Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 11:17, курсовая работа
Цель исследования — изучить факторы совокупного спроса, как взаимозависимые показатели, выделить проблемы стимулирования совокупного спроса и направление использования кейнсианского подхода в Республике Беларусь.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи, определившие логику исследования и структуру курсовой работы:
1) изучить теоретические аспекты концепции эффективного спроса Дж. М. Кейнса;
2) определить экономические особенности кейнсианского подхода;
3) исследовать основные факторы эффективного спроса;
4) провести анализ кейнсианской функции потребления, изучить влияние потребительских расходов, инвестиций, государственных закупок и чистого экспорта на совокупный спрос;
5) выявить специфику и проблемы национального совокупного спроса;
6) сформулировать направления применения кейнсианского подхода в экономике Республики Беларусь.
Введение 4
1. Теоретические аспекты концепции эффективного спроса Дж. М. Кейнса 6
1.1. Экономические особенности кейнсианского подхода 6
1.2. Факторы эффективного спроса 8
2. Анализ функции совокупного спроса 13
2.1. Кейнсианская функция потребления. Предельная склонность к потреблению 13
2.2. Особенности функции спроса на инвестиции 16
3. Направление использования кейнсианского подхода в экономике Республики Беларусь 21
Заключение 26
Список использованных источников 28
Введение 4
1. Теоретические аспекты концепции эффективного спроса Дж. М. Кейнса 6
1.1. Экономические особенности кейнсианского подхода 6
1.2. Факторы эффективного спроса 8
2. Анализ функции совокупного спроса 13
2.1. Кейнсианская функция потребления. Предельная склонность к потреблению 13
2.2. Особенности функции спроса на инвестиции 16
3. Направление использования кейнсианского подхода в экономике Республики Беларусь 21
Заключение 26
Список использованных источников 28
На протяжении всей своей новейшей истории Республика Беларусь не раз обращалась к теории эффективного спроса, разработанной более 100 лет назад английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсом. Предложенные им антикризисные решения помогли когда-то справиться с «Великой депрессией», обрушавшейся 1929-1933 годах на страны Запада. Взгляды Кейнса во многом повлияли на развитие экономической мысли и на экономическую политику западных государств. Основные положения его теории по стимулированию эффективного спроса являются актуальными и в настоящее время, поэтому существует необходимость рассмотрения возможности применения данной теории на современном этапе для экономики нашей страны.
Проблемами макроэкономического равновесия, взаимодействия спроса и предложения занимались многие исследователи: А. Смит, его последователь Д. Рикардо, К.Маркс, Альфред Маршал, его ученик Дж. М. Кейнс, последователи кейнсианства Д. Хикс и П. Самуэльсон и др. Особенности поведения потребителя изучал не только Кейнс, но и такие ученые как И. Фишер, Ф. Модильяни, М. Фридман и др. Модель стимулирования эффективного совокупного спроса по Кейнсу дала положительные результаты в развитых странах запада, поэтому необходимо понять насколько применима эта теория к Республике Беларусь, какие способы стимулирования экономики здесь действуют. Может ли проводимая Президентом политика увеличения заработной платы населения привести к улучшению благосостояния населения и его потребительской способности.
Объектом исследования является равновесие совокупного спроса и совокупного предложения.
Предмет исследования — особенности стимулирования совокупного спроса в Республике Беларусь на современном этапе.
Цель исследования — изучить факторы совокупного спроса, как взаимозависимые показатели, выделить проблемы стимулирования совокупного спроса и направление использования кейнсианского подхода в Республике Беларусь.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи, определившие логику исследования и структуру курсовой работы:
При написании курсовой работы использовались труды отечественных и зарубежных авторов, учебная и научная литература, статьи. Использованные источники были изучены с помощью методов сравнительного анализа, синтеза решений, системного подхода, а также экономико-математических и графических методов.
Курсовая работа выполнена на 29 страницах, включает введение, 3 раздела, 4 подраздела, заключение, список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КонцепциИ эффективного
спроса Дж. М. Кейнса
Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) — английский экономист и политический деятель, один из основателей макроэкономики как самостоятельной науки и родоначальник кейнсианства — одного из ведущих направлений современной экономической мысли.
В своей знаменитой работе «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 году, Кейнс обратил свое внимание на недостаточную эффективность потребительского спроса. Именно спрос, по его мнению, играет определяющую роль в стимулировании и развитии производства. Поэтому концепция эффективного спроса стала центральной в экономической теории Дж. М. Кейнса [1].
