Экономическая теория и экономическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 10:21, курсовая работа

Описание работы

Развернувшийся процесс реформирования экономики России объективно требует нового подхода к сущности происходящих явлений и процессов, к выяснению тенденций в их развитии. В результате сформировалось новое представление о закономерностях развития экономики, о мотивации поведения и принятия решений, как отдельного субъекта рыночных отношений, так и государственных институтов. Возникла настоятельная потребность в формировании нового курса в системе подготовки экономистов высшей квалификации, предполагающего изучение основ современной экономической теории.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………... 3
1 Предмет общей экономической теории………………………………………….. 5
1.1 Предмет экономической теории……………………………………………. 5
1.2 Основные методы экономических исследований………………………….. 7
1.3 Функции экономических исследований……………………………………. 12
2 Экономическая политика…………………………………………………………. 13
2.1 Понятие, виды и инструменты экономической политики………………… 13
2.2 Направления и реализация экономической политики РФ………………… 16
2.3 Методы и формы реализации региональной экономической политики….. 18
2.4 Внешняя экономическая политика…………………………………………. 21
Заключение……………………………………………………………………………... 24
Список использованных источников…………………………………………………. 25

Файлы: 1 файл

Курсовая-Экономическая теория и экономическая политика.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

4) региональная политика;

5) политика занятости;

6) антиинфляционная политика;

7) инвестиционная политика;

8) социальная политика.

Все эти направления пересекаются, а подчас и противоречат друг другу. Правительство в зависимости от ситуации выбирает приоритеты.

Особое внимание Правительства  Российской Федерации в среднесрочной  перспективе уделено реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, а также развития агропромышленного комплекса.

Кроме того, Правительство  РФ намерено разрабатывать меры, направленные на повышение эффективности программ в области социальной политики и  совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. В этой связи следует обеспечить координацию деятельности всех органов власти, осуществляющих предоставление социальной помощи при реализации соответствующих программ, содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.

Планируется продолжить проведение административной реформы  и реформы государственной службы, которые направлены на обеспечение  публичности и регламентации  деятельности государственных органов  власти и дальнейшее сокращение их избыточных функций.

Для обеспечения инновационной  направленности экономического роста  требуется повышение роли научных  исследований и разработок, превращение  научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствования нормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения инновационной экономики. Необходимо создавать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.

В целях развития российских регионов необходимо перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. Это должно достигаться путем повышения эффективности государственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений, направленного на стимулирование проведения реформ в регионах.

Для решения задач, связанных  с устранением ограничений инфраструктурного и технологического характера, необходимо развивать транспортную инфраструктуру как условие устойчивого развития экономики, способствующее росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры экономики. Эта задача может быть успешно решена лишь при активном участии бизнеса.

Развитие конкуренции  и сокращение нерыночного сектора  будут обеспечены путем создания и совершенствования рыночных институтов, развития малого предпринимательства, обеспечения равной и добросовестной конкуренции. При общем улучшении предпринимательского климата и создании экономических стимулов для межотраслевого перетока капитала будут созданы условия для повышения привлекательности перерабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг.

 

2.3   Методы и формы  реализации региональной экономической  политики

 

Решение задач территориального развития требует совершенствования  механизма реализации региональной экономической политики. Дальнейшее развитие должны получить такие методы и формы государственного воздействия, как прогнозирование и программирование.

При разработке общероссийских прогнозов и программ особое место  должно быть отведено региональному  аспекту. Это даст регионам необходимые  ориентиры, позволяющие им определить господствующие тенденции, примерные  количественные параметры социально-экономического развития, свое место в межрегиональном разделении труда, наметить и скорректировать в прогнозируемой динамике общероссийского и региональных рынков собственные регулирующие воздействия на экономические и социальные процессы.

В проектах долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ должны быть отражены вопросы совершенствования региональной экономической политики, в том числе возможные изменения экономического механизма федеративных отношений.

Важнейшими исходными  пунктами должны стать прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных рынков, оценка финансовых и других ресурсных возможностей регионов, выявление путей и средств активизации собственного потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития.

Среди форм реализации региональной политики в настоящее время и  в перспективе особое место должно быть отведено разработке и осуществлению  федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов. Перечни таких федеральных целевых программ, подлежащих проработке, должны определяться при подготовке общероссийских концепций и программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу и входить в состав этих документов.

Учет регионального  аспекта должен стать необходимым звеном в выработке и проведении политики структурной перестройки экономики. В качестве основных форм ее реализации наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием должны использоваться такие формы, как:

1) участие государства  в наиболее эффективных инвестиционных  проектах с использованием конкурсной  и контрактной систем их реализации;

2) размещение федеральных  заказов на поставку продукции  для общегосударственных нужд;

3) поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;

4) содействие активизации  международных экономических связей  регионов Российской Федерации;

5) создание условий  для формирования свободных экономических  зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;

6) содействие малому  и среднему бизнесу.

Ведущим в области  совершенствования финансовых и  налоговых отношений между Российской Федерацией и ее субъектами, а также  между органами государственной  власти и органами местного самоуправления должен стать курс на последовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. С этой целью необходимо закрепить за субъектами Российской Федерации постоянные и достаточные финансовые, и прежде всего налоговые, источники доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных обеспечить развитие собственными силами.

Для реализации задач  региональной экономической политики в бюджетноналоговой сфере необходимо обеспечить:

1) бездефицитность бюджетов  большинства субъектов Российской  Федерации путем изменения налоговой системы;

2) законодательное разграничение  полномочий между федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  а также органами местного  самоуправления по осуществлению  социально-экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;

3) возможность при  формировании бюджетов определять  и учитывать финансовый и налоговый  потенциал каждого субъекта Российской Федерации;

4) сбалансированность  бюджетов всех уровней, а также  согласованные между Российской  Федерацией и ее субъектами  соответствующие расчетные принципы  и методы; право - в пределах  автономных финансовых ресурсов - самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;

5) контроль за целевым  расходованием средств, выделяемых  из федерального бюджета на  социально-экономическое развитие  регионов.

 

2.4 Внешняя экономическая политика

 

Внешняя экономическая  политика возникла вместе с появлением больших общественных групп и  государств. Она является центральным  перекрестком взаимодействия политики и экономики, политического и  экономического миров в области внешнеэкономической деятельности.

В операциональном плане  внешнеэкономическая политика (ВЭП) - это политический курс действий субъектов  внешнеэкономического отношения и  деятельности. Недостаток этого определения  заключается в том, что оно, в  сущности, сводится к политической стратегии субъекта в реализации его внешнеэкономических интересов. Вообще под внешнеэкономической политикой понимают форму политической организации публичной материальной возможности и способности социального субъекта формировать и реализовать его внешнеэкономические интересы и цели в сфере международных отношений.

Итак, ВЭП является интегральным компонентом политики в общем, а  также определенной мерой ее детерминантом. Речь идет, прежде всего, о ВЭП государства. Соответственно эта политика является функцией политической и социально-экономической систем общества.

Конкретные направления, формы и масштабы ВЭП определяются характером и остротой политических, экономических и социальных проблем  в любой стране в определенный период. Объективная возможность ВЭП определяется уровнем экономического развития, концентрацией производства и капитала, становлением и развитием международных экономических отношений. Необходимость, которая превращает эту возможность на действительность, заключается в концентрации проблем, их решении государственными и общественными субъектами, в осознании того, что внутренняя экономическая политика не исчерпывает и не удовлетворяет в полной мере нужд и интересов личности, общества, государства. В этом плане она дополняет и продолжает на международной арене внутреннюю экономическую политику. Внешнеэкономическая политика, выполняя вспомогательную и служебную функции, это, так сказать, второй сторона внутренней экономической политики государства. Укажем, что отделить внутреннюю экономическую политику от внешней очень тяжело, поскольку граница между ними со временем исчезает, а в ХХ ст. все более выразительнее будет оказываться тенденция к их слиянию. Ныне для новых независимых государств, например, расхода на оборону страны не только перегружают государственный бюджет, а и ограничивают возможности динамической внешнеэкономической деятельности. Итак, они обозначаются и на социально-экономическом развитии государства. Вместе с тем ВЭП реализуется в других общественных условиях, чем внутренняя экономическая политика. Это вытекает уже из того, что международные отношения структурно отличаются от внутренних. Важным фактором, который ограничивает ВЭП, есть международные обязательства государств. Итак, ВЭП не может быть лишь продолжением внутренней экономической политики, поскольку имеет определенные специфические признаки, которые отличают ее от внутренней экономической политики. Можно выделить такие признаки ВЭП:

1) определение и реализация  целей ВЭП;

2) определение национальных  интересов государства и согласование этих интересов с интересами других государств;

3) собственное организационно-институциональное  и концептуальное обеспечение  ВЭП.

Определение и правомерное  понимание характерных признаков  ВЭП имеет важное значение не только для выяснения сущности взаимосвязи и взаимозависимости внутренней и внешней экономической политики, а и научной организации внешнеэкономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сложность и многоуровневый характер экономической жизни, ее интенсивная социальная окраска обусловили наличие большого количества сопряженных областей экономического знания, а, следовательно, и специальных экономических наук. Эти науки, изучают структуру, элементы и грани, прямые и обратные связи экономической действительности, сложились в систему экономических наук.

Общей методической базой  этой системы является экономическая  теория. Оставляя за собой такую  специфику, экономическая теория, тем  не менее, имеет свой предмет исследования, который изучает характер экономической деятельности отдельного экономического субъекта и совокупности всех функционирующих субъектов на уровне национальной экономики.

Экономическая политика - система методов, инструментов и  форм государственного воздействия  на социально-экономические процессы, реализующая тот или иной тип экономической стратегии. Сложная структура развитой рыночной экономики требует применения разнообразных инструментов и мер экономической политики. В зависимости от этапа развития страны и конкретной социально-экономической ситуации в соответствии с принятой экономической стратегией - на первый план выступают различные методы и формы экономической политики: бюджетно-финансовой, налоговой или кредитно-денежной.

На современном этапе  главной задачей экономической  политики государства в индустриально развитых странах становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках.

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Гукасьян Г.М., Бородина  Т.С. Экономическая теория: Практикум./ Под редакцией канд. экон. Наук, доц. Г.М. Гукасьян. – М.: ИНФРА - М, 1999. – 151с.

2. Говорова Н. Экономическая  политика: стратегия и тактика  / Н. Говорова // «ВЛАДОС». 2005. – 384с.

Информация о работе Экономическая теория и экономическая политика