Экономические дискуссии и их роль в формировании экономического курса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:39, реферат

Описание работы

Радикальные экономические и политические изменения, происходящие в нашей стране на стыке веков, требуют нетрадиционного подхода к организации учебного процесса. Речь идет о формировании модели образования, позволяющей сочетать широкие культурные знания с возможностью глубокого постижения большого числа дисциплин. Эта задача стоит и применительно к преподаванию экономических дисциплин, прежде всего экономической теории.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 41.76 Кб (Скачать файл)

Введение

Радикальные экономические  и политические изменения, происходящие в нашей стране на стыке веков, требуют нетрадиционного подхода  к организации учебного процесса. Речь идет о формировании модели образования, позволяющей сочетать широкие культурные знания с возможностью глубокого  постижения большого числа дисциплин. Эта задача стоит и применительно  к преподаванию экономических дисциплин, прежде всего экономической теории. В рамках экономического знания прогрессирует  плюрализм взглядов и позиций как отдельных ученых, так и школ, и направлений, постоянно растет число узкопредметных специальностей. Соответственно развиваются связи экономической теории с социологией, философией, политологией, психологией, культурологией, с комплексом точных и естественных дисциплин, и все это необходимо включать в курс экономической теории. Также в условиях динамичности хозяйственной среды в экономике возникают принципиально новые проблемы, очень быстро устаревает фактология. В таких условиях необходимо наличие некой теоретическо-методологической общей экономической науки.  

Такой наукой в период существования  СССР являлась марксистско-ленинская  политическая экономия, но произошедшая в стране «Перестройка» высветила  все ее недостатки. Советская экономическая  наука уже не могла выполнять  функцию общей экономической  теории, так как перестала отвечать на вопросы, которые перед ней  ставила современная жизнь. Неудовлетворенные  марксистской политической экономией, которая оказалась в кризисе, многие ученые стали следовать западным образцам экономической науки, но экономикс не мог отразить всех особенностей переходной экономики страны – перед нашими учеными встал неразрешимый вопрос: что преподавать в качестве экономической теории? Этот вопрос не мог остаться без внимания, он был широко освещен в прессе, многие экономисты касались этого вопроса в своих статьях, предлагая в них всевозможные варианты решения этой проблемы.

Современные направления экономической науки

Маржиналисты, в частности А. Маршалл, заложили новое направление в экономической науке – экономикс. Другое название экономикс – неоклассика. Неоклассики изучали экономику на микро уровне.

Институционализм

Экономическое течение, появившееся  в начале 20 века. Его основные представители: Т. Веблен, У. Митчелл и Коммонс. Институционализм вводит понятие «института» - устоявшийся стереотип поведения в обществе. Главная идея этого направления заключается в том, что на поведение субъекта оказывают влияние институты. Недостаток институционализма заключался в том, что он не выработал своей особой теории, основным в нем являлась критика неоклассиков.

Из институционализма вышло такое направление, как неоинституционализм. Первая работа в этом направлении вышла в свет в 1937 году: «Природа фирмы» Р. Коуза. В то время книга осталась почти без внимания, зато в 1991 году ее автор получил Нобелевскую премию по экономике. Кроме Р. Коуза неоинституционализмом занимались О. Уильямсон, опубликовавший книгу «Экономические институты капитализма», и Д. Норд, получивший, как и Р. Коуз, Нобелевскую премию. Расцвет неоинституционализма пришелся на 90ые годы. Понятие институтов в неоинституционализме было сохранено. Основным достижением представителей этого течения является то, что они вывели конструктивную теорию транзакционных издержек.

