Экономические кризисы: причины, сущность, механизм развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

При этом предметом исследования является проблемы макроэкономической нестабильности.
Главная цель данной работы – исследовать экономические кризисы, выявить основные причины и пути преодоления.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты и природу экономического кризиса.
- Рассказать о видах экономического кризиса.
- Выявить причины и последствия экономического кризиса.
- Изложить возможные пути преодоления экономического кризиса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..4
1 Сущность и характеристики экономических кризисов… ……………………...5
Природа экономических кризисов ……………………………………………5
Классификация экономических кризисов……………………………………..6
Фазы циклов общественного воспроизводства и их динамика…………......8
2 Возникновение и предотвращение проблем экономических кризисов………11
2.1 Причины возникновения экономических кризисов………………………….11
2.2 Последствия экономических кризисов………………………………………..13
2.3 Пути выхода из экономического кризиса…………………………………….15
3 Анализ кризисных явлений в Республике Беларусь…………………………...17
3.1Последствия мирового финансово-экономического кризиса для Беларуси…………………………………………………………………………….17
3.2 Финансовый кризис 2011года…………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………..…….31

Файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ.docx

— 216.56 Кб (Скачать файл)

Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в первом полугодии 2012 г. характеризуются стабильным функционированием экономики и  улучшением большинства макроэкономических показателей.[16]

Прирост валового внутреннего продукта обеспечен  на уровне 2,9% (в текущих ценах - 227,9 трлн. рублей).

Одним из главных факторов экономического роста  в отчетном периоде является рост производительности труда (по ВВП), которая  увеличилась за январь-май 2012 г. на 5,4% и по темпам опережала прирост  ВВП (3,1%) в этот период.

Умеренная динамика экономического роста обусловлена  продолжением реализации комплекса  мер по сжатию внутреннего спроса с целью ликвидации сформировавшихся в последние годы макроэкономических диспропорций и соответствует прогнозу Правительства.

Рост  ВВП в текущем году в наибольшей степени поддерживался динамикой  промышленности. Из 2,9% прироста ВВП 2,5% сформировано за ее счет. Значимый вклад  в прирост ВВП внесен также  торговлей (0,9%), транспортом и связью (0,8%).

Прирост валового регионального продукта (ВРП) в январе-июне 2012 г. обеспечен всеми регионами республики, кроме Брестской области (96,2%). При этом годового прогнозного значения индекса ВРП достигла лишь Витебская область (121,0% при прогнозе 105,2-105,7%).

Качественной  характеристикой работы промышленности является опережающий рост в январе-мае 2012 г. производительности труда (110,9%) относительно темпов роста объемов промышленного  производства (на 3,7 %) и реальной заработной платы (на 1,7 %).

За январь-май 2012 г. экспорт товаров и услуг  составил 23,4 млрд. долларов США, импорт – 20,3 млрд. долларов США. К уровню января-мая 2011 г. темп роста экспорта составил 134,3% (прогноз на 2012 г.  – 111,6-112,3%), импорта  – 104,9%.

Сальдо  внешней торговли товарами и услугами в январе-мае 2012 г. сложилось положительное  в размере 3 млрд. долларов США, при  положительном сальдо как торговли товарами, так и услугами.

Отношение сальдо внешней торговли товарами и  услугами к ВВП (13,3%) значительно  превышает прогноз на 2012 г. (2,3-2,7%).

В географии  внешней торговли товарами наиболее динамично развивался экспорт в  дальнее зарубежье – рост по отношению  к январю-маю 2011 г. составил 152,2%, в  том числе в страны ЕС – 171,3%. Импорт из стран дальнего зарубежья за пять месяцев текущего года снизился в  противовес январю-маю 2011 г., когда импорт из этих стран вырос на 71,5%.

По методологии  статистики внешней торговли товарами за январь-май 2012 г. экспорт товаров  вырос на 36,5% по сравнению с аналогичным  периодом 2011 г. (+5629,6 млн. долларов США). В январе–мае 2012 г. впервые за последние 7 лет достигнуто устойчивое положительное сальдо внешней торговли товарами.

Значительно вырос экспорт инвестиционных товаров - на 400 млн. долларов США.

В мае  экспорт товаров обновил исторический максимум и превысил 4,6 млрд. долларов.

