Экономические блага и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 08:39, контрольная работа

Описание работы

В основе экономического поведения лежит стремление человека удовлетворить свои экономические потребности (получить определенные блага) посредством экономической деятельности. Потребности людей многообразны. Человек, имея малое, всегда стремится к большему, ставит цели, поднимаясь по ступеням саморазвития. Не менее многообразны и средства их удовлетворения. В экономической теории любое такое средство называется благом.
Разные авторы по-разному его определяют. Наиболее распространенным является мнение, определяющее благо, как любой положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей -либо потребность должна быть осознана человеком.

Файлы: 1 файл

Контр Экономика Office Word (5).docx

— 92.71 Кб (Скачать файл)

Если смотреть на куплю-продажу  с позиции продавца, то в целях  получения дохода от сделки в первую очередь необходимо окупить понесенные затраты на производство товара.

Бухгалтерские издержки – денежные расходы, платежи, осуществляемые фирмой с целью приобретения на стороне необходимых факторов производства. Бухгалтерские издержки всегда меньше экономических, так как они учитывают только реальные затраты на приобретение ресурсов у внешних поставщиков, юридически оформленные, существующие в явном виде, что и является основанием для бухгалтерского учета.

Бухгалтерские издержки в  своем составе имеют прямые и  косвенные издержки. Первые состоят  из расходов непосредственно на производство, а вторые включают затраты, без которых  фирма не может нормально работать: накладные расходы, амортизационные  отчисления, выплату процентов банкам и т. д.

Разницу между экономическими и бухгалтерскими издержками составляют альтернативные издержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основа государственной конкурентной политики.

 

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. conurrere - сталкиваться, состязаться).

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

Именно это способствует прогрессу  экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете, растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.

Роль российских экономических  реформ в создании конкурентной среды.

В России до настоящего времени не сформирован полноценный рынок  факторов производства, что характеризуется  неурегулированностью прав собственности  на землю и объекты недвижимости, неразвитостью рынка труда и  низкой мобильностью рабочей силы, кризисной ситуацией на рынке капитала. Кроме того, продолжают существовать значительные региональные ограничения свободного движения товаров, капитала и рабочей силы. В результате происходит локализация и региональная сегментация рынка, сопровождающаяся разнообразными проявлениями регионального монополизма со стороны, как хозяйствующих субъектов, так и местных органов власти.

Отличительной особенностью российской экономики является региональная замкнутость  многих рынков, которая усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры, в том числе отсутствием необходимых  информационных систем, действиями местных  адмиʜᴎϲтраций, вводящих те или иные ограничения на ввоз (вывоз) продукции из регионов, а также высокими тарифами на перевозку продукции. Это способствует воспроизводству базы монополизма.

Воздействие либерализации внешнеэкономических  связей на состояние конкуренции  также оценивается весьма неоднозначно. Иностранная конкуренция теоретически должна способствовать обновлению ассортимента и повышению качества российской продукции, насыщению рынков и развитию конкуренции. Однако на практике нередко  наблюдалось быстрое вытеснение с рынка продукции отечественных  производителей, в первую очередь товаров легкой промышленности (одежда, обувь) и бытовой техники, которое сопровождалось значительным сокращением производства.

Разумеется, открытие российского  рынка для зарубежных компаний, в  том числе транснациональных, привело  к оживлению конкуренции. Вместе с тем значительная часть продукции  российских предприятий оказалась  неконкурентоспособной не только на мировом рынке, но и на внутреннем. В условиях кризиса, неплатежей, отсутствия финансовых средств и неразвитости механизмов государственной поддержки  на многих сегментах рынка (как в  отраслевом, так и в региональном разрезе) отечественные производители  утратили свои позиции. Зависимость  российской экономики от поставок отдельных  видов продукции из-за рубежа не только не ослабевает, но в значительной степени усиливается. Как показывает практика антимонопольных органов, привлечение иностранных инвестиций в экономику в форме приобретения контрольных пакетов акций российских предприятий в ряде случаев прямо направлено на последующее устранение этих предприятии с рынка.

В целом можно сделать вывод, что в ходе экономических реформ в России созданы необходимые  предпосылки для развития конкуренции  на товарных рынках. В результате объективно происходящих экономических процессов и принятых государством мер по снижению доли государственного сектора в экономике, сокращению сферы государственного регулирования и админиϲтративного управления предприятиями, демонополизации экономики и развитию конкуренции в рамках отраслевых и региональных программ, либерализации цен и внешнеэкономической деятельности появились определенные условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках. Становление многих из них уже не требует постоянного и прямого вмешательства государственных органов в деятельность хозяйствующих субъектов.