Кейнсианство

29 октября 1929 года произошел  мировой кризис перепроизводства– рухнула Нью-йоркская фондовая биржа. Этот кризис считается самым крупным за всю мировую историю. «Черный вторник», так назвали этот кризис, породил на Западе «Великую депрессию». Этот кризис показал несостоятельность почти всех направлений экономической науки, несостоятельность теории о саморегуляции рынка без вмешательства государства. Тогда, в противовес существующим направлениям экономической науки, появляется в 1936 году знаменитая книга Д. Кейнса, которая считается революционной в экономике, «Общая теория занятости, процента и денег». В своей работе Д. Кейнс обосновал вмешательство государства в экономику, считая, что сама по себе экономика выйти из кризиса не сможет. Д. Кейнс предлагал государству увеличивать закупки у частного бизнеса, предлагал стимулировать занятость, общественные работы. Главная идея его книги: рыночный механизм саморегулирования должен быть дополнен вмешательством государства. Теории, существовавшие в 19 и в начале 20 века, были главным образом микроэкономическими, они исследовали деятельность и поведение индивидуальных субъектов и оперировали лишь количествами, входившими в их сферу. Д. Кейнс был основателем макроэкономического подхода, то есть изучение групп, совокупных величин. Книга Д. Кейнса посвящена определению и колебаниям совокупного дохода, а также переходу сбережений в инвестиции и экономике спроса. Основным недостатком кейнсианства считается статичность, то есть все теории подходят для конкретных, частных ситуации, без учета динамики. Кейнсианство было популярно до конца 60ых годов, потом начались различные потрясения (повторение кризиса), и кейнсианская модель начала критиковаться.

На смену кейнсианству пришло нео и посткейнсианство, главной задачей которых, была попытка преодолеть нединамичность кейнсианства. Представитель посткейнсианства – Д. Робинсон, неокейнсианства – Р. Харрот, У. Хикс. И то, и другое направление в разной степени предлагало различные динамические подходы, основываясь на теориях кейнсианства.

Монетаризм

Кейнсианство сменило  такое направление, как монетаризм, представителем которого был М. Фридман. Главные идеи монетаризма: государство не должно активно вмешиваться в экономику, должно уйти из денежного оборота, задачи государства – поддержка национальной валюты, иначе говоря, управление экономикой через управление денежной массы.

Основным течением экономической  науки сейчас можно назвать «Мейнстрим». «Мейнстрим» - это экономикс на микро и макро уровне. Именно это направление сейчас преподается на Западе и, частично, в нашей стране. В современной экономической науке прослеживается четко выраженное стремление заново осмыслить место и роль экономической теории в системе общественных наук, проявляется тенденция к расширенному толкованию предмета экономической науки.

Две основные ветви экономической науки

В экономической теории существуют две основные, кардинально отличающиеся друг от друга, ветви: марксистская политическая экономия и экономикс. В российских высших учебных заведениях с середины 30-х годов преподавали традиционный курс марксистско-ленинской политической экономии. Но вот в России произошла перестройка – переход от административно-командной экономики с жестким традиционным планированием к рыночной организации общественного хозяйства при определенном воздействии государства на экономику, иначе говоря, переход от социалистического пути развития к рыночному. Произошли изменения как в социальной, так и в политической, экономической областях общественной жизни. Встал вопрос о том, что преподавать в качестве экономической теории: марксистско-ленинскую политическую экономию или же популярный к тому времени на Западе экономикс.

Различия марксистской политической экономии и экономикс

Экономикс по предмету исследования, курсу проблем, методологии, практическим выводам принципиально отличается от курса марксистско-ленинской политической экономии. Главные отличия экономикс от традиционной политической экономии:

1.        Экономикс исходит из ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей человека и общества. Тем самым во главу угла ставится человек с его потребностями. Важнейшие элементы экономической системы и ее действующие лица – экономические субъекты, люди, ради которых функционирует и развивается экономические системы рыночного типа. Потребности субъектов не постоянны и не однозначны. Они изменяются в зависимости от многих факторов: цены, доходы, моды, просто желания людей и т. п. Также известно, что полезности бесконечно разнообразны и бесконечно изменчивы. Это означает, что факторы экономической системы представляют собой случайные функции, свойства которых описываются вероятностными характеристиками. Таким образом, рыночная экономическая система носит вероятностный характер. 

Традиционная политическая экономия во главу угла ставит объективные  экономические законы, которые и  выступают предметом ее изучения. Эти законы как бы независимы от человека как субъекта национального  хозяйства, экономика функционирует  помимо его воли. Политическая экономия СССР считала, что только выдвинутые и обособленные ею экономические процессы и экономические законы носят объективный характер. Их объективность трактовалась независимо от воли людей. Точно так же и вся экономическая система выступала как некая внешняя сила по отношению к обществу. Поэтому функционирование всей экономической системы жестко определено.

