Экономические циклы в Республике Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение понятия цикличности экономического развития.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Описать сущность и структуру экономического цикла, его особенности;
Осветить виды экономических циклов и направления государственного антициклического регулирования;
Охарактеризовать проблему цикличности экономического развития в Беларуси.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1 Экономический цикл, его фазы и особенности…………………………4
1.1 Теории экономического цикла………………………………………….12
1.2 Виды экономических циклов…………………………………………...17
2 Антициклическая политика………………………………………………22
3 Экономические циклы в Республике Беларусь на современном этапе...26
3.1 Структурные и воспроизводственные циклы в экономике Беларуси..28
3.2 Влияние глобального экономического кризиса на экономику Беларуси…………………………………………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………….38

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 139.86 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4 – Классификация экономических циклов

Экономические циклы

По продолжительности

По сфере действия

По специфике проявления

По формам развёртывания

По пространственному признаку

Краткосрочные

Промышленные

Нефтяные

Структурные

Национальные

Среднесрочные

Аграрные

Продовольственные

Отраслевые

Межнациональные

Долгосрочные

 

Энергетические

   
   

Сырьевые

   
   

Экологические

   
   

Валютные

   

Примечание – Источник [9, с. 183]

На основании сопоставления  закономерностей, выявленных Н. Кондратьевым, российскими экономистами делается вывод о том, что общественное развитие России, в том числе и  Беларуси, подвержено воздействию длинных  волн мировой экономики в целом  подчиняется законам и тенденциям ее динамики. Что же касается периода  существования СССР, то деформированность  советской экономики уже сама по себе снимает вопрос о какой-либо цикличности, являющейся атрибутом  рыночного механизма. С распадом СССР и переходом к рыночной экономике  проблемы цикличности стадии актуальны  и для нас, что вызывает необходимость  переосмысления и изучения теорий экономических  циклов и кризисов.

Вывод: на основе изучения и  анализа экономических параметров в науке выделяют некоторые типы экономических циклов. Наиболее известные  из них: циклы Китчена (2-4 г.), Жуглара (7-12 лет), Кузнеца (16-25 лет), Кондратьева(40-60). Каждый из них имеет свои особенности  и характеристики.

 

 

2 Антициклическая политика

 

Государственное антициклическое  регулирование экономики осуществляется на основе классической и кейнсианской теории. Для полного понимания  неокейнсианской концепции антициклического регулирования экономики необходимо ввести понятие «эффекта акселератора».

Ученые-экономисты, анализируя среднесрочные экономические циклы, пришли к выводу, что изменение  совокупного спроса на потребительские  товары практически всегда вызывает большее изменение в спросе на инвестиционные товары. То есть небольшое  увеличение спроса на готовую продукцию  ведет к еще большему усилению спроса на факторы производства, с  помощью которых эта продукция  производится. И наоборот, небольшое  уменьшение спроса на готовую продукцию  ведет к еще большему сокращению спроса на факторы производства. Дж. Кларк назвал эту зависимость  «эффектом акселератора».[7, с. 210]

Также исследовавший  эту  проблему А. Афтальон дал аналогичное  объяснение сути акселератора: увеличение совокупного спроса на потребительские  товары через некоторое время  приводит к еще большему спросу на инвестиционные товары, использованные для производства данных потребительских  товаров.

В целом акселератор  выражает влияние величины запаса на величину потока (вспомните, что мультипликатор выражал обратное воздействие).

Акселератор отражает степень  изменения I объема валовых  инвестиций (расходов) в зависимости от изменения  величины национального дохода.

Коэффициент акселерации  рассчитывается как прямое отношение  валовых инвестиций к приросту национального  дохода.

V=l/(Yt-1-Yt-2)      

где V - коэффициент акселерации;

l - величина инвестиций;

Y - величина национального  дохода;

t - год, в который   были осуществлены инвестиции.

