Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:05, курсовая работа
Целью работы является изучение понятия цикличности экономического развития.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Описать сущность и структуру экономического цикла, его особенности;
Осветить виды экономических циклов и направления государственного антициклического регулирования;
Охарактеризовать проблему цикличности экономического развития в Беларуси.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Экономический цикл, его фазы и особенности…………………………4
1.1 Теории экономического цикла………………………………………….12
1.2 Виды экономических циклов…………………………………………...17
2 Антициклическая политика………………………………………………22
3 Экономические циклы в Республике Беларусь на современном этапе...26
3.1 Структурные и воспроизводственные циклы в экономике Беларуси..28
3.2 Влияние глобального экономического кризиса на экономику Беларуси…………………………………………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………….38
Таблица 4 – Классификация экономических циклов
Экономические циклы | ||||
По продолжительности |
По сфере действия |
По специфике проявления |
По формам развёртывания |
По пространственному признаку |
Краткосрочные |
Промышленные |
Нефтяные |
Структурные |
Национальные |
Среднесрочные |
Аграрные |
Продовольственные |
Отраслевые |
Межнациональные |
Долгосрочные |
Энергетические |
|||
Сырьевые |
||||
Экологические |
||||
Валютные |
Примечание – Источник [9, с. 183]
На основании сопоставления
закономерностей, выявленных Н. Кондратьевым,
российскими экономистами делается
вывод о том, что общественное
развитие России, в том числе и
Беларуси, подвержено воздействию длинных
волн мировой экономики в целом
подчиняется законам и
Вывод: на основе изучения и
анализа экономических
2 Антициклическая политика
Государственное антициклическое
регулирование экономики
Ученые-экономисты, анализируя
среднесрочные экономические
Также исследовавший эту проблему А. Афтальон дал аналогичное объяснение сути акселератора: увеличение совокупного спроса на потребительские товары через некоторое время приводит к еще большему спросу на инвестиционные товары, использованные для производства данных потребительских товаров.
В целом акселератор выражает влияние величины запаса на величину потока (вспомните, что мультипликатор выражал обратное воздействие).
Акселератор отражает степень изменения I объема валовых инвестиций (расходов) в зависимости от изменения величины национального дохода.
Коэффициент акселерации рассчитывается как прямое отношение валовых инвестиций к приросту национального дохода.
V=l/(Yt-1-Yt-2)
где V - коэффициент акселерации;
l - величина инвестиций;
Y - величина национального дохода;
t - год, в который были осуществлены инвестиции.
Так, если увеличение совокупного спроса на потребительские товары имело место между 2010 и 2011 годом, то инвестиции будут сделаны только в 2012 году, так как коэффициент акселерации надо будет рассчитывать следующим образом:
V=l 2012/(Y2011-Y2010)
Важно не забывать, что между
тем периодом, когда произошло
увеличение совокупного спроса на потребительские
товары, и периодом, когда будут
сделаны инвестиции в средства производства
этих товаров, пройдет какое-то время.
В нашем случае - один год.Как уже
отмечалось, в основе политики государственного
регулирования экономики лежат
неокейнсианские и
Одной из основных целей экономической политики правительства является достижение постоянных, умеренных темпов роста ВВП, что ведет к увеличению благосостояния и повышению уровня жизни всех граждан страны. Такой тип экономического развития принято называть «устойчивым».
Добиться устойчивого
экономического роста - это значит не
допускать резких подъемов и спадов.
Несмотря на то, что такая цель является
одинаковой для правительств, использующих
как неокейнсианские, так и неоклассические
рецепты для регулирования
Неокейнсианским инструментом регулирования экономического развития страны выступает, в первую очередь, бюджетно-налоговая политика. Инструменты бюджетно-налоговой политики – государственные закупки; налоги; трансферты. С точки зрения неокейнсианцев, при резком экономическом подъеме для замедления экономической активности правительство должно сократить государственные расходы и увеличить налоги. Следствием данных мероприятий станет снижение совокупного спроса в стране, усиливаемое эффектом мультипликатора и акселератора, так как начнут сокращаться совокупные доходы. Это приведет к снижению закупок, уровня цен и замедлению производства ВВП. В данном случае результатом деятельности правительства станет сглаживание амплитуды цикла и недопущение «перегрева конъюнктуры» вследствие увеличения совокупного спроса.
