Экономические циклы в Республике Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение понятия цикличности экономического развития.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Описать сущность и структуру экономического цикла, его особенности;
Осветить виды экономических циклов и направления государственного антициклического регулирования;
Охарактеризовать проблему цикличности экономического развития в Беларуси.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1 Экономический цикл, его фазы и особенности…………………………4
1.1 Теории экономического цикла………………………………………….12
1.2 Виды экономических циклов…………………………………………...17
2 Антициклическая политика………………………………………………22
3 Экономические циклы в Республике Беларусь на современном этапе...26
3.1 Структурные и воспроизводственные циклы в экономике Беларуси..28
3.2 Влияние глобального экономического кризиса на экономику Беларуси…………………………………………………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………….38

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 139.86 Кб (Скачать файл)

 Таблица 5. Воспроизводственные циклы в экономике Беларуси за 1950-2015 гг.

Цикл

Период высоких темпов прироста

Период низких темпов прироста

Период высоких темпов прироста

I

1950-1955 гг.

1956-1960 гг.

1961-1964 гг.

II

1965-1970 гг.

1971-1974 гг.

1975-1984 гг.

III

1985-1990 гг

1991-1995 гг.

1996-2000 гг.

IV

2001-2008 гг.

2009-2010 гг.

2011-2015 гг.


Примечание – Источник: [13, c. 10 таблица 1.1]

3. Периодическое возникновение  и длительное сохранение диспропорций  между различными отраслями. Структурные  изменения, являющиеся следствием  несбалансированности, выражаются  в форме вынужденных ограничений  темпов роста отдельных отраслей, вынужденным изменением уровня  потребления некоторых видов  ресурсов в связи с возникающим  разрывом между расширением производственного  спроса и реальным объемом  продукции. Во-первых, это диспропорции  между неразвитым I подразделением  и временно отстающим II подразделением  национального производства. Во-вторых, значительная часть диспропорций  складывается в результате наличия  в экономике стихийных явлений  и неоптимального распределения  работ по расширению производства. В-третьих, в ходе преодоления  диспропорций первых двух типов  возникают специфические диспропорции, вызванные чрезмерным расширением  инвестиционного комплекса. 

Цикличный характер имеет  динамика инвестиций по секторам экономики. Во второй фазе каждого цикла, а именно в 1960-1965 гг., 1976-1985 гг., происходит наращивание  капиталовложений в сырьевой сектор. Это случается за счет сокращения перерабатывающего сектора и  сферы услуг. За период 1991-1995 гг. помимо снижения реальных объемов инвестиций, возникли новые тенденции в распределении  инвестиций по секторам экономики. Произошло  резкое сокращение удельного веса капиталовложений в сырьевой сектор в 3,5 раза, с 29,5 до 8,5%.

Изменение удельного веса капиталовложений по типам производства промышленности Беларуси имеет амплитудный  характер. Рост доли инвестиций в периоды: 1986-1990 г. I типа производств, 1991-1995 гг. II типа производств, 1996-1998 гг. III типа производств. Выявление и анализ основных структурных  диспропорций в экономике Беларуси позволило доказать наличие экономических  циклов. (I тип - отрасли перерабатывающие природное сырье: лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, пищевая промышленность, производство стройматериалов; II тип  – отрасли, выпускающие промежуточные  материалы: черная и цветная (передельная) металлургия, химическая и нефтехимическая, электроэнергетика, топливная, легкая промышленность; III тип - отрасли конечной обработки и сборки: машиностроение и металлообработка).