Импорт  вырос незначительно, на 4,4%, или +815,2 млн. долларов США к уровню прошлого года. Весь прирост импорта обеспечил  импорт энергетических товаров, по остальным  товарным группам произошло снижение импорта.

В I полугодии 2012 г. сохраняется стабильная ситуация с удовлетворением платежеспособного  спроса населения на продовольственные  и непродовольственные товары и  обеспечено нормальное функционирование потребительского рынка.

Розничный товарооборот торговли через все  каналы реализации в первом полугодии 2012 г. на 9,5% превысил высокий уровень  соответствующего периода 2011 г. (117%). С  ростом к январю-июню 2011 г. была обеспечена продажа по большинству основных групп продовольственных и непродовольственных  товаров.

До 74,8% увеличился удельный вес продаж товаров отечественного производства при сокращении импортных  поставок по ряду товаров.

Покупка населением непродовольственных товаров (темп роста 113,1%) в рассматриваемом  периоде существенно опережала  потребление пищевых продуктов, напитков и табачных изделий (соответственно 105,8%).

В условиях повышения реальных денежных доходов  населения положительной динамикой в январе-июне текущего года характеризуется розничный товарооборот общественного питания, темп роста которого составил 106,3% к уровню января-июня 2011 г.

Результаты  первого полугодия 2012 г. свидетельствуют  о стабилизации ценовой ситуации.

Индекс  потребительских цен на товары и  услуги за январь-июнь 2012 г. составил 110,5% и находится в рамках прогнозируемого  параметра роста потребительских  цен на 2012 г.

Из общего прироста индекса потребительских  цен (10,5%) за счет свободных цен и  тарифов получено 8,3 процентных пункта, или 4/5 общего прироста индекса потребительских цен на товары и услуги, регулируемых цен и тарифов – 2,2 процентных пункта, или 1/5 общего прироста индекса потребительских цен.

 Индекс  цен на продовольственные товары  в июне 2012 г. по сравнению с  декабрем 2011 г. составил 111,7%, непродовольственные  – 106,9%, услуги – 114,5%.

Анализ  финансовых показателей работы организаций  показателей за январь май 2012 г. показывает значительный рост выручки от реализации, объемов всех видов прибыли, уровня рентабельности продаж и рентабельности реализованной продукции, товаров, работ, услуг, при сохранении значительной доли нерентабельных и низкорентабельных  предприятий.

Следует отметить сокращение в отчетном периоде  к аналогичному периоду 2011 г. численности  убыточных предприятий и снижение суммы их чистого убытка.

За январь-май 2012 г. возросла как кредиторская, так  и дебиторская задолженность  организаций.

Кредиторская  задолженность на 1 июня 2012 г. составила 153,6 трлн. рублей и по сравнению с 1 июня 2011 г. выросла в 1,9 раза.

Дебиторская задолженность на 1 июня 2012 г. составила 133,2 трлн. рублей и по сравнению с 1 июня 2011 г. выросла в 2 раза при росте  потребительских цен за этот период в 1.8 раза.

При этом темп роста дебиторской задолженности (124,4%) опережал темп роста кредиторской задолженности (109,7%). Соотношение кредиторской задолженности к дебиторской  задолженности уменьшилось с 130,9% на 1 января 2012 г. до 115,4% на 1 июня 2012 г.

Увеличились доля просроченной кредиторской задолженности (с 7,3% на 1 января 2012 г. до 8,1% на 1 июня 2012 г.), уменьшилась доля дебиторской  задолженности (с 10,8% до 10,6% соответственно) в общем их объеме. Сохраняется высокая доля и отсутствует положительная динамика снижения числа организаций, имеющих просроченную кредиторскую задолженность – 59,3% (на 1 января 2012 г. – 59,2%) от общего числа организаций, а также просроченную дебиторскую задолженность – 68,6% (на 1 января 2012 г. – 68,3%) от общего числа организаций.

Главная причина роста дебиторской задолженности, в том числе просроченной, а  также сложившейся ситуации с  расчетами организаций в целом  по стране состоит в сохранении проблемы недостаточной платежеспособности и финансовой устойчивости организаций.

Заработная плата в её реальном исчислении по итогам первого полугодия 2012 г. составила 107,4%, номинальная же начисленная среднемесячная заработная плата превысила уровень прошлого года на 108,5% (3 262,6 тыс. рублей, в том числе в июне – 3752,1 тыс. рублей).