Проблема спроса никогда не ставилась неоклассиками, поскольку они исходили из закона рынков Ж. Б. Сэя, согласно которому предложение рождает спрос и недостатка этого спроса быть не может [2]. По выражению Дж. Гэлбрейта, к 30-м годам двадцатого столетия идея, что производство само создает достаточный для себя спрос, была святой истиной в области экономики. В основе классического подхода лежит убеждение, что цены и зарплата являются достаточно гибкими, чтобы рынки очень быстро возвращались в состояние равновесия. Если корректировка цен и зарплаты происходит быстро, то короткий период, в котором цены неподвижны, оказывается настолько коротким, что им можно пренебречь. Экономисты-классики полагали, что экономика всегда функционирует в условиях полной занятости или на уровне потенциального выпуска продукции.
Несостоятельность закона Сея в годы «великой депрессии» стала очевидной. В противовес ему и неоклассикам, считавшим, что проблема спроса решается сама собой, Кейнс поставил ее в центр своих исследований и сделал исходным пунктом макроэкономического анализа [3].
Дж. М. Кейнс утверждал, что закон Ж. Б. Сэя действует только в бартерной экономике. Современная же экономика является денежной, и деньги не выступают простой формой выражения бартерных сделок. Они создают возможность для сохранения части дохода в денежной форме, а следовательно, нарушают правило, введенное Ж. Б. Сэем, согласно которому каждый продавец становится покупателем. Сохранение доходов в денежной форме приводит к возникновению разрыва между спросом и предложением — спрос начинает отставать от предложения, поскольку часть полученных средств изымается из товарооборота в виде сбережений [2].
Экономисты-классики для сохранения объема производства на прежнем уровне при падении совокупного спроса и увеличения складских запасов видели выход в изменении цены на продукцию (ее снижении), что в свою очередь вело к падению ставки заработной платы. Кейнс же считал, что ставка заработной платы является не гибкой и поэтому уменьшение цены на продукцию так же невозможно. Если фирмы будут сокращать объемы производства и увольнять избыточный персонал, то это создаст реальную возможность кризиса. В этом состоянии экономика характеризуется высоким уровнем безработицы, неполной загрузкой производственных мощностей, большим объемом незадействованных капиталов [4]. Выход из такой ситуации Дж. М. Кейнс видел в решении проблемы недостаточного эффективного спроса и выработке мер, которые обеспечили бы полную занятость ресурсов. Поэтому чтобы преодолеть спад необходимо стимулировать совокупный спрос, который определяется по формуле (1.1):
,
где C – потребительские расходы домашнего хозяйства;
I – инвестиции (инвестиции бизнеса в основной капитал, инвестиции в запасы, жилищное строительство);
G – государственные закупки товаров и услуг;
Nx- чистый экспорт.
Значительную часть своей работы «Общая теория занятости, процента и денег», Кейнс как раз и посвятил анализу факторов, определяющих динамику личного потребления и инвестиций. Кейнс видел главную задачу в достижении общенациональных экономических пропорций между совокупными народнохозяйственными величинами: национальным доходом, сбережениями, инвестициями, совокупным спросом [1].
Согласно Кейнсу, прирост
личного потребления
Кейнс считал доход главным фактором эффективного спроса. Поскольку в состав инвестиций так же входит и зарплата, то стимулируя инвестиции, растет доход потребителей. Обеспечение нормального размера инвестиций упирается в проблему перевода всех сбережений в реальные капиталовложения. Представители классического направления не видели здесь особой проблемы, т.к. исходили из предположения, что акт сбережения одновременно превращается в акт инвестирования и высокий уровень сбережений является условием экономического роста, поскольку именно сбережения представляет собой источник накопления капитала. Со времен А.Смита стремление сберегать расценивалось как одна из важнейших добродетелей, которую следовало поддерживать и развивать [2]. Кейнс же пришел к выводу, что чрезмерное сбережение является фактором, препятствующим экономическому росту, поскольку избыточные сбережения — ни что иное как избыточное предложение товаров, грозящая обернуться общим кризисом перепроизводства. Т.о. для поддержания постоянного роста национального дохода должны увеличиваться капитальные вложения, призванные поглощать все более расширяющийся объем сбережений. Именно инвестиционному компоненту эффективного спроса принадлежит определяющая роль в определении уровня национального дохода и занятости [1].
По Кейнсу, реальный размер инвестиций зависит от двух величин:
1) ожидаемого дохода от капиталовложений или их предельной эффективности (рентабельности последней инвестированной единицы капитала);
2) нормы процента.
Предприниматель продолжает процесс инвестирования, пока предельная эффективность капиталовложений остается выше нормы процента. Существующая норма процента определяет нижний предел прибыльности будущих инвестиций. Чем она ниже, тем, при прочих равных условиях, оживленней инвестиционный процесс и наоборот. Неоклассики считали, что норма процента определяется точкой пересечения кривых сбережений и инвестиций. Кейнс же писал, что сам процент определяет конечную величину инвестиций, а не определяется ими. Процент в теории Кейнса, как и склонность к инвестированию, явления преимущественно психологического порядка. Ожидаемый доход от инвестиций весьма чувствителен к пессимистическим настроениям, которые могут стать причиной глубоких экономических депрессий. В кейнсианской теории инвестиции определяются независимо от сбережений экономических субъектов [3].
Инвестиции играют решающую роль в возникновении экономических спадов, поскольку гораздо менее устойчивы, чем потребительские расходы. Рассматривая прирост национального дохода как функцию прироста инвестиций, Кейнс обратился к механизму мультипликатора. Впервые этот механизм был описан в 1931 г. английским экономистом Р. Каном. Кан высказал мысль, что всякие производственные расходы, вызывая первичную занятость, рождают дополнительную покупательную способность со стороны предпринимателей и их рабочих, что становится источником нового спроса и вторичной занятости. Но новые расходы составят лишь часть добавочных доходов, поэтому вторичная занятость будет меньше первичной и т.д. Налицо убывающая прогрессия. В теории Кана мультипликатор — это коэффициент, показывающий зависимость занятости от суммы первоначальных инвестиций, и зависящий от доли дохода, расходуемой на каждом этапе [5].
В отличии от мультипликатора занятости, Кейнс развивал идею мультипликатора накопления — это коэффициент, показывающий, во сколько раз увеличится прирост национального дохода в результате первоначальных инвестиций. Он определяется независимой переменной — предельной склонностью к потреблению, а прирост национального дохода определяется как произведение мультипликатора на прирост первоначальных инвестиций [1].
Величина мультипликатора в условиях реальной экономики всегда больше единицы, поскольку прирост дополнительных инвестиций в какую-либо отрасль дает прирост не только в ней самой, но и связанных с нею отраслях. А создание дополнительных рабочих мест во всех этих отраслях скажется на повышении платежеспособного спроса рабочих, и создаст стимулы для расширения производства продуктов питания и товаров народного потребления. Т.о. решаются две взаимосвязанные проблемы: обеспечение экономического роста и решение проблемы безработицы. По мнению Кейнса, обеспечивать первоначальные инвестиции в условиях недостаточного эффективного спроса со стороны потребителей и частного сектора экономики должно государство, не пренебрегая при этом к косвенными методами стимулирования инвестиций.
Третьим компонентом совокупных расходов является государственные расходы. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к увеличению совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. Один из рецептов Кейнса по регулированию совокупного спроса — это бюджетно-налоговая политика (фискальная политика). Она предполагает изменение государственных расходов и доходов с целью регулирования экономики. Доходы государства — это в основном налоги (90%). А государственные расходы включают государственные закупки товаров и услуг (G) и трансферты (TR) (формула 1.2).
+I(r)+G.
Одним из рецептов Кейнса для увеличения совокупного спроса — проводить стимулирующую фискальную политику, которая будет выражаться в снижении налогов, увеличении трансфертов и увеличении госзакупок. Однако проведение стимулирующей политики через уменьшение налогов, уменьшает доходы госбюджета. Государство не может одновременно снизить и расходы, поскольку не будет достигнут стимулирующий эффект. Поэтому стимулирующая политика ведет к дефициту бюджета и, как правило, к росту государственного долга.
Избыточный спрос ведет к росту цен, т.е. к инфляции. В этом случае проводится сдерживающая фискальная политика, которая предполагает уменьшение госзакупок и трансфертов и увеличение налогообложения.
При определенной величине дефицита государственного бюджета его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различным. При заимствовании будет иметь место тенденция к повышению уровня процентной ставки, что приведет к «выталкиванию» частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы. Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы будут увеличиваться, не оказывая пагубного влияния на инвестиции и потребление. Т.о. создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов, по сравнению с расширением займов [6].
Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Кривая совокупного спроса смещается и тогда, когда происходят изменения в закупках отечественных товаров зарубежными потребителями, независимо от уровня цен в нашей стране. На объем чистого экспорта влияют такие факторы, как национальный доход зарубежных стран и валютные курсы. Возрастание национального дохода за рубежом увеличивает спрос на экспортируемые товары, что сдвигает кривую совокупного спроса вверх и, наоборот, уменьшение национального богатства за рубежом имеет противоположный результат — чистый объем нашего экспорта уменьшается, сдвигая кривую совокупного спроса вниз. Изменения курса национальной валюты также влияет на объем чистого экспорта. Снижение курса приведет к уменьшению чистого экспорта по отношению к импорту и наоборот [6].
Информация о работе Экономические особенности кейнсианского подхода