Важнейшими  чертами послевоенных структурных  циклов  (первый цикл - 1953-1971 гг., второй - 1972-1986 гг. и третий - 1987-2002 гг., четвертый - 2003-2015 гг. (см. табл. 6) являются:

а) примерно одинаковая продолжительность, равная 15-18 годам;

б) фазы развития:

 — период высоких  темпов экономического роста  и незначительных структурных  сдвигов на протяжении 6-8 лет;

— этап постепенного ухудшения  экономической ситуации в результате возникновения диспропорций в структуре  производства в течение 4 лет;

— период невысоких темпов экономического роста и интенсивных  структурных сдвигов, вызванных  обострением диспропорций на протяжении 3-4 лет;

— динамика различных экономических  показателей не всегда является синхронной. Волнообразная траектория секторов и типов пересекают общую траекторию экономики в различных фазах  цикла[14, c. 31].

Таблица 6. Структурные циклы  в экономике Беларуси за 1950-2002 гг. и прогноз за 2003-2016 г.г.

Цикл

Период  подъема

Период  спада

Период оживления и роста

I

1956-1960 гг.

1961-1965 гг.

1966-1972 гг.

II

1973-1980 гг.

1981-1985 гг.

1986-1988 гг.

III

1989-1990 гг.

1991-1995 гг.

1996-2002 гг.

IV

2003-2008 гг.

2009-2011 гг.

2012-2016 гг.


Примечание – Источник: [13, c. 11 таблица 1.2]

Анализ развития Беларуси невозможен без определения влияния  экономических циклов на функционирование экономики. Возможные пути выхода их тупика необходимо искать на основе рассмотрения воспроизводственных и структурных  процессов, продолжительности фаз  всех циклов. Недостаточная изученность  циклических колебаний объясняется  многими причинами - слабой теоретической  базой, отсутствием или закрытой статистической информации об экономике  СССР, в том числе Беларуси, наличием высокой инфляции в трансформационной  экономике, искажающей макроэкономические показатели и т. д. Развитие национального  хозяйства проходит на фоне длительных по времени экономических циклов, что необходимо учитывать при  разработке программ и социально-экономических  прогнозов [13, с. 12].

 

3.2 Влияние глобального экономического кризиса на экономику   Беларуси

 

Каналы  влияние глобального  экономического кризиса на белорусскую  экономику были во многом схожи с  другими странами Центральной и  Восточной Европы. Основные проблемы для национальной экономики были вызваны снижением внешнего спроса. Оно затронуло значительную часть  отраслей промышленности Беларуси, которые  ориентированы на внешний рынок. В результате стала снижаться  экспортная выручка отечественных  предприятий, ухудшалось их финансовое состояние. Снижение экспортной выручки  довольно быстро сказалось и на равновесии в денежно-кредитном секторе. Оно  обусловило значительный дефицит на внутреннем валютном рынке, который  усугублялся растущими девальвационными ожиданиями.

Однако  распространение  кризиса через  внешний и денежный секторы было во многом видоизменено мерами экономической  политики, предпринятыми  экономическими властями.

Поскольку в Беларуси роль государственной  собственности  в экономике существенно выше, нежели в странах-соседях, правительство  смогло обеспечить сохранение высокого уровня занятости и производства директивными мерами. Наряду с этим, стали активно применятся меры стимулирования внутреннего спроса и отраслей экономики, ориентированных на внутренний рынок. Де-факто, реализовывалась экономическая  стратегия замещения сократившегося внешнего спроса внутренним. Для этого  использовался широкий перечень фискальных и монетарных стимулов. В результате в период кризиса  стала существенно меняться как  отраслевая структура национальной экономики, так и структура совокупного  спроса. В отраслевой  структуре  существенно повысилась доля в добавленной  стоимости строительства и сельского  хозяйства, а также ряда отраслей сферы услуг. Со стороны спроса «точками роста» стали инвестиции в основной капитал, а также потребление  домашних хозяйств. Кроме того, значительная часть роста ВВП приходилась  на аккумулирование запасов готовой  продукции.