Среднемесячный  размер пенсии по возрасту в январе-июне текущего года составил 1 280,8 тыс. рублей, в том числе в июне – 1472,7 тыс. рублей. Реальный размер пенсии по возрасту – 105,2%.

Реальные  располагаемые денежные доходы в  январе-мае 2012 г. существенно превысили  уровень прошлого года и составили 103,3%.

Уровень занятых в экономике сохраняется  стабильным на протяжении 5 месяцев 2012 г. (4 578,6 тыс. человек), что, однако, на 2,2% меньше аналогичного периода 2011 г.

Уровень безработицы, благодаря осуществляемому  комплексу мер, не превышает отметки 0,6% к численности экономически активного  населения.

Указом  Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года  № 136 была  утверждена Программа  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы.

Основной  целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение  условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических  отношений, инновационного развития и  повышения конкурентоспособности  национальной экономики.

Достижение  поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:

- развитие  человеческого потенциала, включая  повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение  продолжительности жизни, укрепление  здоровья граждан и повышение  качества образования; 

- радикальная  модернизация всех секторов экономики,  создание новых наукоемких и  высокотехнологичных производств; 

- стимулирование  предпринимательства и деловой  инициативы;

 - рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;

- развитие  импортозамещающих производств; 

-  устойчивое  развитие регионов;

-  строительство  качественного и доступного жилья; 

-  повышение  эффективности агропромышленного  комплекса.

Основными задачами социальной политики государства  являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий  для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности  функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов  деятельности, относящихся к сфере  услуг.

Экономическая политика государства в предстоящем  пятилетии будет сосредоточена  на эффективности и качестве, что  количественно найдет отражение  в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной  продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

Позиция  Правительства  Республики Беларусь основана на том, что они должны сделать  все, чтобы  из кризиса  выходить  не  ослабленными,  а  максимально  мобилизованными и с перспективами  экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 В первом разделе курсовой работы были рассмотрены понятие  «экономического кризиса»,  фазы циклов общественного воспроизводства, была приведена классификация экономических кризисов.  

 Проведенное  исследование позволило сделать  следующие выводы:

- под  экономическим кризисом понимается  значительное нарушение равновесия  в хозяйственной системе, часто  сопровождающееся потерями и  разрывом нормальных связей в  производстве и рыночных отношениях, что, в конечном счете, ведет  к дисбалансу функционирования  экономической системы в целом;

- в структуре  цикла выделяют высшую и низшую  точки активности и лежащие  между ними фазы спада и  подъема;

- экономические  кризисы разнообразны, и все они отражают острые противоречия в экономике страны или отдельного предприятия, фирмы.

Во втором разделе данной курсовой работы рассматривались причины, последствия экономических кризисов и пути выхода из них.

Основные  выводы данного раздела:

- установлено, что причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения;

        - причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой;

        - каждый экономический кризис приводит к изменениям в образе жизни и мировосприятии людей, его последствия  могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу;

        - пути выхода из кризиса всегда зависят от причин, вызвавших данную ситуацию. Для выхода из экономического кризиса необходимы определенные политические и социально-психологические условия.

В третьем  разделе рассматривались последствия  мирового финансово-кризиса  для Республики Беларусь, а также проведен анализ экономической ситуации в Республике Беларусь на современном этапе.  

      Основными выводами из данного раздела являются:

        - мировой финансовый кризис затронул  экономику Беларуси в меньшей степени (в силу неразвитости финансового сектора и рынка высокотехнологичных услуг), в то время как мировой экономический кризис заметно сказался на развитии белорусской экономики;

        - наиболее уязвимой белорусская экономика по-прежнему остается во внешнеэкономической сфере. Учитывая ограниченную емкость внутреннего рынка, оживление белорусской экономики в ближайшие годы во многом будет зависеть от изменения траектории развития мировой экономики, прежде всего тех стран, которые в последние годы являлись основными торговыми партнерами;

       - в условиях мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь проводился ряд антикризисных мероприятий. В целом они состояли из следующих четырех блоков: первоочередные меры по либерализации условий экономической деятельности, антикризисные меры в области монетарной и фискальной политики, по поддержке валообразующих предприятий, совместный план действий с Российской Федерацией по минимизации последствий финансового кризиса;

Информация о работе Экономические кризисы: причины, сущность, механизм развития