Экономические факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:49, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотреть факторы, обеспечивающие функционирование национальной экономики Республики Беларусь.
Задачи контрольной работы:
- охарактеризовать основные факторы, обеспечивающие функционирование национальной экономики РБ;
- проанализировать результаты функционирования национальной экономики РБ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ФАКТОРОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РБ...................5
2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РБ ЗА 2006-2010 гг.....................................................................11
3 ВОЗМОЖНЫЕ ФАКТОРЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РБ...............................................................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................24

Файлы: 1 файл

КР НАЦ ЭК ФАКТОРЫ готовая.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

- повышению ставки рефинансирования с 10,5 до 45 процентов годовых (с 12 декабря 2011 г.);

- полному прекращению с 1 июня 2011 г. эмиссионного кредитования государственных программ;

- осуществлению рефинансирования банков только через стандартные операции регулирования ликвидности (на рыночных условиях и на короткие сроки);

- девальвации белорусского рубля к иностранным валютам;

- унификации обменного курса на всех сегментах внутреннего валютного рынка (объединение с 20 октября 2011 г. основной и дополнительной торговых сессий на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»).

Кроме того, уточнены показатели республиканского бюджета на 2011 год в сторону уменьшения предельного размера дефицита бюджета на 5,2 трлн. рублей с ранее утвержденных 6 трлн. рублей (по итогам января-октября 2011 г. республиканский бюджет исполнен с профицитом в сумме 3,3 трлн. рублей или 1,5 % к ВВП).

В целях увеличения международных резервных активов и финансирования дефицита платежного баланса Республики Беларусь привлечены внешние ресурсы, в частности 800 млн. долларов – первый транш финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС;

Таким образом, можно сделать вывод, что в нашей стране создана надежная база для ускоренного социально-экономического развития страны в очередном пятилетии.

 

 

 

3 ВОЗМОЖНЫЕ  ФАКТОРЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ  НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РБ

 

 

Несмотря на то, что в нашей стране создана надежная база для ускоренного социально-экономического развития страны в очередном пятилетии, следует заметить, что в ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые сдерживают развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики. Для нее все еще характерны высокая импортоемкость, материалоемкость и энергоемкость выпускаемой продукции, относительно низкая производительность труда. Следствием этого становится недостаточная конкурентоспособность продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.

Государственная политика в 2011–2015 годах будет направлена на решение указанных проблем  и преодоление ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально-экономического развития страны, существенно повысить благосостояние населения[1].

Текущее пятилетие (2011–2015 годы) должно стать важным этапом в  дальнейшем совершенствовании белорусской  модели социально ориентированной рыночной экономики.

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы – рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Для ее достижения предусматривается  повышение реальных располагаемых  денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7–1,76 раза. Основной для этого станет рост ВВП  в 1,62–1,68 раза, производительности труда в 1,63–1,68 раза, объемов производства продукции сельского хозяйства в 1,39–1,45 раза, промышленности в 1,54–1,6 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20–21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие в 1,9–1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию рабочих мест. 

Для достижения главной  цели необходимо решение следующих  задач:

- формирование условий для развития человеческого потенциала на основе роста реальных доходов и улучшения комфортности жизни населения, усиления роли семьи, повышения уровня здравоохранения, культуры и качества образования граждан;

- модернизация организационно-экономических механизмов и институтов, создание благоприятных условий для реализации предпринимательской инициативы субъектов хозяйствования;

- усиление мотивации к эффективной работе и повышение ответственности работников за результаты и качество своего труда;

- формирование эффективной инновационной системы;

- совершенствование структуры экономики на основе приоритетного развития ресурсосберегающих, наукоемких и высокотехнологичных производств с высокой долей добавленной стоимости и прогрессивных видов услуг;

- активизация инвестиционных процессов и стимулирование притока в страну прямых иностранных инвестиций;

- развитие интеграционных связей, в первую очередь в рамках Таможенного союза, Единого экономического пространства, СНГ;

- повышение эффективности внешнеэкономической деятельности и обеспечение сбалансированности экономики, выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году;

- обеспечение энергетической безопасности страны[1].

Реализация поставленных целей и задач будет достигнута на основе всестороннего использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно претворяется в жизнь в нашей стране. Именно государство выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором и эффективным проводником прогрессивных преобразований.

Ключевая задача пятилетия – формирование нового облика белорусской экономики за счет создания принципиально новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортоориентированную, высокотехнологичную продукцию, в том числе в стратегическом партнерстве с передовыми мировыми компаниями. В этих целях будет создан благоприятный бизнес-климат для отечественных и иностранных инвесторов, что позволит провести структурные преобразования экономики, увеличить выпуск конкурентоспособной инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, повысить доходы предприятий, граждан и государства. Предусматривается повышение эффективности существующих производств путем включения их в состав интегрированных корпоративных структур, в которые также будут входить научные центры, взаимодействующие с академической и вузовской наукой.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие  основные выводы:

- принципиальными предпосылками и факторами построения, функционирования и устойчивого развития национальной экономики является закрепление в стратегических программах социально-экономического развития Беларуси долгосрочных ориентиров и общесистемных условий упреждающего характера. Опыт в этом отношении в стране есть. Так, согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020 года, в качестве общесистемных условий стратегического характера определены: построение и развитие унитарного демократического социального правового государства (в соответствии с Конституцией Республики Беларусь); формирование современного гражданского общества; создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики;

- четкое и последовательное развитие политики государства в соответствии с выбранным курсом позволило достичь высоких темпов экономического роста и укрепить социально-политическую стабильность общества. Модель социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь доказала свою действенность и способность обеспечивать устойчивую макроэкономическую динамику даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса. Достигнуты высокие темпы ее развития: в январе-ноябре 2011 г. обеспечен рост ВВП на уровне 105,8% к аналогичному периоду прошлого года, высокими темпами развивается промышленное производство (109,5%), темпы производства продукции сельского хозяйства составили 106,5%; инвестиции в основной капитал увеличились на 15,6%; темпы роста производительности труда  составили 107,3% (за январь-октябрь), доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции увеличилась и составила 17,2%; в социальной сфере сохраняется стабильная ситуация на рынке труда, уровень безработицы составил на конец ноября 2011 г. 0,6% к численности экономически активного населения.  При росте реальных располагаемых денежных доходов населения на 2,5% (в январе-октябре) сохраняются повышенный потребительский спрос и высокие темпы роста розничного товарооборота (107,5%), несмотря на девальвацию белорусского рубля и быстрый рост потребительских цен на товары и услуги (в ноябре по сравнению с декабрем 2010 г. – 204%). Таким образом, результаты свидетельствуют об устойчивом развитии белорусской экономики и отдельных ее секторов;

- государственная политика в 2011–2015 годах будет направлена на решение проблем и преодоление ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально-экономического развития страны, существенно повысить благосостояние населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Мн.: Беларусь, 2011. – 89 с.

2. Бункина М.К. Национальная экономика: Учеб. М.: Логос, 2003. – 455 с.

3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. – Мн.: Юнипак, 2004. – 190 с.

4. Стратегия устойчивого развития Беларуси: преемственность и обновление: Аналит. отчет. Мн.: Юнипак, 2003. – 129 с.

5. Черныш. Л.П. Экономика Беларуси: Курс лекций. – Мн.: БГУ, 2002. – 210 с.

6. Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 468 с.

7. Шимов Н. В. Национальная экономика Беларуси: потенциалы, хозяйственные комплекты, направления развития, механизмы управления. – Мн.: Высшая школа, 2005. – 809 с.

 

 


Информация о работе Экономические факторы