Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 08:39, контрольная работа
В основе экономического поведения лежит стремление человека удовлетворить свои экономические потребности (получить определенные блага) посредством экономической деятельности. Потребности людей многообразны. Человек, имея малое, всегда стремится к большему, ставит цели, поднимаясь по ступеням саморазвития. Не менее многообразны и средства их удовлетворения. В экономической теории любое такое средство называется благом.
Разные авторы по-разному его определяют. Наиболее распространенным является мнение, определяющее благо, как любой положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей -либо потребность должна быть осознана человеком.
В этих и других государственных документах были определены следующие цели приватизации:
-обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;
- демонополизация производства;
- балансировка доходов различных групп и слоев населения;
- перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;
- развитие фондового рынка.
Кроме того, указанным Законом и последующими нормативными документами были установлены способы проведения приватизации:
- продажа предприятий, а также активов ликвидированных предприятий по конкурсу;
- продажа предприятий на аукционе;
- продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);
- выкуп имущества предприятий, сданных в аренду.
Формы приватизации собственности.
Как показывает мировой опыт, возможны следующие формы приватизации собственности:
-массовая (ваучерная) приватизация с равным доступом для всех граждан,
-массовая (ваучерная) приватизация со значительными льготами для инсайдеров,
-выкуп предприятий администрацией и персоналом,
-продажа аутсайдерам,
-прямая продажа,
-льготное кредитование, через процедуру банкротства,
-передача акций социальным фондам.
Каждый из перечисленных видов приватизации может выступать в качестве, как основного, так и вспомогательного метода. Основные и вспомогательные методы приватизации показывают вклад (важность) конкретных методов в приватизацию активов государственных предприятий.
В ходе приватизационного процесса
в России в период рыночных реформ
использовался самый
Основными методами российской приватизации, носившими характер стандартных процедур, стали, с одной стороны, коммерческий конкурс и аукцион, с другой стороны, корпоратизация, т.е. создание акционерных обществ (АО), а также выкуп ранее арендованного имущества.
Конкурс и аукцион применялись
для приватизации небольших предприятий,
а также имущества (активов) ликвидируемых
и ликвидированных, действующих
государственных и
Летом 1997 г. был принят новый закон
«О приватизации государственного имущества
и об основах приватизации муниципального
имущества». Согласно этому документу
при приватизации государственного
и муниципального имущества используются
следующие способы
-продажа государственного или
муниципального имущества на
аукционе, в том числе продажа
акций созданных в процессе
приватизации открытых
-продажа государственного или
муниципального имущества на
коммерческом конкурсе с
-продажа акций созданных в
процессе приватизации
-выкуп арендованного
-преобразование
-внесение государственного
-отчуждение находящихся в
Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.
Если рассматривать
1. Доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.
2. Ваучерный (чековый) этап приватизации. Его основным содержанием стало преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа и продажа, как правило, малых предприятий по конкурсу и на аукционе. От 50 до 80 процентов стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками.
3. Послечековый (денежный) этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как самих предприятий (с аукциона и по конкурсу), так и акций акционированных в порядке приватизации предприятий за деньги. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление «стратегических» инвесторов.
Стержнем российской приватизационной программы стала модель массовой приватизации, которая объединила широкомасштабную корпоратизацию (сторона предложения) и распределение приватизационных чеков среди граждан России (сторона спроса). Важными элементами этой модели стали закрытая подписка на акции среди инсайдеров, система чековых аукционов и система посредников - чековых инвестиционных фондов. Его важнейшим итогом, с точки зрения перспектив развития новой системы прав собственности, стало формирование новых институтов: корпоративного сектора экономики (акционерные общества), рынка корпоративных ценных бумаг, системы институциональных инвесторов, а также около 40 млн. формальных акционеров по итогам массовой приватизации.
Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. Вместе с тем полученные по таким схемам собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги.
Бесплатность ваучеров позволила
большей части населения
Издержки производства — это расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. Для предприятия (фирмы) они выступают как оплата приобретенных факторов производства. Такого рода расходы покрывают оплату материалов (сырья, топлива, электроэнергии), заработную плату работников, амортизацию, расходы, связанные с управлением производством. При продаже товара предприниматель получает денежную выручку. Одна часть ее компенсирует издержки производства (т.е. затраты денег, связанные с производством товара), другая дает прибыль, то, ради чего организуется производство. Это значит, что издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли. Таким образом, издержки производства — это затраты на производство данной готовой продукции, в отличие от единовременных затрат, связанных с авансированием капитала, который нужен для первоначальной организации производственного процесса.