В противоположном случае правительство должно будет снизить налоги и увеличить государственные расходы, чтобы не допустить экономического кризиса и вывести экономику на повышательную волну. Именно в период подъема правительство должно запасать средства, в том числе через налогообложение, для финансирования экономики на спаде. Еще одним инструментом антициклического регулирования является кредитно-денежная, или монетарная, политика. Инструменты кредитно-денежной политики: установление обязательной нормы резервирования; регулирование официальной учетной ставки; операции на открытом рынке; административные меры. С точки зрения неоклассиков, монетарная политика является основой антициклического регулирования. Ее суть сводится к изменению количества денег в обращении. Как мы знаем, изменение величины денежной массы вызывает обратное изменение ставки банковского процента. Так, на повышательной волне правительство в лице центрального банка должно уменьшить объем наличной денежной массы, результатом чего станет рост процентной ставки равновесия на денежном рынке. Рост ставки ведет к удорожанию кредита, так как процент за пользование кредитом также увеличится. Все меньшее количество фирм смогут пользоваться кредитом не только для расширения, но и поддержания на прежнем уровне своих производственных объемов (кроме прочего, кредит берется для расчетов с поставщиками, потому что произведенная продукция не сразу может быть продана или не сразу получены деньги за ее реализацию). Совокупное предложение перестанет увеличиваться и начнет сокращаться. Результатом правительственных усилий станет охлаждение конъюнктуры.
Если точка пика пройдена и страна вошла в фазу сокращения, то правительство должно увеличить количество денег в обращении и тем самым приостановить экономический спад. Процентная ставка и процент за кредит уменьшатся, кредит станет более доступным, и производство начнет увеличиваться, уменьшая безработицу, но усиливая темп роста цен.
Заметим, что и бюджетно-налоговая, и кредитно-денежная политика используются как неокейнсианцами, так и неоклассиками. Однако неокейпсианцы делают акцент па первой, а нсоклассики - на второй. [5, гл.13]
Вывод: несмотря на то, что экономическое развитие любой страны имеет циклическую форму, правительство стремится к поддержанию сопоставимых темпов экономического роста. Для осуществления своей цели правительство проводит антициклическую политику, в основе которой лежат принципы неокейнсианской и неоклассической концепций. В качестве основного инструмента антициклического регулирования неокейнсианцы предлагают проводить активную бюджетно-налоговую политику, направленную на регулирование совокупного спроса. Неоклассики предлагают регулировать экономику путем воздействия на совокупное предложение в основном с помощью кредитно-денежной политики.
3 Экономические циклы в Республике Беларусь на современном этапе
Начало экономического роста
(подъема с 1996 г.) в Беларуси происходило
примерно в одно и тоже время и
при тех же условиях, что и в
большинстве других постсоциалистических
стран, вошедших в СНГ. Однако уже
итоги 1997 г. стали поводом для
активной дискуссии в среде белорусских
экономистов. В ряде публикаций, посвященным
десятилетию переходного
На данный момент можно выделить ряд факторов оказывающих влияние на циклическое развитие экономики Республики Беларусь:
— Проблемы статистики выпуска. В Беларуси как и в Советском Союзе, для отраслевых министерств концернов и отдельных предприятий устанавливаются плановые показатели роста выпуска. Поскольку подобная практика в СССР создавала для этих субъектов стимулы завышать действительные показатели, нет оснований полагать, что в Беларуси дело обстоит иначе. Еще одним поводом для претензий к официальной статистике является несоответствие методологий, используемой Национальным статистическим комитетом РБ для расчетов промышленного производства, международной методологии.
— Различные внешние шоки.
Из них можно выделить основные:
зависимость от повышения цен
на топливно-энергетических ресурсов,
в связи с уменьшением
— Низкие темпы реструктуризации экономики, промышленного комплеса, как следствие неблагоприятный инвестиционный климат в стране.
3.1 Структурные и воспроизводственные циклы в экономике Беларуси
По мнению белорусского ученого
И. М. Абрамова, советская экономика
развивалась в определенной степени
независимо от решений государственных
органов. По мере роста ее масштабов
в послевоенное время быстро повышалась
инерционность экономических
В основе возникновения экономических циклов в социалистической экономике лежат следующие причины:
1. Ступенчатый характер
совершенствования технологий
2. Волнообразный характер
расширенного воспроизводства
В начальных стадиях, когда
происходит накопление средств производства,
их вложение не сопровождается немедленной
отдачей в виде прироста выпуска
соответствующих предметов
В заключительной фазе процесса ступенчатого расширения производства потенции, заложенные предшествующим накоплением производственных мощностей, реализуются в ускоренном увеличении выпуска предметов потребления. Затем на основе расширения II подразделения национального производства (выпуск предметов потребления, ТНП) создаются необходимые материальные предпосылки для новой волны накопления в I подразделении (производство средств производства, основных средств) [14, c. 15].
Динамика воспроизводственных
циклов развития экономики
Информация о работе Экономические циклы в Республике Беларусь на современном этапе