Так, если увеличение совокупного  спроса на потребительские  товары имело место между 2010 и 2011 годом, то инвестиции будут сделаны  только в 2012 году, так как коэффициент  акселерации надо будет рассчитывать следующим образом:

V=l 2012/(Y2011-Y2010)

Важно не забывать, что  между  тем периодом, когда произошло  увеличение совокупного спроса на потребительские  товары, и периодом, когда будут  сделаны инвестиции в средства производства этих товаров, пройдет какое-то время. В нашем случае - один год.Как уже  отмечалось, в основе политики государственного регулирования экономики лежат  неокейнсианские и неоклассические  принципы. Будучи сторонниками государственного контроля и регулирования экономики, представители неокейнсианского направления  рекомендуют государству непосредственно  вмешиваться в экономические  процессы с целью их корректировки. Представители же неоклассического направления настаивают на ограничении  прямого государственного воздействия  на хозяйствующие субъекты, предлагая  косвенные меры регулирования экономики. Неокейнсианцы делают акцент на регулировании  совокупного спроса, в то время  как ориентиром неоклассиков выступает  совокупное предложение.

Одной из основных целей  экономической политики правительства  является достижение постоянных, умеренных  темпов роста ВВП, что ведет к  увеличению благосостояния и повышению  уровня жизни всех граждан страны. Такой тип экономического развития принято называть «устойчивым».

Добиться устойчивого  экономического роста - это значит не допускать резких подъемов и спадов. Несмотря на то, что такая цель является одинаковой для правительств, использующих как неокейнсианские, так и неоклассические  рецепты для регулирования экономики, средства ее достижения будут разниться[5, гл.13].

Неокейнсианским инструментом регулирования экономического развития страны выступает, в первую очередь, бюджетно-налоговая политика. Инструменты бюджетно-налоговой политики – государственные закупки; налоги; трансферты. С точки зрения неокейнсианцев, при резком экономическом подъеме для замедления экономической активности правительство должно сократить государственные расходы и увеличить налоги. Следствием данных мероприятий станет снижение совокупного спроса в стране, усиливаемое эффектом мультипликатора и акселератора, так как начнут сокращаться совокупные доходы. Это приведет к снижению закупок, уровня цен и замедлению производства ВВП. В данном случае результатом деятельности правительства станет сглаживание амплитуды цикла и недопущение «перегрева конъюнктуры» вследствие увеличения совокупного спроса.

В противоположном  случае правительство должно будет  снизить  налоги и увеличить государственные  расходы, чтобы не допустить экономического кризиса и вывести экономику  на повышательную волну. Именно в  период подъема правительство должно запасать средства, в том числе  через налогообложение, для финансирования экономики на спаде. Еще одним  инструментом антициклического регулирования  является кредитно-денежная, или монетарная, политика. Инструменты кредитно-денежной политики: установление обязательной нормы резервирования; регулирование официальной учетной ставки; операции на открытом рынке; административные меры. С точки зрения неоклассиков, монетарная политика является основой антициклического регулирования. Ее суть сводится к изменению количества денег в обращении. Как мы знаем, изменение величины денежной массы вызывает обратное изменение ставки банковского процента. Так, на повышательной волне правительство в лице центрального банка должно уменьшить объем наличной денежной массы, результатом чего станет рост процентной ставки равновесия на денежном рынке. Рост ставки ведет к удорожанию кредита, так как процент за пользование кредитом также увеличится. Все меньшее количество фирм смогут пользоваться кредитом не только для расширения, но и поддержания на прежнем уровне своих производственных объемов (кроме прочего, кредит берется для расчетов с поставщиками, потому что произведенная продукция не сразу может быть продана или не сразу получены деньги за ее реализацию). Совокупное предложение перестанет увеличиваться и начнет сокращаться. Результатом правительственных усилий станет охлаждение конъюнктуры.

Если точка пика пройдена и страна вошла в фазу сокращения, то правительство должно увеличить  количество денег в  обращении  и тем самым приостановить  экономический спад. Процентная ставка и процент за кредит уменьшатся, кредит станет более доступным, и  производство начнет увеличиваться, уменьшая безработицу, но усиливая темп роста  цен.

Заметим, что и  бюджетно-налоговая, и кредитно-денежная политика используются как неокейнсианцами, так и неоклассиками. Однако неокейпсианцы делают акцент па первой, а нсоклассики - на второй. [5, гл.13]

Вывод: несмотря на то, что экономическое развитие любой страны имеет циклическую форму, правительство стремится к поддержанию сопоставимых темпов экономического роста. Для осуществления своей цели правительство проводит антициклическую политику, в основе которой лежат принципы неокейнсианской и неоклассической концепций. В качестве основного инструмента антициклического регулирования неокейнсианцы предлагают проводить активную бюджетно-налоговую политику, направленную на регулирование совокупного спроса. Неоклассики предлагают регулировать экономику путем воздействия на совокупное предложение в основном с помощью кредитно-денежной политики.