Такая стратегия смогла обеспечить обеспечение  положительных темпов роста, на фоне двузначного падения  производства в соседних странах. Однако уже к середине 2009 г. стали очевидны существенные изъяны такой модели преодоления  кризиса. Поддержание положительных  темпов роста ВВП в таких условиях приводило к накоплению диспропорций в экономике. Во взаимоотношениях с  внешним миром, искусственное стимулирование внутреннего спроса обусловливало  увеличение спроса на импорт, в результате чего продолжал увеличиваться внешний  дефицит. В реальном секторе предприятия  вынуждены были накапливать запасы, что приводило к вымыванию  их оборотных средств. Кроме того, целевая установка на сохранение роста заработной платы, в условиях снижения производительности труда, приводила  к повышению удельных издержек на труд, что в еще большей мере снижало ценовую конкурентоспособность  отечественных производителей.

В результате экономические  власти ослабили стимулирование внутреннего  спроса, прежде всего потребления  домашних хозяйств, пытаясь бороться с растущим дефицитом внешней  торговли. При этом возможности использования  фискальных стимулов были ограничены вследствие ухудшения ситуации с  выполнением государственного бюджета. Изменение условий внешней торговли привело к резкому снижению доходов  от экспортных пошлин ввиду падения  цен на нефтепродукты и снижению поступлений от НДС в результате сокращения объемов импорта. Также  на доходы бюджета повлияло ухудшение  положения в реальном секторе: снизились  доходы от налога на прибыль и ряд  неналоговых доходов. При этом стремление правительства поддержать высокие  темпы  роста инвестиций приводило  к сохранению расходов бюджета на прошлогоднем уровне. Поэтому, начиная  со второй половины 2009 г., когда дефицит  бюджета достиг 1.2% от ВВП, правительство  было вынуждено начать проводить  политику по снижению расходов. Сокращение коснулось в основном расходов на экономику (в т.ч. за счет снижения расходов на компенсации поставщикам нефти) и на государственные программы. Все остальные статьи расходов также  претерпели сокращение в сравнении  с 2008 г., но не в столь незначительной степени [6, c.65].

Беларусь  в период кризиса  демонстрирует довольно привлекательные  результаты на фоне других стран региона. Однако если большинство стран центральной  восточной Европы в период кризиса  избавлялись от дисбалансов в  национальной экономике, то в Беларуси эти дисбалансы продолжали накапливаться. Причем, поддержание этих дисбалансов  становится возможным преимущественно  за счет внешних заимствований.

В этой ситуации особую роль для Беларуси приобретает вопрос об экономической политике в 2010 г. и  о выборе новой модели экономического роста. Исходя из итогов 2008–2009 гг. можно  говорить о том, что целесообразно  снизить приоритетность валовых  показателей в пользу качественного  развития национальной экономики —  устранения основных дисбалансов и  повышения эффективности ее деятельности. Именно такой подход позволит выйти  на более высокую траекторию долгосрочного  экономического роста.

Однако и 2011 год принёс свои проблемы. В этом году замедление экономического роста связано со сжатием внутреннего спроса.

На динамику ВВП определяющее внимание оказывал внутренний рынок  страны. В основе замедления экономического роста лежат ключевые факторы  сокращения внутреннего спроса –  объёмы розничного товарооборота, динамика доходов населения и инвестиций в основной капитал.

С середины 2011 года наблюдалась  тенденция снижения объёмов товарооборота  относительно уровня соответствующих  месяцев предыдущего года. Основным фактором стал существенный рост цен  на потребительском рынке при  относительно запаздывающем повышении  реальных денежных доходов населения.

Рост инвестиций в основной капитал в 2011 году составил 113,3% при  прогнозе 116-117%. Снижение темпов роста  инвестиций в значительной мере было обусловлено политикой сжатия внутреннего  спроса, оптимизацией финансирования госпрограмм и сокращением бюджетных  расходов по этим статьям.

