории состоит не только в том, что она объясняет экономические явления, для которых была создана, но с ее помощью можно также делать предсказания, которые могут быть подтверждены фактами. В этом проявляется общее свойство научного знания: теория или модель не потому истинна, что подтверждается фактами, а потому не опровергается фактами, что она истинна. Именно в этом смысле практика является критерием истинности теории.

 

1.3 Функции экономической  теории

 

Значение экономической  теории во многом определяется теми функциями, которые она выполняет. Часто выделяют следующие основные функции экономической теории:

1) Познавательную функцию. В этой функции экономическая теория изучает все многообразие экономических процессов и явлений и дает их научное объяснение, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами;

2) Практическую функцию. При выполнении, этой функции экономическая теория дает научные рекомендации для экономической политики, для эффективного управления производством на различных уровнях;

3) Методологическую функцию. В этой функции экономическая 
теория служит теоретической основой, дает методы и научные инструменты для целого комплекса экономических наук: отраслевых (экономика строительства, транспорта, отраслей легкой промышленности и др.), функциональных (экономика труда, маркетинг, финансы, денежное обращение и кредит, экономическая статистика и др.) и для экономических наук, находящихся на стыке с другими отраслями знания (демография, теория управления и др.);

4)  Прогностическую функцию. В этой функции экономическая теория делает возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.

 

 

 

 

 

2   Экономическая  политика

 

2.1 Понятие, виды и  инструменты экономической политики

 

Экономическая политика — это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем, интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, то в государственной экономической политике находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано.

Экономика стран мира развивается  циклически, в ней происходят колебательные  процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет  или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности. Соответственно, принято выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла, как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия).

В зависимости от того, в какой  фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип  экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы.

Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Так что политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать ощутимое влияние на экономический курс государства, проводимую экономическую политику.

Социальные аспекты  экономической политики проявляются  в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения, в особенности ведущих групп. Различные формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.

Намечаемая экономическая  политика находит самое яркое  проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, в государственных законах, в параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах, в государственном воздействии на экспорт и импорт, в величинах внешнего и внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую политику, обусловлена, прежде всего, нестабильностью социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменения позиций правительства либо смены его состава.

В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности  периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать  краткосрочную и долгосрочную экономическую  политику. Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами.

Экономическая политика проводится государством посредством  использования находящегося в его  распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические  процессы и агентов хозяйственной  деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.

Конкретными инструментами  проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.

Наряду с фискальными  значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность  денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы).

Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.

Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.

В зависимости от области  государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика.

 

2.2 Направления и реализация  экономической политики РФ

 

Среди основных направлений  экономической политики целесообразно  выделить следующие направления, которые  сегодня актуальны как для  стран с развитой рыночной экономикой, так и для России:

1) конъюнктурная политика;

2) политика экономического  роста;

3) структурная политика;

Информация о работе Экономическая теория и экономическая политика