3 Экономические циклы в Республике Беларусь на современном этапе

 

Начало  экономического роста (подъема с 1996 г.) в Беларуси происходило  примерно в одно и тоже время и  при тех же условиях, что и в  большинстве других постсоциалистических стран, вошедших  в СНГ. Однако уже  итоги 1997 г. стали поводом для  активной дискуссии в среде белорусских  экономистов. В ряде публикаций, посвященным  десятилетию переходного периода, Беларусь относили к странам с  «загадочным» экономическим ростом, поскольку последний происходил в условиях свертывания рыночных реформ.  Беларусь демонстрировала  рост производства даже в год финансового  кризиса в России и других странах  СНГ, а в 2004 г. По темпам роста ВВП  ей удалось «обогнать» большинство  стран СНГ — экспортеров природных  ресурсов. При этом прогнозы международных  организаций постоянно недооценивали  рост ВВП. Может ли это означать, что Беларусь не подвержена кризису  и неустойчивому развитию? Хотелось бы верить, но кризис не обошёл стороной.

На данный момент можно  выделить ряд факторов оказывающих  влияние на циклическое развитие экономики Республики Беларусь:

— Проблемы статистики выпуска. В Беларуси как и в Советском Союзе, для отраслевых министерств концернов и отдельных предприятий устанавливаются плановые показатели роста выпуска. Поскольку подобная практика в СССР создавала для этих субъектов стимулы завышать действительные показатели, нет оснований полагать, что в Беларуси дело обстоит иначе. Еще одним поводом для претензий к официальной статистике является несоответствие методологий, используемой Национальным статистическим комитетом РБ для расчетов промышленного производства, международной методологии.

— Различные внешние шоки. Из них можно выделить основные: зависимость от повышения цен  на топливно-энергетических ресурсов, в связи с уменьшением субсидирования от России, дестабилизация экспорта на внешние рынки.

— Низкие темпы реструктуризации экономики, промышленного комплеса, как следствие неблагоприятный  инвестиционный климат в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Структурные и воспроизводственные циклы в экономике Беларуси

 

По  мнению белорусского ученого  И. М. Абрамова, советская экономика  развивалась в определенной степени  независимо от решений государственных  органов. По мере роста ее масштабов  в послевоенное время быстро повышалась инерционность экономических явлений, их нечувствительность к внешним  воздействиям и попыткам государственного аппарата изменять структуру народного  хозяйства. Это в полной мере относится  и к экономике Беларуси. В социалистической экономике также, как и в “классической”, совокупное предложение одних средств  производства автоматически порождало  совокупный спрос на другие средства производства. Советский государственный  “капитализм” был капитализмом количественного  роста во имя инвестиций[14, c. 10 ].

В основе возникновения экономических  циклов в социалистической экономике  лежат следующие причины:

1. Ступенчатый характер  совершенствования технологий и  расширенного производствах. Он  заключается в последовательном  и волнообразном разделении труда  от добычи полезных ископаемых  до производства предметов потребления.

2. Волнообразный характер  расширенного воспроизводства в  СССР, который отмечали советские  экономисты. Расширение производства  происходила от звена к звену.  Это в полной мере относится  к экономике Беларуси.

В начальных стадиях, когда  происходит накопление средств производства, их вложение не сопровождается немедленной  отдачей в виде прироста выпуска  соответствующих предметов потребления, возникают существенные межотраслевые  различия (растет фондоемкость производства, уменьшается эффективность инвестиций).

В заключительной фазе процесса ступенчатого расширения производства потенции, заложенные предшествующим накоплением производственных мощностей, реализуются в ускоренном увеличении выпуска предметов потребления. Затем на основе расширения II подразделения  национального производства (выпуск предметов потребления, ТНП) создаются  необходимые материальные предпосылки  для новой волны накопления в I подразделении (производство средств  производства, основных средств) [14, c. 15].

 Динамика воспроизводственных  циклов развития экономики Беларуси, состоящих из трех фаз, приведена в табл. 5. Это период высоких, низких и снова высоких темпов роста экономики страны.

Информация о работе Экономические циклы в Республике Беларусь на современном этапе