2.        Традиционная политическая экономия основывается на трудовой теории стоимости. Считается, что в основе стоимости лежат общественно необходимые затраты. Из этого положения вытекает то, что хозяйственный механизм общества будет носить затратный характер – чем выше затраты, тем больше стоимость и цена. В соответствии с трудовой теорией стоимости стоимость крайне слабо зависит от соотношения спроса на данный товар или услугу и предложения. В противовес этому подходу экономикс исходит из маржиналистской теории, по которой стоимость определяется предельным продуктом, а цена – положением точки равновесия между спросом и предложением.

3.        Одна из главных идей традиционной политической экономии состоит в отрицании прогрессивной роли частной собственности, в уверенности в гибели капитализма, как строя и замены его социализмом, базирующимся на общественной собственности.

4.        Согласно традиционной политической экономии у рыночной организации нет будущего, в то время как экономикс не видит смысла в иной организации общественного хозяйства, кроме рыночной, находящейся в постоянном развитии.

Это далеко не все различия между политической экономией и  экономикс и перечень можно еще долго продолжать.

После экономических реформ экономическая наука столкнулась  с проблемой – что преподавать. В той постановке вопроса, которая  прослеживается в дискуссии о  предмете экономической теории, неизбежно  присутствует идея альтернативы –  либо преподавать экономикс, либо политическую экономию.

В последнее время некоторые  экономисты, прежде всего преподаватели  российских вузов, выдвинули положение, согласно которому, решением этой проблемы, станет создание учебного курса экономической  теории, который бы соединил в себе как экономикс, так и политическую экономию. На основе этого подхода в последнее время созданы некоторые учебники и учебные пособия, авторы которых оправдывают их необходимость переходным периодом формирования рыночной экономики.

Однако, трудно себе представить  соединение в единую теорию определения  стоимости общественно необходимыми затратами и предельным продуктом, определение заработной платы стоимостью товара рабочей силы и предельным вкладом работника в создание продукта, соединение частной и общественной собственности. Практически нет  ни одного сколько-нибудь существенного момента, в котором не было бы коренных различий между экономикс и политической экономией.

 

Современные дискуссии о предмете экономической  теории

Экономическая наука, преподававшаяся в период существования  Советского Союза

Если раньше, до перестройки, в нашей стране не стояло вопроса  о том, что преподавать в качестве экономической науки, то теперь ученые-экономисты столкнулись с этой проблемой. Правительство  СССР устраивала марксистская политическая экономия, базирующаяся на теории трудовой стоимости, общественной собственности  и других, характерных для нее  понятий. Академик РАН Д. Львов в  книге «Развитие экономики России и задачи экономической науки» пишет: «В отличие от Запада советская экономическая  наука в течение многих десятилетий  находилась под идеологическим прессом. Марксистская доктрина, сформировавшаяся  в середине прошлого столетия, считалась венцом научного знания. Ее изучению посвящалась львиная доля учебного времени в институтах, более поздние принципиальные достижения излагались лишь с целью их опровержения. К этому следует добавить, что в советской экономической системе отсутствовали те механизмы, которые являются основным предметом изучения современной экономической науки: конкурентные рынки, сложная банковская система, валютные биржи, финансовые инструменты и т. д.»[2].

Экономическая наука периода  существования Советского Союза  была призвана выполнять идеологическую функцию, доказывающую населению нашей  страны преимущества социализма над  капитализмом. В Евстигнеев в статье «Экономическая наука в поисках новой методологии» пишет: «Так, в советской экономической науке много лет существовала традиция создания научных монографий о капиталистической экономике. В рамках этой традиции цифры и цитаты из западной периодики были подчинены отчетливым, хотя и не прямо выраженным ожиданиям. Что же касается извлечения из работ западных экономистов-теоретиков, то сам перевод или пересказ их  - уже был научным достижением, что обусловливалось не бедностью отечественной мысли, а ее «инородностью», при которой вовлечение в поле зрения каждого нового объекта оказывалось методологически значимым. Любая попытка реально что-то доказать или рассчитать воспринималась как покушение на пересмотр негласно принятой парадигмы…»[3].

Информация о работе Экономические дискуссии и их роль в формировании экономического курса