 Объем привлеченных в экономику страны прямых иностранных инвестиций на чистой основе в 2011 году составил $3,97 млрд (при годовом задании $6,4-6,5 млрд). В 2012 году сформулирована задача привлечения прямых иностранных инвестиций в объеме $3,7 млрд. В частности, $1,2 млрд ожидаются в виде притока инвестиций в уже существующие предприятия с участием иностранного капитала, еще $2,5 млрд планируется получить путем продажи госсобственности, сообщил Александр Ярошенко.

  Наиболее чувствительной к экономической ситуации минувшего года оказалась сфера жилищного строительства. Годовое задание выполнено на 82,8%. Тем не менее, в 2011 году введено в эксплуатацию 5,487 млн кв.м общей площади жилых домов, что выше среднегодового показателя пятилетки 2006-2010 годов.

Вывод: глобальный кризис оказал негативное влияние, в первую очередь, на внешний рынок страны, в связи  с чем, возникли проблемы и на внутреннем рынке. Правительство принимало  ряд мер по поддержанию хотя бы внутреннего спроса, однако это привело  к накоплению диспропорций в экономике. Всё это привело к снижению доходов, вследствие чего правительство  было вынуждено снизить расходы. Но на фоне других стран Беларусь демонстрировала  неплохие результаты. В 2011 году замедление экономического роста было связано  с внутренним спросом.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Для развивающейся  национальной экономики характерно  постоянное отклонение от равновесия, нежели его непрерывное сохранение. Таким образом экономику РБ  следует рассматривать как формирование, которое постоянно отклоняется  не только от идеального, но  и от равновесного состояния.

    Можно выделить  объективные факторы, сдерживающие  экономический рост РБ:

    1) ограниченность  сырьевой и топливно-энергетической  базы;

    2) высокая ресурсоемкость  экономики;

    3) сильная зависимость  от поставок  сырья, материалов, топлива;

    4) неразвитость  рыночной инфраструктуры.

    Поэтому необходимо  ускорить структурные преобразования, определить и реализовать   новые  приоритеты научно-технического  развития, привлекать инвестиции  в экономику  страны.

    Сложившаяся в  практике Беларуси политика медленного  обновления основных фондов привела  к тому, что более половины  из них изношены. Кроме того  Беларусь технически отстает  во многих отраслях и сферах  экономики то мирового уровня. С целью достижения долгосрочного  экономического роста государство  должно так воздействовать на  совокупный спрос, чтобы скорость  его расширения соответствовала  темпу увеличения естественного  уровня реального объема производства, а также обеспечить при этом  возрастание естественного уровня  реального объема производства .

    Исходя  из проделанной  работы можно сделать несколько  небольших выводов:

1. Цикличность – это всеобщая форма движения, отражающая его неравномерность, смену эволюционных и революционных форм прогресса.

2. Выделяют четыре фазы цикла: подъем (бум); кризис (спад); депрессию (дно); оживление (расширение).

3. Существует множество  теорий, объясняющие цикличность,  которые обычно классифицируют  по двум группам: «внешние»  и «внутренние». Сторонники первых  теорий видят причину экономических  колебаний в действии внешних  по отношению к хозяйственной  системе факторов; вторых – видят  причину циклов действии присущих  самой экономической системе  факторов.

4. Современной общественной  науке известны более тысячи  типов экономической цикличности,  однако, самые распространённые  это тип Китчена, Жуглара, Кузнеца,  Кондратьева.

5. Несмотря на то, что экономическое развитие любой страны имеет циклическую форму, правительство стремится к поддержанию сопоставимых темпов экономического роста. Для осуществления своей цели правительство проводит антициклическую политику, в основе которой лежат принципы неокейнсианской и неоклассической концепций. В качестве основного инструмента антициклического регулирования неокейнсианцы предлагают проводить активную бюджетно-налоговую политику, направленную на регулирование совокупного спроса. Неоклассики предлагают регулировать экономику путем воздействия на совокупное предложение в основном с помощью кредитно-денежной политики.

Информация о работе Экономические циклы в Республике Беларусь на современном этапе