Контроль за экономической концентрацией на рынках.

Одним из основных направлений осуществления  государственной антимонопольной  политики является проведение государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках, который включает предварительный антимонопольный контроль (порядок получения предварительного согласия федерального антимонопольного органа) и последующий антимонопольный контроль (последующее уведомление федерального антимонопольного органа о совершенной сделке или событии). Объекты такого контроля на товарных и финансовых рынках можно дифференцировать следующим образом:

а) объекты, связанные с осуществлением корпоративной политики хозяйствующего субъекта, финансовой организации (создание, реорганизация (слияние, присоединение), изменение состава участников хозяйствующих  субъектов (в т.ч. финансовых организаций), изменение уставного капитала финансовой организации, избрание физических лиц  в органы управления, советы директоров (наблюдательные советы) хозяйствующих  субъектов);

б) сделки, совершаемые на товарных и финансовых рынках.

Предварительное согласие федерального антимонопольного органа необходимо получить в случае слияния и присоединения  коммерческих организаций, суммарная  балансовая стоимость активов котоҏыҳ по последнему балансу превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов (п. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).

В Федеральном законе "О защите конкуренции" установлены основания  и количественные критерии применения процедур предварительного антимонопольного контроля за экономической концентрацией, отличающиеся от прежних законов о конкуренции. Исходя из положений, определенных в ст. 27 Федерального закона "О защите конкуренции", предварительное согласие федерального антимонопольного органа необходимо в следующих случаях.

1) при слиянии и присоединении  коммерческих организаций (за  исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость их  активов (активов их групп лиц)  по бухгалтерским балансам по  состоянию на последнюю отчетную  дату, предшествующую дате представления  ходатайства, превышает три миллиарда  рублей или суммарная выручка  таких организаций (их групп  лиц) от реализации товаров  за календарный год, предшествующий  году слияния, превышает шесть  миллиардов рублей либо если  одна из таких организаций  включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов;

2) при слиянии финансовых организаций или присоединении финансовой организации к другой финансовой организации, если суммарная стоимость их активов по последним балансам превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации (при слиянии или присоединении кредитных организаций такая величина устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);

3) В некотоҏыҳ случаях создания коммерческой организации при оплате ее уставного капитала акциями (долями) или имуществом другой коммерческой организации (в т.ч. финансовой организации).

4) При совершении некотоҏыҳ сделок:

а) по приобретению лицом (группой  лиц) акций с правом голоса в уставном капитале акционерного общества или  долей в уставном капитале другого  хозяйственного общества;

б) по получению в собственность, пользование или владение хозяйствующим  субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов  другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего  предмет сделки (взаимосвязанных  сделок), превышает десять процентов  балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов  хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество;

в) по приобретению лицом (группой  лиц), в том числе на основании  договора о доверительном управлении, договора о совместной деятельности или договора поручения, прав, позволяющих  определять условия ведения хозяйствующим  субъектом его предпринимательской  деятельности либо осуществлять функции  его исполнительного органа;

г) по приобретению лицом (группой  лиц) активов финансовой организации, размер котоҏыҳ превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации, в случае если размер уставного капитала финансовой организации, активы которой приобретаются, превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации.

 

Меры по развитию и поддержке  конкуренции.

Антимонопольное законодательство - законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Основные цели антимонопольного законодательства - обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции в народном хозяйстве, снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий  носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и  ограничение деятельности монополий  являются одними из важнейших функций  государства.

Государство в борьбе с монополиями  использует меры экономического и административного характера.

Экономические меры поддержания конкуренции  и борьбы с монополией:

1. поощрение создания товаров  - заменителей;

2. поддержка новых фирм, среднего  и малого бизнеса;

3. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий,  зон свободной торговли;

4. финансирование мероприятий по  расширению товаров в целях  устранения доминирующего положения  отдельных хозяйствующих субъектов.

В 2006г. в России принят Федеральный  Закон «О защите конкуренции», который  определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения  и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС),

ФАС проводит государственную политику по развитию товарных рынков и конкуренции, по ограничению монополистической  деятельности и ᴨȇресечению недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер (соответствующее  законодательство, система налогообложения, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и  на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Информация о работе Экономические блага и их классификация