Альтернативные «явные» и «
Большую часть издержек производства составляет использование производственных ресурсов. Если последние применяются в одном месте, то не могут использоваться в другом, так как обладают такими свойствами, как редкость и ограниченность. Например, деньги, израсходованные на покупку домны для производства чугуна, не могут одновременно быть истрачены на производство мороженого. В результате, используя какой-нибудь ресурс определенным образом, мы теряем возможность использовать этот ресурс каким-нибудь другим образом. Альтернативные издержки — это издержки на производство товара, оцененные с точки зрения потерянной возможности использования тех же ресурсов в других целях. В число альтернативных издержек, с которыми сталкиваются фирмы, входят выплаты рабочим, инвесторам, а также владельцам природных ресурсов. Все эти выплаты осуществляются с целью привлечь факторы производства, отвлекая их от альтернативных вариантов применения. С точки зрения экономики альтернативные издержки можно разделить на две группы: «явные» и «неявные».
Явные издержки — это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входят:
-заработная плата рабочих (денежный платеж рабочим как поставщикам фактора производства — рабочей силы);
-оплата транспортных расходов;
-коммунальные платежи (свет, газ, вода);
-оплата услуг банков, страховых компаний;
-оплата поставщиков материальных ресурсов (сырья, полуфабрикатов, комплектующих.
Неявные издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, т. е. неоплачиваемые издержки.
Экономические и бухгалтерские издержки. Издержки производства, включающие нормальную или среднюю прибыль, представляют собой экономические издержки.
Экономическими или вмененными издержками в современной теории считают расходы фирмы, осуществленные в условиях принятия наилучшего хозяйственного решения по использованию ресурсов. Это тот идеал, к которому фирма должна стремиться.
Экономические (вмененные) издержки – это хозяйственные затраты, понесенные, по мнению предпринимателя, им в процессе производства. В их состав включаются:
Именно экономические издержки предприниматель вменяет себе в обязанность возместить в первую очередь через цену, и если ему это не удается, он вынужден уйти с рынка в другую сферу деятельности.
Внутренние издержки — это связанные с использованием собственной продукции, которая превращается в ресурс дальнейшего производства фирмы.
Внешние издержки — это затраты денег, которые осуществляются для приобретения ресурсов, являющихся собственностью тех, кто не относится к владельцам фирмы.
Издержки, которые фирма несет при производстве заданного объема продукции, зависят от возможности изменения количества всех занятых ресурсов.
Постоянные издержки — это издержки, не зависимые в краткосрочном периоде от того, сколько фирма производит продукции. Они представляют собой издержки ее постоянных факторов производства.
Постоянные издержки связаны с самим существованием производственного оборудования фирмы и должны быть, поэтому оплачены, даже если фирма ничего не производит. Фирма может избежать издержек, связанных с ее постоянными факторами производства, только полностью прекратив свою деятельность. Постоянные издержки, которых нельзя избежать даже при прекращении деятельности, называются невозвратными издержками. Затраты на аренду помещения для офиса фирмы относятся к постоянным издержкам, которые не являются невозвратными, так как фирма может избежать этих затрат, прекратив свою деятельность. Но если фирма временно закрывается, она может уклониться от оплаты за любой переменный фактор производства.
Переменные издержки — это издержки, которые зависят от объема выпуска продукции фирмы. Они представляют собой издержки переменных факторов производства фирмы. К ним относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги и т.д. Большая часть переменных издержек, как правило, приходится на затраты труда и материалов. Так как затраты переменных факторов увеличиваются по мере роста выпуска продукции, то и переменные издержки растут с ростом выпуска. Итак, общие (валовые) издержки на произведенное количество товаров — это все издержки на данный момент времени, необходимые для производства того или иного товара. Для того чтобы более четко определить возможные объемы производства, при которых фирма обезопасит себя от чрезмерного роста издержек производства, исследуется динамика средних издержек. Чтобы понять, является ли выгодным производство дополнительной единицы продукции, необходимо сравнить между собой последовавшее бы за этим изменение дохода с предельными издержками производства. Предельные издержки — это издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции