Экономические кризисы и анализ причин их возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной работы – исследовать экономические кризисы, выявить основные причины и пути преодоления.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты и выявить сущность экономического кризиса.
- Рассказать о функциях и видах экономического кризиса.
- Раскрыть причины и последствия экономического кризиса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...….4
ГЛАВА 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ…………………………………………..…...5
Сущность экономического кризиса……………………......5
Функции и динамика экономического кризиса………......6
Особенности и виды экономических кризисов…………...7
ГЛАВА 2 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ ………………………………………………10
Причины возникновения экономических кризисов и их роль в социально-экономическом развитии……………………….…10
Последствия экономических кризисов……………….…..12
Причины экономических кризисов в трактовке различных авторов …………….…..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МАК.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

2. Основной торговый партнер  Беларуси - Россия уже испытывает  влияние кризиса: наблюдается отток  капиталов из страны, падение  биржевых котировок акций. В этой  связи возможно временное снижение спроса на белорусские товары на российском рынке, что станет сдерживающим фактором развития ведущих белорусских экспортеров и импортеров. Но, располагая самым высоким уровнем ликвидности в мире - национальным богатством российский рубль в ближайшей перспективе войдет в состав самых надежных валют мира, поэтому белорусским экспортерам и импортерам: не следует принимать каких-либо действий по уходу с зоны российского рубля.

3. Кризис ликвидности  США на мировых рывках будет  оказывать через доллар влияние на финансовую сферу Республики Беларусь. Инфляция финансовых ресурсов на мировом рынке приведет к росту расходов на обслуживание и белорусского внешнего долга. Это может создать предпосылки для кризиса ликвидности в стране. Поэтому в будущем в первую очередь необходимо ориентироваться на привлечение не кредитов и займов, а прямых инвестиций, которые не увеличивают государственный внешний долг. Государственные облигации и корпоративные ценные бумаги могли бы стать более предпочтительным источником привлечения капитала в Беларусь, чем иностранные кредиты. Кроме того, целесообразно ориентироваться на импорт инновационных лицензий и технологий по производству конкурентоспособных изделий для экспорта и импортозамещения. [23]

4. В разрезе банковской  системы кризис может иметь комплекс негативных проявлений - падение ликвидности, сокращение ресурсной базы, рост внешней задолженности, потеря собственного капитала, В условиях эскалации угрозы кризиса ликвидности особую важность приобретает проблема повышения уровня капитализации белорусской банковской системы.

Совокупный уставный фонд коммерческих банков составлял на 1. июля 2008 г. всего 5,1 трлн. руб. или примерно 2,4 млрд. долл. (на 1 ноября 2011 г. – 12,9 трлн. руб.) Такой уровень капитализации в условиях мирового кризиса может оказаться недостаточным, для обеспечения стабильного функционирования и развития банковской системы, покрытия рисков в деятельности банков. В случае невозможности восполнения банками ликвидности в необходимом объеме могут возникать следующие негативные последствия:

кризис неплатежей, выражающийся в несвоевременном исполнении обязательств перед своими контрагентами;

проблемы с заимствованием коммерческими банками денежных средств на рынке межбанковского кредитования;

резкий отток вкладчиков (физических и юридических лиц) с досрочным изъятием, вкладов и депозитов;

потеря интереса иностранных инвесторов к вложениям в банковский сектор Республики Беларусь.

Для обеспечения необходимых объемов финансовых ресурсов необходима дальнейшая капитализация банковского сектора, в том числе за счет привлечения в него преимущественно российского и китайского капиталов, (Справочно: на 1.09.2008 г. доля иностранного капитала в совокупном уставном фонде белорусских банков составила 22,2%, в Украине - 35%, в России - 25,7%). Положительным моментом увеличения доли названных капиталов в уставных фондах банков является возможность привлечения такими банками ресурсов напрямую от материнских банков, Это более выгодно по сравнению с покупкой ресурсов на межбанковском рынке этих и других иностранных валют. [23]

Повышению инвестиционной активности банков за счет увеличения доли долгосрочных депозитов могла бы способствовать и дифференциация процентных отчислений в фонд обязательных резервов в зависимости от сроков привлечения ресурсов банками.

5. Одним из негативных  факторов для белорусской экономики  является снижение мировых цен  на нефть и нефтепродукты, которые  составляют более трети всего  экспорта страны» В результате  следует ожидать не только  уменьшения валютной выручки, но  и сокращения поступления в бюджет экспортных пошлин на нефтепродукты, размер которых привязан к мировым ценам на нефть. Кроме того, на фоне кризиса на мировых финансовых рынках уже обозначилась тенденция падения цен на азотные и фосфорные удобрения. Поэтому не исключено снижение цен на калийные удобрения, которые также являются значимой статьей белорусского экспорта.

В связи с этим следует ожидать снижения темпов роста доходов бюджета от внешней торговли, доля которых в бюджете страны в последние годы возрастала. Это обстоятельство предъявляет к финансовой системе дополнительные требования по обеспечению устойчивости доходов банковской и бюджетной систем. При прочих равных условиях, чем выше доля доходов от конъюнктурно нестабильных источников, тем более неустойчивы доходы этих систем. Поэтому одним из основных направлений укрепления стабильности финансовой системы Республики Беларусь должна стать дальнейшая либерализация финансово-бюджетной политики и совершенствование хозяйственного механизма, способного обеспечить дальнейший рост ВВП, заработной платы и пенсий людей, занятых производительным трудом.[23]

Правительством и Национальным банком выработан и реализуется  антикризисный план.   Проводятся  мероприятия  по  поддержке  системообразующих  предприятий, принимаются активные меры по улучшению деловой среды  и инвестиционного климата.  [22]

 В области бюджетной  политики с конца прошлого  года реализуются  меры по: 

достижению сбалансированного бюджета;  

 обеспечению  сдержанного  роста  заработной  платы  в  бюджетном  секторе и на государственных предприятиях;

 ограничению государственных  инвестиций; 

повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

 развитию системы адресной  социальной поддержки населения.  

Завершается  инвентаризация  всех  государственных,  отраслевых  и  региональных программ. Результат этой работы - оптимизация программ  и  исключение  тех  мероприятий,  которые  потеряли  актуальность  или  малоэффективны  в  складывающихся  экономических  условиях.  [22]

Пересматривается  порядок  разработки  программ  и  усиливается  ответственность  государственных  органов  за  их  эффективную  реализацию.  Министерством финансов подготовлен проект уточненного бюджета  на 2009 год,  в  котором  существенные  изменения  вносятся  в  доходы  и  расходы,  включая  объемы  межбюджетных  трансфертов.  Выдержан  целевой показатель нулевого дефицита.   При  уточнении  прогноза  рассматривается  ряд  вариантов  развития  экономики.  Несмотря на сокращение бюджетных расходов, мы будем стараться  реализовать  эти  подходы  с  тем,  чтобы  сохранить  достигнутый  качественный  уровень  социальных  услуг,  обеспечить  социальную  направленность бюджета и поддержку приоритетным сферам экономики.

 Для смягчения негативных  последствий кризиса используются, в том  числе и налоговые стимулы.  Проводимое реформирование налоговой системы в последние годы  было  направлено  на  снижение  налоговой  нагрузки  на  предприятия  реального сектора экономики, либерализацию экономической системы и  повышение ее инвестиционной привлекательности.  В 2008 году налоговая нагрузка в стране снизилась на 1,3 процента к  ВВП. Этот темп сохранился в 2009 году, 2010 (31%) и в 2011 году, что обеспечивает нагрузку на  уровне 30,1 процента  к  ВВП.

 Учитывая  опыт  разрушающего  воздействия  кризиса  на  национальный  финансовый  рынок  ряда  стран,    в  настоящее  время  завершается работа  над концепцией развития финансового  рынка страны.  Концепция  не  только  даст  целостное  представлении  об  основных  направлениях  развития  имеющихся  на  рынке  участниках (банков,  страховых компаний, организаций инфраструктуры рынка ценных бумаг),  но  и  будет  служить  ориентиром  для  появления  и  развития  новых  организаций. Это, главным образом, небанковские кредитно-финансовые  институты – инвестиционные,  трастовые  фонды,  венчурные,    факторинговые  и  другие  компании.  Кроме  этого,  в  концепции  будет  предусмотрено  создание  системы  мониторинга  и  предупреждения  кризисных явлений на финансовом рынке.   Мерой,  которая  позволит  ограничить  возможные  риски  внутри  республики является концепция управления совокупным внешним долгом  страны,  предусматривающая  систему  мониторинга  внешних  заимствований на уровне корпораций.  Тем  не  менее,  несмотря  на  то, что в  стране работает комплексная  система  противодействия  кризису,    потенциал  внутренних  мер бюджетной и в целом экономической политики во многом ограничен.  [22]

  В  прошлом  году  между  правительствами    стран  России и Республики Беларусь   достигнута  договоренность  о  взаимопонимании  по  вопросам  координации  мер  по  повышению  конкурентоспособности  национальных  экономик,  в  соответствии  с  которой  предусматриваются  совместные  действия  по  улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий  ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли между  странами.

  Более активно следует создавать стимулы для: 

взаимной поддержки наших традиционных рынков; 

развития кооперационных связей, их кредитования и урегулирования  взаимных неплатежей во взаимной торговле;

 упрощения  допуска  товаров  на  внутренние  рынки  наших  стран,  включая участие  в государственных закупках.

 Для того, чтобы усилия  были комплексными и продуктивными  по продвижению наших товаров  на рынки обоих государств необходимо  не  только  принятие  мер  по  совершенствованию  условий  взаимной  торговли, допуска на рынки, но и налаживание системы расчетов.  Важна  реализация  межгосударственного  соглашения  о  расширении  применения  российского  рубля  во  взаиморасчетах.  Это  позволит  восстановить  уровень  финансового  состояния  наших  предприятий  и  соответственно  улучшит  положение  бюджетов  обеих  стран. 

 Необходимо  отметить,  большой  потенциал  регионального  взаимодействия  в рамках СНГ  и ЕврАзЭС для преодоления последствий  кризиса.  И  здесь  далеко  не  все  резервы  ещё  исчерпаны.  Значительное  внимание  следует  уделять  дальнейшему  уменьшению  региональных  барьеров  во  взаимной  торговле,  повышению  мобильности  капитала,  увеличению межрегиональных инвестиционных потоков.  

Совместные  усилия  стран-участниц  ЕврАзЭС  должны  быть направлены на: 

обеспечение  бесперебойной  работы  реального  сектора  экономик  государств Сообщества; 

способствовать ликвидации проблемы несвоевременности расчетов за  поставленную продукцию. [21]

Преодоление экономического кризиса в Республике Беларусь.

В начале ноября 2011 года Министерством экономики и другими участниками правительства был разработан ряд предложений по изменению курса социально-экономического развития на 2012 год. Были озвучены следующие предложения:

  • выход на положительное сальдо внешней торговли;
  • сокращение эмиссионного кредитования экономики, сокращение финансирования госпрограмм (ориентировочно в три раза) и проведение жёсткой налоговой и кредитно-денежной политики;
  • активизация привлечения иностранных инвестиций (план — $4 миллиарда);
  • приватизация малоэффективных предприятий;
  • отказ от регулирования курса белорусского рубля за исключением резких скачков;
  • рост золотовалютных резервов на $5 миллиардов, то есть вдвое;
  • отказ от приоритета роста ВВП перед остальными макроэкономическими показателями;
  • удерживание инфляции на уровне 19%.

Позиция  Правительства  Республики Беларусь основана на том, что они должны сделать все, чтобы  из  этого  кризиса  выйти  не  ослабленными,  а  максимально  мобилизованными и с перспективами экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Экономический кризис - это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности - понижением. Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры.

Под экономическим циклом подразумевается период развития экономики между двумя одинаковыми состояниями конъюнктуры. В структуре цикла выделяют высшую и низшую точки активности и лежащие между ними фазы спада и подъема. При более подробном анализе экономический цикл делят на четыре фазы:

Экспансия. Национальный доход растет, несмотря на полную занятость. Увеличивается спрос на инвестиции, безработица снижается ниже естественного уровня. Повышаются уровень цен, ставка заработной платы и ставка процента. Неизбежным следствием такого развития событий является переход от роста к спаду.

Рецессия (кризис). В этой стадии производство сокращается, темпы прироста становятся отрицательными, растет безработица и снижается совокупный спрос.

Депрессия. Национальный доход продолжает снижаться, но темпы падения замедляются; поэтому кривая темпов прироста «поворачивается» вверх.

Оживление. Переход от падения производства к его увеличению; постепенное возвращение экономики к состоянию, соответствующему равновесному росту.

Экономический кризис обнаруживает перенакопление капитала, которое выступает в трех формах: 1) перепроизводство товарного капитала (рост нереализованной продукции); 2) перенакопление производительного капитала (увеличение недогрузки производственных мощностей, рост безработицы); 3) перенакопление денежного капитала (увеличение количества денег, не вложенных в производство). Общим результатом перенакопления капитала становится рост издержек производства, падение цен и, следовательно, прибыли.

Но экономический кризис обнаруживает не только предел, но и импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую функцию. Во время кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства, увеличению прибыли, усиливается конкуренция.

Экономический кризис приводит к моральному износу средств производства, не способных обеспечить прибыльное функционирование капитала. Он же создает стимулы для обновления капитала на новой технической основе. Поэтому кризис дает начало преимущественно интенсивному развитию экономики.

Информация о работе Экономические кризисы и анализ причин их возникновения